Сочинение про слуцкие пояса

Обновлено: 02.07.2024

Слуцкие пояса

Слуцкие пояса признаны во всем мире национальной реликвией белорусского народа как уникальный вид ручного ткачества и символ самоопределения нации. Искусно выполненные шедевры ткачества создавались на протяжении середины XVIII – первой половины XIX века на местных мануфактурах, самой известной из которых была Слуцкая.

Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов – незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.

В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер – Ян Маджарский. Его правнучка Елизавета – мать Монюшко Станислава – знаменитого композитора и дирижера. Сын Маджарского – Левон (Лявон) на рубеже XVIII-XIX веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей.

Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.

Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шелкоткаческих производств.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях, вошедших в состав Российской империи, было запрещено носить слуцкие пояса, менялись тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства – начинается выпуск тканей для церковных нужд.

Во второй половине XIX – начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.

Спустя почти 300 лет после начала производства слуцких поясов было инициировано возрождение промысла – на промышленной основе. Состоялось заседание организационной группы по воссозданию технологии производства слуцких поясов. В собрании участвовали историки, искусствоведы, технологи, дизайнеры, ткачи-практики, представители предприятий легпрома страны.

Технологии ткачества слуцких поясов утрачены. Секреты мастерства ткачей требуют скрупулезного изучения, исследования художественных особенностей поясов, создания сводного каталога этих предметов, находящихся в белорусских и зарубежных собраниях.

Слуцкие пояса


Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками.

Слуцкие пояса были узкими и длинными: их ширина составляет 30–45 см, а длина достигает от 300 до 480 см. Они разнообразны по узору и колориту, но орнамент на них размещен по единому принципу. Средняя часть пояса состоит из поперечных полос: гладких, цветных, чередующихся с полосами, заполненными мелким растительным узором, который повторяется на продольных краях.


Слуцкие пояса ткались на ручных станках в технике уточного гобелена, т.е. все цветовые эффекты в рисунке пояса получены исключительно нитями утка. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне, к сожалению, утеряны.

На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.

В 1796 г. цена поясов составляла от 50 до 100 рублей. Для сравнения, бутылка шампанского в это время стоила 1,5 рубля, а наемная карета с шестеркой лошадей – 60 рублей в месяц.


Наиболее ценными и сложными в производстве были так называемые литые пояса. Лицевая сторона таких поясов была сплошь заткана золотой нитью, совершенно закрывая шелковую основу. Поскольку при тканье золотые нити ложились неровно, то готовый пояс прокатывали тяжелыми катками, отчего нити расплющивались и сливались, создавая гладкую поверхность. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще всего на сверкающих золотом концах помещались два стебля с цветами.

При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

Слуцкие пояса служили своего рода идентификацией принадлежности к Великому Княжеству Литовскому. Именно поэтому их было запрещено носить на территории Российской империи после восстания 1831 года.

Сколько стоит слуцкий пояс сегодня, точно не скажет ни один эксперт. Кто-то называет сумму в 300 тысяч долларов, а недавно один из польских музеев купил слуцкий пояс всего за три с половиной тысячи долларов – просто его хозяин хотел, чтобы семейная реликвия оказалась именно в этом музее.




Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

СЛУЦКИЕ ПОЯСА

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.

I цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.

Цямнее край зубчаты бора.
I тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.

YouTube
Instagram

Искусствовед Борис ЛАЗУКО показывает фотокопию пояса.

МИФ ПЕРВЫЙ

Прославиться должны были несвижские

Идея производить пояса на белорусских землях родилась, как это часто бывает, из практической необходимости. Без широкого шелкового пояса тогда, в XVIII веке, не представляли шляхетский костюм. Купцы то и дело привозили пояса из стран Азии и продавали их втридорога. Это и подтолкнуло перейти к импортозамещению и наладить собственное производство.

— Радзивиллы не бросались деньгами на ветер, — рассказывает Борис Андреевич. — Например, у одного из них как-то спросили, почему не использует фарфоровую посуду. Представитель знатного рода ответил, что серебряное блюдо ни за что не разобьется, а вот попробуй фарфоровую чашку со стола уронить. Так он ушел от неловкого вопроса. Не покупали фарфор лишь потому, что он был в разы дороже, а Радзивиллы экономили каждую копейку.

Первую персиарню (так назывались мануфактуры, в которых производили пояса) на территории нашей страны построили в Несвиже.

Из Несвижа двух мастеров отправили на обучение в Станислав, нынче украинский город Ивано-Франковск. Потом возникла идея пригласить оттуда мастера, который бы научил белорусских ткачей изготавливать пояса. Это было удобнее, чем отправлять на обучение. Приглашенным мастером стал Ян Маджарский.

Малоизвестный факт: оказывается, первоначально Ян Маджарский приехал вовсе не в Слуцк. Работать он начал на несвижской мануфактуре, но там наладить производство не удалось, и заграничный мастер сбежал…

Как из Несвижа писали Радзивиллу, мастер Перс сбежал, потому что скучал по семье. В ответ было приказано любыми способами, уговорами или угрозами, вернуть Маджарского.

МИФ ВТОРОЙ

Слуцкая мануфактура создана на контрабанде

Даже сейчас на настоящем слуцком поясе можно рассмотреть каждую нить.

МИФ ТРЕТИЙ

Производили раритеты не ткачихи, а ткачи

В записях Леона Маджарского (сын пана Яна, который управлял мануфактурой после отца) и протоколах визитаций, которые сохранились до нашего времени, действительно упоминаются фамилии лишь мужчин-ткачей. Вероятнее всего, это породило всеобщее мнение о том, что ткачих в то время не было.

Кроме прядильщиц, были известны и женщины-ткачихи. Например, одна из них — Анна Кулаковская. Правда, работала она в то время не в Слуцке, а на Кореличской мануфактуре гобеленов.

— Так что достоверно утверждать, что женщины не приложили руку к созданию слуцких поясов, нельзя. А по поводу рассуждений о том, что девушки и вовсе прикасаться не могли к поясу, могу сказать одно. Вот сегодня, когда на даме одето золотое украшение, неужели оно темнеет? Неужели с золотом что-то происходит? Просто раньше пояс был исключительно элементом костюма мужчин, а все разговоры о том, что нельзя прикасаться, — обыкновенные домыслы…

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

В одном изделии было около 800 граммов ценного металла

Слуцкая персиарня, как и любое производство, переживало и взлеты, и падения. В годы расцвета трудились на ней более 50 ткачей, столько же челядников, или помощников-подмастерьев и прядильщиц. Работа велась на 25 ткацких станках. Каждый год выпускалось около 200 поясов. Стоимость изделия могла достигать тысячи злотых. Для сравнения: это примерно годовой оклад офицера армии того времени.

При производстве нитей для пояса нередко использовалось золото или серебро. В каком количестве? Сегодня высказываются самые смелые догадки. Например, если опираться на сведения многочисленных статей в Интернете, то около 700—800 граммов!

— Это самое популярное заблуждение, — улыбается Борис Андреевич. — Возьмите почти килограмм любой цепи и обмотайте себя, долго ли так проходите? Раньше жили такие же обыкновенные люди, как и мы с вами. Понятно, что никто бы не таскал на себе такой пояс. На самом деле, золота и серебра использовалось, в зависимости от длины изделия, примерно от 60 до 200 граммов.

Кстати, о размерах. Слуцкие пояса отличались между собой не только по рисунку, но и по ширине и длине. Общепринятого размера не было — для кого-то ткали трехметровый пояс, для кого-то четырехметровый. Проведенное Борисом Андреевичем исследование все же показало, что определенная система при создании пояса была, ведь ширина изделия всегда в десять раз меньше, чем длина.

МИФ ПЯТЫЙ

Сжигали в погоне за добычей

Слуцких поясов, которые создавались почти столетие, сохранилось достаточно много — около тысячи. Но, увы, большинство из них находится сегодня не в Беларуси, а в России, Украине, Литве, Польше. В белорусских музеях хранится всего 13 поясов. Причем два из них появились только в этом году. Первый пояс приобрел у частника областной музей в Молодечно, а второй за 90 тысяч долларов купил Слуцкий музей.

— Не стоит забывать и о том, что из слуцких поясов шили предметы литургического предназначения, поэтому многие из них сохранились лишь фрагментарно. К примеру, в Музее древнебелорусской культуры Национальной академии наук сегодня хранятся два целых пояса и около пятидесяти фрагментов.

Слуцкие пояса

Слуцкий пояс – национальная гордость беларусов. Этот элемент мужской одежды в Великом Княжестве Литовском был признаком знатного происхождения и высокого благосостояния владельца. Ни в соседней Российской империи, ни в других европейских странах традиций ткачества мужских поясов не было.

Слуцкие пояса ткались из шелковых, золотых и серебряных нитей и достигали длинной 4,5 метра, а шириной – 50 сантиметров. То есть владелец такого пояса в буквальном смысле мог несколько раз в него обернуться. Украшался пояс в основном национальным орнаментом, а также изображениями различных растений. Носился поверх мужской верхней одежды и к нему часто крепилось холодное оружие.

Изначально пояса привозились из Османской империи, но уже в 1758 году были основаны собственные мануфактуры, самая известная из которых находилась в Слуцке, созданная литовским гетманом Михаилом Радзивиллом.

В первые годы изготовлением поясов занимались мастера из Османской империи. Поэтому пояса имели восточный орнамент. Однако вскоре, когда производство было полностью освоено, ткачеством занялись белорусские мужчины и слуцкие пояса стали такими, какими мы можем сегодня увидеть их в музеях.

Слуцкие пояса

Кстати, мануфактуры по производству поясов были открыты во многих городах Речи Посполитой – Варшава, Краков, Несвиж и других. Были открыты производства даже в России, но несмотря на это название они получили именно “слуцкие”. А все благодаря тому, что пояса из этого города прославились своей художественной изысканностью и мастерством исполнения на всю страну и далеко за ее пределы. Именно поэтому самые лучшие пояса стали называть “слуцкими”.

Между прочим,, слуцкие пояса служили еще и своего рода идентификацией принадлежности к Великому Княжеству Литовскому. Именно поэтому их было запрещено носить на территории Российской империи после восстания 1831 года. Мануфактура быстро обанкротилась и производство зачахло.

Памятник

Памятник “Возрождение Слуцкого пояса”

20 августа 2013 года около фабрики “Слуцкие пояса” был установлен памятник “Возрождение Слуцкого пояса”, который должен ознаменовать новую эру в развитии этого элемента одежды. Впрочем, современные пояса из Слуцка вряд ли когда-нибудь сравнятся со своими историческими собратьями. Ведь изначально на производства каждого пояса тратилось от 600 до 800 грамм золота, а его цена достигала заоблачных высот – 1000 злотых, что было больше, чем годовой оклад офицера. Можно сказать, что слуцкие пояса были не только способом показать знатное происхождение и благосостояние, а также идентифицировать себя с ВКЛ, но также и ювелирное украшение. Это один из немногих в истории случаев, когда ювелирным украшением выступает одежда.

К сожалению, за те годы, когда наша земля находилась под властью вначале Российской империи, затем СССР, а также из-за многочисленных войн и конфликтов значительная часть коллекции слуцкой мануфактуры давно покинула нашу страну. Десятки слуцких поясов хранится в музеях России, Украины, Польши, Литвы и других стран. Бесчисленное количество находится в частных коллекциях. Выкупить эти пояса назад очень сложно. Сегодня цена одного слуцкого пояса может достигать 100 тысяч долларов, а очень часто даже превосходит эту цифру. А наше государство еще не доросло до того, чтобы отдавать такие деньги, за свои исторические ценности. Но будем надеяться, что рано или поздно этот день наступит.

Это интересно. Одно из своих стихотворений Максим Богданович посвятил слуцким поясам, называется оно – “Слуцкие ткачихи”. Главная ошибка автора заключалась в том, что женщины никогда не допускались к поясам. Считалось, что золотые и серебряные нити, при прикосновении женской руки, быстро померкнут и утратят свой блеск.

Ад родных нiў, ад роднай хаты
У панскi двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
I цягам доўгiя часiны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокiя тканiны
На лад пярсiдзкi ткуць яны.
А за сьцяной сьмяецца поле,
Зiяе неба з-за акна,-
I думкi мкнуцца мiмаволi
Туды, дзе расьцьвiла вясна;
Дзе блiшча збожжа ў яснай далi,
Сiнеюць мiла васiлькi,
Халодным срэбрам зьзяюць хвалi
Мiж гор лiючайся ракi;
Цямнее край зубчаты бора…
I тчэ, забыўшыся, рука
Замiж пярсiдзкага вузора
Цьвяток радзiмы васiлька.

Слуцкие пояса

Еще одна интересная особенность – в изготовлении слуцких поясов впервые в истории белорусского ткачества принимали активное участие люди, которых в будущем назовут дизайнеры. Ведь узоры для будущих творений ткачей рисовали профессиональные художники. До этого узоры придумывали сами ткачи.

Читайте также: