Сочинение про санту клауса

Обновлено: 05.07.2024

Данное исследование было выполнено учеником 7В класса в рамках творческого проекта для участия в Московском городском конкурсе научно - исследовательских проектов в январе 2016 года. В ходе школьного отборочного тура работа была также представлена в виде стендового доклада и заслушана членами компетентного жюри. Защита исследовательского проекта проходила на русском и английском языках (декламация стихотворения К.К. Мура). Работа была высоко оценена и Лепилов Владимир был награжден Дипломом победителя в номинации " Исследование в области гуманитарных наук".

ВложениеРазмер
Исследовательский проект по теме: Рождественская история Санта Клауса 58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

108840, г.Москва, г. Троицк, ул. Школьная д.10, тел./факс (495) 851-03-11,

Исследование по теме: Рождественская история Санта Клауса

Автор: Лепилов Владимир, ученик 7В

Руководитель: Базарова О.Л.,

учитель английского языка

В тихий вечер накануне Рождества большая семья пастора собралась в гостиной у пылающего камина. В высоких креслах удобно расположились глава семейства, преподобный Мур, и его жена, посадив на колени младших сыновей. Дети постарше, три дочери и сын, присели на мягкий ковер у ног родителей, захватив с собой своих домашних питомцев: двух кошек и собаку. По семейной традиции в Сочельник отец читал вслух отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса Христа перед тем, как начать ужин. Но сегодня он собрал их здесь, чтобы прочитать стихотворную сказку, которую сочинил для детей, чтобы рассказать им о веселом добродушном эльфе, чей приход этой ночью они с нетерпением ждали.

Twas the night before Christmas, when all through the house

Not a creature was stirring, not even a mouse;

The stockings were hung by the chimney with care,

In hopes that St. Nicholas soon would be there;

  1. Составить словесный и образный портрет Санта Клауса.
  2. Собрать факты из истории и религии, подтверждающие преемственность современного облика Санта Клауса и его оленьей упряжки с языческими и христианскими прототипами.
  3. Подтвердить значимость персонажа Санта Клауса в сохранении Рождественских традиций.

Автор стихотворения, которого по праву считают создателем литературного образа Санта Клауса, жил в небольшом городке неподалеку от Нью-Йорка. Потомок британских аристократов, он проживал по соседству с голландскими иммигрантами, которые приехав осваивать Новый Свет, привезли традицию праздновать день Святого Николая 6 декабря. Хотя английские иммигранты-пуритане не чтили святых после Реформации в конце XVII века, тем не менее, они заинтересовались обычаем своих соседей дарить в этот день подарки детям и помогать нуждающимся. Наибольший интерес с их стороны вызвал персонаж Святого, который в праздничной одежде появлялся в голландских семьях с мешком подарков. Голландцы называли его Синтерниклаас. В то время в семьях британских переселенцев уже существовала традиция дарить подарки от имени младенца Христа 24 декабря, в дни рождественских ярмарок. Однако идея соседей-голландцев им так понравилась, что они решили объединить эти два праздника и позаимствовать образ Святого, которого они назвали более удобным для произношения именем Санта Клаус и наделили обликом добродушного старца, приносящего подарки в Сочельник. Теперь нужно было персонифицировать главного героя праздника, и с этой задачей великолепно справился Клемент Кларк Мур в своем стихотворении:

He was dressed all in fur, from his head to his foot,

And his clothes were all tarnished with ashes and soot.

A bundle of toys he had flung on his back,

And he looked like a peddler, just opening his pack.

His eyes - how they twinkled! His dimples how merry!

His cheeks were like roses, his nose like a cherry!

His droll little mouth was drawn up like a bow,

And the beard of his chin was as white as the snow.

Обладавший живым поэтическим воображением, Клемент Мур изобразил Святого Николая добродушным пожилым джентльменом, одетым в меховую шубу, перепачканную сажей и пеплом, с мешком подарков за спиной. У него сияющие глаза и очаровательные ямочки на румяных как розы щеках, точно вишня нос и забавная лукавая улыбка в окружении белоснежной бороды. Поэт так ярко описал внешний облик Санта Клауса, ничего при этом, конкретно не сказав про детали костюма. Через сорок лет после написания стихотворения знаменитый американский художник Томас Наст восполнил этот пробел, он нарисовал портрет Санты, а также придумал и подробно описал его быт. Из толстого пожилого эльфа в меховом костюме художник сделал более реалистичный и веселый персонаж в полушубке и брючках красного цвета с забавным красным колпаком на голове. Кроме того, Наст продолжил легенду героя, обозначив его местожительство на Северном полюсе и привычку вести специальную книгу, куда он записывает хорошие и плохие поступки детей. По мотивам рисунков для детей с веселыми сценками их жизни Санта Клауса сложились такие традиции, как составление писем Санте, в которых дети описывали желаемые подарки, а также обычай оставлять угощения для сказочного героя в виде сладких пирожков и бокала шерри. Тем не менее, ставшему популярным образу все еще не хватало внешних атрибутов, а именно, ему нужен был достаточно быстроходный способ перемещения, чтобы доставлять подарки. Таким средством передвижения в стихотворении Клемента Мура стали сани, запряженные восемью оленями.

More rapid than eagles his courses they came,

And he whistled, and shouted, and called them by name;

“Now, Dasher! Now, Dancer! Now, Prancer and Vixen!

On, Comet! On, Cupid! On, Donder and Blitzen!

To the top of the porch! To the top of the wall!

Now dash away! Dash away! Dash away all!"

Благодаря перу пастора Мура олени приобрели имена:

Поэт называет их скакунами, чей полет стремительнее полета орлов. Санта Клаус легко управляет своими оленями, посвистывая и выкрикивая их имена. Его упряжка, словно сметаемые вихрем сухие листья, мгновенно взмывает до звезд, унося вверх и ввысь веселого проворного возницу с мешком игрушек, которые он торопится доставить в срок.

Пастор Мур рассказал о летающих оленях красочным и живым языком, и это неудивительно, ведь он преподавал греческую и восточную литературу в духовной семинарии, а еще интересовался мифологией средневековых северных народов. Изучая научные исследования, он узнал, что северные норвежские и германские племена были язычниками и духопоклонниками. Они поклонялись богу волшебства и целительства Одину, который в середине зимы спускался с небес на восьминогом скакуне Слепнире, чтобы благословить людские общины и принести плодородие их землям. В их представлениях он изображался высоким седобородым старцем в долгополом одеянии и сине-черном колпаке с копьем в руке. Дети этих племен на ночь ставили у очага свои башмачки, в которых они оставляли немного сена и сахара для коня Слепнира, а на обратном пути Один наполнял их обувь дарами, благодаря за доброту. Со временем сменившее языческую религию христианство заимствовало празднование середины зимы, наполнив его новым религиозным смыслом. Христианским проповедникам тоже стал необходим персонаж, олицетворяющий идею смерти и возрождения. Они трансформировали образ сурового Одина в добродушного Рождественского Деда, а его восьминогого скакуна – в оленью упряжку из восьми оленей. По мере распространения христианства культ Одина, как подателя благ и даров, превратился в праздник Святого Николая, который отмечается католиками 6 декабря. Вплоть до недавнего времени в Голландии это был самый популярный праздник в году, который особенно любили дети, так как они получали подарки в этот день. Благодаря этим фактам, мы видим историческую преемственность образов языческого бога Одина, и заменившего его христианского Святого Николая.

А потом Санта Клаус стал символом Рождества! Его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков. Когда наступало время, он пробирался в дымоход, и, не говоря ни слова, наполнял подарками рождественские чулки, подвешенные на камине. Вот как описывает этот процесс в своем стихотворении Клемент Кларк Мур:

He spoke not a word, but went straight to his work,

And filled all the stockings, then turned with a jerk.

And laying his finger aside of his nose,

And giving a nod, up the chimney he rose!

He sprang to his sleigh, to his team gave a whistle,

And away they all flew like the down of a thistle.

But I heard him exclaim, 'ere he drove out of sight,

"Happy Christmas to all, and to all a good-night!"

Выполнив праздничную миссию, Санта Клаус возвращался к своим саням, свистом отдавал приказ отправляться в путь оленям, и также внезапно, как он появился на крыше очередного дома, подобно пуху чертополоха, охваченного ветром, он уносился прочь во тьму Рождественской ночи. А прежде чем скрыться в непроглядной тьме, он обязательно напоследок желал всем домочадцам счастливого Рождества и доброй ночи.

В заключительной части своего исследования, я подвожу итог, что мне удалось составить целостный портрет Санта Клауса и реализовать поставленные задачи. Ниже я представляю выводы своего исследования.

Вывод 2: современному персонажу Санта Клауса удается сохранять популярность благодаря вековым традициям, сформировавшимся в процессе преемственности мифологического образа бога Одина и христианского проповедника Святого Николая, которых объединяла, прежде всего, любовь к детям и обычай дарить подарки.

Вывод 3: значимость персонажа Санта Клауса становится очевидной, поскольку ему удалось воплотить в себе такие главные качества характера как неизменное дружелюбие и веселый нрав, щедрость и любовь. Поэтому этот сказочный герой будет всегда пребывать в сознании людей не только как необходимый образ Рождества, но также и как символ мира и надежды на благополучие в каждой семье.

Список используемой литературы:

An exhibition of editions of the poem from the collections of the John Hay Library, Brown University, December 1997.

Christmas Through the Years exhibition at the American Antiquarian Society.

Golden Glow of Christmas Past, a national organization for collectors of antique Christmas in all forms and formats.

An online ‘Twas the Night Before Christmas crossword puzzle. Fun!

A charming website for a Victorian Christmas with vintage postcards and text covering the entire holiday season.

A fun site with not only the text for " 'Twas the Night . . . " but games to play, great Santa history and graphics, Christmas crafts and recipes, sing-along carols, and you can even e-mail your own personal letter to the jolly old elf!


Также одеяние настоящего Деда Мороза не покрывает сплошной цвет – он разбавлен узорами, вышивкой, оторочкой (белого или голубого цвета) и пр. Узоры на одежде Деда Мороза напоминают узоры на окнах зимой. А в одежде Санта Клауса преобладает красный цвет с белой опушкой.

Головной убор. У Деда Мороза — боярская шапка. На Санта Клаусе красный колпак с помпоном.

Верхняя одежда. На Санта Клаусе надета короткая куртка (иногда чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса), перехваченная поясом. Ниже куртки – красные штаны. На Деде Морозе должна быть длинная шуба до земли, что характерно для суровой русской зимы.

Обувь. На Санта Клаусе всегда одеты сапоги, зачастую укороченного типа. У Деда Мороза валенки, что тоже характерно для нашего сурового климата.

Борода. У Санта Клауса борода коротко подстрижена. Борода Деда Мороза – буйная, длинная, растрепанная вольным ветром, что тоже может быть связано с нашими климатическими условиями.

санта или мороз

Рост и объем. Санта Клаус невысокого роста, если посмотреть на саркофаг и памятник архиепископу Николаю, то становится очевидным, что люди в 3 — 4 веках нашей эры были совсем низенькими. У Деда Мороза же огромные плечи, мощная, высокая фигура.

Очки. В отличии от Деда Мороза, Санта Клаус носит очки.

Снегурочка. У Деда Мороза есть семья: жена — Зима и внучка Снегурочка.

Посох. Посох у Санта Клауса – это стандартный посох католического епископа - палка с загнутым верхом. Но Дед Мороз не имеет прямого отношения к св. Николаю, поэтому его посохом должна быть только прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды; закругляться посох не должен).

Способ передвижения. Только Санта Клаус передвигается на оленях по небу. Дед Мороз может ехать на русской тройке, из-под полозьев взвивается снежная пыль, морозный ветер бьет в лицо, Дед Мороз катится с удалью и бубенчиками! Мчится лихая тройка по русской Земле - то хозяин Зимы Дедушка Мороз объезжает свои бескрайние владения!


Подарки. Санта Клаус спускается по дымоходу и кладет подарок в носок (вспомните предание о трех сестрах, которым помог Св. Николай). Дед Мороз возникает в наших домах неким мистическим образом, истинно как дух, никто толком и не знает, как он появляется, - знаем только, что он, по оставленным подаркам под елкой.

Однако, и Дед Мороз и Санта Клаус дарят подарки тайно. Они не хотят быть узнанными, также, как в свое время не хотел быть узнанным епископ Николай. Люди не должны чувствовать себя обязанными.

Место обитания. И Санта Клаус и Дед Мороз оба живут на Севере и любят холод. Лапландия официально провозглашена "Землей Деда Мороза" решением ООН с 1984 года. Там расположена и резиденция Санта Клауса, где он живет круглый год вместе с помощниками-гномами.

Заключение

Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святого, то русский Дед Мороз – языческий всемогущий Бог, персонаж народных поверий и сказок.

Наша гипотеза оказалась верна: С ХIХ века, с момента формирования в Европе образа Санта Клауса, два образа Деда Мороза стали испытывать на себе взаимовлияние и с годами стали похожи: оба носят красные тулупы с белом мехом, красные шапки, дарят детям подарки и ездят на санях, за плечами у обоих мешок, живут на Севере, любят зиму, холод.

Отличаются детали. Со временем размеры Санта Клауса стали больше, борода длиннее. Возможно, под влиянием русского Деда Мороза. И Дед Мороз и Санта Клаус дарят подарки тайно, так как хотят доставить людям радость на Рождество и не хотят, чтобы люди чувствовали себя обязанными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дед Мороз и Санта Клаус Материал для сочинения- сравнения. Урок русского язык.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дед Мороз и Санта Клаус Материал для сочинения- сравнения. Урок русского язык.

Дед Мороз и Санта Клаус Материал для сочинения- сравнения. Урок русского языка 4 класс Учитель Сбродова Е.Н.

Като помогает сказочному герою приехать к детям?

Като помогает сказочному герою приехать к детям?

Сравните внешний вид сказочных дедов

Сравните внешний вид сказочных дедов

Кто сопровождает сказочных героев?

Кто сопровождает сказочных героев?


Такие разные и похожие

Такие разные и похожие

О ком эти слова? Кафтан, кушак, шапка. Быстрая тройка Могучий, сильный, строг.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 670 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2015 709
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сбродова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Перед новогодним праздником мы украшали класс, и учительница предложила нам нарисовать Деда Мороза. Когда мы принесли свои работы, то учительница сказала, что у многих из нас на рисунках Санта Клаус. Я очень удивилась. Ведь я всегда думала, что Дед Мороз и Санта Клаус это один и тот же волшебник.

Цель : выяснить, есть ли различия между Дедом Морозом и Санта Клаусом.

1. Найти и изучить материал по теме исследования.

2. Узнать, как появились Дед Мороз и Санта Клаус.

3. Выяснить, отличаются ли по внешнему виду Дед Мороз и Санта Клаус.

4. Рассказать своим одноклассникам историю Деда Мороза.

Результаты исследования

История Деда Мороза

В каком же месте древнего обитания народов мог возникнуть этот персонаж? Кандидат исторических наук С.В. Жарникова уверяет, что ". подобный образ мог сложиться только там, где холодная зима и длинная ночь во многом определяли жизнь людей, вызывали страх и заставляли поклоняться тем силам, которые останавливали движение рек, замораживали все вокруг".

В словаре я нашла определение: Дед Моро́з (Моро́зко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

Существует ряд славянских мифологических образов, так или иначе соответствующих фигуре Деда Мороза. Однако чтобы выявить степень их близости, необходимо их рассмотреть.

Мифологические прототипы

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.

Мороз живет в лесу, в ледяной избушке. От удара его посоха ударяет трескучий мороз. Он покрывает деревенские окна дивными узорами, превращает реки и озера в зеркальную гладь и дарит детям множество зимних увеселений. Таким образом, Мороз является разностороннем персонажем, воплотившим в себе представления славян о зимнем времени года.

Среди всех предполагаемых типов наиболее близким к Деду Морозу является Мороз. Об этом свидетельствует имя, внешний облик, характер и функции. Однако, нельзя отрицать и влияние прочих мифологических образов: все описанные ниже типы конкурируют с Дедом Морозом. Потому далее необходимо рассмотреть их связь с Дедом Морозом через образ Мороза.

Карачун (Корочун, Каручень) – по некоторым источникам Карачун – это другое имя Чернобога или его порождение – подземного бога смерти, повелевающего морозами, бога зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи.

День Карачуна (Спиридонов День) – самый короткий день в году и один из самых холодных – 22 декабря, день зимнего солнцеворота. Именем Карачуна называли и само явление зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.

Исходя их этого, Карачуна можно рассматривать как достаточно древний и значимый образ. Родственность с Морозом можно отождествлять через смерть/зиму, но нет никаких мифологических свидетельств о связи Карачуна и Мороза, чего нельзя сказать, например, о Велесе. Более того, образ Мороза более разносторонний, более функциональный.

В мифологии существуют и весьма близкие Морозу духи Зимник и Зюзя (белорусская мифология). Судя по немногочисленным описаниям персонажей, их можно считать одной из разновидностей Мороза (возможно, территориальных):

Велес – бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, вестник богов, проводник умерших душ.

На родственность Велеса и Мороза указывает, прежде всего, сама мифология: по ряду источников Мороз – сын Велеса и Мары/ Бури Яги/Дивы. Таким образом, возникает связь Велес – Мороз – Дед Мороз.

Таким образом, Мороз можно рассматривать как порождение Велеса, одну из его сторон. Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.

Таким образом, существует ряд славянских мифологических образов, так или иначе соответствующих фигуре Деда Мороза. Однако чтобы выявить степень их близости, необходимо рассмотреть его в образе, дошедшем до наших дней: функции и символику.

Как появился Дед Мороз

Дед Мороз появился у нас очень давно. Как говорилось ранее, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме!

В русских сказках Дед Мороз изображается как строгий, но справедливый дух зимы. Например, в сказке "Морозко,"добрую и трудолюбивую девушку он поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Где живет Дед Мороз

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует очень много мнений. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят — из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено". Сегодня уже все знают: русский Дед Мороз живет в Вологодской области в городе Великий Устюг.

Недалеко от деревни Морозовица (5 км к югу от Великого Устюга) в глубине живописного соснового леса возведен сказочный терем – резиденция Деда Мороза. На въезде – красивые ворота, за которыми установлены деревянные фигурки животных. К терему Деда Мороза от ворот ведет аллея. У него даже есть адрес:

162340 Вологодская область,

г. Великий Устюг,

Деду Морозу.

А ещё, с недавнего времени, 18 ноября в России отмечают день рождения Деда Мороза. Дату рождения Деда Мороза, говорят, придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине (как теперь считается) — в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

История Санта Клауса

Прообразом Санта Клауса считают реального человека. В IV веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. Он родился в богатой семье и был очень добрым человеком, помогал бедным и заботился о детях.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их в рабство, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. Так он делал несколько раз. Но однажды все окна в доме оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу. Золотые монетки попали в висящие у печки сохнущие носки и башмаки.

Эту историю христиане рассказывали своим детям и внукам. Так и появился обычай: дети на ночь ставят свою обувь и вешают чулки у камина, ожидая получить утром подарки от Святого Николая.

Современный образ Санта Клауса появился в США менее 200 лет назад (в 1822 году). Именно тогда Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком и с курительной трубкой. В результате перевоплощения Святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на северном полюсе, другие – что он поселился в Финляндии.

Внешний облик Деда Мороза и Санта Клауса

Чтобы выяснить, отличаются ли по внешнему виду Дед Мороз и Санта Клаус, я стала рассматривать их изображения на открытках и картинках. Я обратила внимание на то, что Санта Клаус был изображён всюду одинаково, а вот Дед Мороз выглядел по-разному: то он в красной шубе, то в синей; то в сапогах, то в валенках; и шапки разные. О том, как на самом деле должен выглядеть Дед Мороз, я узнала с помощью компьютера в сети Интернет. Мы изучили мнение о том, как должен выглядеть Дед Мороз, одного из исследователей этого образа, Светланы Васильевны Жарниковой. После этого мы смогли сделать вывод о внешнем виде этих волшебников. Результаты представлены в таблице.

Отличия Деда Мороза от Санта Клауса

Борода и волосы

Густые, седые (серебристые), означают могущество и богатство. Борода буйная, длинная.

Короткая, подстриженная, кудрявая борода.

Красная шапка, расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал, такая форма шапки традиционна для русских царей.

Внимание: никаких помпонов и кисточек!

Красный колпак с белым помпоном.

Пояс должен быть белым с красным орнаментом.

Ремень с пряжкой.

Шуба должна быть длинной (обычно красной), расшитой серебром - в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом).

Короткая куртка красного цвета, чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса, перехваченная ремнём.

Белые, льняные, длинные

Короткие, красного цвета

Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. Они должны быть белыми, расшитыми серебром — символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук.

Лёгкие белые перчатки.

Серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком (но только не чёрные). А в морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. И не удивительно, ведь при −50 градусов (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у него ноги отмерзнут.

Чёрные укороченные сапоги.

Посох с изогнутым концом. Носит очки. Иногда изображается с курительной трубкой. Также сопутствуют: носки на камине, веночки, колокольчики и проч.

Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой.

Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой восьмью оленями.

Дед Мороз – видит хорошо, поэтому никаких очков.

Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни, и не курит.

Носит очки. (Видимо, слабое зрение).

Может курить трубку

Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка

Санта-Клаусу помогают эльфы

По результатам исследования я сделала выводы:

1.Происхождение русского Деда Мороза отличается от Санта Клауса. Прообразом Санта Клауса считают реального человека - Святого Николая. Дед Мороз — скорее языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.

2. Во внешнем виде Деда Мороза и Санта Клауса есть много отличий.

3. Мы так часто видим Санта Клауса в рекламе и сувенирах, что совсем запутались и ошибочно называем его Дедом Морозом. Нужно научиться их различать.

4. Хотя у Деда Мороза и Санта Клауса много отличий их объединяют любовь к детям и обычай дарить подарки.

Список литературы:

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка // М., Русский язык, 1989

3. Жарникова С.В. Классический облик Деда Мороза // СПб, 2003

4. Иванов Е.В. Новый год и рождество в открытках /Е.В. Иванов. – СПб: Искусство-СПб, 2000. – С.42-73.

5. Судаков Г. Когда родился Дед Мороз? // Русский Север. – 2001. – 14-20 июля. – С.20.

6. Свириденко О. Дед-армигер: [Описание и изображение герба Деда Мороза] // Русский Север. – 2003. – 1-7 января. – С.6.

7. Романов В. Дед Мороз ждет гостей // Красный Север. – 2005. – 8 ноября. – С.1.

8. Романов В. День рождения зимнего волшебника // Красный Север. – 2008. – 18 ноября. – С.1.

Интернет – ресурсы:

Мифологические корни Деда Мороза



Позвизд (Посвист, Похвист) – свирепый бог ветров, бурь и непогод

Мифологические корни Деда Мороза


Карачун (Корочун, Каручень)


Зимник (Зюзя белорусская мифология).

Мифологические корни Деда Мороза


Велес – бог скота, пастушества, проводник умерших душ.

Как появился Дед Мороз


В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала

Читайте также: