Сочинение про самообразование учителя

Обновлено: 05.07.2024

Самообразование педагога… Имеет ли оно место быть? Несомненно! На этот вопрос можно ответить только утвердительно!

Профессиональный стандарт педагога выставляет такие требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя, которые мотивируют его быть универсально образованным, эрудированным и прогрессивным. Уметь находить подход к каждому ребёнку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

Конечно, не каждый воспитатель может с уверенностью сказать, что соответствует всем критериям профстандарта. Но его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, самообразовываться, чтобы более качественно подходить к воспитанию подрастающего поколения.

Самообразование человека в обычной жизни происходит постоянно, хочет он того или нет. Самое простое – в быту. Мы все обладаем современными гаджетами и, в той или иной степени, пользуемся ими. Ещё 15 лет назад не каждый мог себе это позволить. Редко кто сегодня не имеет стационарного компьютера или ноутбука. Бытовая техника совершенствуется ежедневно: электроплиты, стиральные машины, телевизоры последнего поколения требуют от нас нового типа мышления, определённого рода знаний. Нам приходится осваивать приёмы пользования этой техникой, изучать инструкции и их устройство. В свою очередь, это обеспечивает нам комфорт, возможность и радость общения с близкими, решение многих проблем, экономит время и силы.

Когда говорят о самообразовании педагога, становится понятным, что это знания другого порядка. Педагог – проводник в мир знаний и сам должен быть источником знаний для других. Что уж говорить о неразумных малышах, попадающих в руки воспитателя, неравнодушного, опытного, обучающего всему необходимому в жизни.

Мир не стоит на месте, активно развивается и требует этого от тех, кто является пользователем мирового прогресса. Применение информационно-коммуникационных технологий, STEM -технологий, робомыши, электронных конструкторов, создание мультистудий, телеканалов в детских садах сегодня отвечает требованиям современности.

Потребность в самовыражении, самоактуализация, стремление быть успешным в профессиональной деятельности – это ещё один мотив к самообразованию педагога. Желание быть интересной своим воспитанникам каждый день, быть компетентным в общении с родителями детей заставляет педагога искать и учиться новому, постоянно расширять свой кругозор и просвещать родительское сообщество. И это тоже аргумент, подтверждающий необходимость в непрерывном самообразовании воспитателя, которое перерастает в хобби.

Профессиональная деятельность педагога сопряжена с непрерывным самосовершенствованием. И как долго ты осознаёшь себя в профессии, так долго продолжается процесс самообразования.



Современное общество предъявляет достаточно строгие требования к уровню получаемого нами образования. Для того чтобы человек мог быть уверенным в завтрашнем дне и достигать успеха, ему приходится постоянно учиться в университетах или на курсах повышения квалификации. При этом не все задумываются о самообразовании и самосовершенствовании как одном из основных составляющих нашей успешности. В первую очередь мы привыкли судить о человеке лишь по имени того учебного заведения, которое ему удалось окончить.

Формальное образование помогает найти работу, самообразование — добиться на ней успеха


Формальное образование помогает найти работу, самообразование — добиться на ней успеха

Зачем нужно заниматься самообразованием?

Хорошее, качественное образование дает возможность находить ответы на любые вопросы, эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям труда, решать трудные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Необразованные люди тяжело адаптируются к новым реалиям, тяжело справляются с препятствиями на своем пути.

Можно утверждать, что постоянное самообразование – это умение жить. Оно нам необходимо, чтобы мы не испытывать стрессов и легко могли бороться с жизненными трудностями.

Что такое самообразование?

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Процесс самообразавония

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без самоорганизации и дисциплины не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил выучить английский язык. Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало.

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Самообразование против формального обучения: в чем преимущества

Самообразование часто становится достойной альтернативой официальному, формальному обучению, будь то курсы повышения квалификации или даже второе высшее образование. В чем же его преимущества?

Самообразование не стоит ничего, кроме потраченного времени


Самообразование не стоит ничего, кроме потраченного времени

Выбор оптимальной, интересной программы обучения. В институтах и университетах много общеобразовательного, не всегда особо необходимого в жизни материала, на который приходится тратить время и силы. При самообразовании вы сами можете выбирать для себя программу обучения, изучать только то, что вам действительно нужно и интересно.

Возможность управлять расписанием. Формальное обучение навязывает студентам жесткое, не всегда удобное расписание. При самообучении вы можете сами изменять, варьировать для себя наиболее удобный режим занятий. При этом не забывайте, что для качественного самостоятельного обучения, для достижения стабильных результатов составлять расписание и придерживаться его крайне необходимо.

Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени. При традиционном обучении вам приходится тратить и время, и деньги, причем не всегда эффективно.

Самообразование

Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися, школьниками, студентами знаний с учетом их интересов, склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Это желание стать лучше, умнее, приносить пользу и себе, и людям, и своему отечеству.

Я уже занялась самовоспитанием, выбрала заветные цели и принципы и очень довольна, что моя жизнь наполнилась смыслом и стремлением. Имея опыт самовоспитания, неплохо заняться и самообразованием.

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связан с самовоспитанием. В чем заключается эта связь? А в том, что значительная часть учащихся и студентов пытаются постоянно самосовершенствоваться, развивать в себе определенные качества личности, стараются искоренить отрицательное в поведении и чертах характера.

Что же заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в наш век научно-технического прогресса, в век атомных электростанций и завоеваний космоса, наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования и профессии, заниматься самообразованием.

Дл чего человек учится? Человек, вооруженный знаниями, становится богаче, умнее сам и больше пользы принесет людям. Он сумеет определить свое место в общем строю, приложит свои силы и знания там, где больше всего нужно; научится строить правильные отношения с людьми, станет ценным специалистом.

Как же правильно приступить к самообразованию, чтобы углублять свои знания, чтобы успешно подготовиться к экзамену, к защите диплома и т. д.?

Путь, конечно, трудный – потому что требует больших усилий преодолений себя, твердости духа, умения совмещать учебу с работой или своими домашними обязанностями. Но путь надежен, потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя, в свои силы, в свое будущее.

Много предлагается в педагогике советов, как заниматься самообразованием, но самое главное – это наше стремление, желание, труд, терпение и цель.

Сначала надо определить цель – как движущий стимул; потом план как облегчение достижения цели; сделать выбор необходимой литературы; правильно распределить свое время; создать необходимые условия; составить режим занятий; научится правильно отдыхать, чередуя умственную работу с физической.

К условиям успешной умственной работы относятся и психологические факторы. Это целеустремленность, вдохновение, самостоятельность, настойчивость.

Успешность самообразования зависит не только от правильности его организации, но и от личных особенностей студента.

«Красиво жить – не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, — тот жизнь красиво прожил

Самореализация на практике: чем лучше заниматься

В первую очередь, необходимо задуматься над тем, какие бы полезные навыки вы бы хотели получить? К примеру, в университете или в школе вы изучали английский язык, однако обстоятельства сложились таким образом, что уровень знаний в этой области стал ниже. Необходимо ли с этим что-то делать, если в нынешней работе это знание вам не нужно? Конечно, да. В нашем мире перемены происходят стремительно, и, проснувшись утром в один прекрасный день, вы можете получить прекрасное предложение о работе, о которой мечтали на протяжении всей жизни. Согласитесь, что такая помеха, как низкий уровень английского языка будет совсем некстати.

Самообразование не зависит от возраста, опыта, основного образования и стажа


Самообразование не зависит от возраста, опыта, основного образования и стажа

Необходимо уметь развиваться одновременно в нескольких направлениях. Главное – заставлять свой мозг работать активно, и рано или чуть позже это принесет свои плоды. В первую очередь следует совершенствоваться в профессиональной сфере, ведь когда вы будете знать в своем деле чуть больше чем другие, у вас больше возможностей стать успешным бизнесменом, сделать карьеру, превратить работу не в рутину, а интересное хобби. Помните, что каждый может достигнуть тех вершин, которые сам желает для себя.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов – именно на них сделан главный уклон.

Урок 1. Учебная мотивация

Для того чтобы обучение было эффективным, да и вообще имело место в жизни человека, он всегда должен иметь желание обучаться, т.е. быть мотивированным. Несмотря на то, что самообразование уже подразумевает наличие мотивации, это ещё не является гарантом того, что она всегда будет. В дополнение к этому, раз уж мы говорим именно о САМОобразовании, то и о мотивации нужно говорить, как о САМОмотивации, а это означает, что нужно уметь мотивировать себя самостоятельно.

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Практически все виды деятельности подразумевают под собой поиск информации. Если же говорить о самообразовании, то этот вопрос является одним из основных. То, насколько грамотно вы научитесь подбирать источники данных для своей работы, оказывает прямое воздействие на её качество и результат. Но важно знать и то, как именно ищется информация, ведь простое кликание по ссылкам и серьёзный поиск того, что нужно узнать – это совершенно разные вещи.

Во втором уроке вы познакомитесь с понятием информационного поиска, узнаете о том, какие существуют источники информации и как научиться выбирать из них самые достоверные. Будет затронута тема позитивизма – учения о методах и процедурах научной деятельности и рассмотрены принципы отбора информации. Отдельный материал урока посвящён правилам поиска данных в Интернете и некоторым способам работы с информацией (конспектам, ментальным картам, блок-схемам и другим).

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Точно так же, как самообразование невозможно без мотивации, невозможно оно и без умения грамотно его планировать. Чёткий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по её достижению, сделав этот процесс размеренным, удобным и очень эффективным. Однако и планирование – дело не из простых и требует изучения.

Третий урок посвящён планированию в обучении: мы расскажем о том, почему это важно и как создаётся план обучения (какие имеет этапы и в чём заключается задача каждого из них). Кроме того, мы представим план обучения, который вы сможете взять себе на вооружение, и поговорим на тему того, допускается ли отклонение от плана и в каких случаях. Последняя часть урока посвящена теме гибкости в обучении и тем компетенциям, которыми нужно обладать человеку, занимающемуся самообразованием.

Урок 4. Самоорганизация

Вопрос самоорганизации не менее важен, чем все остальные, а зачастую даже более них – от умения человека организовывать самого себя зависит то, будет ли его обучение успешным, сможет ли он успевать делать то, что запланировал, не будет ли его обучение в ущерб другим делам, а другие дела – в ущерб обучению. Во многом самоорганизация зависит и от самодисциплины.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие привычки являются полезными для самообразования, а какие – нет, как избавиться от непродуктивных привычек и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам тайм-менеджмента и развитию усидчивости. Поговорим мы и о зоне комфорта, и об открытости новому.

Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Пятый – заключительный урок можно назвать, пожалуй, самым главным, т.к. он раскрывает саму технику самообразования. В уроке будут рассмотрены три основных метода самостоятельного обучения – конспектирование, мнемотехники и майндмэппинг (составление ментальных карт) со всеми их особенностями и тонкостями. В качестве дополнения мы представим отличные примеры и упражнения.

Авторы курса:

Евгений Буянов, Сергей Крутько, Кирилл Ногалес.

Необходимо самосовершенствоваться, стремиться быть номером один в своем деле, обучаться.

Чтобы быть востребованным сегодня, стать высокооплачиваемым специалистом в своей области, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний, интересоваться инновациями и применять их на практике. Это единственный путь идти в ногу со временем и лидировать. Мы можем улучшать и развивать себя, свои навыки: в спорте, искусстве, музыке, кулинарии и прочих увлечениях. Приобретение новых навыков и усовершенствование уже имеющихся – принесет успех в работе, и возможно, позволит заработать больше денег. Например, умение правильно изъяснять свои мысли, отстаивать точку зрения, наладить нужные контакты, обладание финансовой грамотностью. Вы можете посещать тренинги, курсы, частного преподавателя, читать книги – способ не имеет значения, важно приобретать знания. Основа обучения – постоянная практика, применение полученных знаний в реальной жизни. Только такой подход к обучению дает возможность осуществить намеченные цели.

Нужно ли заниматься самообразованием


Нужно ли заниматься самообразованием

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шаптур Ирина Витальевна

Карасу, группа 152

Рефлективное эссе

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет, кроме этого на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Я считаю, что главное для меня, как для учителя это постоянное развитие, совершенствование, овладение чем-то новым, полезным и значимым в современных условиях. Учитель должен саморазвиваться постоянно.

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх.

Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Самообразование – источник профессионального роста любого человека, наряду с накопленным им профессиональным опытом. Процесс работы часто ставит перед нами задачи, которые не всегда можно решить, исходя из предыдущего опыта. Тут необходимы новые знания, новый подход, которыми вполне может обладать человек, занимающийся самообразованием, и которых точно не будет у того, кто не осваивает ничего нового.

Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Но я стараюсь соответствовать всем требованиям профессионального развития: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.

Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта. Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

Говорить об самообразовании никогда не поздно и всегда актуально. Это всякий раз подтверждает практика. Какие бы выкладки нам не предлагали методисты, способность к совершенствованию, стремлению к идеалу, то важное и необходимое качество, которое отличает настоящего профессионала. В данной статье мне хотелось бы немного рассказать о своем опыте постоянной и кропотливой работы на этом пути.

Но что же такое самообразование в педагогической деятельности?

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Однако, как бы ни были высоки мотивационные способности педагога к процессу самообразованию, далеко не всегда данный процесс может реализовываться на практике. Причины, которые каждый из нас может назвать– это и отсутствие времени (попробуй-ка почитать что-нибудь при нагрузке в 30 часов), нехватка источников информации (да, на дворе информационный век, но не каждый педагог до сих пор освоил компьютер и интернет), отсутствие стимулов (а мне разве за это доплачивают – порой можно услышать от педагога) и др. Но на мой взгляд, это лишь проявление стагнации мышления и ленности ума, так как самосовершенствование процесс неотъемлемой потребности не только каждого педагога, но и каждой развивающейся личности.

Чаще всего коллеги определяют составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию, как ряд следующих критериев

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. С целью собственной мотивации я часто провожу над собой эксперимент. Я разрабатываю интересный, на мой взгляд, курс. Пусть он состоит из одно или двух уроков, пусть его трудно впихнуть в сетку календарного планирования, но если тема трогает вас, то и детей она заинтересует невероятно.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой(в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой). Данный пункт особенно вызывает во мне бурю противоречивых эмоций. Объясню. Множество гипотез и теорий опровергаются или доказываются ежедневно. Но педагоги в своей ежедневной работе почему-то придерживаются все тех же основ, которые они усвоили порой 20-30 лет назад. Пример из собственной практики. Теория эволюции Дарвина. Уже лет 5-6 назад в научном мире было признана несостоятельность взглядов Дарвина и его последователей на эволюцию крупных таксонных групп, но мы так же предлагаем до сих пор детям незыблемую теорию, в которой птицы произошли от пресмыкающихся.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Саморазвитие – это движение вперед. Но готовы ли вы отдавать этому движению силы, время, деньги. Если нет, то, наверное, стоит спросить у себя на своем ли вы месте. Желание самосовершенствования - это, в первую очередь, желание принести в свою профессию новое, а детей заинтересовать именно в вашем предмете.

Самообразование как средство развития личности учителя.

Актуальность проблемы несомненна. Чтобы понять и оценить значимость фактора самообразования поставим перед собой чаши весов. На одну положим все организованные кем-то формы педагогической работы, коих очень много. А на другую только одно – самообразовательную деятельность учителя. И чаши уравновесятся, а может быть и вторая чаша перевесит. Что же это за феномен? Почему он настолько весом и значим? Найти ответ поможет сформулированная еще в 70х годах прошлого века академиком Бабанским идея педагогического резонанса: Наибольший эффект профессионального роста учителя, может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по самообразованию совпадают с усилиями внешних организаторов его профессиональной деятельности.

Отсюда понятно, что сама по себе без самообразования педагогическая работа никогда не достигнет оптимального эффекта, даже если она кем – то очень хорошо организована. Курсы повышения квалификации, работа городских метод. Объединений, семинары, конференции, интернет – ресурсы никогда не сделают из учителя – ремесленника учителя – мастера, если педагог сам, добровольно с желанием и настроением не работает над своим профессиональным ростом.

20 лет я работаю в той же школе, что училась сама. Признаюсь, что каждый раз я с трепетом захожу в класс к малышам. Мне кажется, что именно в начальной школе каждая моя ошибка или неточность будут иметь грандиозные последствия. Поэтому к каждому уроку готовлюсь каждый день 20 лет моей жизни. Это суждение отражает саму суть моей профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурный поток информации ведет к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу знаний учителя. Растет кругозор детей. На уроках чаще слышны каверзные вопросы. Выход только один – непрерывная работа над собой. Чтобы быть хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому. Ни в одной научной монографии я не нашла полного перечня источников самообразования. В широком смысле слова главным источником самообразования стала вся моя жизнь: детство в многодетной семье, где меня учили трудолюбию, уважению старших, взаимопомощи. Мой опыт воспитание троих сыновей, из которого я вынесла искреннюю убежденность в том, что совершенно не знаю, чему и как учить и воспитывать. Прочитанные книги, телевидение, встречи с разными людьми, театр, мои размышления и мои переживания.

Я благодарна судьбе, что смогла в 40 лет закончить ЧГПУ. Заочное обучение в вузе предполагает колоссальную самостоятельную работу с научной литературой, информационными ресурсами. Когда за спиной жизненный опыт и страстное желание учиться, обучение в вузе становится формой самообразования. Кстати, из университета я вынесла бдительное отношение к готовым поурочным разработкам, потому что убеждена, что автор сценария, режиссер – постановщик, исполнитель урока – я сама. Только я знаю возможности моего класса и только я отвечаю за успех и провал любого урока.

Жизненный опыт и размышления позволили представить мне путь профессионального самообразования в виде двух тропинок:

- одна, стихийно протоптанная мной петляет, то бежит вперед, то вдруг возвращается и опять устремляется в будущее. На этом пути все очевидно: читаю, смотрю, ищу, общаюсь. В этом смысле самообразование для меня также естественно, как жизнь и дыхание;

- вторая тропинка проложена мной сознательно. Это структурированный план самообразовательной работы. В нем определены цель, задачи, направления, ожидаемые результаты. К сожалению, реальная жизнь часто вносит в него коррективы, то опережая план, то разрушая его. Но внести коррективы, проанализировать свои неудачи – это тоже самообразовательная работа.

Возможно, эти мысли, высказанные вслух, как и участие в этом конкурсе – результат самообразования.

Вот и получается, что самообразование – это образ жизни, ее смысл, источник энергии, а порой и спасение от усталости, недугов и разочарований.

Иногда я задаюсь вопросом: почему вопреки всему мы, учителя, рождаем идеи, стремимся узнать новое, думаем, как помочь детям? Вероятно причины всего в непрекращающемся самообразовательном поиске.

Читайте также: