Дина рубина все тот же сон сочинение

Обновлено: 03.07.2024

2.Урок литературы в 9-ом классе “Человек-творец и его дар” (по рассказу Дины Рубиной “Всё тот же сон. ”)

Тип урока: изучение произведения искусства.

Вид урока: урок-практикум.


  • пробудить интерес к современной литературе и, в частности, к творчеству Дины Рубиной;

  • раскрыть проблематику и художественные особенности рассказа “Всё тот же сон”;

  • развивать навыки анализа произведения искусства; формировать умение давать оценку художественному произведению; развивать читательский запрос, вкус к слову;

  • научить использовать элементы психологического анализа для более глубокого осмысления характеров героев и их поступков;

  • формировать стремление к самореализации, к духовному становлению, активной жизненной позиции, к творчеству;

    1. Вызов.

    • О чём мы говорили на предыдущих уроках? (Урок проводился после изучения творчества А. С. Пушкина)

    • Что общего между стихотворениями Пушкина, названия которых выписаны на доске?

    Тема творчества. Идейное содержание этих стихотворений заключается в способности поэтического вдохновения преобразить действительность.

    Итак, как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдёт о творчестве.


      1. Выступления учащихся. (Индивидуальные задания. Анализ стихотворений А. А. Ахматовой “Художнику” и В. В. Набокова “Окно”).

        1. Тема. Человек-творец и его дар.

        • Кто такой человек-творец? (Человек-творец - творческая личность, талант, гений, художник, создатель).

        • Что такое дар? (Дар - талант, способность видеть, призвание, поэтическая отмеченность перстом Божьим).

        • Всегда ли, человек, обладающий даром, становится творцом? Что для этого необходимо? (Воля, трудолюбие, упорство, вдохновение).

        • Давайте вспомним произведения, герои которых с честью прошли этот путь. (Короленко “Слепой музыкант”, Платонов “В прекрасном и яростном мире”, Грин “Победитель”).

        Действительно, творчество есть не только служение искусству, но становление личности, обретение себя, открытие в себе дара.

        Дар, талант, оставшись невостребованным, неразвитым постепенно умирает. Но тому, кто услышит зов Аполлона, в творческом озарении приоткроются тайны мироздания. Именно эта способность делает человека человеком.

        Путь этот тернист, сложен, стоит ли бороться?

        Прочитайте цитаты, найдите аргументы и контраргументы, подберите эпиграфы к теме.

        Стать личностью есть задача человека. Личность не рождается от родителей. она творится богом и самотворится… Личность выковывается в самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему её осуществить свою жизненную задачу. Человек только тогда личность, когда следует своему внутреннему голосу, а не внешним влияниям”. Н. А. Бердяев.

        Человек одаренный ответствен перед некой высшей силой за самореализацию. При этом дар, талант вовсе не гарант счастья, напротив, он изнуряет, ищет выхода, воплощённости в чем-то.

        Дар, превращаясь в страсть, требует жертв - отречения от всего, что не есть он сам” О. Дмитриенко.

        Мы должны или погибнуть, или научиться ходить по волнам. Мы должны строить ковчег нашей души – воспитать в себе героя: средство для воспитания – восстание личности против безличия…” А. Белый.

        Личность выковывается в самоопределении”.

        Дар требует жертв”

        О. Дмитриенко
        Определим, в чём суть проблемы.
        выбор

        Найти и следовать призванию,

        “научиться ходить по волнам”

        Итак, давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.

        Раскрыть проблему человека-творца в современной литературе на примере рассказа “Всё тот же сон”; развивать навыки анализа художественного произведения; формировать своё отношение к проблеме и даже, может быть, сделать свой выбор.


          1. Основное содержание урока.

          1. Дина Рубина, автор рассказа “Всё тот же сон” хорошо известна современному читателю. Автор рассказов, повестей, романов, Дина Рубина постоянно печатается в толстых журналах, книги её пользуются спросом у читателей разных возрастов. Живёт в Израиле, но часто бывает в Москве.

          1. Вы прочитали рассказ “Всё тот же сон”. Какое впечатление оказал на вас рассказ?

          2. Инсценировка.

          Дина Рубина “Всё тот же сон” (сценарий)

          Всё тот же сон! Возможно ль? в третий раз!

          Проклятый сон. А всё перед лампадой

          Старик сидит да пишет – и дремотой,

          Знать, во всю ночь он не смыкал очей.

          Как я люблю его спокойный вид,

          Когда душой в минувшем погружённый,

          Он летопись свою ведёт; и часто

          Я угадать хотел, о чём он пишет?
          Сенька

          Да ведают потомки православных

          Земли родной минувшую судьбу,

          Своих царей великих поминают

          За их грехи, за тёмные деянья

          Спасителя смиренно умоляют.

          На старости я сызнова живу,

          Минувшее проходит предо мною –

          Давно ль оно неслось, событий полно,

          Волнуяся, как море-окиян?

          Лучше Пушкина вряд ли кто сможет повлиять…

          Плоткин, ты на вылете!

          На фиг, я такого за сто лет не выучу. Здесь все слова непонятные.

          А про детскую комнату милиции тебе всё понятно, Плоткин? Или забыл, что ты на вылете?

          Подай костыль, Григорий!

          Захар Львович

          Плоткин, предупреждаю: ещё одно последнее сказанье, и летопись окончена твоя. Ты и так давно на вылете!

          Всё тот же сон! Возможно ль? в третий раз!

          Проклятый сон.
          Сенька

          Где ты была? Только не лги! Я обегал весь квартал.

          Не смотри на нас чистыми глазами, мы имеем право знать правду!
          Героиня

          Папа, я правду… Мы о Пушкине… Полчасика…

          Благослови Господь тебя и

          Днесь, и присно, и навеки.
          А. С.

          Приходите к нам, вам нужно заниматься всерьёз!

          Я был влюблён в тебя. Ради тебя и согласился играть Пимена.

          Что же ты молчал, Костыль несчастный?


          1. Вопросы на восприятие рассказа.

            • Кто выступает в роли рассказчика? Кто является главным героем?

            • Какова тема произведения? (Детство, зарождение таланта, формирование личности).

            • Что составляет зерно сюжета? (Эволюция Сеньки).

            • В чём проблематика рассказа? ( Проблема самоопределения, жизнетворчества).

          2. Перейдём к анализу рассказа. Дома вы работали с вопросным путеводителем, но, чтобы нам сэкономить время, вы в группах обсудите один из вопросов и подготовите выступление.

          Задания по группам.

          1 группа. Записать композицию рассказа. Определить основной композиционный приём. Какую роль играет композиция?

          “день Сенькиного триумфа”; “огромные валуны ворочались силами подводных течений”; “в образе по самую макушку”

          Композиция соответствует проблематике произведения: рождение человека-творца.
          2 группа. Эволюция Сеньки. Проследите динамику духовного роста героя. Сделайте вывод.

          Сенька из шпаны и неуча перерождается в талантливого режиссёра. Судьба Сеньки – типичная судьба художника.


          • Где происходит встреча? При каких обстоятельствах?

          • Какое признание делает Сенька?

          • О чём говорят герои?

          - Пейзаж в сцене используется трижды. Первый раз – когда героиня вышла из дома и увидела Сеньку. Промозглая осенняя погода. Олицетворения: “ветер врывался”, “шебаршил сухими листьями”, “рылся в куче сора”.

          Второй раз – после признания Сеньки пейзаж более опоэтизирован: “Где-то в глубокой промозглой тьме высоко над нашими разгорячёнными лбами испуганно шуршала сухими листьями чинара. Дождик принимался накрапывать и снова запинался, обмирая…”

          Третий раз – пейзаж завершает эпизод. Здесь мы становимся свидетелями репетиции осеннего оркестра. “Осенний дождь долго приготовлял свои ударные инструменты: вначале, робко запинаясь, шуршали метёлки, пробормотал что-то маленький барабан, потом заторопился, зачастил и ухнул, наконец, ливень, гулко ударившись о крыши, о листья чинар… Грохнули где-то литавры осени, запели водосточные трубы, ветер разом стих, и тёмные дворы, одетые певучим дождём, вздохнули мокрою землёй…” Благодаря эпитетам, олицетворениям, метафорам, пейзаж оживает. Обострённое восприятие героини под влиянием переродившегося Сеньки, разочарованием в себе, разговором о главном улавливает все звуки мира и рождает поэтический образ.

          Эпизод кульминационный – момент озарения, истинного творчества.

          4 группа. Кто представляет мир взрослых в рассказе? Как они изображены?

          В изображении взрослых используется приём антитезы – мещанский, далёкий от истинной духовности, этот мир не понимает и не принимает духовного, творческого начала в детских душах.

          ─ Почему Сенька не услышал предупреждения героини?


          1. “Высокие помыслы и сердечный пыл”;

          2. “…бушевала любовь к литературе”;

          3. “Мешаешь, Григорий”;

          4. “…правда, которую не признать не могла”;

          5. “…была подавлена”;

          6. “…химера моей порочности”;

          7. “сникла, охладела”;

          8. “божья кара”;

          9. “Спляшем, Григорий”;

          10. “Что же ты молчал, Костыль несчастный”.

          Выступление заранее подготовленного ученика.


          • ирония, исповедальность, лиризм;

          • приём антитезы;

          • изобразительные средства;

          • символ (А. С. Пушкин – нравственный критерий, идеал);

          • особенности стиля (отсутствие стилистического единства, смешение высокого и низкого).

          Важную роль в рассказе играет приём антитезы. Оппозиция возникает и в изображении детского – взрослого миров, и внутреннего – внешнего, где детский и внутренний миры символизируют что-то истинное, важное; а взрослый и внешний миры – надуманное, искусственное, пошлое.

          Дина Рубина “Всё тот же сон”

          Лучше Пушкина никто не сможет повлиять”

          ─ Как сложились судьбы героев?

          Судьбы героев, “сведённые однажды промозглой ночью под испуганно шелестящей чинарой, разлетелись врозь…” Однако у них много общего. Он – драматург, она – писатель. Оба имеют отношение к творчеству. Встреча была неслучайной, это встреча – узнавание. Героев связывает жажда поступка, самореализации, утоление которой невозможно в неподлинном мире обыденного, что побуждает их к “прозреванию” и творчеству собственных “иных” миров.
          ─ В чём смысл финала?

          Улыбка на лице героя говорит о чувствительной и открытой миру душе героя, это улыбка творца, глядящего на сотворённый им мир, человека, проживающего счастливую, богатую внутреннюю жизнь, несмотря на внешнее неблагополучие. (“Иногда по ночам думаю: здоровый мужик – на что жизнь кладу?”)

          ─ Как вы понимаете смысл названия?

          Название имеет два значения. Во-первых, это цитата из трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”; во-вторых, это воспоминания лирической героини о детстве. Детство, юность не исчезают бесследно. Тихой мелодией, рождающей свет и тепло, они звучат в душе, согревая душу и освещая наш жизненный путь. Последняя фраза героини вызвана досадой оттого, что признание запоздало, о чувствах же самой героини мы так и не узнали (мотив несостоявшейся любви). Встреча героев не была случайной (мотив узнавания). Финал рассказа – осознание судьбоносности встречи, горечь оттого, что детство не возвратить, жизнь не изменить, и что путь художника в современном мире так же тернист, но другого пути нет.

          Творчество – особое состояние человека, духовное возбуждение, имеющее божественную природу, ощущение врождённой странности человеческой жизни, причастность к потустороннему и, в то же время, “по-детски созерцательное состояние ума…при котором мы понимаем, что мир хорош”. В. Набоков.

          Память, воображение и любовь – залог бесценного “вечного детства” поэта, без которого невозможно творчество.

          ─ Изменилось ли ваше восприятие рассказа после анализа? Захотелось ли ещё перечитать рассказ? Можно ли назвать “Всё тот же сон” качественной литературой? Кому бы вы порекомендовали его прочесть?

          “…во мне роилось столько смутных разрозненных слов, и я была бессильна перед их полчищем? Я и сейчас прихожу в отчаяние, когда туча слов, словно рой пчёл, налетает на меня, и я должна выбрать несколько, сложить их в порядок, вывести на бумаге – приблизительный подстрочник страстно мычащей души…”


            • В чём притягательность Пушкина?

            • В чём притягательность детства?

          Из стенограммы урока:


          • Художник живёт мечтой, живёт в своём, созданном им мире духовности;

          • Человек должен стремиться к самореализации, развить свой дар;

          • Среди нас есть люди, которые живут в другом, необычном мире, и никто не знает, о чём они мечтают; мечты же иногда сбываются, и из “шпаны неотёсанной” рождаются гении;

          • Любой талант прорывает завесу невежества, пылая и сверкая, в боли чистой поэзии, как древний бог проходит сквозь свод небес… Как стрела протыкает воду, чувствуя препятствия, так и талант своими делами прорывается сквозь завесу непонимания своими стихами, музыкой или чем-то другим. Но это сложно, для этого нужна сила.

          • В творчестве заключается смысл жизни. Даже если человек не станет великим, прикоснувшись к тайне творчества, его жизнь будет освещена божественной сущностью.

          • В жизни человека можно выделить два пласта: то, что заложено в человеке от природы, и то, что появляется по мере активности жизни в обществе. Творчество заставляет человека пересмотреть все свои жизненные ценности, увидеть истинную сущность вещей, отбросить всё мнимое. В награду жизнь раскрывает некоторые из своих тайн, которые раньше человек не замечал. Творчество очищает многие человеческие дела, наполняя их новым смыслом

          2 вариант. В рассказе мне запомнилось. меня удивило…, взволновало…

          Из стенограммы урока:


          • удивило, что герои в этой жизни смогли сохранить себя, свой внутренний мир;

          • удивило, что в таком возрасте может произойти событие, от которого будет зависеть вся жизнь;

          • удивило, что воспоминания о детстве сопровождают героиню всю жизнь;

          • удивило, что в жизни всё не случайно;

          • удивило, что судьбы героев оказались так похожи;

          • взволновало детское восприятие мира героев;

          • взволновало несовпадение, непонимание героями друг друга;

          • взволновала тайна, предопределённость человеческой жизни;

          • взволновало ощущение обманутости, что всё происходящее не истинно, а истина скрыта, и надо искать;

          • взволновало, что герой оторван от жизни, поэтому герой обречён на одиночество.

          2 вариант. Напишите сочинение “Человек-творец и его дар. Моё восприятие рассказа Дины Рубинной “Всё тот же сон”.

          Тип урока: изучение произведения искусства.

          Вид урока: урок-практикум.

          развивать навыки анализа произведения искусства; формировать умение давать оценку художественному произведению; развивать читательский запрос, вкус к слову; научить использовать элементы психологического анализа для более глубокого осмысления характеров героев и их поступков;

          формировать стремление к самореализации, к духовному становлению, активной жизненной позиции, к творчеству.

          1. Фронтальная беседа.

          - О чём мы говорили на предыдущих уроках?

          - Что общего между стихотворениями Пушкина, названия которых выписаны на доске?

          Тема творчества. Идейное содержание этих стихотворений заключается в способности поэтического вдохновения преобразить действительность.

          Итак, как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдёт о творчестве.

          Вывод: искусство преображает действительность.

          3. Тема. Человек-творец и его дар.

          - Кто такой человек-творец?

          Человек-творец - творческая личность, талант, гений, художник, создатель.

          Дар - талант, способность видеть, призвание, поэтическая отмеченность перстом Божьим.

          - Всегда ли, человек, обладающий даром, становится творцом? Что для этого необходимо?

          Воля, трудолюбие, упорство, вдохновение.

          - Давайте вспомним произведения, герои которых с честью прошли этот путь.

          Короленко "Слепой музыкант", Платонов "В прекрасном и яростном мире", Грин "Победитель".

          Действительно, творчество есть не только служение искусству, но становление личности, обретение себя, открытие в себе дара.

          Дар, талант, оставшись невостребованным, неразвитым постепенно умирает. Но тому, кто услышит зов Аполлона, в творческом озарении приоткроются тайны мироздания. Именно эта способность делает человека человеком.

          Путь этот тернист, сложен, стоит ли бороться?

          Прочитайте цитаты, найдите аргументы и контраргументы, подберите эпиграфы к теме.

          "Стать личностью есть задача человека. Личность не рождается от родителей. она творится богом и самотворится… Личность выковывается в самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему её осуществить свою жизненную задачу. Человек только тогда личность, когда следует своему внутреннему голосу, а не внешним влияниям". Н. А. Бердяев.

          "Человек одаренный ответствен перед некой высшей силой за самореализацию. При этом дар, талант вовсе не гарант счастья, напротив, он изнуряет, ищет выхода, воплощённости в чем-то.

          «Дар, превращаясь в страсть, требует жертв - отречения от всего, что не есть он сам. " О. Дмитриенко.

          О. Дмитриенко

          Определим, в чём суть проблемы.

          II. Основное содержание урока.

          Работает писательница в гуманистической традиции русской психологической прозы, умело сочетая любовь с насмешкой, иронию с горечью и жалостью, жизненную точность со вкусом к жизненному абсурду. И ещё творчество Дины Рубиной отличает редкая виртуозная живопись письма, когда каждая почти строчка – изобретательно найденный, оригинальный образ. Свои рассказы автор строит как музыкальное произведение, обращаясь к вечным темам, через бытописание переходя к чему-то высшему, что имеет таинственный надмирный отсвет, тонкую нить, связывающую с жизнью и надеждой.

          4. Вопросы на восприятие рассказа.

          - Кто выступает в роли рассказчика? Кто является главным героем?

          - Какова тема произведения? (Зарождение таланта, формирование личности).

          - Что составляет зерно сюжета? (Эволюция Сеньки).

          - В чём проблематика рассказа? ( Судьба художника в современном мире).

          5. Перейдём к анализу рассказа. Дома вы работали с вопросным путеводителем, но, чтобы нам сэкономить время, вы в группах обсудите один из вопросов и подготовите выступление.

          Задания по группам.

          1 группа. Записать композицию рассказа. Определить основной композиционный приём. Какую роль играет композиция?

          - Композиция соответствует проблематике произведения: Сенька – непонятый гений.

          2 группа. Эволюция Сеньки. Проследите динамику духовного роста героя. Сделайте вывод.

          - Сенька из шпаны и неуча перерождается в талантливого режиссёра. Судьба Сеньки – типичная судьба художника.

          - Где происходит встреча? При каких обстоятельствах?

          - Какое признание делает Сенька?

          - О чём говорят герои?

          - Роль пейзажа? - Какие изобразительные средства использует автор?

          Выступление заранее подготовленного ученика.

          Эпизод кульминационный – момент озарения, истинного творчества.

          4 группа. Кто представляет мир взрослых в рассказе? Как они изображены?

          - В изображении взрослых используется приём антитезы – мещанский, далёкий от истинной духовности, этот мир не понимает и не принимает духовного, творческого начала в детских душах.

          - Почему Сенька не услышал предупреждения героини.

          Тут можно читать бесплатно Дина Рубина - Все тот же сон !. Жанр: Проза / Русская классическая проза, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте FullBooks.club (Фулбукс) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

          Дина Рубина - Все тот же сон !

          Дина Рубина - Все тот же сон ! краткое содержание

          Дина Рубина - Все тот же сон ! читать онлайн бесплатно

          Моя никчемность стала очевидной годам уже к тринадцати. С точными науками к тому времени я отношения выяснила, а высокие помыслы и сердечный пыл, круто замешенные на любви к литературе, тщетно пыталась приспособить к какому-нибудь делу. Вообще в отрочестве меня одолевал зуд благородной деятельности.

          Например, в восьмом классе я влезла в школьный драмкружок и ухитрилась сыграть роль Григория Отрепьева в трагедии Пушкина "Борис Годунов".

          Мы собирались ставить две сцены - "В келье" и "У фонтана". Теперь необходимо представить меня: бледное дитя подросткового периода. Очки в детской оправе, сутулость и бестолковые руки. Вегетососудистая дистония и, конечно же, мальчишеская стрижка, я же современная девочка.

          Разумеется, я претендовала на роль красавицы Марины Мнишек. Но наша классная руководительница Баба Лиза распределяла роли, руководствуясь соображениями педагогического характера.

          - А тебе мы поручаем играть Самозванца, - сказала она.

          Баба Лиза преподавала нам литературу. Это была пожилая гипертоничка, тянущая, как запряженный вол, две ставки и общественную нагрузку - школьный драмкружок. Думаю, она мечтала о пенсии, но боялась, что дети повесят на нее гроздь внуков. Из-за страшной занятости Баба Лиза уже лет двадцать не могла выкроить минутку, чтобы взглянуть на себя в зеркало и убедиться, что время, увы, не стоит на месте. Только этим можно было объяснить пунцовый маникюр на ее дутых старческих пальчиках и глубокие вырезы на платьях. Ее пухлая шея перетекала в мощно отлитый бюст, который, в свою очередь, плавно переходил в колени. В углублении выреза, ущемленное бюстом, неизменно выглядывало поросячье ушко носового платка. Но самым примечательным был ее голос. Баба Лиза булькала, как суп в кастрюле на тихом огне.

          - Лизветсеменна, а почему мне - Самозванец? - канючила я. - Он отрицательный, он из меня не получится.

          Баба Лиза вытянула из выреза платок за поросячье ухо, обстоятельно высморкалась.

          - Хватит придуриваться, - посоветовала она доброжелательно и затолкнула платок обратно. - Посмотри в свой дневник: алгебра - два, два, три, физика три, три, два. Нормальный из тебя Самозванец.

          Роль монаха Пимена досталась моему однокласснику, шпане большого полета Сеньке Плоткину. Сколько помнила я Сеньку, чуть ли не с первого класса он, как боевой самолет, всегда был "на вылете". Едва успокаивался один скандал, вызванный Сенькиной проделкой, как тут же вспыхивал другой. На недавнем комсомольском собрании решено было на Плоткина влиять, и при распределении ролей сочли, что лучше Пушкина вряд ли кто сможет повлиять на Сеньку.

          - Плоткин, ты у нас будешь Пименом, - деловито сообщила Сеньке Баба Лиза. - Или пеняй на себя.

          Тот задохнулся от возмущения.

          - Я ж спортивный сектор! - завопил он. - Все на одного валить, да?!

          - Плоткин, ты свои обстоятельства знаешь, - невозмутимо напомнила Баба Лиза. - Ты на вылете.

          Словом, Сенька был приперт к стене. Ему, как и мне, ничего не оставалось делать, как сунуть голову в хомут постылой роли. С той только разницей, что во мне все-таки бушевала любовь к литературе, а в Сеньке совсем иные силы.

          . На первой читке, взглянув в столбцы убористых строк, Сенька обезумел от горя.

          - На фиг!! - орал он дурным голосом. - Я такого за сто лет не выучу! Здесь все слова непонятные!

          - А про детскую комнату милиции тебе все понятно, Плоткин? - холодно осведомилась Баба Лиза. - Или забыл, что ты на вылете?

          Итак, в гулком актовом зале, под стенгазетой "Заботливая женская рука", оставшейся висеть еще с восьмимартовского праздника, мы начали репетиции. Сенька был демонстративно безразличен и туп.

          Он делал бычий взгляд, прежде чем прочесть реплику, отваливал нижнюю челюсть, и без того, надо сказать, тупую и тяжелую, мычал и намеренно путал текст.

          - Э. э. э. и пыль веков. мм. мм. от хари отряхнув.

          - "От хартий", Плоткин, "от хартий"! - булькала Баба Лиза. - Читай внимательно: "И пыль веков от хартий отряхнув".

          Мне тоже не нравилась моя роль, я не знала, как подступиться к Григорию Самозванцу. Вот с Мариной Мнишек все было ясно, тем более что дня два я репетировала Марину дома, перед зеркалом: высокомерно изгибала бровь, вздергивала подбородок и прикрывала лицо веером - признак коварства. А Самозванец? Ну как прикажете играть человека, если "ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая".

          Но, в отличие от Сеньки, и - повторюсь - из любви к литературе, текст я проговаривала четко, с некоторой затаенной злобностью, чтобы дать намек на далеко идущие планы Григория.

          Так мы репетировали в пустом актовом зале - запинающийся туповатый Пимен и злобный Самозванец. Мною Баба Лиза была очень довольна, когда же вступал Сенька - морщилась, вытягивала из выреза платок и прочищала нос.

          Наконец, Сенька дополз до заключительных слов Пимена: "Подай костыль, Григорий. "

          Он заржал и, подняв голову, заинтересованно спросил:

          - А где костыль-то?

          - Какой костыль? - Баба Лиза вздремнула, возглас Сеньки ее пробудил.

          - Ну вот написано: "Подай костыль, Григорий", - значит, она мне должна костыль подать, и я похромаю отсюда.

          - Обойдешься без костыля.

          - Почему? - неожиданно возмутился Сенька. - Если Пушкин про костыль написал.

          - Ну, швабру возьмешь, - примирительно посоветовала я Сеньке.

          - Еще чего - швабру! А они, в зале, что - дурные? Швабру от костыля не отличат?

          Сенька очень воодушевился. На переменках подбегал ко мне и повторял на разные лады: "Подай костыль, Григорий!" - то грозно, то устало-дружелюбно, то слезно-умоляюще. За весь день он так осточертел мне с этим костылем, что, когда на алгебре больно ткнул ручкой мне между лопаток, прошипев восторженно: "Подай костыль, Григорий", - я взвыла и, крикнув: "На!", стукнула Сеньку портфелем по башке.

          На другой день, подходя к школе, я увидела Плоткина. Он стоял перед входными дверьми, навалясь на костыль и подогнув ногу, а увидев меня, сорвал с головы кепку и протянул ее с радостным воплем: "Подай, Григорий. "

          - У дедки выпросил! - счастливо сообщил он. - Дед у меня пять лет назад ногу ломал, целых два месяца, как кузнечик, на костыле скакал. А я вчера в сарай полез, гляжу - лежит костылик, родимый! Еле у дедки выпросил его!

          Репетировал Сенька в этот день совсем по-другому. Правда, на протяжении всей сцены он несколько томился в ожидании заветной реплики, но зато уж ее выдал как следует - кряхтя, с хрипотцой, со вздохом. В нужный момент я подала Сеньке костыль, и он пошел прочь, тяжело наваливаясь на него всем телом.

          После репетиции мы побежали относить костыль на третий этаж, в учительскую, где велела хранить его Баба Лиза. Сенька упорно скакал на одной ноге, опираясь на костыль, охая и заваливаясь набок. При этом он чуть не сбил с ног Захара Львовича, нашего завуча.

          - Плоткин, что за вид? - устало спросил завуч.

          - Захар Львович, я репетирую! - радостно выпалил Сенька. - Я монах! Еще одно, последнее сказанье!

          - Плоткин, предупреждаю: еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена твоя, - сказал на это Захар Львович. - Ты и так давно на вылете.

          . Текст Сенька учил тяжело, медленно, многих слов не понимал. Зато когда, наконец, выучил наизусть роль Пимена, стали происходить с Сенькой странные вещи.

          После одной из репетиций он позвонил мне домой.

          - Слышь, Григорий, - сказал Сенька, - я тебе вот что хотел сказать ты, это. когда просыпаешься, не вопи.

          - Когда - просыпаюсь? - оторопело переспросила я. Сенькин звонок оторвал меня от "Клуба кинопутешественников".

          - Ну, когда в келье просыпаешься и начинаешь - "Все тот же сон!" - ты это. не ори, не надо.

          - Я не ору, - обиделась я. - Просто я хорошо артикулирую.

          Сенька замешкался с ответом, видно, не знал слова "артикулирую". Потом сказал:

          - Нет, правда, Григорий. Ты же проснулась. Ты со сна еще не понимаешь где сон, где жизнь, где ты лежишь. Ты это. бормотать должна.

          - Это ты все бормочешь, дурак! - вспылила я. - Потому что двух слов связать не можешь! И не лезь в мою роль! Костыль несчастный!

          Я бросила трубку и пошла досматривать "Клуб кинопутешественников". Но Сенькина наглость не давала мне сосредоточиться. Он позвонил минут через двадцать.

          - Григорий, не пыли, а. - дружески попросил он. - Я посоветоваться только хотел. Это. Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?

          - Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет. "

          - Ну и что. Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.


          Рассказы Д.Рубиной наполнены неподдельными историями с героями близкими читателю, и от чего увлекательны для каждого из нас.

          Доброго времени суток)

          "Когда же пойдет снег" - эта моё третье знакомство с творчеством Д. Рубиной.Сама книга состоит из восьми рассказов от первого лица. Все рассказы написаны понятным и одновременно увлекательным языком, Каждый рассказ эта отдельная история, он не связанны между собой, имеют своих персонажей и наполнены своими переживаниями.

          Сильное впечатление на меня произвел одноименный с книгой рассказ. Чуть больше чем на 50 страницах автору удалось отобразить множество чувств и, если честно, после каждой 10 я плакала. Но плакала не от жалости либо горечи, а от того. что переживания главной героини так близки мне, да и каждому читателю. Огромным плюсом есть присутствие нотки юмора в рассказе.

          - А ведь на носу зима, - сказала я. - Сезон носовых платков. Что ты будешь делать зимой со своим насморком?

          - А вот что: мы кошмарно напьемся, третьим возьмем твоего ненормального братца, будем шататься в обнимку по улицам и орать песни страшными голосами.

          - И пусть идет снег.

          - Пусть, - согласился он.

          Также приятное впечатление произвел "Все тот же сон. ". В этом рассказе автор отображает насколько один, на первый взгляд не значительный, эпизод в жизни может изменить нашу жизнь.

          Это не Сенька - шпана и неуч, книгу в руки не бравший, - протестовал против исторической несправедливости, это талант его пробудился и требовал правды.

          Отмечу также рассказ "Терновник", где автору, на мой взгляд, очень удачно удалось отобразить мысли и переживания мальчика 7-8 лет.

          Все рассказы легко читаются, на одном вздохе, благодаря, чему читатель не успевает опомнится, как уже переворачивает последнюю страницу книги.

          Книга оставила после себя легкий приятный осадок, так что рекомендую, как впрочем и На солнечной стороне улицы этого же автора.

          Читайте также: