Сочинение про русский народный хор

Обновлено: 30.06.2024

Известно, что первый хор на Руси как коллектив был собран во второй половине XV века. Его составляли государевы певчие дьяки. Следом был собран старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла и хор патриарших певчих – в будущем Московский синодальный хор. Эти коллективы не только участвовали в церковных службах, но и приглашались на увеселения царя.

Во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры.

Хоровая культура развивалась вместе с историей России. Самые популярные коллективы 20 века Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова, хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Современное состояние хоровой культуры дает надежду, что традиции хорового искусства в России не будут утеряны. Мы видим множество талантливых хоровых дирижеров, лучшие музыкальные учебные заведения имеют свои замечательные коллективы, фольклорные певческие ансамбли продолжают свою деятельность, также хоровое искусство популярно в школах, музыкальных студиях.

Сегодня предлагаю насладится замечательным исполнением любимых песен лучшими хорами страны, а заодно познакомиться с реакцией слушателей из других стран.

1. Прощание славянки, Кубанский казачий хор

Кубанский казачий хор, как всегда, трогает сердца своим исполнением.

Посмотрим, что написали иностранцы по видео (перевожу комментарии):

  • Долгой жизни "Мать Россия". Приветствую из Словакии
  • Я люблю Путина, я люблю Россию. Приветствую из Китая. Господи, спаси Россию
  • Казаки, вы спасаете весь христианский мир
  • Вот так звучит тестостерон
  • Мощно! Вдохновляет! Спасибо
  • Красивые голоса, красивые лица. С любовью из Техаса, США
  • мы чувствуем народную душу, которая исчезла из наших многокультурных предместий (с франц.)
  • Удивительное исполнение русского национального гимна Великой Отечественной войны. Уважение, ура и любовь к русским, потому что они не только не стыдятся, но и с гордостью исповедуют свою христианскую традиционную веру и ее ценности перед сегодняшним миром !

2. Ой, со вечора, с полуночи, Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого

Этот хор по праву считают одним из лучших фольклорных коллективов. Хор был создан в 1911 г. выдающимся исследователем, собирателем русского народного творчества Митрофаном Пятницким. Он возродил в творчестве хора традиции русской песни именно в том виде, как она веками исполнялась русским народом. По всей России он искал талантливых народных певцов в свой коллектив.

Эта русская народная песня пелась во многих селах и деревнях и относится к плясовым.

Вот что пишут зарубежные слушатели под исконно русской песней (перевожу их комментарии):

  • Мне так нравится эта песня. Сильная энергия!
  • Просто замечательно!
  • Спасибо, что загрузили эту великолепную песню .
  • Я люблю русскую музыку.

3. Над Шушей сосны вековые, Государственный Сибирский русский народный хор

Государственный сибирский народный хор начал свою творческую историю в сентябре 1944 года, а датой рождения коллектива принято считать 9 мая 1945 года.

Основой будущего профессионального хора стал небольшой хоровой коллектив из 18 человек при Новосибирском радиокомитете. Их руководитель Николай Петрович Корольков и стал первым художественным руководителем Сибирского хора.

Сибирский русский народный хор всегда видел своей главной задачей пропаганду лучших образцов старинных и современных сибирских народных песен, песен русских и советских композиторов.

Давайте посмотрим, как понравилось исполнение известной советской песни иностранным слушателям (перевожу их комментарии):

  • Я так люблю эти русские песни. Но большинство их них такие грустные.
  • Россия, страна моей мечты! Спасибо вам, братья и сестры, я люблю вас! Привет из Сербии всем православным братьям.
  • прекрасно, прекрасно : так трогательно / так достойно . Я называю это великой музыкой .
  • Спето с таким чувством, с такой теплотой, я могу слушать это весь день.
  • Совершенно поразительно.
  • В этой песне действительно чувствуется необъятность Сибири.
  • Эта музыка лишила меня дара речи. Словами не описать как это красиво.
  • Когда мы слышим эти песни от немцев Восточной Германии, мы вспоминаем, где искать наши корни. Земля к востоку от Эльбы - старая земля. Корни нашей крови - славянские. Эти песни трогают меня. (с нем.)
  • Я не мог сдержать слез, которые лились как дождь.

4. Уральская рябинушка, Хор Московской консерватории

Песня "Уральская рябинушка" является визитной карточкой Урала. Многие считают её народной, но у нее есть авторы композитор Евгений Родыгин и поэт Михаил Пилипенко.

Евгения Родыгина пригласили написать песни для Уральского народного хора, который отправлялся на гастроли заграницу. Нужна была настоящая русская песня, которая непременно бы тронула сердца иностранцев. Композитор нашёл стихотворение Елены Хоринской и сочинил на него песню. Но песня не оправдала надежд.

Тогда Родыгин нашел другого автора для своей мелодии. И вот этот второй вариант со стихами Михаила Пилипенко мы знаем и любим!

Перевожу комментарии иностранцев под этим трепетным исполнением:

5. Ах ты, степь широкая, Хор московского Сретенского монастыря

Монастырский хор существует с самого его основания в 14 веке. При советской власти хор замолчал на 70 лет. А в 1993 году с возрождением жизни в древней обители вновь зазвучал хор Сретенского монастыря.

Кроме духовной музыки в репертуаре монастырского хора русские, украинские, казачьи песни, песни военных лет, исполняемые а капелла, всеми любимые романсы и вальсы в уникальных хоровых аранжировках.

Вот такие комментарии оставили зарубежные слушатели под исполнением невероятной народной песни "Ах, ты степь широкая":

Датой рождения коллектива принято считать 9 мая 1945 года. Это не совсем так. Хор при Новосибирской филармонии начал свою деятельность в сентябре 1944 года.

Основой будущего профессионального хора стал небольшой хоровой коллектив из 18 человек, существовавший тогда при Новосибирском радиокомитете. Руководил им Николай Петрович Корольков. Он и стал первым художественным руководителем Сибирского хора.


Музыкант-любитель (по профессии бухгалтер), Николай Петрович был страстным пропагандистом русской народной песни.

С самого начала своего существования, Сибирский русский народный хор главной задачей поставил пропаганду лучших образцов старинных и современных сибирских народных песен, плясок и игр, а также произведений советских, в частности — сибирских композиторов. Коллектив много гастролировал по городам и селам области. В марте 1951 года он успешно выступил в Москве.

Н. П. Корольков, заявив, что он сделал всё, что мог, подал в отставку.
Корольков всю жизнь тщательно скрывал своё прошлое. Они с женой боялись, что кто-то узнает о том, что он учился в Томской духовной семинарии, а потом был регентом церковного хора. Когда начались жесточайшие гонения на церковь, семья переехала в Ново-Николаевск. Никто уже сейчас не знает, с чем был связан его резкий уход из Сибирского народного хора. Может, всплыло так тщательно охраняемое прошлое.


В.И. Чирков возглавлял хор с 1962 по 1969 год. Прекрасный музыкант, проработавший много лет в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, а затем музыкальным руководителем в Сибирском хоре, он хорошо знал возможности хора, полностью разделял творческие взгляды В.С. Левашова. Владимир Иванович продолжал активно сотрудничать с сибирскими композиторами: хор пел песни Георгия Иванова, Николая Кудрина, Андрея Новикова, Аскольда Мурова, Валентина Левашова и других. В.И. Чирков много ездил по области, записывал в деревнях старинные песни, частушки, обряды.



Художественные композиции В.В. Мочалова построены по особым творческим канонам. Каждая песня имеет яркую кульминацию, позволяющую заострить внимание слушателей на самом главном. В.В. Мочалов помогал артистам и слушателям заново осмыслить давно известные народные песни и проникнуть в сущность новых сочинений. Мочалов постоянно искал новые формы и методы построения программ. Все номера исполнялись без единой интонационной погрешности с большим творческим подъёмом.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства


Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция


Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель


Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

Уильям Кокс,автор записок о путешествии
по России эпохи Екатерины

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор



Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

Хор – как инструмент со многими голосами. Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.


Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весной 1936-г.была открыта первая страница истории детского хора Института художественного воспитания АПН СССР. Более 60 лет продолжалась активная творческая жизнь этого коллектива. И 57 лет бессменно стоял во главе своего детища его создатель, художественный руководитель и дирижер - народный артист СССР, лауреат множества премий, профессор Владислав Геннадиевич Соколов. В репертуаре хора - русская и зарубежная классика, оперные хоры, произведения советских композиторов, в том числе написанные специально для этого хора, собственные сочинения и обработки В.Соколова, народные песни разных стран, детские песни, хоровые аранжировки инструментальных произведений.

Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения Был образован в 1970 г. Виктором Поповым. Творческие задачи хора были определены как развитие и популяризация детского песенного творчества. Универсальность коллектива проявляется в том, что хор работает как в академических программах в рамках абонементных концертов Московской филармонии, так и в выступлениях со звездами современной музыкальной культуры. Поэтому важно развитие не только вокальных данных детей, но и профессиональных сценических навыков, артистизма.

Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения

Был образован в 1970 г. Виктором Поповым. Творческие задачи хора были определены как развитие и популяризация детского песенного творчества. Универсальность коллектива проявляется в том, что хор работает как в академических программах в рамках абонементных концертов Московской филармонии, так и в выступлениях со звездами современной музыкальной культуры. Поэтому важно развитие не только вокальных данных детей, но и профессиональных сценических навыков, артистизма.

За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов. Обрел репутацию одного из самых известных, успешных и лучших детских хоров мира.

Ансамбль песни и пляски Московского Дворца пионеров им. В.Локтева Ансамбль пионерской песни и пляски был организован в 1937 г. А.В.Александровым. На момент создания это был единственный, в нашей стране детский коллектив, объединивший в единый творческий коллектив хор, оркестр и танцевальную группу. С 1941 г. худ.руководителем Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров становится Владимир Локтев. Ансамбль под его руководством стал известным исполнительским коллективом, подлинной школой эстетического воспитания детей. Более 100 песен для Ансамбля создал В.С.Локтев. После смерти ансамблю присвоено его имя. Эстафету руководства Ансамблем принял Ильин, хормейстер Егорова

Ансамбль песни и пляски Московского Дворца пионеров им. В.Локтева

Ансамбль пионерской песни и пляски был организован в 1937 г. А.В.Александровым. На момент создания это был единственный, в нашей стране детский коллектив, объединивший в единый творческий коллектив хор, оркестр и танцевальную группу. С 1941 г. худ.руководителем Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров становится Владимир Локтев. Ансамбль под его руководством стал известным исполнительским коллективом, подлинной школой эстетического воспитания детей. Более 100 песен для Ансамбля создал В.С.Локтев. После смерти ансамблю присвоено его имя. Эстафету руководства Ансамблем принял Ильин, хормейстер Егорова

Сегодня Ансамбль песни и пляски имени Локтева - это единый художественный коллектив со своей школой и традициями, состоящий из четырех частей: хоров разных возрастов, оркестров, хореографических групп и духового оркестра. В Ансамбле занимаются дети от 5 до 18 лет. Репертуар Ансамбля состоит из песен и танцев народов мира, а также из музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

Сегодня Ансамбль песни и пляски имени Локтева - это единый художественный коллектив со своей школой и традициями, состоящий из четырех частей: хоров разных возрастов, оркестров, хореографических групп и духового оркестра. В Ансамбле занимаются дети от 5 до 18 лет. Репертуар Ансамбля состоит из песен и танцев народов мира, а также из музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

Ансамбль выступает на лучших концертных площадках, таких как Государственный центральный концертный зал

Ансамбль выступает на лучших концертных площадках, таких как Государственный центральный концертный зал "Россия", Концертный зал им. П.И.Чайковского, Государственный Кремлевский Дворец, Большой театр, Большой зал Консерватории, Концертный зал Олимпийской деревни (Государственный музыкальный театр национального искусства под руководством Назарова), Колонный зал Дома Союзов, Московский международный дом музыки и др.

Ансамбль очень часто гастролирует. Он объехал не только всю необъятную территорию бывшего Советского Союза, но и побывал с гастролями во многих странах Европы, Азии и Америки. Не удивительно, что у Ансамбля много наград, одна из них - это медаль "За дело мира".

а 75 с лишним лет в Ансамбле занималось более 45 тыс. детей. Многие выпускники Ансамбля стали профессиональными музыкантами, певцами и танцовщиками. Они играют главные партии в известных оркестрах, работают в хорах и прославленных танцевальных ансамблях.

Детский хор России Хор основан в 2013 году по итогам конкурсного отбора детей в возрасте от 9 до 14 лет. В состав хора включена тысяча одарённых вокалистов из всех регионов нашей страны и ведущих хоровых образовательных учреждений.

Детский хор России

Хор основан в 2013 году по итогам конкурсного отбора детей в возрасте от 9 до 14 лет. В состав хора включена тысяча одарённых вокалистов из всех регионов нашей страны и ведущих хоровых образовательных учреждений.

Первый концерт состоялся 8 января 2014 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра в сопровождении симфонического оркестра под управлением В. Гергиева. Прозвучали хоровые произведения С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова и А. Пахмутовой, И. Дунаевского, А. Островского. Детский хор России также стал одним из ключевых участников торжественной Церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 23 февраля 2014 года.

В День Победы 9 мая 2015 года состоялся уникальный концерт Детского хора России в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В. Гергиева для ветеранов Великой Отечественной войны в Большом театре России с участием композитора, народной артистки СССР Александры Николаевны Пахмутовой и солистов Большого театра.

Московская хоровая капелла мальчиков

Московская хоровая капелла мальчиков

Московская хоровая капелла мальчиков создана в 1957 году Вадимом Судаковым при участии педагогов и музыкантов Российской академии музыки им. Гнесиных. С 1972 по 2002 г. капеллу возглавляла Нинель Камбург. С 2002 по 2011 руководил капеллой её ученик – Леонид Баклушин. В настоящее время руководителем является Виктория Смирнова.

На сегодня капелла одним из немногих детских музыкальных коллективов России, осуществляющих подготовку мальчиков с 6 до 14 лет в лучших традициях русского классического хорового искусства.

Капелла работала с такими известными дирижёрами как: С.Одзава, Ю.Франц, К.Лоренц, М.Ростропович, Г.Рождественский, В.Полянский, Т.Курентзис, М.Горенштейн, А.Орлов, В.Халилов.

Читайте также: