Сочинение про ростральные колонны

Обновлено: 05.07.2024

Ростральные колонны - знаменитые памятники морского величия Санкт-Петербурга. Они обрамляют Стрелку Васильевского острова уже больше двухсот лет. Ростральные колонны раньше выполняли функцию фонарей порта столицы. Сейчас огни зажигают только по праздникам, а в будни Ростральные колонны украшают Стрелку Васильевского острова и одним своим величественным видом напоминают о былых морских победах российского флота.
Ростральные колонны получили своё название от латинского слова rostrum , что означает - носовая часть корабля. Древние греки делали носовые части своих кораблей в виде острия или тарана. В Древнем Риме корабли украшали носовыми фигурами львов, драконов, сирен, изображениями богини победы Виктории, удачи - Фортуны, бога морей Нептуна.
Традиция украшать архитектурные памятники носами трофейных вражеских кораблей в честь морских побед восходит к римским временам. Захваченными в бою бронзовыми украшениями вражеских кораблей римляне украшали колонны и подиумы, которые были расположены в центре Римского форума .

Римский форум с аркой Септимия Севера, рядом с которой были расположены Ростры. Снимок из семейного фотоархива

Римский форум с аркой Септимия Севера, рядом с которой были расположены Ростры. Снимок из семейного фотоархива

Эти подиумы также называли Рострами. Они были предназначены для выступления ораторов и выполняли функцию трибун. От древнеримских трибун на Римском форуме сохранились руины, расположенные рядом с аркой Септимия Севера.

Биржа на Стрелке Васильевского острова. Фасад. Вариант 1. 1801 год. Автор - Жан-Франсуа Тома де Томон

Биржа на Стрелке Васильевского острова. Фасад. Вариант 1. 1801 год. Автор - Жан-Франсуа Тома де Томон

Две питерские Ростральные колонны были возведены в 1805-1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона.
Жан-Франсуа Тома де Томон в 1780-х годах получил образование в Парижской академии изящных искусств, после чего отправился в Рим изучать архитектурные памятники императорской эпохи. Древнеримская архитектура так вдохновила французского архитектора, что потом он в своих проектах и постройках использовал только древнеримский стиль.

После стажировки в Риме вернуться на родину Тома де Томону - убеждённому роялисту - помешала Французская революция, и архитектор перебрался в Вену.
В Санкт-Петербург Тома де Томон прибыл в 1799 году по приглашению князя А.М. Голицына. Известность в высшем обществе французский архитектор приобрёл благодаря своим мастерским карандашным и акварельным рисункам. С 1800 года Тома де Томон начал преподавать в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В Государственном Эрмитаже хранятся рисунки Тома де Томона с набросками здания Биржи и Ростральных колонн, сделанные архитектором ещё до того, как ему было поручено выполнить проект ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Фасад здания Биржи на Васильевском острове со стороны стрелки с двумя Ростральными колоннами. 1806 год. Гравюра с рисунка. Художник Жан-Франсуа Тома де Томон

Фасад здания Биржи на Васильевском острове со стороны стрелки с двумя Ростральными колоннами. 1806 год. Гравюра с рисунка. Художник Жан-Франсуа Тома де Томон

Тома де Томон начал реализовывать свой план по обустройству Стрелки Васильевского острова в 1805 году, приняв эстафету от Кваренги. По проекту Тома де Томона в 1805-1810 годах было возведено величественное здание Биржи, построенное по образцу античного храма в Пестуме, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. Завершает ансамбль Стрелки Васильевского острова гранитная набережная с двумя пологими спусками к Неве с величественными Ростральными колоннами. Высота каждой колонны - 32 метра. Каждая колонна украшена медными имитациями ростр - носов трофейных кораблей. Медные ростры закреплены на колоннах попарно, четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей.
Вместе с французским архитектором над проектом Ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии.
Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Сам Тома де Томон писал: "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и долговечную основу. Открытие законченного архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова состоялось в 1815 году.

Ростральные колонны, Санкт-Петербург

Ростральные колонны — удивительные архитектурные сооружения, которые украшают Стрелку Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Их внешний вид — отсылка к древнеримским традициям, когда высокие колонны было принято украшать носами пораженных вражеских кораблей. Так они становились символами морских побед.

Описание достопримечательности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — отдельно стоящие сооружения, которые действительно выполнены в виде колонн, но украшены не барельефами и росписью, а изображающими корабельные носы скульптурами.

Южная и северная колонны

Всего колонны две — южная и северная. Южная ориентирует на Большую Неву, а северная — на Малую.

Ствол каждой колонны украшают восемь корабельных ростр. Они расположены симметрично, в четыре ряда. Самые большие ростры находятся внизу колонн. Носы кораблей, в зависимости от расположения, указывают на воды Невы или на здание Биржи.

Колонны украшают по восемь корабельных ростр

Каждая пара ростр оформлена по-своему. На них можно увидеть морских коньков, рыб, голову крокодила, водяного.Также стволы колонн украшены большими рельефными якорями.

Скульптуры у подножия колонн

Подножие каждой колонны украшают две скульптуры — мужчины и женщины. Сам автор архитектурного сооружения говорил, что они олицетворяют божеств коммерции и моря. Однако это заявление не помешало появлению в народе различных легенд.

Скульптура мужчины

Одни считают, что это муж и жена — старожилы Васильевского острова, которые стали бессменными стражами своей малой Родины. Другие олицетворяют эти фигуры с российскими реками — Волгой, Невой, Днепром и Волхвом.

Материалом для изготовления скульптур был выбран известняк. Он быстро твердеет на открытом воздухе и хорошо противостоит негативным факторам внешней среды.

Женская скульптура

Интересный факт! Одна скульптура отличается от остальных трех более сложным силуэтом и выраженной динамичностью. Объясняется это легко. Одна фигура — работа Ж. Камберлена, а три других — Ф. Тибо. Каждый скульптор передал свое видение божеств.

Ростральные колонны внутри

Внутри Ростральные колонны полые и в каждой их них установлена лестница, чтобы можно было подняться до самого верха сооружения. Там находится смотровая площадка, где стоит большая чаша на металлической треноге.

Раньше в эту чашу наливали конопляное масло и поджигали. В результате колонны служили маяками для проплывающих мимо кораблей. В целях экономии, безопасности и простого удобства сейчас к площадке подведен газ, а вместо чаш используют горелки. Огромные фонари на вершине Ростральных колонн теперь зажигают только по поводу самых важных и торжественных событий.

История создания Ростральных колонн

Работа над колоннами началась в 1805 году и завершилась только через 5 лет. Их проект разработал французский рисовальщик и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. В них постоянно менялись размеры объектов и их расположение, пока не был выбран лучший вариант.

19 век

Также в работе участвовал и Самсон Суханов, который выточил из гранита пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. С медными элементами сооружений — рострами и якорями — работали мастера Корольков, Шапов и Васильев.

Что касается создания скульптур у подножия колонн, то совет российской Академии художеств поручил выполнение работ группе скульпторов. Но они выставили слишком высокую цену. В результате за гораздо меньшие деньги над фигурами трудились Ж. Тибо, И. Камберлен.

Ростральные колонны на фоне Зимнего дворца

Ростральные колонны уже отпраздновали свое 200-летие и давно стали визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Реконструкции в разные годы

Во время Великой Отечественной войны и последующие советские годы Ростральные колонны сильно пострадали. Урон нанесли не только время, климатические условия и военные действия, но и ремонтные работы.

Первую значимую реконструкцию провели в 1947-1948 годах. Тогда произвели замену смотровых площадок, восстановили некачественно отремонтированные скульптуры. Однако используемые технологии опять же не отличались новшеством.

Элементы на колоннах

  • скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения;
  • в качестве армирующих стержней использовали штыри из корундовой керамики;
  • специальным раствором укрепили известняковые скульптуры;
  • нанесли на фигуры составы, защищающие их от биологических поражений;
  • убрали элементы из чужеродных материалов;
  • закрепили недостающие детали из известняка.

В настоящий момент состояние Ростральных колонн на Васильевском острове хорошее, реставрация им не требуется.

Интересные факты

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — это часть архитектурного ансамбля, который включает в себя и здание Биржи. Их проектировали и возводили одновременно.

Высота каждой колонны составляет 32 м, а высота пламени в газовой горелке — 7 м.

Русалка

В 2011 году южную колонну открыли неизвестные, которые сделали попытку попасть внутрь и зажечь горелку. К счастью, объект культурного наследия не пострадал.

Некоторые ученые сходятся во мнении, что Ростральные колонны не могли служить маяками, так как стоят на берегу реки, а не моря. Возможно, еще много лет назад их, как и сейчас, зажигали только в памятные даты.

Колонны Васильевского острова изображены на купюре 50 000 рублей 1995 года и 50 рублей 1997 года выпуска.

Колонны в СПб

Россия

Любой город можно безошибочно узнать по самобытности архитектурного стиля, по историческим местам и своеобразным строениям. Штрихи небольших, провинциальных городков известны только их жителям. В каждой стране назовут приметы своих крупных мегаполисов.

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.

ростральные колонны фото

Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.

ростральные колонны фото

Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.

ростральные колонны фото

Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

ростральные колонны фотография

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.

ростральные колонны фотография

В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.

скульптура

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны

Во времена расцвета Древнего Рима в носовой части военных кораблей, ниже ватерлинии, размещался таран с металлическим наконечником, как правило, в форме трезубца, предназначавшийся для создания пробоин в корабле противника. Чуть выше находился малый таран в форме свиной, бараньей или крокодильей головы, служивший ограничителем для основного. Римляне снимали ростры с захваченных кораблей и украшали ими ораторскую трибуну в центре города, которая и стала прообразом Ростральных колонн.

История памятника

Памятник был воздвигнут в 1810 году и открыт в 1815. Строительство контролировал Совет Академии художеств во главе с зодчим А. Д. Захаровым. Внешний вид и функциональное назначение Ростральных колонн обсуждались в мельчайших нюансах, что свидетельствует о важности этих сооружений для города и государства.

В 1896 году к колоннам было проведено электричество, а в 1957 году огонь стали зажигать при помощи газа. Сегодня факелы на Ростральных колоннах загораются крайне редко, только в особо торжественные дни.

Автор композиции и скульпторы

Автором проекта стал французский архитектор, работавший в Италии, Австрии, а затем и в России, Жан-Франсуа Тома де Томон, который реализовывал собственный проект ансамбля на Стрелке Васильевского острова.

Над созданием этой грандиозной композиции трудился также Самсон Суханов – мастер из Вологодской губернии, известный в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель. Скульптор Жозеф Камберлен выполнил мужскую фигуру у основания северной колонны, остальные же принадлежат руке Жака Тибо, и можно заметить, что они отличаются большей сложностью силуэта и динамичностью.

Ростральные колонны на Васильевской стрелке

Особенности композиции

Архитектурное сооружение представляет собой две колонны высотой 32 метра, украшенные носами кораблей, которые, в свою очередь, декорированы фигурами нимф рек и ручьев, головами крокодилов и водяных, рыбами и морскими коньками.

У подножия колонн расположены монументальные статуи в виде сидящих мужских и женских фигур, символизирующих божества моря и коммерции. Они выполнены из прочного и легкого в обработке камня красивого теплого желтовато-сероватого оттенка из поселка Пудость Гатчинского района, который стал альтернативой изначально предполагавшейся бронзе. Однако пудостский известняк оказался более подверженным разрушительному воздействию сырого климата и перепадов температуры, нежели другие каменные породы.

Винтовые лестницы внутри колонн ведут на смотровую площадку, где на металлическом треножнике установлена чаша-светильник, предназначавшаяся для розжига масла, дававшего сильное пламя, которое освещало путь кораблям ночью и во время тумана

Ростральные колонны

Где находится

Адрес

Ростральные колонны находятся на Биржевой площади Стрелки Васильевского острова.

Читайте также: