Сочинение про романтизм и классицизм

Обновлено: 25.06.2024

Все что было романтическим, все становится классическим: классицизм - это вчерашний романтизм , а романтизм - это классицизм завтрашнего дня, как проницательно заметил Стендаль. Романтизм в искусстве , все таки связан с классицизмом, более, чем с модернизмом , даже если романтизм является модернистским по форме, (как происходило это например у раннего Маяковского, или у Цветаевой), роднит классицизм и романтизм целостность в изображении героя, не смотря на то , что это несколько разная целостность. Целостность героя в классицизме это целостность типа, а целостность романтическая - целостность индивида, или индивидуальная целостность , не закрытая, а открытая Космосу . В модернизме же обретенная целостность человека ставится под вопрос. С этой точки зрения, романтизм это классицизм преодолевающий свои границы . Весь немецкий романтизм вышел из Гете, с которым из романтиков лишь Новалис боролся. Как находит и философ Дьердь Лукач, и далекий от классицизма поэт Стефан Георге в сущности классичен. Но в той мере в какой он классичен, он и романтичен, или романтичен, в той мере, в какой он и классичен.

Искать ее мне память поручила
Среди ветвей, покинутых листвою.
Безмолвно покачал я головою.
В стране лучей любовь моя почила.

Явись она, как летом, в жаркой сини,
Когда Эротам весело резвиться
И робкая решалась мне явиться, —
Я был бы счастлив ей поверить ныне.

Перебродить пора бы винограду,
Но поздних злаков я не пожалею,
И полными горстями перед нею
Я расточу последнюю отраду.

Георге, (перевод Микушевича)

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ РОМАНТИЗМ И МОДЕРНИЗМ

.

Романтизм и классицизм это целостность взгляда на человека, это целостность героя, просто, она несколько разная. В романтизме человек раздвоен, но даже эта раздвоенность в нем лишь подчеркивает его целостность свыше, из-за которой он и раздвоен миром, отделен своим временем от себя. Чарльз Гарольд Байрона целостен , целостен и лермонтовский Печорин, целостен в конце концов и Гамлет. Это не скажешь о герое модернистском . В работах Дали, человек не несет целостность, во всяком случае она ставится под сомнение . Тем более, невозможно сказать, что героиня Альбины Сексовой целостна, даже там где она поет о связи с таджиком , поскольку, нет ее личной истории , связанной с этим таджиком , эта песня не история, а некий эпизод , вне контекста ее личности, или выбора., и как таковой он анонимен . Это некий выбор без человека, (при этом определяющий человека) а не выбор самого человека , поскольку, нет звена связывающего ее саму с ней же самой. Другой пример Пикассо, в работах которого человек раздроблен по планам. Однако, и у Пикассо есть работы где человек целостен. Например , портрет поэта Сабартеса.

КТО МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ ТРАКЛЬ ИЛИ ГЕОРГЕ

Кто мне нравится больше из немецких поэтов Стефан Георге , или Георг Тракль? Трудно сказать , наверное Тракль, не смотря на то, что Георге по поэтике солнечен, (хотя, и в импрессионистичном понимании) , а Тракль - лунен. Тракль это лунный немецкий, или австрийский Рембо, а Георге это как бы Гельдерлин двадцатого, серебряного века. Нужно отметить, что Стефан Георге был чрезвычайно популярен в Германии , (почти так же , как в России Есенин) а Тракля знало, всего два, или три человека. Лунность Тракля и солнечность Георге условная., оба были по сути лишь декадентами. Солнечность Георге , солнечность уже лунная, (солнце в его поэтике отраженное желтое пятно осени в грядущей зиме ) лунность же Тракля, напротив, скорее скрывает приглушенное будущее , таинственное солнце будущего мира. Можно так же заметить, что Тракль по средствам языка экспрессионистичен, а Георге импрессионистичен. Про обоих можно сказать, что это поздние романтики.

ДЕТСТВО

Ягодный куст бузины; детству спокойно жилось
в синей пещере. - Над заглохшей тропой,
где побуревшие травы шуршат
и размышляют тихие ветки; шелест листвы

схож с журчаньем синей воды среди скал.
Нежен плач дрозда. Пастух
молча следит, как медленно катится солнце за холм.

Синий миг - душа, и только.
На опушке леса - робкий зверь, а в долине
дремлют старые колокола и глухие усадьбы.

Кротче ты постигаешь смысл тёмных лет,
прохладу и осень безлюдных комнат;
и в святой синеве затихает твой светящийся шаг.

Тихо поскрипывает распахнутое окно; до слез
трогает и заброшенный погост на холме,
и припомненная легенда; и всё же нет-нет
и светлеет душа,
когда вспоминает о радостных людях, тусклом золоте
вешних дней.

Георг Тракль (неизвестный перевод)

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖАНРЕ ЭЛЛЕГИИ И БАЛЛАДЫ

.

В чем состоит разница между Элегий и Балладой , говоря конечно о поэзии? Разница между элегией и балладой состоит в том, (если рассматривать эти жанры в первоначальном , то есть, музыкальном и песенном понимании), что элегия возникла как песня исполняющаяся только в сопровождении флейты, когда как баллада возникла как песня, которая исполнялась в сопровождении танца в средневековой Европе, и была связана с кельтской романтикой. Элегия относится к античному миру, баллада же к миру средневековому. Конечно, это если говорить об элегии и балладе - определяя истоки этих двух жанров. Говоря же о более поздних временах, Романтизм воскресил Балладу, а Сентиментализм - Элегию, хотя и в условном понимании. Поскольку, Элегия может быть и романтичной, (или грассировать на грани этих жанров, как у Жуковского с его "Славянка тихая, сколь ток приятен твой, когда, в осенний день, в твои глядятся воды. "), как может быть сентиментальной и Баллада.

СЛАВЯНКА

Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
Спешу к твоим брегам. свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.
Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина,
То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
Как в дыме, светлая долина;
То вдруг исчезло все. окрест сгустился лес;
Все дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
Лишь изредка, струей сквозь темный свод древес.
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи поблеклые и корни золотит;
Лишь, сорван ветерка минутным дуновеньем,
На сумраке листок трепещущий блестит,
Смущая тишину паденьем.
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.
Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.
И нечувствительно с превратности мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,
Под шуйцей твердою седящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы.
О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
Для унывающей души красноречивы:
Тоскуя ль полетит она за край земной —
Там все утраченные живы;
К земле ль наклонит взор — великий ряд чудес;
Борьба за честь; народ, покрытый блеском славным;
И мир, воскреснувший по манию небес,
Спокойный под щитом державным.
Но вкруг меня опять светлеет частый лес;
Опять река вдали мелькает средь долины,
То в свете, то в тени, то в ней лазурь небес,
То обращенных древ вершины.
И вдруг открытая равнина предо мной;
Там мыза, блеском дня под рощей озаренна;
Спокойное село над ясною рекой,
Гумно и нива обнаженна,
Все здесь оживлено: с овинов дым седой,
Клубяся, по браздам ложится и редеет,
И нива под его прозрачной пеленой
То померкает, то светлеет.
Там слышен на току согласный стук цепов;
Там песня пастуха и шум от стад бегущих;
Там медленно, скрипя, тащится ряд возов,
Тяжелый груз снопов везущих.
Но солнце катится беззнойное с небес;
Окрест него закат спокойно пламенеет;
Завесой огненной подернут дальний лес;
Восток безоблачный синеет.
Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарей;
В волнах блестят прибрежны сени;
То отраженный в них сияет мавзолей;
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая, до свившихся корней
Склонившись гибкими ветвями,
Сенистую главу купает в их струях;
Здесь храм между берез и яворов мелькает;
Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
Недвижим в сумраке сияет.
Вдруг гладким озером является река;
Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
Яснеет вод ее равнина.
Но гаснет день. в тени склонился лес к водам;
Древа облечены вечерней темнотою;
Лишь простирается по тихим их верхам
Заря багряной полосою;
Лишь ярко заревом восточный брег облит,
И пышный дом царей на скате озлащенном,
Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
В величии уединенном.
Но вечер на него покров накинул свой,
И рощи и брега, смешавшись, побледнели;
Последни облака, блиставшие зарей,
С небес, потухнув, улетели.
И воцарилася повсюду тишина;
Все спит. лишь изредка в далекой тьме промчится
Невнятный глас. или колыхнется волна.
Иль сонный лист зашевелится.
Я на брегу один. окрестность вся молчит.
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священный кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.
Смотрю. и, мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.
Но где он. Скрылось все. лишь только в тишине
Как бы знакомое мне слышится призванье,
Как будто Гений путь указывает мне
На неизвестное свиданье.
О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
Иль небеса твоя обитель.
И ангел от земли в сиянье предо мной
Взлетает; на лице величие смиренья;
Взор к небу устремлен; над юною главой
Горит звезда преображенья.
Помедли улетать, прекрасный сын небес;
Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою.
Но где я. Все вокруг молчит. призрак исчез,
И небеса покрыты мглою.
Одна лишь смутная мечта в душе моей:
Как будто мир земной в ничто преобратился;
Как будто та страна знакомей стала ей,
Куда сей чистый ангел скрылся.

Второй тип – фамилии оценивающие. К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаадаева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии – то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полностью характера героя, так как характер часто неоднозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответствует классицистическим канонам. В комедии четыре действия: в первом – экспозиция и завязка, во втором – развитие сюжетной линии, в третьем – кульминация, а в четвертом – развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Можно еще отметить, что герои этого произведения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того – любящий отец и легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.

Общие сведения

Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.

Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.

Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.

Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.


Сравнение

Прежде всего следует сравнить идейные установки каждого из направлений. Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.

Чтобы лучше понять, в чем разница между классицизмом и романтизмом, перечислим признаки того и другого направления, которые совершенно несхожи между собой. Для классицизма характерно следующее:

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Комедия "Горе от ума" - величайшее литературное достояние. Произведение было написано в 1823 году. Начало 19 века характеризует тот период,когда в литературе все ещё сохранялся классицизм,но вовсю главенствовал романтизм. Однако потихоньку стал зарождаться реализм. Все эти направления воплотились в комедии Грибоедова.

Начиная читать произведение,уже на первой странице можно заметить одну из главных особенностей классицизма- приём "говорящих фамилий". Ярчайшим примером является А.С.Молчалин. Его основная черта характера- бессловесность. В произведении также соблюдён традиционный закон трёх единств за исключением единства действия. Говоря о второстепенном,так сказать,поверхностном конфликте,любовном, можно заметить необычный треугольник (Чацкий-Софья-Молчалин),который в частности повлиял на развитие сюжета.

В отличие от главного,этот конфликт был "решён" в финале,что тоже является особенностью классицизма- завершенность и разрешенность.

Если говорить о романтизме в произведении,то типичным героем-романтиком становится Чацкий. Он возмущён происходящим вокруг,не принимает реальность,однако он так и не будет понят и принят окружающими. Комедии присущ характерный для романтизма мотив изгнанничества. Но мы можем утверждать,что Чацкий не одинок. В одной из реплик Скалозуба упоминается его двоюродный брат,который,судя по всему,отдалённо напоминает (имя Чацкого) с его идеалами. И это не единственный представитель общества "века нынешнего",такие люди только начинают появляться и потихоньку проявлять себя и продвигать свои идеи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Наконец, потихоньку зарождающийся реализм также нашёл отражение в произведении.

Основной конфликт здесь ,безусловно,социальный,отражающий противостояние "века нынешнего" и "века минувшего".

При этом герои настолько обобщены и типизированы,что даже сам Чацкий в качестве примера сказал :"Молчалины блаженствуют на свете."

Проблема,выявленная в комедии, остаётся актуальной и по сей день,об этом говорит ее открытый финал.

Читайте также: