Сочинение про пещеру ласко

Обновлено: 05.07.2024

План
Введение
1 География
2 История
2.1 Открытие
2.2 Классификация
2.3 Туризм и проблемы сохранности

3 Описание пещеры
4 Археологические открытия
5 Наскальные изображения
5.1 Художественные приемы
5.2 Интерпретации
5.3 Датировка

6 Ласко II
Список литературы



Пещера Ласко

Пещера Ласко на карте Франции

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками [1]. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их [2]. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.

Несколько лет А. Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 г. вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:

Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль [3]

С 1952 по 1963 гг. по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1 433 изображения (сегодня в описи числится 1 900 наименований).

Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — Норбер Ожуля[4].

Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после её открытия, с 27 декабря 1940 г.

В октябре 1979 г. Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

2.3. Туризм и проблемы сохранности

Доисторический инструмент, который обнаружил в Ласко археолог Андре Глори. Мадленская культура, около 15 тыс. лет назад

В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака[5]. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция — Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки. В 1957 г. в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1 000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2 500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер — около 1 500 м³ [6]. А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.

С 1965 по 1967 гг. системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться на протяжении тысячелетий. Принцип этой статичной охлаждающей системы состоял в естественной конвекции для конденсации водяных испарений в определенном месте.

В начале 1970-х гг. началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II .

В 2000 г. аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 г. Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani . Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani , появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens , которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

План пещеры Ласко.

3. Описание пещеры

Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжен системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.

Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.

4. Археологические открытия

Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки [10].

5. Наскальные изображения

· Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.

Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить [11].

В 2000 году немецкий ученый Михаэль Раппенглюк обнаружил летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтаир), который образовывали глаза бизона, человека и птицы.

5.1. Художественные приемы

Среди художественных приемов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:

· Незакрашенные места в картине,

В пещере Ласко было найдено не очень много костяных и кремневых орудий: судя по всему, в пещере никогда не жили, её в основном посещали ради наскальных изображений.

Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились, и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).

Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.

А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.

Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской.

Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля [14] существуют некоторые доказательства, что Ласко скорее относится к солютрейской культуре:

· наличие геометрических символов;

· характерное изображение рогов зубров;

· изображение человека напротив животного из семейства полорогих (в Рок-де-Сер (фр. Roc-de-Sers ), относящегося к солютрейской культуре, есть рисунок человека напротив овцебыка).

После закрытия пещеры для широкой публики по причине увеличения проблем сохранности наскальных изображений в конце 1960-х гг. Национальный географический институт Франции (IGN) провел стерео-фотограмметрическую съемку всех расписанных поверхностей пещеры.

1. По одной версии они искали пропавшую собаку, по другой — подземный ход или клад.

2. Breuil H. Découverte d’une remarquable grotte ornée, au domaine de Lascaux, Montignac (Dordogne) // C.R. de l’Acad. des Inscr. et Belles-Lettres. Séance du 11 oct. 1940. Р. 387—390.

3. Эпиграф к статье Х. Збигнева

4. Aujoulat N. Lascaux — Le geste, l’espace et le temps. Seuil, 2004.

5. Збигнев Х. Варвар в саду . — СПб.: 2004. С.29.

6. Roussot A. Breuil et Lascaux // Lascaux, premier chef d’œuvre de l’humanité. Les Dossiers d’Archéologie, 1990. № 152.

7. Graff J. Saving Beauty // Time. 2006. Vol. 167. № 20. Р. 36-42

9. Sire M.-A. Lascaux : la rechute

10. Chalmin E., Menu M., Pomiès M.-P., Vignaud C., Aujoulat N. et Geneste J.-M. Les blasons de Lascaux // L’Anthropologie, 2004. T. 108. Р. 571—592.

11. Leroi-Gourhan A. Grotte de Lascaux // L’art des cavernes — Atlas des grottes ornées paléolithiques françaises. Ministère de la culture, 1984.

12. Breuil H. Les datations par C14 de Lascaux (Dordogne) et Philip Cave (S.W. Africa) // Bulletin de la Société Préhistorique Française. 1954. Т. LI, 11-12. Р. 554—559.

13. Aujoulat N., Cleyet-Merle J.-J., Gaussen J., Tisnerat N. et Valladas H. Approche chronologique de quelques sites ornés paléolithiques du Périgord par datation carbone 14 en spectrométrie de masse par accélérateur de leur mobilier archéologique // Paléo. 1998. № 10. Р. 319—323.

14. Aujoulat N.Lascaux — Le geste, l’espace et le temps . Seuil, 2004.

15. Soutif M. Lascaux II, le nouveau chef d'œuvre // Géo. 1983. № 51. Р. 42-58.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание: 1. Пещера Ласко. 2.География. 3.История. 4.Описание пещеры. 5.Археологические открытия. 6.Наскальные изображения. 7.Художественные приемы. 8.Интерпретации. 9.Датировка.

Доклад на тему:

Пещера Ласко.

Автор:Родичева Полина

Студентка 11пд группы

Преподаватель:Миркушина Лия Рафиковна.

2016-2017уч.г.

1. Пещера Ласко.

4.Описание пещеры.

5.Археологические открытия.

6.Наскальные изображения.

7.Художественные приемы.

8.Интерпретации.

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками[1]. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.

Несколько лет А. Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:


Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль


С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).

Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — Норбер Ожуля

Классификация.

В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция — Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер — около 1500 м³ ] . А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.

С 1965 по 1967 годы системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться на протяжении тысячелетий. Принцип этой статичной охлаждающей системы состоял в естественной конвекции для конденсации водяных испарений в определённом месте.

В начале 1970-х годов началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 и получила название Ласко II.

В 2000 году аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

Описание пещеры.

Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.

Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определённой цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.

Археологические открытия.

Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Чёрные красители соответствовали окиси марганца, а жёлтые, оранжевые и красные — окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки.

Наскальные изображения.

Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалёку от этого места.

Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.

В 2000 году немецкий учёный Михаэль Раппенглюк обнаружил летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтаир), который образовывали глаза бизона, человека и птицы.

Художественные приёмы.

Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:

Незакрашенные места в картине,

Интерпретации.

В пещере Ласко было найдено не очень много костяных и кремнёвых орудий: судя по всему, в пещере никогда не жили, её в основном посещали ради наскальных изображений.

Животные, изображённые на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения) был определён как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).

Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов, в отличие от многих других палеолитических наскальных изображений.

А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.

Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремнёвые орудия, заострённые при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской.

Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля существуют некоторые доказательства, что Ласко скорее относится к солютрейской культуре:

- наличие геометрических символов;

- характерное изображение рогов зубров;

изображение человека напротив животного из семейства полорогих (в Рок-де-Сер (фр. Roc-de-Sers), относящегося к солютрейской культуре, есть рисунок человека напротив овцебыка).


Пещера Ласко (фр. Grotte de Lascaux) была открыта 12 сентября 1940 года французскими школьниками из городка Монтиньяк. Они случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами. Сама пещера относительно небольшого размера: совокупность галерей – примерно 250 м в длину при средней высоте в 30 м.

Специалист по истории первобытного общества А.Брейль стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко21 сентября1940 года, где сделал множество измерений и провёл несколько месяцев, изучая первобытную живопись вместе с другими учеными. Поначалу у искусствоведов подлинность рисунков вызвала сомнение. Но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке и признала их истинными, а возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.
27 декабря1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции, а в 1979 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Практически с первых же дней обнаружения этой галереи наскальной живописи, к пещере Ласко, началось паломничество туристов, что поставило под угрозу сохранность исторического памятника. Уже в 1955 году были зафиксированы первые признаки разрушения рисунков. Не смотря на усилия ученых, ситуация с каждым годом ухудшалась. И в апреле 1963 года доступ в Ласко для широкой публики был запрещен.

После завершения восстановительных работ международная комиссия пришла к выводу, что наскальные рисунки можно считать спасенными, но ненадолго. Ученым предстоит еще сложная исследовательская и практическая работа для полного восстановления биологического баланса пещеры, при котором рисунки можно будет сохранить для будущих поколений.

Рядом с законсервированной пещерой была создана ее копия – Ласко II, которая18 июля1983 года была открыта для посетителей. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Пещера Ласко во Франции – важный палеолитический памятник по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Живописные и гравированные рисунки пещеры не имеют точной датировки. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что скорее они относятся к более ранней солютрейской культуре.

Древние эпохи, навсегда ушедшие в небытие, вряд ли смогут доподлинно рассказать о людях, которые жили тысячи лет назад, о том, что они думали о себе и мире и что стремились постичь. Пелена времен окутала забвением все, что мы могли бы узнать о наших далеких предках, и вот уже гаснет последний луч надежды прикоснуться хотя бы на мгновение к их лику. Но нет, он пытается воскреснуть вновь: в глубинах пещер на века остались образцы древнего искусства, которые могут намного более емко, чем слова, описать мироощущение людей, их создавших.

Изображения гигантских фигур встречают посетителей прямо у входа в пещеру

Изобразительное искусство палеолита (пещерная живопись) не перестает удивлять современных людей. Его открытие, точнее, нахождение наскальных рисунков в Западной Европе, в свое время стало настоящей сенсацией. В середине XIX в. ученые не знали искусств старше древнеегипетского или кельтского, поэтому априори считали, что любые предшествующие им формы, которые, возможно, когда-нибудь еще обнаружат, будут гораздо более примитивными. Нелегко им было поверить в то, что в глубине тысячелетий в Европе существовало искусство, достойное восхищения и удивления. Рисунки, гравюры, фризы, пластика свидетельствуют, что первобытные охотники и собиратели были не столь уж примитивными, какими их представляли. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недосягаемым для последующих поколений в течение еще многих тысячелетий.

Как добраться

До Парижа можно долететь регулярными прямыми рейсами Aeroflot и Air France (от €400) или с промежуточной посадкой в Будапеште, при этом немало сэкономив (Malev, от €200).

Современная история древней пещеры Ласко

12 сентября 1940 г. четыре приятеля-подростка Марсель, Жорж, Жак и Симон с собакой по имени Робот гуляли в лесу, в окрестностях деревни Монтиньяк, что в долине Дордонь (юго-запад Франции). Спустя какое-то время ребята обнаружили, что потеряли Робота, и отправились на поиски. Они увидели, что собака провалилась в дыру, уже известную ее хозяину Марселю: он знал, что это пещера, но не предполагал, что настолько глубокая. Мальчишки сбегали за снаряжением и на веревках и с фонариками в руках спустились в таинственную пещеру за псом. Так и была открыта Ласко — одна из самых крупных пещер, наскальная живопись в которой прекрасно сохранилась и до наших дней.

Брейль попытался разгадать секрет изображений, найти следы их авторов и ответить на вопрос, почему рисунки сохранялись на целые тысячелетия. Ответ на него вполне очевиден: пещера расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно сухая: слой непроницаемого мрамора ограждает ее от проникновения воды, препятствуя образованию минеральных отложений, которые могли бы разрушить стены, а вместе с ними и изображения. Ответы на другие вопросы требовали более тщательного исследования.

Палеолитический светильник, найденный Глори в грунте пещеры Ласко

После Брейля открытия были сделаны другим исследователем — Андре Глори. Он с 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля произвел раскопки на поверхности пещеры площадью 120 м 2 и насчитал 1433 изображения (сегодня их найдено почти 2000). Именно с раскопками Глори связаны самые яркие находки, которые помогли последующим исследователям приподнять завесу тайны, связанной с этими наскальными изображениями.

Параллельно с изучением пещеры археологами с 40-х гг. XX в. сюда начали стекаться туристы. Для организации посещений полностью перестроили вход в пещеру, создали систему тамбуров, регулирующих климатические перепады извне, поставили дверь и провели свет. В итоге с 1948 г. Ласко стала новой туристической Меккой.

Современный вход в пещеру

15 лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения. Впрочем, на этом проблемы не закончились, есть они и сегодня. Так, из-за смены оборудования по регулированию климата в 2000 г. распространились колонии грибов, разрушающие уникальные изображения. В 2006 г. заражение удалось остановить, но каждые две недели специальная команда в защитных комбинезонах вручную очищает стены от грибных волокон, которые, несмотря ни на что, продолжают появляться снова и снова.

Древняя пещера из-за человеческого любопытства была на волоске от разрушения, однако, надеемся, она останется если не достоянием общественности, то хотя бы истории еще многие столетия.

Как выглядит пещера Ласко

Чтобы упростить описание, пещеру разделили на несколько зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые употребляются поныне, предложил специалист по истории первобытного общества А. Брейль.

план пещеры Ласко

Первый зал — это зал быков, или ротонда, его длина — 17 м, ширина — 6 м, высота — 7 м. Зал быков переходит в так называемый осевой проход, более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины. Из зала быков, справа от осевого прохода, можно попасть в пассаж, — еще одну галерею длиной 15 м. За этим проходом располагается неф длиной 20 м. Он переходит в часть, где нет наскальных изображений, за ним находится так называемый кошачий лаз — узкий коридорчик длиной 20 м. Апсида — это круглый зал на востоке, в месте соединения прохода и нефа. За ней расположилась шахта, или колодец. Чтобы попасть туда, надо спуститься на 4-5 м.

Ласко II — достояние общественности

После закрытия пещеры для широкой публики Национальный географический институт Франции провел стереофотограмметрическую съемку всех расписанных поверхностей.

После этого сообщество, владеющее Ласко, озвучило идею создать копию части пещеры (осевого прохода и зала быков). В итоге построили бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения Ласко, используя съемку Национального географического института. Копия, названная Ласко II, находится в 200 м от настоящей пещеры и открыта для всех желающих с 1983 г.

Информационная доска перед пещерой Ласко II, созданной для посещения туристов

Прогулка по пещере

Хотя доступ в Ласко сегодня и закрыт для туристов, кто же не хочет попасть в настоящую пещеру и воочию увидеть творения древних мастеров? Давайте совершим воображаемую прогулку по настоящей пещере и попытаемся проникнуться великолепием изображенных фигур и сцен.

Итак, первым делом пройдем через дверь в три отсека-тамбура в самом начале пещеры — и попадем в круглый зал быков, где находится самая красочная композиция. Стены состоят из известнякового минерала кальцита (он подходит для гравировки, чем и воспользовались древние люди). Перед нами изображения быков (некоторые достигают 5 и более метров в длину), два ряда зубров, расположенных друг напротив друга (два рисунка с одной стороны и три с другой). Проходим чуть дальше и видим с десяток лошадей и некое загадочное животное, на лбу которого нечто наподобие рога, за что оно и получило название единорог. Здесь изображены еще несколько зубров и медведь на животе одного из них.

Поворачиваем налево и попадаем в осевой проход. Здесь также изображены быки и лошади, окруженные оленями и баранами. Еще одна лошадь нарисована марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные разместились на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям (к слову, чтобы их выполнить, нужно было построить леса) прибавим многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники), которые явно несли определенный смысл, но какой именно, вряд ли мы сможем узнать.

Зал быков

Черная тучная корова на фоне лошадей

Продвигаемся вглубь нефа и достигаем узкого кошачьего лаза. Своим названием он обязан изображению животных семейства кошачьих, одно из которых, судя по всему, метит территорию. Сюда довольно сложно пробраться, зато можно увидеть гравировки диких животных, правда, выполненные в довольно примитивном стиле. Есть здесь и рисунок лошади анфас — это довольно необычный пример палеолитического искусства, потому как обыкновенно животные изображались в профиль или в технике кривой перспективы.

Возвращаемся и поворачиваем к апсиде, где больше всего гравированных изображений (около тысячи), некоторые из них нанесены поверх живописных рисунков. Тут вы увидите и животных, и символы, и единственную во всей пещере гравюру северного оленя.

Гравированный северный олень в апсиде

Заключительный этап нашей экскурсии — шахта (или колодец), где можно лицезреть одну из самых загадочных сцен росписи: человек, падающий между бизоном и носорогом. У человека птичья голова (его изображение довольно примитивное, как и всех людей в Ласко), бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется. Рядом с человеком нарисован удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для лучшего броска. Кроме того, в данной композиции присутствуют и две группы интересных знаков. Первая находится между человеком и носорогом — три пары точек (такие же есть в глубине кошачьего лаза и в самой отдаленной части пещеры). Под изображением человека и бизона нарисован сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно увидеть и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.

Поразмышляем еще немного над картиной, ведь это одно из первых изображений человека в палеолитическом искусстве. Какая потрясающая разбежка в представлении животного и человеческого тела! Бизон убедителен и конкретен. Ощущается не только масса его тела, но и пафос агонии. А вот фигурка человека — всего лишь удлиненный прямоугольный корпус, палочки-конечности, словом, верх упрощения, едва узнаваемый облик. Такая примитивность изображения человеческих фигур характерна почти для всех наскальных рисунков времен палеолита, чего нельзя сказать о передаче образов зверей.

Люди, в отличие от зверей, изображались схематично, без каких-либо деталей

На этом завершим нашу виртуальную экскурсию по пещере Ласко. Правда, после ее посещения остается еще много вопросов, терзающих пытливый ум исследователей: кем и с какой целью создано это великолепие?

Авторы художественного великолепия пещеры Ласко

Кроманьонец

Так по реконструкции антропологов выглядели люди, жившие в эпоху палеолита на юге Франции (кроманьонцы)

Подобных палеолитических святилищ на западе Европы немалое количество: Альтамира, Труа-Фрер, Ше Во, Фон де Гом — это лишь несколько примеров расписанных пещер, в которых, вероятно, совершались ритуальные действия.

Следуя этой гипотезе, Ласко была неким священным местом, где шаманы — посредники между богом и людьми — входили в транс и общались с богами. Из этнографических исследований шаманизма (а в нашем случае воссоздать картину поможет только сравнение с другими древними народностями) известно, что, входя в транс, шаман посещает некий подземный мир, мир предков, другую реальность, где встречается с духами умерших и богами, пытается найти ответы на многие вопросы реальности. Возможно, что Ласко также олицетворяла подземелье, куда шаман спускался, чтобы общаться с предками.

Древний шаман в ритуальном костюме из пещеры Труа-Фрер (рисунок А. Брейля)

Носорог, падающий человек и бизон из шахты

Что значит эта сцена — загадка. А. Леруа-Гуран, один из исследователей пещеры, считал, что это отсылка к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить. А вот его предшественник Брейль утверждал, что это просто памятка об умершем на охоте воине. Тем не менее, можно попытаться домыслить миф или сюжет этой картины, но догадки так и останутся догадками.

Одно из последних предположений высказал немецкий ученый Михаэль Раппенглюк, обнаруживший на снимках из пещеры летне-осенний треугольник (звезды Вегу, Денеб и Альтаир; видны на небе в этот период года), который образовывали глаза бизона, человека и птицы: эта картина — карта неба в представлении древних людей.

Заключение

Сикстинская капелла палеолита — настоящий подземный музей, исторический и художественный. Ласко — один из многих признаков духовного и эстетического развития наших далеких предков. Она всегда притягивала ученых и туристов своими загадками, которые, надеемся, еще предстоит раскрыть: каков истинный смысл этих рисунков, что означают знаки и символы, изображенные в ней, какую роль они играли в том первобытном обществе? Найти ответы на эти вопросы можно, только тщательно изучая и анализируя все наскальное искусство Западной Европы и воспринимая его как массовое духовное явление эпохи палеолита.

Читайте также: