Сочинение про органную музыку

Обновлено: 02.07.2024

Наверняка многим доводилось видеть орган хотя бы на картинке. И по сей день многие думают, что те трубы, которые видны на фасаде органа – это и есть все трубы органа. Но на самом деле дело обстоит несколько иначе, и многие фасадные трубы вообще могут иметь исключительно декоративную функцию. Остальные же десятки, сотни, тысячи и даже десятки тысяч труб расположены внутри органа. Они могут иметь размер от нескольких миллиметров до нескольких метров.
Итак, труб в органе много. Но каждая труба издает звук только одного тембра, высоты и силы! Трубы делятся на две группы: лабиальные и язычковые.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Орган и органная музыка.docx

Орган и органная музыка

Органная музыка – часть мировой музыкальной культуры, причём весьма разнообразная и объемная. Поговорим о выдающихся органистах, композиторах и их произведениях, а также кратко затронем устройство органа и особенности игры на нем.

Наверняка многим доводилось видеть орган хотя бы на картинке. И по сей день многие думают, что те трубы, которые видны на фасаде органа – это и есть все трубы органа. Но на самом деле дело обстоит несколько иначе, и многие фасадные трубы вообще могут иметь исключительно декоративную функцию. Остальные же десятки, сотни, тысячи и даже десятки тысяч труб расположены внутри органа. Они могут иметь размер от нескольких миллиметров до нескольких метров.

Фото 1: органные трубы, виндлады

По бокам от клавиатур можно увидеть рычажки – это органные регистры. Обилие регистров делает орган, по сути, целым оркестром. Помимо чисто органного регистра, называемого principal (принципал) , в органе имеются регистры, подражающие звукам различных инструментов – trompette (трубы), flute (флейты), Viola da Gamba и даже Vox humana (человеческий голос). Для каждого произведения органист подбирает набор регистров, ввиду чего регистровка представляет собой отдельную область органного искусства.

Фото 2: Органные регистры

фото 3: Механическая трактура. Абстракты.

Нетрудно видеть, что механика органа чрезвычайно сложна, поэтому имена многих выдающихся органных мастеров ( а то и династий) мы помним и по сей день. Органы можно условно разделить на барочные и романтические. Барочные обладают набором регистров для наилучшего исполнения произведений эпохи барокко – Баха, Букстехуде, Пахельбеля, Фробергера, а романтические – для исполнения романтических органных произведений – Франка, Видора, Вьерна, Жигу и т.д. Эти два типа органа довольно-таки различны, каждый обладает особенным набором регистров и звучанием. Но это не значит, что нельзя на романтическом органе нельзя играть Баха – просто звучание будет не столь аутентичным.

Фото 4: Органная педаль

фото 5: Пульт органа. На этом органе – 3 мануала.

Орган известен с III века до н.э. В древней Греции существовали гидравлосы – небольшие органы , в которые воздух нагнетался с помощью силы воды. Ранний средневековый орган ещё не имел того вида, который орган имеет сейчас. Клавиши были большими и по ним били кулаком. Но к началу XVI столетия практически сложилась современная конструкция органа. Но мы будем упоминать уже о более поздних временах, о привычных нам именах и уже сложившейся органной культуре.

Орган – инструмент весьма полифонического характера.

Один из примеров полифонической раннебарочной музыки для органа – канцоны итальянского композитора Джироламо Фрескобальди. Он также писал органные мессы, ведь орган – инструмент, сравнительно недавно ставший и светским тоже, раньше он являлся сугубо богослужебным, церковным.

В России орган до сих пор остается инструментом чужим, непривычным. Первые органы пришли в Россию из Византии, позже он был при царском дворе, выписывались органисты из европейских стран, но ни о какой русской органной школе, русской органной музыке, русской органной культуре в те времена говорить не приходится. Ситуация несколько оживилась при Петре I, которые, как известно, очень интересовался западной культурой. Органы строились в католических и протестантских храмах Петербурга, приезжали органисты, давались выступления (например, концерты Фоглера в Петербурге в 1788 году). На сегодняшний день во многих крупных российских городах есть органные залы, есть русская органная школа и даже яркие её представители, например, Гедике, писавший органную музыку и игравший на органе. Достаточно сильную, именно органную музыку писал Александр Глазунов. Также к органу обращались композиторы Христофор Кушнарев (пассакалия и фуга (пассакалия – произведение, в котором в басу повторяется одна и та же фигура, играемая в случае органа на педали, как бы фундамент, а сверху нанизаны различные вариации)), Святослав Лунев (Апокрифы для органа), Владислав Каратыгин (Прелюдия и фуга в русском стиле) и другие. Но в целом положение органной культуры в России пока не столь хорошо, как хотелось бы, но и не столь плохо.
Безусловно, самым великим органистом и органным композитором всех времен и народов является Иоганн Себастьян Бах. Им написаны многочисленные двухчастные циклы : прелюдия и фуга, фантазия и фуга или токката и фуга. Многие слышали токкату из токкаты и фуги ре минор, помимо этой Бахом написано ещё четыре токкаты и фуги – ре минор (Дорийская) BWV 538, ми мажор BWV 566, фа мажор BWV 540 и токката, адажио и фуга до мажор BWV 564. Грандиозная фантазия и фуга соль
минор BWV 542 и многие другие, а также сборники хоральных прелюдия – Органная книжечка, 18 Лейпцигских хоралов, 6 Шюблеровских хоралов и другие. Жанр хоральной прелюдии существовал и в творчестве его предшественников – готовая мелодия из христианского песнопения берется за основу и украшается многочисленными голосами.

Таким образом, органная музыка весьма разнообразна и образует отдельный большой пласт мировой музыкальной культуры.

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

Орган – музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст – около 28 веков.

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

Зародыш органа можно видеть во флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.


Бах. Пассакалья и фуга.

Гендель. Сарабанда.

Гендель. Пассакалья для органа и оркестра.

Еще совсем недавно среди нас жил прекрасный и тонкий композитор Микаэл Таривердиев. Большинству людей он известен прежде всего как мелодист, песенник, кино-композитор. Его музыка к культовым "Семнадцать мгновений весны" и "С легким паром" известны каждому. И культовые они во многом благодаря музыке Таривердиева.

А о том, что композитор был к тому же прекрасным органистом и писал произведения для органа лично я узнал уже после смерти Мастера.
К сожалению, органных произведений у Таривердиева не так уж много. Но того, что есть достаточно, чтобы говорить об открытии композитором новой грани этого инструмента.

Таривердиев. Хоральная прелюдия.

Гендель. Пассакалья для органа.

Лист. Фантазия и фуга.

Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида. В акустических органах (духовых, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов. На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами. Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов: Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах. Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока. Электроорганы для любительского домашнего музицирования.

384546e538453665b865a4d8625f (700x700, 888Kb)

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

Орган – музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст – около 28 веков.

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

Зародыш органа можно видеть во флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.


getImage (700x393, 47Kb)


Бах. Пассакалья и фуга.



Гендель. Сарабанда.



Гендель. Пассакалья для органа и оркестра.



Брамс. Прелюдия и фуга.



Еще совсем недавно среди нас жил прекрасный и тонкий композитор Микаэл Таривердиев. Большинству людей он известен прежде всего как мелодист, песенник, кино-композитор. Его музыка к культовым "Семнадцать мгновений весны" и "С легким паром" известны каждому. И культовые они во многом благодаря музыке Таривердиева.
А о том, что композитор был к тому же прекрасным органистом и писал произведения для органа лично я узнал уже после смерти Мастера.
К сожалению, органных произведений у Таривердиева не так уж много. Но того, что есть достаточно, чтобы говорить об открытии композитором новой грани этого инструмента.

Таривердиев. Хоральная прелюдия.



Гендель. Пассакалья для органа.



Лист. Фантазия и фуга.



Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида. В акустических органах (духовых, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов. На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами. Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов: Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах. Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока. Электроорганы для любительского домашнего музицирования.

Далеко не каждый слушает органную музыку, но те, кто сумел понять всю глубину и проникновенность звуков, с удовольствием слушают орган. Вы сможете на сайте ознакомиться с афишей и узнать, когда состоятся концерты органной музыки в Москве в 2019 году.
Органная музыка лечит. И с этим сложно не согласиться. После концерта становится легче на душе, несмотря на то, что в жизни у многих случаются проблемы и невзгоды. Во время концерта становится возможным испытать бурю ярких эмоций, чувств, с головой уйти в особую атмосферу и прочувствовать каждый звук всем сердцем. Не даром орган выбран церковью. Происходит глубокое очищение, катарсис, уход в иные миры.
Способность слышать музыку позволяет любителям органной музыки в полном объеме насладиться мощью ярких и сильных звуков, чистых и проникновенных. Во время концерта человек может испытать бурю эмоций, получить удовольствие от классической музыки и избавиться от накопившегося негатива. Органная музыка очищает, он проникает до глубины души и позволяет почувствовать себя по-настоящему свободным.
Орган - это великий и смелый, великолепный музыкальный инструмент. Это целый оркестр, от которого талантливые исполнители могут добиться всего. Тот, кто слышал звучание этого величественного музыкального инструмента, получил массу удовольствия. Органная музыка никого не оставит равнодушным, она оставляет свой отпечаток в самой душе.
Чем более развит человек, тем шире диапазон музыкальных интересов, а также сознательных реакций. И во время прослушивания органной музыки, он чувствует, что ход его мыслей кардинально меняется.
Слушая органную музыку, можно на время уйти от проблем и забот, насладиться чистотой звуков и забыть обо всем, расслабиться и получить удовольствие в полном объеме.
Звуки органа способны привести в порядок ум, они гармонизируют поток энергии позвоночника. Музыкальная терапия подойдет и для взрослых, и для детей. Она оказывает исцеляющее воздействие на тех, кто страдает психическими расстройствами, а также генетическими болезнями.


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Читайте также: