Сочинение про наскальные рисунки

Обновлено: 20.05.2024


Древнейшее из известных человеку искусств в мире может поведать о первых представителях рода человеческого многое. Нарисованные или вырезанные на каменных стенах пещер древние изображения находят по всему миру. Они отражают одну из самых ранних форм общения и самовыражения, демонстрируют развитие языка и письменности.

Часто они кажутся современным людям слишком уж абстрактными, иногда на них можно узнать людей и животных, сцены из жизни и быт. Иногда рисунки несут некий тайный духовный смысл, который, возможно, никогда не постичь.

Пещерное искусство?


Древнейшее известное доисторическое искусство.

Доисторическое изобразительное искусство конечно же не создавалось исключительно в пещерах. Просто там оно имело возможность прекрасно сохраниться и дойти до наших дней. Часто археологи находили изображения, которые были сделаны поверх более ранних. Это многое говорило о развитии этого искусства и о различиях в стилях художественного выражения людей в разные времена.


Раннее пещерное искусство было абстрактным.

Одни из самых древних из известных наскальных изображений были открыты в 2018 году в испанских пещерах Ла Пасьега, Мальтравьезо и Ардалес. Учёные говорят, что их возраст равняется примерно 64000 годам. В пещерах были найдены трафаретные рисунки и сталагмиты, которые окрасили охрой. Эстетика, вопреки ошибочно распространённому мнению о первобытных людях, была им совсем не чужда.

Кроме того, рисунки были обнаружены в столь отдалённых и труднодоступных местах этих пещер, что невозможно их было сделать без определённых вещей. Нужен был надёжный источник света, нужно было загодя изготовить пигмент. Сами изображения зачастую наполнены глубоким символическим смыслом.


Рисунки часто несут в себе глубокий символизм.

Профессор лингвистики, японского языка и культуры в Массачусетском технологическом институте, Сигеру Миягава, видит в наскальных рисунках развитие языка первых людей. Специалист считает, что места, которые они выбирали для создания изображений, обладают определёнными акустическими свойствами. Он говорит, что это связано с тем, как в разных условиях звучали различные звуки, которые издавали и слышали люди.


Наскальные рисунки несут в себе элементы развития языка.

Появление фигурок людей и животных

С течением времени абстракции вытеснялись реализмом. Появились рисунки, которые содержали информацию о бытовых процессах, об охоте, о праздниках, другом досуге. Самым ранним из известных наскальных изображений животного была сулавесская бородавчатая свинья. Этому рисунку более 45000 лет. Он находится в пещере Леанг Тедоннге на острове Сулавеси в Индонезии. Там же есть и первая картина, изображающая охоту. Эти изображения предшествуют многим другим, более поздним, обнаруженным в разных частях света.


На рисунках стали появляться животные.


Со временем рисунки стали более искусными.

Знаменитые наскальные росписи Ласко во Франции были открыты совершенно случайно в 1940 году. Ценную для науки находку сделали несколько подростков. Они погнались за убежавшей собакой в пещеру. Там обнаружили множество рисунков животных. Учёные говорят, что возраст этих изображений насчитывает более 17000 лет.

Там нарисованы и быки, и олени, и лошади. Даже такие невиданные звери как единороги. Художники изображали то, чего нет в реальности, давая волю фантазии. Это настоящее искусство! Уникальные картины показывали сцены из жизни. Там, например, был драматический случай на охоте, сцена с магом или колдуном. Последний был изображён с мельчайшими деталями.


Рисунки часто изображали сцены из жизни.


Тут использовалась техника распыления краски.

Наскальное искусство коренных народов Америки

В Америке по всему континенту находили множество свидетельств о доисторическом изобразительном искусстве. К тому же, засушливый климат на Юго-Западе позволил хорошо сохраниться тысячам пиктограмм и петроглифов древних народов. На рисунках, которым примерно 7000 лет можно даже проследить историю региона, а также их традиционные верования и сказания. Некоторые изображения выглядят очень странно. Учёные не могут разобраться, что хотел сказать художник.

Например, в Теннеси есть древняя пещера, где на нескольких картинах нарисовано некое существо, по форме напоминающее большую коробку, рядом с ним человек, производящий манипуляции, похожие на ткацкий процесс.


Иногда учёным бывает сложно понять, что имел в виду художник.


Часто люди рисовали привычных им животных.

Современная наука теряется в догадках, какую историю хотел поведать зрителям живописец. Таких историй существует великое множество. Это не говорит о примитивизме мышления древних людей. Напротив, художник хотел сказать нечто, что за гранью понимания человека сегодняшнего. Да, люди сегодня владеют более изощрёнными средствами, но стал ли более изощрённым их интеллект? И да, и нет. Слишком много нюансов. Слишком много вопросов без ответа и бесконечное количество теорий.

Материалы по теме

Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием.

Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских ликов? за 10 веков до романского искусства? за 15 веков до Возрождения? Они же совсем живые!

Долгие годы учёные всего мира бились над неразрешимой загадкой, которую подкинула исследователям одна из древнейших и наиболее долговечных цивилизаций в мире. Дело в том, что у многих египетских статуй нет носов. Тщательное изучение этого вопроса экспертами показало, что это отнюдь не случайное явление.

А вот ещё:

Как давно люди начали воевать за землю?


Когда люди начали воевать? На этот вопрос сегодня исследователи не нашли точного ответа. Тем не менее, свидетельства вооруженных конфликтов и крупных стачек наших предков найдено не мало. Так, ученые выяснили, что борьба за богатые пищей земли началась, по крайней мере, 13 400 лет назад.

Когда люди начали воевать за территории

Hasan Almasi / Unsplash

Когда-то человек понял, что ради выживания можно нападать на соседей, и произошло это очень давно — в каменном веке.

Исследователи давно спорят, когда на Земле начались первые войны: при охотниках-собирателях каменного века или позже, между государствами (6000 лет назад). При этом известно, что убийствам людей людьми уже примерно 430 000 лет, но все находки говорят о частных случаях, а не о войнах.

Самая первая война на Земле произошла в доисторическом Судане?

Более чем за 8000 лет до возникновения египетской цивилизации охотники-собиратели уже воевали за богатую пищей долину Нила. По словам ]]> палеоантрополога Изабель Кревекёр, на скелетах взрослых, подростков и детей, раскопанных в 1960-х годах на древнем кладбище в Судане, известном как Джебель-Сахаба, есть травмы, полученные в результате постоянных стычек. Возраст останков — примерно 13 400–18 600 лет, и это самое древнее свидетельство конфликтов между людьми. Все это говорит в пользу того, что первая война на Земле произошла именно здесь.

Тысячелетия назад охотники-собиратели заселили территории нынешнего южного Египта и северного Судана. По мере того, как ледниковый период отступал, мест для успешной рыбалки и охоты становилось в этом регионе все меньше. Нехватка еды спровоцировала первую войну на Земле между племенами, считают исследователи.

Захоронение 117 в Джебель-Сахабе — одно из самых ранних официальных кладбищ в мире. Осколки и отщепы кремния, остатки стрел или другого оружия обнаружены вперемешку с костями 24 скелетов. На костях других скелетов обнаружили порезы. Зажившие раны также указывают на то,что конфликты были довольно частыми, возможно, из-за конкуренции за пищу и ресурсы.

Захоронение 117 в Джебель-Сахабе — одно из самых ранних официальных кладбищ в мире. Осколки и отщепы кремния, остатки стрел или другого оружия обнаружены вперемешку с костями 24 скелетов. На костях других скелетов обнаружили порезы. Зажившие раны также указывают на то, что конфликты были довольно частыми. Возможно, первые войны на земле велись из-за конкуренции за пищу и ресурсы.Wendorf Archive, British Museum

Из 61 скелета, найденного в Джебель-Сахаба и хранящегося в Британском музее в Лондоне, у 41 есть минимум одна зажившая или не успевшая зажить рана. В пользу версии, что именно здесь произошла первая война в мире говорит характерность увечий. По словам ученых, большая часть травм была нанесена каменными копьями, наконечниками стрел или во время рукопашных боев.

Кения — родина одной из первых войн на Земле

В 2012 году в окрестностях озера Туркана в Кении ученые под руководством британского археолога Марты Миразон Лар обнаружили массовое захоронение 27 древних людей. Пол выявить удалось лишь у 16 из них. Так, в захоронении оказалось по восемь мужчин и женщин. Кроме того, исследователи обнаружили останки шести детей и пяти взрослых. Исследователи заключили, что почти все эти люди, судя по состоянию их останков, позе и манере захоронения, умерли насильственной смертью. Получается, что одна из первых первая война на земле произошла именно здесь, у места Натарук.

Отметим, что возраст останков, по мнению исследователей примерно 10 000 лет. Тем самым, останки из Джебель-Сахабы оказываются старше. Тем не менее, кенийские останки проливают свет на детали одной из первых воин на земле.

Так, в исследовании 2016 года, выпущенного Мартой Миразон Лар и её коллегами, описываются травмы людей из захоронения вблизи Туркана. Их характер и является доказательством того, что речь идет об одной из первых воин на Земле. Многие из травм интерпретируются как следы от удара дубиной или каменным топором, а в костях двух мужчин застряли наконечники из камня. Кроме того, намеренного захоронения этих останков, судя по всему, не проводили. Этот факт вкупе с насильственным характером смерти людей заставляет предполагать, что произошла одна и первых воин среди людей.


Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.


Первые наскальные рисунки


Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.


Быки пещеры Альтамира


Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Происхождение и история

Венера из Хохле-Фельса

Вообще говоря, техника и материалы для наскальной живописи совершенствовались по всем направлениям, столетие за столетием. Таким образом, мы видим, как монохромные картины ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступают место полихромному искусству граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею наскальной живописи, которая, как традиционно считается, происходит в эпоху Магдалины (около 15-10 000 лет до н. э.) в Ласко, Альтамире, Фон де Гом и Ле Комбарель. В конце Магдалины закончился ледниковый период, и период глобального потепления привел к уничтожению среды обитания магдалинийских северных оленей, а также их культуры и пещерного искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века.

Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99 процентов из них были изображениями животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и охотничьих животных, таких как бизон и северный олень, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали охотничьи животные. Изображения людей были исключительно редким явлением и обычно были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем изображения животных. Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены и фактически представляют собой древнейший тип палеолитического искусства, найденный в пещерах позднего каменного века, как показывают недавние результаты датировки картин в Эль-Кастильо и Альтамире.

В дополнение к рисункам и абстрактным изображениям, доисторические пещеры также сильно украшены раскрашенными вручную трафаретами наскальных рисунков, большинство из которых, согласно недавним исследованиям декана Сноу из Университета штата Пенсильвания, были сделаны женщинами, но также участвовали мужчины и дети. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются Ручные трафареты пещеры Гаргас (Верхняя Гаронна), Панель ручных трафаретов в Шове (Ардеш) и гравюры по всей Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) в Аргентине.

Наскальная живопись в три этапа

Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли существенно различаться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа света, а также доступного сырья. Сфотографируйте, например, бизона. Во-первых, контур и основные черты животного рисуются на стене пещеры либо путем заострения поверхности скалы заостренным камнем, либо путем нанесения черного контура с помощью древесного угля или марганца. Во-вторых, завершенный рисунок животного будет окрашен или заполнен красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного будут затенены черным или другим пигментом, чтобы увеличить его трехмерность. В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для увеличения объема и рельефа применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.

Полихромная пещерная живопись

Где находится большинство наскальных рисунков?

Наиболее впечатляющие образцы этого наскального искусства были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому его иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством — где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые большие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в разных частях мира, включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие.

Какие самые древние наскальные рисунки?

В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, даты происхождения которого были подтверждены радиоуглеродным датированием, состоит из абстрактных знаков, а именно красной точки и отпечатка руки, найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения датируются по меньшей мере 39 000 годом до н.э. и 35 500 годом до н.э. соответственно, что делает их древнейшим произведением искусства такого типа из пещеры в Европе.

Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали методы уран-ториевого датирования, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годом до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 годом до н.э.) Далее по возрасту идут изображения пещеры Фумане (около 35 000 лет до н. э.), затем два символа в форме ключа, найденные в Альтамире, датированные 34 000 годом до н. э. Следующие по древности картины находятся в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 годом до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и магдаленская культуры, датируемые 25 000-200 000 годами до н.э. и 15 000-10000 годами до н. э. соответственно.

Какие картины рисовались в доисторических пещерах?

Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещеры изобилуют множеством точек, линий, знаков и символов. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые снова и снова появляются в разных убежищах. Некоторые из них сделаны простыми мазками кисти, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее. В дополнение к только что упомянутым, они включают в себя: авиформы, клавиформы, сердечные формы, перекрестия, крестообразные, непонятые формы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырехугольники, пениформы, скаляриформы, змеевидные формы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.

Какие методы живописи использовали художники каменного века?

Используя морские раковины в качестве контейнеров для краски и работая при лучинах или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники использовали самые разнообразные методы живописи. Сначала они рисовали пальцами, а затем переключились на комковатые пигментные мелки, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также использовали более сложные методы окраски распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н.э., что свидетельствует о том, что к этой дате солютреано-магдаленские художники, должно быть, были искусны в рисовании распылением. Художники каменного века также использовали технику ракурса и светотени. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшенные на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — например, в пещере Ласко археологи выявили более дюжины различных стилей живописи.

Наскальная живопись пещеры Ласко

Как доисторические художники делали краски?

Все цветные пигменты, используемые в наскальной живописи, были получены из местных источников, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для изготовления цветных красок. Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, плюс желтый и коричневый. Для черного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали порошок с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, овощным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности камня.

Они также использовали расширители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (полученные из измельченных, нагретых костей животных). Вполне возможно, что художники были знакомы с пигментами благодаря живописи тела и лица — искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий, прежде чем начали украшать пещеры. Для получения более подробной информации о типе цветовых пигментов, используемых в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.

Делали ли художники каменного века предварительные наброски?

Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под черным пигментом картин, указывающий на то, что предварительный набросок был сделан до нанесения краски. Чаще всего силуэт животного вместе с его основными чертами был выгравирован на скале кремнем, а затем окрашен пигментом.

Какова была цель этих наскальных рисунков?

Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические свидетельства показывают, что расписные пещеры не были населены обычными людьми. Вместо этого в них жила только небольшая группа художников или других людей, участвовавших в церемониальной деятельности и роли пещеры. В результате в настоящее время считается, что наскальная живопись была создана шаманами по церемониальным причинам — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет четкой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий относительно точного значения или функции наскальной живописи каменного века являются всего лишь догадками.

Есть ли в доисторических пещерах скульптуры?

Да. Сохранилось несколько прекрасных образцов рельефной скульптуры. Они включают Венеру Лоссельскую (около 23 000 лет до н.э.), одну из шести скульптур-барельефов, выгравированных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения зубра Тук д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.), выполненные из необожженной глины, которые были найдены в Арьеже, Франция. Эксперты полагают, что доисторическая скульптура, возможно, была столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большая ее часть разрушилась или погибла.

Загадочные наскальные рисунки

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге - их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.


Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:


Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:




Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:


В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.


Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:




Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:



Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:





Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.




Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:


Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:





"Скала-газета" там же, в Юте:


"Пришелец", Аризона, США:



Изображение "пришельца". Калбак-Таш, Алтай, Россия:


"Человек-солнце" из Каракольской долины, Алтай:


Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:


Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:


Древние наскальные рисунки в Нигере:



Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:



Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:


Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:


Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:



Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:


Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):


Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):


Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов":


Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:



Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.


Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.


Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.


Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.


Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.


НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия


Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.


Наскальный рисунок, Аризона, США


Петроглифы Панамы


Калифорния, США


Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова


Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.


Наскальный рисунок, Штат Невада, США


Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:


Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов?

Читайте также: