Сочинение про музей эрзи

Обновлено: 06.07.2024

Уникальное творчество мордвина-эрьзи Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова), выдающегося ваятеля прошлого столетия. Он работал в России (Москва, Екатеринбург, Новороссийск, Батуми, Баку), в Европе (Италия, Франция). Более 20 лет жил и работал в Аргентине. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях всего мира. Самая большая коллекция – 206 скульптур – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. 31 – в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), 3 – в Государственной Третьяковской галерее (Москва), есть скульптуры в Пензе, Ярославле. Годы жизни 1876 – 1959.
Этот знаменитый на весь мир скульптор - гордость Мордовии. Российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Его псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов. Он родился 27 октября 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Трудовую биографию начал с работы в иконописных артелях Поволжья, затем учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества…



Памятник установлен перед Музеем изобразительных искусств его имени в центре Саранска 4 ноября 1996 к 120-летию со дня рождения. Скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов

Автопортрет С.Д. Эрьзя, 1908. Цемент тонированный


Эрьзя С.Д. за работой в Аргентине. Фото из экспозиции музея его имени в Саранске


В 1927 году Степан Дмитриевич переехал в Аргентину, поселился на окраине Буэнос-Айреса, регулярно выставлял на местных выставках свои работы. В этот период единственным материалом для скульптур была древесина альгарробо и квебрахо, которая произрастала в южноамериканской сельве. Этот материал исключительно твердый, требовал тяжелой, кропотливой работы. Художник использовал наплывы, наросты, корни деревьев, соединяя нужные куски клеем.

Из Автобиографии С.Д. Эрьзи (Нефедова): Вот уже 19 месяцев как я в Москве (после возвращения из Аргентины). Мое положение не изменилось. Мастерскую не дают, скульптуры остаются без призора.Я приехал не с пустыми руками. Я привез 250 скульптур, машины инструменты и даже 2 вагона материалов. Я хочу показать молодежи, как нужно работать по-новому. Когда я ехал в СССР, то думал, что скульпторы ищут новых путей, но, к сожалению, работают по старинке, как 200 лет назад — молотками, да еще пунктиром, как капировщики, а не художники творцы. Я хочу, как художник, также показать народу мои труды последних 25 лет. Ежеле народ найдет, что мои работы не искусство, только тогда смерюсь. Август 1951 г. С.Д.Эрьзя (ЦГА РМ. Ф.Р-1689, оп. 1, д. 421.)

Автопортрет С.Д. Эрьзя. 1910-е, картон, масло


Марта (Смеющаяся девочка). Цемент тонированный. 1912. Размеры: 37 * 23.5 * 26 см.


Кисель-Загорянская. Мрамор. 1918.



Ева. 1919. Мрамор.


Иоанн Креститель. Дерево (Кебрачо). 1928


Танец (Балерина). Кебрачо, 1930


Из альгарробо. Моисей, 1932. Выставлена в Саранске


Моисей — великий пророк Израиля, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей. В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет. Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.


Вес скульптуры 2 тонны, высота 197 см; из причудливого ствола альгарробо. И вытачивал, и вставлял подходящие по цвету и фактуре куски "железной" древесины. .


Александр Невский (1221 – 1263). Дерево (Кебрачо), 1931.


Мужество. Кебрачо. 1932. Размеры: 619*900 мм.


Мужество — волевое осознанное деяние. Это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу человека, преодолевающего разные препятствия и страхи. Мужество, зачастую выступает как способность переносить любые страдания, в т.ч. физическую боль.

Ужас. Кебрачо. 1933.
Ужас – негативная эмоция, высшая степень проявления страха перед опасностью.


Дьвол. Религиозно-мифологический персонаж.


Кебрачо. 1933. Дьявол - религиозно-мифологический персонаж, верховный дух зла, властелин Ада, подстрекатель людей к совершению греха. Также известен как Сатана, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель, Воланд; в исламе — Иблис. Младший дьявол в славянской традиции зовётся чёрт, и ему подчиняются бесы, в исламе младшие дьяволы называются шайтаны…

Китаец. 1934. Кебрачо бронзированный


Четырнадцатилетняя мать. 1939. Кебрачо.


Женский портрет. Кебрачо. 1940


Сократ. 1940. Кебрачо


Микеланджело. 1940. Кебрачо. 400*513 мм


Портрет матери. 1940. Дерево (Урундай). Размеры: 900*885 мм



Голова турка. Альгарробо, 1940


Христос. Кебрачо. 1940-вые. "Иисус Христос" означает " Иисус помазанник божий ".


Испанка. Кебрачо. 1942. Размеры: 690*900 мм



Портрет отца, 1944. Дерево (Кебрачо). Размеры: 90*84,3 см


Христос. 1945. Кебрачо. Страдающий, возможно, распятый…


Тоска. Кебрачо. 1944


Портрет русской женщины. Кебрачо. 1948



Женский портрет. Дерево (Альгарробо). 1949


Леда и лебедь. 1929. Кебрачо


Летящий. 1922. Кавказский дуб


Партизан, 1945. Кебрачо



Крестьянин-мордвин. 1937. Кебрачо



Мать с ребенком. 1929. Кебрачо


1927-1950- живет и работает в Буэнос-Айресе. В Аргентине Эрзя обнаружил субтропическое дерево кебрачо, из которого делали шпалы, необычайно твердое, с выразительным рисунком, широким диапазоном цветовых оттенков и живописным своеобразием наростов. Оно и определило особенности новой манеры Эрьзи. Участвует в различных художественных выставках. Организуются персональные выставки. Создает "Портрет В.И.Ленина"(1928), "Моисея" (1932), "Портрет Л. Толстого" (1930), "Медузу" (1938), "Портрет Бетховена" (1929) и многие другие.
1950- возвращается на Родину.
1954- персональная выставка произведений в Москве.
1957- Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.
1959- Скончался в Москве, похоронен в Саранске.

Музей Эрьзи в Саранске - уважаемое исследовательское и просветительское учреждение в Поволжском регионе. Работает он с 1958 года. Здесь хранится самое крупное в мире собрание произведений знаменитого отечественного скульптора XX столетия Степана Дмитриевича Эрьзи.

История музея

музей эрьзи саранск

Музей Эрьзи в Саранске официально ведет свою историю с 1958 года. Открылся он в здании пожарного депо. Первоначально он имел статус республиканской картинной галереи, которая носила имя Сычкова. В 1976 году, в год 100-летия со дня появления на свет Степана Эрьзи, было возведено новое здание. В 1995 году музей получил имя советского скульптора.

В данный момент в коллекции музея Эрьзи в Саранске хранится около 15 тысяч экспонатов. Это русское декоративно-прикладное современное отечественное искусство, а также работы живописцев республики. Их самые значимые произведения выставлены постоянно, по оценкам специалистов, музей ежегодно посещают около 60 тысяч человек.

Базовые коллекции

музей имени эрьзи в саранске

Особенно музей имени Эрьзи в Саранске гордится своими базовыми коллекциями. К ним относятся работы классиков национальной художественной культуры Мордовии. В первую очередь это сам Степан Эрьзя, а также живописец Федот Сычков, творивший на рубеже XIX-XX веков. Примечательно, что обе коллекции, по большому счету, были сформированы самими авторами.

Отдельное место в фондах музея Эрьзи в Саранске занимают работы мастера портретной живописи Ивана Макарова, переданные его внуком.

Большое значение в учреждении культуры уделяется национальной составляющей. В последнее время активно реализуется работа по созданию музея мордовской народной культуры. Особый интерес посетителей вызывают тематические выставки, посвященные особенностям мордовского гостеприимства, календарным обрядам местных народов.

Каждый год сотрудники музея Эрьзи в Саранске, описание которого приведено в этой статье, проводят не менее полутора тысяч экскурсий, читают около двухсот лекций.

Выставочная деятельность

музей эрьзи в саранске режим работы

Пожалуй, одно из важнейших мест в работе музея занимает выставочная деятельность. В последние годы она становится все насыщеннее. Она имеет определяющее значение в формировании культурного пространства республики.

Для этого в музее Эрьзи в Саранске, фото которого - в этой статье, есть все необходимое. Это специально оборудованные площадки, современные методики и концептуальный подход в экспозиционных решениях.

Среди экспонентов последних лет можно отметить знаменитых отечественных живописцев - Илью Глазунова, Зураба Церетели, Ивана Черапкина, а также авангардистов, этнофутуристов, художников из Китая, Финляндии, Италии. А также современных авторов, представителей творческого бомонда - Никаса Сафронова, Екатерины Рождественской.

Современные технологии в музее

музей эрьзи в саранске описание

В музее Эрьзи в Саранске выставки проходят регулярно. Они привлекают большое количество посетителей. Чтобы информация воспринималась лучше, используются аудиогиды, способные доносить информацию на разных языках. Работает разветвленная сеть беспроводного интернета, действует система QR-кодов.

На базе сенсорных киосков работают информационные системы, с помощью которых посетители имеют возможность совершать виртуальные экскурсии по всем выставочным залам без исключений. Причем не только познакомиться с работами живописцев, но и узнать подробности их творческой биографии.

На базе музея Эрьзи работает виртуальный филиал Русского музея. Это большая помощь для современных школьников и студентов, которые теперь могут воочию увидеть величайшие предметы мирового искусства, не покидая пределов своего города.

Коллекция Эрьзи

музей эрьзи в саранске адрес

Степан Эрьзя родился в Мордовской губернии в 1876 году. Творческую биографию начал в иконописных артелях. Путешествовал по городам Поволжья, оттачивая свое мастерство.

Как скульптор начал трудиться в 1906-м. В эти годы формируется его творческая индивидуальность, он посещает Италию и Францию, впитывает лучшие образцы мирового искусства. Впервые заявил он о себе во всеуслышание в 1909 году, когда представил на международном форуме в Венеции скульптуру "Последняя ночь осужденного перед казнью". Ему удалось сотворить одновременно трагический и героический образ, поразивший в то время многих. В тот период ему особенно удавались образы Христа, которые он воплотил в скульптурах "Христос кричащий" и "Христос распятый".

Во время Первой Мировой войны возвращается на родину, работает в госпитале. В 1917 году начинает трудиться на Урале. В первые годы после победы революции 1917 года активно включается в реализацию плана монументальной пропаганды, который был близок его творческой натуре. Из-под его руки выходят памятники, посвященные революции, свободе и труду. Среди них можно выделить "Освобожденного человека", "Скорбь", "Женский портрет".

Удивительно, с каким количеством разнообразных материалов работал Эрьзя. Это мрамор, железобетон, цемент, чугун, гипс. В 20-е годы начинает использовать твердые породы дерева, в первую очередь, кавказский дуб и орех.

Многие произведения Эрьзи посвящены великим людям - "Микеланджело", "Бетховен", "Лев Толстой", "Сократ".

Свои идеализированные представления о человеческой душе он воплощает в женских образах. "Боливийская революционерка", "Обнаженная", "Парижанка в шляпе", "Монашенка", "Леда и лебедь".

В его творчестве целая галерея женщин разных стран и национальностей. Это портреты "Аргентина", "Испанка", "Русская женщина". Некоторое время он работал в Аргентине. Там он создал большое количество произведений, проникнутых глубинным пониманием национального характера своего народа. Это скульптуры "Голова крестьянина", "Портрет мордовки", "Крестьянин-мордвин", "Портрет отца", "Старик-мордвин".

Только в 1950 году он вернулся на родину. С собой он привез лучшие произведения, которые передал народу. Со всем многообразием его творчества и лучшими оригинальными образцами его творений можно познакомиться в саранском музее.

Филиалы музея

музей эрьзи в саранске выставки

Музей славится еще и тем, что имеет целых три филиала. Один из них расположен прямо в Саранске - это музей, который посвящен народной культуре республики. Он находится по адресу: улица Советская, дом 19.

В селе Баево Ардатовского района республики Мордовия располагается Дом-музей С. Д. Эрьзи.

А в селе Кочелаево Ковылкинского района находится дом-музей еще одного выдающегося мордовского живописца Федота Сычкова. О нем также нужно рассказать отдельно.

Федот Сычков

Второй по значимости человек в мордовской национальной культуре - художник Федот Сычков. Он появился на свет в 1870 году. Окружающие рано обратили внимание на его талант. В юности он писал портреты знакомых и иконы. В 1892 году перебрался в Петербург, где поступил в рисовальную школу.

Позже начал заниматься в учебном заведении при Академии художеств. К тому периоду относится его знаменитая картина "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника". Во время учебы мечтал заниматься у Репина, тот принял молодое дарование. Затем Сычков не раз обращается к нему за советом.

Окончив учебу в Петербурге, вернулся на родину. В своих работах ему удавалось воплотить самые заурядные стороны крестьянского быта, бесхитростные забавы деревенских жителей - картины "Катание на масленице", "С гор". Писал произведения, посвященные и трудовой жизни - "Мыльщицы льна", "Возвращение с сенокоса".

Параллельно с крестьянской тематикой он работает и в жанре парадного портрета. Октябрьскую революцию встретит уже сложившимся мастером. Снова разрабатывает тему празднеств ("Подружки", "Праздничный день. Подруги. Зима"). В 30-х годах уделяет много внимания картинам советской действительности.

В конце жизни он практически ослеп, что стало для художника настоящей трагедией. Но Федот Сычков все же не оставлял работу.

Режим работы

музей эрьзи в саранске фото

Режим работы музея Эрьзи в Саранске для тех, кто всерьез заинтересовался представленными там экспозициями, следующий: выставочные залы открыты шесть дней в неделю, кроме понедельника.

По вторникам, средам, пятницам и субботам музей работает с 9 утра до 18.00. По четвергам с 11.00 до 20.00.

Стоимость входного билета - 150 рублей.

Как добраться

Адрес музея Эрьзи в Саранске: улица Коммунистическая, дом 61.

От автовокзала добраться до музея можно на троллейбусе № 12 и на автобусах под номерами 6, 26 и 1Э.

От железнодорожного вокзала ходит троллейбус № 7 и маршрутное такси № 20. Музей находится в самом центре города. Поблизости расположено много примечательных объектов. Например, Дом науки и техники, памятник Федору Ушакову, площадь Тысячелетия, собор Федора Ушакова, церковь Иоанна Богослова, памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии, часовня Александра Невского, памятник патриарху Никону, монумент Мать-Мордовия.

В городе Саранске в 1960 г. была открыта картинная галерея, носящая имя известного художника Ф.В. Сычкова. Через некоторое время произошла реорганизация, в результате которой галерея получила статус музея изобразительных искусств. Он называется именем знаменитого российского художника, мастера деревянной скульптуры Степана Эрьзи.

музей эрьзи саранск

Музей Эрьзи (Саранск): кратко о главном

Музей Степана Эрьзи в Саранске также представляет произведения и других известных уроженцев Мордовии – народного художника Ф. Сычкова и знаменитого мастера портретной живописи И. Макарова. Также данное учреждение может гордиться уникальными шедеврами великих художников – Серова, Шишкина, Репина, богатыми коллекциями русского искусства, которые представлены графикой, живописью, иконами XVIII века. Не менее интересно посетителям изучать собрание национальных оригинальных украшений и костюмов.

музей имени эрьзи в саранске

Строение музея

Основное строение музея состоит из двух корпусов, связанных между собой удобным переходом. Проект нового здания разрабатывался коллективом местных архитекторов. В главном строении размещаются постоянные экспозиции, посвященные творчеству Эрьзи и Сычкова. Функционирует также и старое здание галереи, которое ныне представляет собой выставочный зал. Помимо этого, музей Эрьзи в Саранске, фото которого смотрите в статье, имеет кабинеты для научных сотрудников, фондохранилище, лекционный зал. Ведется большая научно-исследовательская работа, итогом которой является выпуск новых альбомов, монографий, сборников статей.

Сбор экспонатов

Формирование коллекций в музее происходило долгие годы. Для этого организовывались специальные научные экспедиции не только по селам Мордовии, но и далеко за пределами республики. В них наравне с научными деятелями участвовали и специалисты музея. Благодаря этому музей Эрьзи (Саранск) имеет уникальные произведения, которые олицетворяют разные эпохи. Традиция приобщать сотрудников музея к поискам актуальна и в настоящее время.

Благодаря научным экспедициям музейный фонд пополнился редчайшими коллекциями национальных вышивок, головных уборов, украшений из бисера, домашней утвари.

музей степана эрьзи в саранске

Деятельность музея

Сотрудники музея постоянно проводят здесь экскурсии и читают лекции. Но все же самой значимой частью деятельности является выставочный зал. Музей имени Эрьзи в Саранске может гордиться им. Здесь была использована нестандартная методика экспозиционных решений, удивят и специально оборудованные удобные площадки с разнообразием форм изложения материала. Все это привлекает сюда тысячи посетителей со всех уголков России.

Реконструкция и обновления

Применение мультимедийного оборудования и современных информационных методик дает возможность более полно и интересно доносить информацию до посетителей, дарит больше ярких впечатлений и способствует все большему притоку посетителей, среди которых много представителей молодежной аудитории.

музей эрьзи в саранске фото

Расширение

Стоит обратить внимание, что в 1999 году был открыт филиал Мордовского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Его основное направление – народная культура. Данный музей стал центром эстетического развития молодежи. В его фондах более 3 тыс. экспонатов. В год залы музея посещают около 5 тыс. человек. А сотрудники организовывают интереснейшие экскурсии.

Музей Эрьзи (Саранск) по праву может назваться центральным ядром всего современного и прогрессивного, что имеется в культуре края, а также настоящей жемчужиной всей величественной Российской державы. В его залах всегда многолюдно, так как здесь не бывает скучно никому, даже самым требовательным посетителям.

Хочу рассказать о том, какая красота есть в нашем Саранске! Мы с дочкой посетили Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Музей имеет статус особо ценного объекта национального и культурного достояния народов Республики Мордовии, неоднократно удостаивался государственных наград.

Базовыми коллекциями являются работы классиков национальной художественной культуры: великого сына мордовского народа скульптора Степана Дмитриевича Эрзи (1876-1959)

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 1

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 2

Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897), подаренные музею внуком художника.

В настоящее время в музейной коллекции более 15000 единиц хранения. Русское искусство , современное отечественное , декоративно-прикладное , искусство художников Мордовии – лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 000 человек.

Экспонентами последних лет были представители классической традиции Илья Глазунов, Валентин Сидоров, Зураб Церетели, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Иван Черапкин, участники межрегиональных и всероссийских выставок, авангардисты, этнофутуристы, итальянские, финские, китайские художники, представители арт-бомонда Никас Сафронов, Екатерина Рождественская и многие другие.

Сегодня хочу рассказать про Эрзю.

Степан Дмитриевич Нефедов родился 27 октября 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Свою трудовую биографию Степан начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства, приобретая опыт в росписи церквей. Начало нового – ХХ века — было ознаменовано в судьбе Нефедова учебой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на живописном отделении, потом скульптурном. Его преподавателями были крупнейшие живописцы Н.А. Касаткин и А.Е. Архипов; скульпторы П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин.

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 4

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 5

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 6

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 7

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 8

Многое из найденного скульптором в ранний период будет развито им в зрелом творчестве: это разнообразная тематика произведений, воплощенная в женских, национальных и мифологических образах, их обобщенная трактовка, повышенная экспрессивность, открытая эмоциональность, глубокое знание автором специфики художественных свойств материала и техники исполнения.

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 9

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 10

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 11

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 12

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 13

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 14

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 15

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 16

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 17

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 19

В этом же году С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в Париж, затем в Аргентину. Почти четверть века (с 1927 по 1950 г.г.) продолжался период творческой зрелости скульптора. Это были годы, наполненные драматизмом и вдохновением, именно здесь его творчество развивалось в полную силу. Поиски оригинальных форм и способов пластического выражения протекали на земле южной Америки наиболее активно, помогали скульптору пережить разлуку с Родиной. Здесь он открыл для себя материал, с которым не расставался до конца своей жизни – породы субтропических деревьев кебрачо, альгарробо, урундай. Они покорили художника экзотической красотой, фактурным богатством, плотностью и твердостью. Этот материал открыл перед Эрьзей возможности в выборе разнообразных тем и сюжетов, которые впоследствии сложились в серии портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии. Несмотря на обилие тем, затронутых мастером, его творчество представляется очень цельным, так как центром внимания становится Человек и жизнь его души.

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 20

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 21

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 22

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 23

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 24

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 25

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 26

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 27

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 28

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 29

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 30

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 31

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 32

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 33

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 34

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 35

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 36

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 37

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 38

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 39

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 40

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 41

наполнена дыханием жизни, силой материнской любви и заботы. Замкнутость композиции, компактный объем, разнообразие ритмов, силуэта, светотеневые контрасты привносят в эту работу противоречивые настроения: от безмятежного спокойствия до неясной тревоги, ощущения опасности и готовности защитить.

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 42

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 43

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 44

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 45

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 46

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 47

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 48

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 49

Про мой город! И его достояние! Пошли в музей., фото № 50

В годы пребывания в Аргентине С.Д. Эрьзя создает огромное количество произведений, часть которых разошлась по музеям и частным коллекциям во многие страны мира. Духовная наполненность образов, глубина их психологических характеристик, обращенность к всечеловеческим ценностям сделали их понятными и близкими людям всех континентов.

В 1954 году открылась персональная выставка произведений С.Д. Эрьзи в Москве. В 1957 году скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения и за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. В этот период рождаются у скульптора новые замыслы. Он снова обращается к монументальному искусству: проектирует памятник Н.А. Некрасову для Москвы, задумывает создать для Саранска фонтан, украшенный фигурами женщин, олицетворяющих 15 союзных республик. Но реализовать эти планы не удалось.

Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле его в Саранске установлено надгробие работы С.Т. Коненкова, воплотившее начало бессмертия выдающегося мордовского скульптора.

Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур.

Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.


Этот музей в Саранске имени скульптора Эрьзи - всем музеям музей! Очень подробный экскурс по музею, очень много фото!

Продолжаются мои несказанные восхищения городом Саранском! И сейчас на повестке дня Музей скульптора Эрьзи.


Хоть я раньше и не знала этого замечательного скульптора, а сейчас мне за это уже стыдно, познакомилась я с ним совсем недавно в музее Саранска, как вы уже поняли)


Вот мы с вами оказались в зале скульптур)


Скульптур достаточно много, вы ходите по безупречно красивому залу, где они расположены и даже можно их фотографировать, без вспышки, конечно же) Для меня это было приятным дополнением, потому как так хотелось принести с собой частичку великого, хотя бы на фото))


Вот какие красивые женские скульптуры, столько в них нежности и женственности..


Очень понравились скульптуры из аргентинского дерева, видимо скульптору Эрьзи тоже нравилось работать именно с этим материалом, потому как их довольно много..


И все они особенные, как будто живые..

Скульптура мама и малыш.


Продвигаемся дальше и переходим в зал народного изобразительного творчества, который по праву занят преимущественно картинами Сычкова – удивительно народного автора)


Такие простые и в то же время открытые, жизнерадостные лица на его картинах, хочется любоваться и любоваться)


Но и это еще не все, очень много картин написано в разные периоды, но лица-то одни)


Оказалось, что эти деревенские девчонки с удовольствием позировали автору, поэтому так много безупречно красивых картин, именно народных и таких душевных)


Сразу вспоминается родное место, где было так хорошо в детстве..



А вот немного цветочного творчества, буйство красок)




Очень понравился портрет, такой выразительный и в то же время умиротворенный..


А это уже красивый мужской портрет, настолько яркий и живой, как фото!


Еще картины с этого зала))





Дальше мы переходим в зал, где встретим картины и Айвазовского, и Шишкина..


И множества других знаменитых художников..


Портреты просто потрясающие!


Безумно понравился детский портрет.. От него веет античной красотой..


А вот и народные мотивы..


Очень понравилась скульптура в тему казачества.неимоверно тонкая работа.


И медленно, но верно мы переходим в зал современного искусства, где увидим немало интересных работ..


Скульптуры Родионовой, шамот, глазурь..



Военная тематика картин..





И конечно же море)



Очень понравилась эта картина с девушкой, есть в ней что-то загадочное, неизведанное, буря страстей, ну и, конечно, аутентичность)








Перейдем дальше с вами выставку на первом этаже, где мы увидим национальные костюмы, а также предметы быта)


Такое буйство красок, такие сложные бисерные переплетения в украшениях, которые не далеки от современности))












Чем хочется подытожить)) От посещения музея остались настолько приятные впечатления, которые, правда не лишены 100% объективности! Музей идеален)) Настолько широкоформатный, настолько идеально блестящий, чистый, красивый, мраморный, что просто слов нет, чувствуешь, что ты идешь не в музее, а во дворце, и что все работы художников и скульпторов под надежной охраной на службе отечеству)) А какие работы! Я бы его со всей ответственностью назвала образцово-показательным) Рекомендую!

Читайте также: