Сочинение про ивана федорова

Обновлено: 03.07.2024

Современных людей сложно удивить печатным словом, что подтверждает, например, огромный ассортимент книжных магазинов. Конечно, сейчас все большую популярность приобретают цифровые носители, но и печатная книга до сих пор не исчезла из жизни.

Несколько столетий назад все было иначе. Книги, переписываемые вручную, имели очень мало копий и считались настоящей роскошью. Поэтому чтение оказывалось доступно лишь достаточно богатым людям.

Ситуация начала меняться только в 16 веке. Озабоченный повышением грамотности, царь Иван Грозный издал указ, повелевающий организовать в стране производство печатных книг. Именно тогда на Руси был создан печатный станок, а у его истоков оказался Иван Федоров, на то время бывший дьяконом. Его настоящая фамилия – Московитин. По некоторым данным, Иван Федоров был хорошо образован, учился в Краковском университете и уже был знаком с печатным делом, которое изучал у датского мастера. Он оказался не только хорошим учеником, но и овладел многими ремеслами.

Под бдительным руководством Ивана Федорова только образованный в Москве Печатный двор выпустил в 1564 году Апостол. Это самая первая нерукописная книга, созданная русскими печатниками. Шрифт Апостола очень похоже повторял рукописные буквы. Был полностью сохранен и стиль, в котором создавались рукописные книги. Например, заглавная буква в начале каждой главы обязательно печаталась красными чернилами.

Работа Апостолом была долгой и кропотливой. От начала работ до успешного выхода книги прошел почти целый год.

Через некоторое время печатный двор под присмотром Федорова выпустил следующую книгу. Это оказался Часовник - богослужебная книга, которая впоследствии стала настоящим учебником. Часовник был отпечатан за пару месяцев и полностью был раскуплен. По этой книге учились читать и дети, и взрослые. Поэтому выпустив первое издание, Иван Федоров тут же принялся за второе.

Конечно, не всех радовал прогресс книгопечатания, нашлись и недовольные. Начались гонения на Ивана Федорова и его типографский двор. Опасность исходила в первую очередь от церкви, ведь именно монахи-переписчики занимались копированием книг, тратя на это практически всю свою жизнь. Появление книгопечатания обесценили их труд. Чтобы избежать гонений, Ивану Федорову пришлось бежать из страны. Он переехал в Литву, но не отказался от печатного промысла.

За время работы в различных типографиях Иван Федоров издал множество церковных, научных и образовательных книг. Некоторые дошли и до нашего времени.

Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губернии. Впоследствии он стал дьяконом в церкви Николы Гостунского. Там он обучал грамоте, как и большинство священников в то время. К 1532 году он успел закончить Краковскую академию. Про данное событие говорит диплом бакалавра.

Служба в церкви

В ходе своей работы Иван ближе узнал Митрополита Макария. Скорее всего, как раз таки это события и дало повод первому русскому царю напечатать книгу, под названием "Апостол". Как гласит летопись, митрополит был ближним человеком Ивана Грозного, а поэтому мог сообщить об юноше самому царю. Как распорядился Иван Грозный, во второй половине шестнадцатого столетия стала проводиться деятельность по созданию первой типографии. Уже начинали тестировать шрифт и другое необходимое снаряжения для печати. Сначала заведения печати были никому не известны, но позднее стали быстро распространяться по Москве и Руси.

Создание книги "Апостол"

Книга "Апостол" была разработана в 1564 году, написанная славянским языком, на котором тогда и разговаривали на Руси. В её разработке участвовали сам Иван Фёдоров, а также его ближайшие соратники, Маруша Нерефьев и Петр Мстиславец. Примерно 12 месяцев готовились к этому происшествию. Данная книга заслужила благословение Макария, однако сам митрополит скончался до создания книги. Но весь процесс не зацикливался только на этой знаменитой книге. К 1565 году, по указу царя, необходимо было напечатать ещё одну книгу, известную как "Часослов". На этот раз работали только Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. По историческим данным известно, что изготовили пару экземпляров этой книги. Каждый день обряд в церкви проводился по этой книге. А также, по ней стали учить людей грамоте.

Преследования на книгопечатников

Однако вскоре случилось следующее событие. Большинству людей стало невыгодно то, чем занимались первопечатники. Для начала, переписчики стали постепенно терять свою главную работу, а как следствие и деньги. К тому же, сделался недовольным богатый слой населения. Они стали опасаться, как бы народ не выучился грамоте и не утратили бы они своих занимаемых должностей.

В народе вполне могла вспыхнуть волна бунта против чиновников, духовенства и другим высшим сословиям. Было такое отношение к печатникам, что они занимались нечистыми делами, потому как отличались от рукописных работников, которые вкладывали души в свои книги. Высшей точкой негатива стал пожарище, возникший в самой типографии в 1566 году. Плюс ко всему, печать на станке принимали как ересь. Из-за данного происшествия решили, что все печатники уезжают в Литву.

Конец жизни

Иван Федоров вернулся в свой родимый город Львов к отцу с матерью в 1582 году. Он собирается и дальше вести свою деятельность. Однако он умирает в 1583 году. Его похороны произошли в монастыре, известном как Свято-Онуфриевский.

Память о великом русском книгопечатнике сохраняется и по сегодняшний день.

Иван Федоров - первопечатник

Популярные сегодня темы

В современном мире компьютеры используются постоянно, и на работе, и в быту. Сейчас сложно представить человека, не имеющего компьютера или хотя бы элементарных знаний по его использованию. О

На сегодняшний день абсолютно любой вид транспорта, будь то автомобиль, самолет, велосипед или иные его виды создают потенциальную угрозу для здоровья и жизни человека.

Белка - летяга очень похожа на обычную белку, но есть существенные различия. Летягой ее назвали, потому что в отличие от обычной белки

Финиками называют съедобные плоды нескольких видов финиковых пальм, но в первую очередь плоды Пальчатого финика. Это дерево исторически произрастает на территории Ближнего Востока и Северной

С именем Ивана Федорова связано начало русского книгопечатания. Он совместно с Петром Мстиславцем выпустил книгу "Апостол", первую точно датированную печатную книгу, а позже в 1574 году Иван Федоров выпустил также первую славянскую "Азбуку", что способствовало распространению грамотности среди русскоязычного населения Речи Посполитой.

В 1564 году вышла книга "Апостол", которую напечатали мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Это событие имеет огромное значение в российской истории, так как эта была первая точно датированная печатная книга в России. Иван Федоров также лично написал "послесловие" к апостолу о зарождении книгопечатания. Исходя из исторической ситуации можно сделать вывод, что предпосылкой к началу книгопечатания можно отнести провал рукописного книгопечатания, который был признан на Стоглавом Соборе в 1551 году в связи с тем, что не было единых выполняемых стандартов рукописной книги, поэтому Собор распорядился о надзоре за производством рукописной книги и ее исправностью, а также о необходимости улучшения подготовки переписчиков. Но это также потерпело неудачу, что обусловило начало развития книгопечатания в России. То есть благодаря кризису производства рукописных книг открылись возможности для И. Федорова и П. Мстиславца. Важную роль сыграл и сам царь. Он, Иван IV, указал учредить типографию, в которой и была напечатана книга "Апостол". То есть без разрешения царя вряд ли бы была проделана такая работа.

В 1574 году была напечатана во Львове Федоровым "Азбука", которая стала первой славянской печатной книгой для обучения чтению на русском языке. Иван Федоров самостоятельно подобрал учебные материалы, в том числе молитвы и притчи для первого чтения. Это был большой прорыв в развитии грамотности в нашей стране.

На время жизни Ивана Федорова пришлась Ливонская война, причинами которой была борьба и стремление России получить выход в Балтийское море, к предпосылкам также можно отнести ослабление Ливонского Ордена, который смотрелся легкой добычей для России. Также поводом к войне, которую начала Россия можно отнести неуплату Ливонским Орденом "Юрьевской дани". По ряду причин, первый успешный этап Ливонской войны сменился горечью поражений, также в войну против России вступили Польша, Великое княжество Литовское, впоследствии Швеция, что способствовало итоговому поражению России в этой войне, так как одновременно воевать со Швецией, объединенной Польшей и ВКЛ (Речь Посполитая) было очень тяжело.

Система обучения грамоте , предлагавшаяся более чем через 200 лет после "Азбуки" Ивана Федорова для народных училищ Российской империи, недалеко ушла от Федоровского прототипа. И уж во всяком случае, этому прототипу следовали многие печатные азбуки и буквари, созданные в 17 веке, например, иллюстрированный Букварь Кариона Истомина, считавшийся лучшим букварём своего времени.

Здоренко Елена Аркадьевна

Одно из первых мест среди строителей русской культуры занимает первопечатник Иван Федоров: именно с его имени начинается история книгопечатания в нашей стране. Его судьба тесно связана с развитием печатного дела в России. Его имя хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Мы видим в нём просветителя, писателя, общественного деятеля и основателя книгопечатания.

ВложениеРазмер
sudba_fedora_pervopechatnika.docx 322.49 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

СУДЬБА ФЕДОРА ПЕРВОПЕЧАТНИКА

ученица 5 класса

Руководитель: учитель истории

Здоренко Елена Аркадьевна

Одно из первых мест среди строителей русской культуры занимает первопечатник Иван Федоров: именно с его имени начинается история книгопечатания в нашей стране. Его судьба тесно связана с развитием печатного дела в России. Его имя хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Мы видим в нём просветителя, писателя, общественного деятеля и основателя книгопечатания.

Иван Федоров был церковным служителем, разносторонне просвещенным человеком. Жизнь Ивана Федорова таит в себе немало загадок. . За свою жизнь он был в Польше, Австрии, Сербии, Германии, свободно посещал монастыри, типографии, академии. Ивана Федорова торжественно принимали польские короли Сигизмунд II Август, Стефан Баторий, император Священной Римской империи Рудольф II, с ним переписывался саксонский курфюрст Август.

В 1553 году царь Иван Грозный приказал построить в Москве печатный двор вблизи Кремля. Место это называлось Китай-город. На этом печатном дворе и была построена спустя десять лет, в 1563 году, первая дукарня (типография), которую возглавил Иван Федоров. Трудились в ней мастера и подручные.

Книги, напечатанные Иваном Федоровым [3] :

Вся деятельность знаменитого мастера Ивана Федорова была направлена на унификацию (приведение) церковного свода и образования. Печатные книги, по мнению историков, служили, чтобы избавиться от разнотолков в отношении библейских текстов, которые возникали из-за многочисленных ошибок и искажений, которые переписчики допускали в священном писании.

В 1909 году в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, благодарными потомками на народные деньги был воздвигнут памятник Ивану Федорову.

Жизненный и творческий подвиг первопечатника более чем достоин того, чтобы о нем хорошо знали представители всех поколений, гордились им. Имя этого человека и его дела легендарны. Мы помним имя своего просветителя и первопечатника.

ИВАН ФЕДОРОВ (ок. 1510-5.XII. 1583)-выдающийся деятель русской культуры, первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В 1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета.

В 50-е гг.- дьякон церкви Николы в Московском Кремле.

Возможно, работал еще в первой типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563 по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола. Совокупность художественных приемов оформления

текста, разработанная И. Ф., повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания типографии назван царь Иван Грозный.

До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу,

Этим можно было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.

В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем. Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие – геральдической композицией, а Псалтырь – двумя гравюрами.

Предисловия написаны И. Ф. и Г. А. Ходкевичем.
В 1572 г. И. Ф. переезжает во Львов уже без Петра Мстиславца. Там в 1573- 1574 гг. он работает над новым изданием Апостола, украшенным заставками, инициалами, концовками и тремя гравюрами. В послесловии И. Ф. рассказывает о своей типографской деятельности в Москве и Литве и о переезде во Львов.

Там же в 1574 г. была издана первая восточнославянская Азбука.

В 1578 г. И. Ф. перебирается в Острог во владения князя К. К. Острожского, воеводы Киевского. Здесь он сначала печатает новую Азбуку с параллельными греко-славянскими текстами.

В 1580 г. И. Ф. издает Новый завет с Псалтырью и отдельно указатель к нему. В 1580-1581 гг. И. Ф. издает первую полную славянскую Библию по одному из списков Геннадиевской Библии (т. н. Острожская Библия) с собственным послесловием.

Вышло два тиража, в каждом своя редакция текста послесловия И. Ф. В 1581 г. выходит последнее издание И. Ф.- “Хронология” Андрея Рымши на одном листе.

И. Ф. сам написал предисловие к Заблудовской Псалтыри, послесловия к Апостолу 1564 г., Львовскому Апостолу и Львовской Азбуке. В литературном отношении наибольший интерес представляет послесловие к Львовскому Апостолу, где И. Ф. пишет о том, что заставило его взяться за нелегкий труд типографа и продолжать его в самых тяжелых обстоятельствах. И. Ф. первым опубликовал древнейшие памятники славянской литературы: болгарское “Сказание о письменах” Черноризца Храбра (нач.

Х в.) в приложении к Острожской Азбуке и одно из слов Кирилла Туровского в Учительном Евангелии.

Последние два года жизни И. Ф. прошли в разъездах. Известно, что в 1583 г. он посетил Краков и Вену, где показывал императору Рудольфу I свое изобретение – многоствольную пушку со съемными стволами. Попытка организовать новую типографию во Львове окончилась неудачей.

В конце того же 1583 г. И. Ф. скончался во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре.
Существует продолжающееся издание, посвященное старопечатной книге: “Федоровские чтения” (М., 1976 и ел.).

ИВАН ФЕДОРОВ (ок. 1510-5.XII. 1583)-выдающийся деятель русской культуры, первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В 1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета.

В 50-е гг.- дьякон церкви Николы в Московском Кремле.

Возможно, работал еще в первой типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563 по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола. Совокупность художественных приемов оформления

текста, разработанная И. Ф., повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания типографии назван царь Иван Грозный.

До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу,

Этим можно было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.

В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем. Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие – геральдической композицией, а Псалтырь – двумя гравюрами.

Предисловия написаны И. Ф. и Г. А. Ходкевичем.
В 1572 г. И. Ф. переезжает во Львов уже без Петра Мстиславца. Там в 1573- 1574 гг. он работает над новым изданием Апостола, украшенным заставками, инициалами, концовками и тремя гравюрами. В послесловии И. Ф. рассказывает о своей типографской деятельности в Москве и Литве и о переезде во Львов.

Там же в 1574 г. была издана первая восточнославянская Азбука.

В 1578 г. И. Ф. перебирается в Острог во владения князя К. К. Острожского, воеводы Киевского. Здесь он сначала печатает новую Азбуку с параллельными греко-славянскими текстами.

В 1580 г. И. Ф. издает Новый завет с Псалтырью и отдельно указатель к нему. В 1580-1581 гг. И. Ф. издает первую полную славянскую Библию по одному из списков Геннадиевской Библии (т. н. Острожская Библия) с собственным послесловием.

Вышло два тиража, в каждом своя редакция текста послесловия И. Ф. В 1581 г. выходит последнее издание И. Ф.- “Хронология” Андрея Рымши на одном листе.

И. Ф. сам написал предисловие к Заблудовской Псалтыри, послесловия к Апостолу 1564 г., Львовскому Апостолу и Львовской Азбуке. В литературном отношении наибольший интерес представляет послесловие к Львовскому Апостолу, где И. Ф. пишет о том, что заставило его взяться за нелегкий труд типографа и продолжать его в самых тяжелых обстоятельствах. И. Ф. первым опубликовал древнейшие памятники славянской литературы: болгарское “Сказание о письменах” Черноризца Храбра (нач.

Х в.) в приложении к Острожской Азбуке и одно из слов Кирилла Туровского в Учительном Евангелии.

Последние два года жизни И. Ф. прошли в разъездах. Известно, что в 1583 г. он посетил Краков и Вену, где показывал императору Рудольфу I свое изобретение – многоствольную пушку со съемными стволами. Попытка организовать новую типографию во Львове окончилась неудачей.

В конце того же 1583 г. И. Ф. скончался во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре.
Существует продолжающееся издание, посвященное старопечатной книге: “Федоровские чтения” (М., 1976 и ел.).

Читайте также: