Сочинение про емелю из сказки по щучьему велению

Обновлено: 08.07.2024

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Почему дурак?

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Емеля-простак

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Главный действующий персонаж сказки — Емеля, третий ребенок в семье. Два его брата умные, трудолюбивые, работящие. А Емеля целый день проводит на печи.

Печь выбрана неслучайно. На Руси лежать на печи было принято детям и старикам. Печь давала пишу и тепло, поэтому многие критики видят в ней символ матери. Таким образом, можно придти к выводу, что Емеля — в душе ребенок. Он недоразвит. Емеле нужно многое пройти, чтобы стать взрослым человеком, а пока герой проводит время в беззаботном детстве. Это и является ответом на вопрос, почему ему разрешалось лежать на печи и не трудиться.

Однажды его старшие братья уходят по делам. Дома остаётся Емеля со своими невестками. Они просят набрать его воды. Вода — символ чувствительности, эмоциональности. Здесь виден намек, что все остальные герои кроме Емели, скрывают свои чувства и эмоции. Они живут рационализмом, но им необходимо реализовать свой эмоциональный потенциал. Так как Емеля душой ребенок, то у него очень развит эмоциональный интеллект, эмоциональное сознание. Именно поэтому невестки просят его принести воды.

Емеле приходиться соглашаться. Он идет на лед и прорубает отверстие. Лед символизирует застывание чувств, их сокрытие. Он пытается набрать воды и видит щуку.

Щука, как и в целом образ рыбы, большое место играла в славянской мифологии. Рыба была знаком плодовитости, благополучия, счастья. В данной сказке щука выполняет роль связующего элемента между водой (чувствами, эмоциями) и Емелей ( человеком с сильным эмоциональным потенциалом). Емеля понимает слова щуки. Это символизирует полное согласие между Емелей и миром эмоций.

Щука смогла выполнить все его желания. Таким образом, рыба помогла герою выйти из мира детства и повзрослеть. Он женился и построил большой дом. Можно сделать вывод, что щука была мощным толчком к взрослению. То есть, удовлетворение эмоциональной потребности помогло стать рациональнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки По щучьему веленью

Популярные сегодня темы

Всю нашу жизнь нас окружает большое количество людей. Некоторые из них появляются на короткий срок, а другие сопровождают нас всю жизнь. Какие-то люди играют для нас малозначительную роль

Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями

Основным героем произведения является Герасим, который показан в образе человека, который от рождения не может говорить и слышать, однако, он обладает массой положительных человеческих качеств.

Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты

Несмотря на то, что я её знала наизусть, книжку перечитывала часто с превеликим удовольствием! А потом у меня появилась пластинка с музыкальной версией этой сказки. И её я не уставала слушать по нескольку раз!

Сейчас мне непонятно, почему эта сказка так нравилась мне!?


Ведь главный герой сказки дурак Емеля – лентяй еще тот! Лежит себе на печи, ничего не делает. И все-то у него ладно в жизни вышло: и богатство, и дом-дворец, и жена-красавица!

Неужели же все мы, так сильно любившие эту сказку в своем детстве, выросли безнравственными лентяями и жуткими бездельниками? И был ли Емеля дураком?

Попробуем ответить на этот вопрос. Но для начала перечитаем сказку.

(Это самый известный вариант сказки! Иллюстрации художника Германа Огородникова.)

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься?

Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает: —

Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью

— поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

ступайте, сани, в лес…

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

— Ты — дурак Емеля?

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

дубинка, обломай ему бока…

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Мне и тут тепло…

— Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:

— Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

— А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

пускай царская дочь меня полюбит…

— Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает. А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

выстройся каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу. Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Давайте поразмышляем…

Два брата поехали на базар. Почему Емелю с собой не взяли? Так он же дурак.

Но почему так сразу – дурак?! Может быть, просто потому его не взяли с собой на базар, что он молод еще, неопытен. Так пусть не мешает в серьезном деле, пусть лучше дома побудет…

Дело в сказке происходит зимой. Когда старшие уехали, невестки суетятся, хозяйничают, хлеб пекут, а что Емеле делать в крестьянской избе?! Лежать на теплой печке да мечтать!

Невестки дают Емеле обычные поручения: принести воды, наколоть дров, съездить в лес по дрова.

Емеле лень выполнять обыденную скучную работу. И когда он все же пошел к реке, зачерпнул воды, то не пошел сразу домой. Что делает дурак-Емеля? Он заглядывает в прорубь. Ему интересно, а что там, в проруби!? Умный, может, и не стал бы в прорубь смотреть, он ведь всё давно знает…

Как повёл себя Емеля, что попросил у щуки?!

Чтобы вёдра сами домой пошли, чтобы топор сам рубил, чтобы сани сами ехали, без лошадей!

Во дурак-то! Щука, она же ЛЮБОЕ ЖЕЛАНИЕ исполнить может. Но нет! Не такой Емеля. Ему не нужны горы золота и терема-хоромы. Он просит то, о чем, скорее всего давно уже думал, лежа на печи.

Емеля хочет, чтобы вода сама в дом шла (а может это прообраз водопровода?), чтобы топор сам рубил (бензопила?). А безлошадная телега, а потом печь, которая сама едет – это… автомобиль?!

У Емели не просто ум обывателя, у него голова изобретателя! Какой же он дурак.

А как же не вспомнить о таких качествах Емели, как находчивость, смекалка, остроумие, доброта, незлобивость!?

Как хотите, а мне Емеля всегда нравился!

Сказка про Емелю в обработке А. Афанасьева

Сказка

Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — всё нет ничего!

Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене.

Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову. Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери.

Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать!

Как видите, совсем другая сказка!

Эта сказка ближе всего к народной версии. А народ верил, что Бог обязательно поможет слабым и убогим…

Так что и в этой сказке герой далеко не дурак! А умный, честный, трудолюбивый, справедливый, благоразумный человек, который с Божьей помощью (Ну, а с чьей же ещё!) сделался замечательным правителем, таким, о каком всегда мечтали простые русские люди.

Говорящая щука, теплая печь и самоходные сани — жизнь деревенского Емели полна неожиданных решений и поворотов. Русская народная сказка расскажет о том, как ленивый мужик при помощи смекалки и душевной доброты станет царским зятем за короткое время. Отличный личностный рост для человека, которому лень донести до дома ведро воды.

История создания

Сказка о парне, который лежал на печи, а после женился на дочери царя — плод народного творчества. Автор древнерусского сказания доподлинно неизвестен. К моменту первой публикации существовало 3 различных варианта произведения.

Наиболее популярная версия значительно отличается от современной сказки. В ней главный герой предстает полным сиротой, который не знает даже собственного имени. Окружающие зовут парня просто — убогий.

Емеля

Емеля

У персонажа нет времени на бесцельные лежания на печи — мужчина тяжело работает каждый день. Правда, денег постоянный труд не приносит. Еще одно отличие оригинала от привычного Емели — слова, которые герой произносит, чтобы мечты исполнялись:

Образ и сюжет

Емеля родился в семье простого работящего крестьянина. Молодой человек — третий сын в семье. Старшие братья героя давно привели в дом жен, на которых легли хлопоты по содержанию семейства. Все мужчины, кроме Емели, заняты на пахотных работах. Братья периодически ездят на городскую ярмарку, где продают собранный урожай.

Емеля на печи

Емеля на печи

Единственный, кто совсем не участвует в жизни большой семьи, — Емеля. Парень слишком ленив, чтобы встать с печи. Старшие мужчины давно смирились с особенностью младшего брата, поэтому не поручают Емеле лишний раз никакой работы.

Но, уезжая в город, мужчины просят младшенького помочь бабам по хозяйству. За послушное выполнение домашних обязанностей братья обещают привезти Емеле красный кафтан. Красный цвет появляется в сказке не случайно. В древней Руси оттенки красного символизировали цвет солнца и энергии, которой так не хватает герою.

Емеля и щука

Емеля и щука

В доме заканчивается вода. Женщины просят Емелю сходить на реку, парень отмахивается от настойчивых просьб. Но мысль о новом кафтане все-таки заставляет подняться с печи. Набрав воды, любопытный Емеля заглядывает в прорубь. Неожиданно ловким для такого увальня движением герой вылавливает из реки рыбу. И вот в глаза Емеле смотрит говорящая щука, которая просит парня о свободе:

Несмотря на множество отрицательных качеств, Емеля – не жестокий человек. Парень отпускает щуку, и за свою доброту получает награду — теперь все желания Емели будут исполняться немедленно.

Казалось бы, при таких возможностях парень может полностью изменить свою жизнь, но все, чего желает Емеля, — это возможность воды самостоятельно переноситься в дом, бесконтактный сбор дров и способность саней передвигаться по деревни без помощи лошадей.

Ведра Емели идут сами

Ведра Емели идут сами

Современные психологи утверждают, что подобные желания – вовсе не признак глупой лени. Характеристика Емели в этом случае — креативность и находчивость. Ведь молодой человек обустраивает собственную жизнь, не выходя из зоны комфорта.

Беззаботная жизнь Емели заканчивается, когда о проделках крестьянина узнает царь. Владыка вызывает Емелю к себе, но избалованный молодой человек не торопится покидать любимую печь. Засланные вельможи лишь получают от парня отказы и побои деревянной палкой. После продолжительных уговоров и сладких подарков герой все-таки отправляется в гости к царю – прямо на печке.

Емеля и царь

Емеля и царь

Во время визита парень при помощи щучьей магии околдовывает дочь царя. Девушка теряет голову от некрасивого и нерадивого мужика. Царь не готов мириться с выбором дочери, поэтому сажает молодых в бочку и выкидывает груз в море. И даже здесь Емеля не стремиться показать лидерские качества. Искать выход из ситуации парня заставляют слезы принцессы.

Благодаря заклинанию бочку выносит на берег, где Емеля с привлекательной невестой обустраивают новый дом. Впечатленная возможностями жениха, принцесса просит суженного поработать не только над дворцом, но и над собой. Теперь ленивый Емеля – счастливый обладатель титулованной невесты, богатого дома и привлекательной внешности.

Емеля и царевна

Емеля и царевна

Проезжавший мимо царь решил познакомиться с новыми соседями. Внезапная встреча с дочерью лишила государя дара речи. Забракованный жених оказался полон секретов и талантов. Сказка преподносит еще один урок – не стоит судить людей по первому впечатлению.

После увиденных изменений царь соглашается благословить брак. На свадьбу съезжаются вельможи и родовитые бояре. При этом добродушный герой не забывает пригласить на торжество деревенских родственников.

Экранизации

Петр Савин в роли Емели

Петр Савин в роли Емели

Емеля в мультфильмах разных лет

Емеля в мультфильмах разных лет

Интересные факты

Цитаты

Читайте также: