Сочинение про эльбрус на кабардинском языке

Обновлено: 02.07.2024

"Эльбрус-красавец"- Минги Тау, муз.и сл.Исмаила Семенова /Джырчы Сымайыл (1870-1981),перевод с карачаево-балкарского А.Фадеева).

***
Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи
В белой папахе в синеву.
Этой вершиной, снежной, могучей
Налюбоваться не могу.

Припев:
Орайда-райда-орайда,
Орайда-райда-орайда.
Орайда-райда-орайда,
Орайда-райда-орайда.

Снежные барсы над Карачаем
Носятся быстро среди гор.
Бурно по склонам ты выпускаешь
Воды Кубани на простор.

А на просторах высокогорных,
Выше кавказских облаков,
Слышатся песни, песни счастливых
Наших отважных чабанов.

Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи,
В белой папахе в синеву.
Этой вершиной, снежной, могучей
Налюбоваться не могу.
***

/Джырны, бир-биринден хазна айырылышмагъан, 4 тюрлюсю барды. Аланы атам кеси заман - заман тюрлендире, узата тургъанды, джазыб алгъанла да эштгенлерича алыб бизге алай табдыргъандыла. Мен кесим эштиб, атам кеси джырлагъан заманда былай къысхартыб джырлаучан эди. Ол къысха шекили бла былайгъа салама.
Бу джырны орусчагъа поэт Александр Фадеев бла тылмач Г. Орловский кёчюргендиле. Халкъгъа Алесандр Фадеевни кёчюрюую джайылгъанды/

Сен кёкге джете мийиксе,
Кавказ тауланы ичинде,
Мияла кибик джылтырай,
Къанга бузларынг юсюнгде.

Юсюнгде барды акъ тонунг,
Сен джай да, къыш да киесе,
Кюн бузулургъа тебресе,
Боран этерге сюесе.

Кюн ариу, чуакъ тургъанлай,
Тохдамайды боранынг,
Джай да, къыш да эримейле,
Юсюнгдеги бузларынг.

Минги тау бла Казбек тау,
Арагъыз - джашил джибек ау,
Сен - кийиз бёркню агъарта,
Ол - беклерине къарата.

Сен - джулдузлагъа джанаша,
Къалгъанла сенден - алаша,
Бир - биригизге къараша,
Къалай сейирсиз, тамаша!

Сенден башха не тауду,
Ариулукъ бла айтылгъан,
Башы къыш болуб, бели джаз болуб,
Этеклеринде джай болгъан?

Тёгерегингде отлайла,
Алтын мюйюзлю кийикле,
Сени тёббенге чыгъалла,
Бёгекле бла джигитле.

Къарны, бузну джыйыучу,
Башынга булут къонуучу,
Тёгерегинге басыныб,
Таулула къараб тоймаучу.

Къыш айланы - бораны,
Джай айланы - салкъыны,
Джумушакълыкъ этмесенг,
Инджитирсе халкъынгы.

Боран ура башынга,
Джылыу тартыб этегинг,
Джан - джанынгдан сылджырай,
Джыйыб тургъан кюртлеринг.

Буз сыртынгдан энелле,
Ёзенлеге сууларынг,
Этегингде айлана,
Киришмюйюз бууларынг.

Къабланларынг, асланынг,
Бугъойлагъа кирелле,
Покунларынг, гуждарынг,
Хар джыйыны билелле.

Айюлеринг мурулдай,
Бёрюлеринг улуучу,
Тюлкюлеринг къанкъылдай,
Кийиклеринг бугъуучу.

Кюн бузулса, сызгъыра,
Этеклеринг джел эте,
Кюн ачылса - джылтырай,
Къарачайгъа кёл эте.

Къабланларынг туралла,
Беклерингде мынгайыб,
Джугъутурунг, турларынг,
Хар шыкъыртха сагъайыб.

Къанкъазларынг къанкъылдай,
Чын тауугъунг джюйюлдей,
Къаргъаларынг къар-къарлай,
Доммайларынг гюрюлдей.

Булбулларынг джырлайла,
Тангынг джангы атханлай,
Маралларынг отлайла,
Гелеулеге батханлай.

Кёгюрчюнюнг юйюрей,
Чаукаларынг кетмейле,
Арарат бла Казбек тау,
Санга тюгел джетмейле.

Къушунг къонуб юсюнге,
Къарауулча къараша,
Отлай къалгъан кийикле,
Чегетингде аджаша.

Турналарынг аусала,
Кюз артында тенгизге,
Къачны джуукъ болгъанын,
Эскертесе сен бизге.

Мамукъ таула джасайды,
Башынгдагъы булутунг,
Бездиргенде, Басханда,
Эштиледи угъултунг.

Кюнюнг ишге талпыта,
Кеченг солуу табдыра,
Санга чыкъгъан батырла,
Халкъны атын айтдыра.

Таджал кибик бир тауса,
Джарылмагъан, чёкмеген,
Боран уруб турса да,
Тик башынгы бюкмеген.

Гараларынг, сууларынг,
Ауругъаннга джарагъан,
Джер суу кёре келгенле,
Бары сени сайлагъан.

Алгъа санга танг ата,
Артда сенден кюн бата,
Хар кёргенни сагъайта -
Сыфатынг кёз къамата.

Сенден башха не тауду
Кёкден кюрен тарталгъан,
Минги тау - деб аталгъан,
Дуниягъа айтылгъан?

Кесин бегитмей чыкъгъаннга,
Башха болмай бир джауса,
Сау дунияны башында
Эм белгили бир тауса.

Конкурс, объявленный среди учащихся 9-11 классов, оказался разнообразен географически, участвовать в нем съехались 160 ребят, причем не только из нашей республики, но и из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского края. Основная часть прошла в Национальной библиотеке имени Т. К. Мальбахова, где старшеклассники писали очное сочинение.

Мурат Табишев

Он добавил, что конкурс получился интернациональным, участие в нем приняли и представители других национальностей, изучающих адыгэбзэ.

За каждое место ребята получат денежные призы, а те счастливчики, кто получил первое место в любой из четырех номинаций, решением ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы будут получать стипендию имени Кази Атажукина в течение всего года. Помимо этого любой участник конкурса, при условии поступления на факультет черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию.

Ассоциация имени Кази Атажукина действует уже на протяжении двух лет, выявляя талантливых подростков и поддерживая интерес к изучению родного языка.

Гъыщ Казбек я 11-рэ В классым ис еджак1у.

Унагъор адыгэмкIэ осэнчъэу щытыгъ. Ащ ис цIыфмэ азыфагуи хэбзэ гъэнэфагъэхэр илъыгъ. А пстэуми япхыгъэу адыгэм ипсэукIэ, ищагу ыгъэпсыщтыгъэ. Псэуалъэу ышIыщтыгъэхэр, непэ тлъэгъурэ мыжъо, чырбыщым ахэмышIыкIыгъагъэми, лъэхъанэу зыщишIырэм елъытыгъу, псэуалъэ пэпчъ чIыпIэ гъэнэфагъэ щагум щаубытыщтыгъэ.

. у него никак не идет. Быть предпринимателем - тяжелый труд. Он всегда на работе, все двадцать четыре часа . могли бы играть, принимать участие в различных конкурсах, смотреть увлекательные мультфильмы. Подростки тоже смогли бы . открыть свою частную поликлинику. В связи с тем, что сейчас внедряются новые современные технологии, я . Многие спорят: каждый ли может стать предпринимателем или для этого .

Амал горэ зиIэу, зышъхьэ зылъытэу, уасэ зыфэзышIыжьырэ адыгэ пэпчъ ищагу хьакIэщ дэтыгъ. Ащ ипчъэ хэт фэдэрэ хьакIэмк1и зэIухыгъагъ.

ХакIэщыр апэу узIуорэ псэолъагъ. Къэлапчъэм пэмычыжьэу агъэуцущтыгъ. ХьакIэщ пчъэIум Iудзыгъэу шышIоIу агъэуцущтыгъ. Ар мыгъум дэдэу ыкIи мыпсыгъо дэдэу чъыгыпкъэу, къутэмабэ щызэбгырыкIэу къыхахыщтыгъ. Пытэу чIыгум хатIэщтыгъ. ШхомлакIэр шIохадзэмэ къышIомызынэу къутамэхэр пахыкIыщтыгъ. ШышIоIум ыщэчын фэягъэ шы хьэкъу-жъокъу зытIущым акIуач1э.

Джы хьак1эщ унэм тихьан. Унэ кIоцIыр хъоо-пщаоу, гуIэтыпIэу агъэпсыщтыгъэ. ХьакIэмэ апай гъолъыпIэ зытIу итэу, тIысыпIэхэри хьакIэщым рагъэуцощтыгъ. ГъолъыпIэм ышъхьагъ алырэгъу зиIэм пилъэщтыгъ. ащ ыкIыIукIэ лъытэныгъэ ин зыфашIырэ хъулъфыгъэу унагъом исыгъэм иIэшэ-шъуашэ палъэщтыгъ.

Унагъом иблагъэми, иIахьылми е зыпарк1и фыщымытми зэригъэлъэгъунхэу, зыщигъэпсэфынэу къахахьэрэр ары адыгэхэр хьакIэкIэ заджэщтыгъэхэр.

ХакIэм гухэлъэу иIэмкIи, зыщежьэжьыщтымкIи бысымыр еупчIыщтыгъэп, хэбзагъэп. Ежь хьак1эм къы1омэ арыгъэ зиш1эщтыгъэр.

ХьакIэр щысын хьакIэмэ иши чIыпIэ къыфагъотыщтыгъэ, агъашхэщтыгъ, бэрэ щымысыщтымэ шышIоIум дэжь щагъашхэщтыгъ.

ХьакIэщыр, ныбжьыкIэхэр пIугъэн гъэсэгъэнхэмкIи, чIыпIэшIоу щытыгъ. ХьакIэр зэрагъэлъэгъунэу, рамгъэзэщынэу чылэм лIышIоу дэсмэ бысымым макъэ аригъэIущтыгъ къакIощтыгъэх. НыбжьыкIэу ащ къекIуалIэщтыгъэри

ХьакIэми, ар лIы цIэрыIоу лIы шъыпкъэу щытыгъэмэ, хэгъырэйхэми къэбар гъэшIэгъонэу, акъыл зыхэпхынэу къаIотэн алъэкIыщтыгъэр бэ.

ХьакIэщым унагъом ис хъулъфыгъэу жъы хъугъэу, зишыуанэ зэтезымыхыщтыгъэу, зилIыгъэ чIып1абэмэ ащызыушэтыгъэмкIи, зэщтегъэупIэ дэгъоу щытыгъ. Пчыхьэрэ ащ фэдэ лIым дэжь ежь фэдэуи нахь ныбжьыкIэхэуи чылэм адэсхэр къакIощтыгъэх, якIэлэгъум алъэгъугъэхэмрэ, къяхъулIагъэхэмрэ агу къагъэкIыжьыщтыгъэх. Ащ фэдэ къэбархэр, ныбжьыкIэхэр пIугъэнымкIэ, яшIэныгъэ, ягулъытэ нахь куу хъун, зиушъомбгъунымкIэ уасэ зимыIэ амалэу щытыгъ. ХьакIэщыр ныбжьыкIэхэмкIэ ублэпIэ еджапIэу щытыгъэу пIон плъэкIыщт.

Сочинение на тему бжьыхьэ

Конкурс, объявленный среди учащихся 9-11 классов, оказался разнообразен географически, участвовать в нем съехались 160 ребят, причем не только из нашей республики, но и из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского края. Основная часть прошла в Национальной библиотеке имени Т. К. Мальбахова, где старшеклассники писали очное сочинение.

Мурат Табишев

Он добавил, что конкурс получился интернациональным, участие в нем приняли и представители других национальностей, изучающих адыгэбзэ.

За каждое место ребята получат денежные призы, а те счастливчики, кто получил первое место в любой из четырех номинаций, решением ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы будут получать стипендию имени Кази Атажукина в течение всего года. Помимо этого любой участник конкурса, при условии поступления на факультет черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию.

Республиканский конкурс рисунков и сочинений «Народный Совет .

Ассоциация имени Кази Атажукина действует уже на протяжении двух лет, выявляя талантливых подростков и поддерживая интерес к изучению родного языка.

Гъыщ Хьамед я 6-рэ классым ис еджак1у

— Хабзэ дахэ хъуауэ, ­республикэм и Къэралы­гъуэм и махуэм ирихьэ­лIэу художественнэ гъэ­лъэгъуэ­ныгъэ щхьэпэхэр къы­­зэ­рызэIуахыр гуапэщ. Къэ­бэрдей-Балъкъэрым и ­цIы­ху­хэм сынывохъуэхъу узын­ша­гъэрэ мамырыгъэ­рэ фы­щымыщIэну, ди щIыналъэр ефIэкIуэну, зиу­жьыну. СурэтыщIхэм ехъу­лIэ­ныгъэрэ дэрэжэгъуэрэ Тхьэм къывит, — жиIащ ­КъБР-м и Правительствэм и Уна­фэ­щIым и къуэдзэ Би­токъу Владимир гъэ­­-лъэ­гъуэ­ныгъэр къыщы­зэ­Iуихым.

КъБР-м и СурэтыщIхэм я зэгухьэныгъэм и унафэщI Темыркъан Геннадий къы­зэхуэсахэм махуэшхуэмкIэ ехъуэхъуащ икIи и псалъэм къыхигъэщащ гъэ къэс къы­зэрагъэпэщ мы гъэ­лъэгъуэныгъэхэм мы­хьэ­нэшхуэ зэраIэр, выставкэм сурэтыщI Iэзэу 73-м я жи­вопись лэжьыгъэ телъы­джэу 100-м нэблагъэ къызэ­ры­зэщIиубыдэр, республикэм исхэми гъуазджэм и цIы­ху­хэми ахэр гъэщIэгъуэн зэ­ращыхъунур.

Вся гордость учителя в учениках, росте посеянных им семян Д. Менделеев

. къазэрэ1эк1экIыжьхэрэр. Арии игъэк1отыгъэу повестым хэуцо, адыгэ литературэм ык1и культурэм изы 1эхьэ дахэу хэхьэ: “Щтагъоу, гук1одыгъоу Гулэз ыгу илъыгъэм, къэп1он умылъэк1ын, гуш1огъошхок1э . зэрагъэфедэщтыгъэхэр. Шым игъэпсык1эк1и, шыум итеплъэк1и зэтепфынхэ, зыгъэгумэк1ырэ 1офыгъор къэпш1эн плъэк1ынэу адыгэ шыри, адыгэ шыури ренэу гъэпсыгъэщтыгъэ. Гущы1эм пае К1эрэщэ Тембот иповестэу «Шапсыгъэ .

УФ-м и цIыхубэ сурэтыщI, КъБР-м и Къэрал саугъэ­тым и лауреат, Красноярск ксилографиемкIэ и студи­ер къызэзыгъэпэща икIи абы и унафэщI Пащты Герман жиIащ ягъэлъагъуэ сурэтхэм езыр фIыуэ зэрыщы­гъуазэр, тхыдэр къызыхэщ дахагъэм щIэблэр щIэ­пIы­кIын зэрыхуейр.

КъБР-м щэнхабзэмкIэ и министр Къумахуэ Мухьэдин къыхигъэщащ Республикэм и махуэшхуэхэм ирихьэлIэу ди щIыналъэм и щIыуэпсым и къулеягъым­рэ и дахагъымрэ къызэрыщ сурэт телъыджэхэр утыку къызэрырахьар.

— Ди сурэтыщIхэм къагъэщI дахагъэм цIыхупсэр зэригъэгуфIэм, дэрэжэ­гъуэ ин зэрыратым фIыуэ сыщыгъуазэщ, — жиIащ министрым. — Дахагъэр куууэ зыхэзыщIэ сурэтыщIхэмкIэ ди республикэр зэрыкъулейм дегъэгуфIэри, узыншагъэ, ехъулIэныгъэ яIэну сохъуэхъу.

КъБР-м и цIыхубэ усакIуэ, Тхыдэ, щэнхабзэ фэеплъ­хэр хъумэнымкIэ урысей­-псо зэгухьэныгъэм УФ-м щиIэ щIыналъэ къудамэм (ВООПИК) и унафэщI Со­заев Ахъмэт УФ-м и ­Су­рэтыщIхэм я зэгухьэныгъэм хэт скульптор ТхьэкIумашэ Михаил иритащ я Iуэху­щIапIэм къыбгъэдэкI ме­далыр. ТхьэкIумашэм къы­хигъэщащ узыгъэгуп­сысэ сурэт щIэщыгъуэ ­куэд мы гъэ­лъэгъуэныгъэм зэ­ры­ха­гъэ­хьар.

Республикэм и махуэш­хуэхэм ирихьэлIэу ди щIыналъэм и щIыуэпсым и къулеягъымрэ и дахагъымрэ къищу утыку кърахьа сурэт телъыджэхэр зымылъэ­гъуахэм куэд яфIокIуэд. Лэ­жьы­гъэхэр зи Iэдакъэ къы­щIэкIахэм къагъэлъэгъуащ Къэбэрдей-Балъкъэрым щыпсэухэмрэ и щIы­уэп­сым­рэ хуаIэ лъагъуныгъэ иныр. А сурэтхэр щыхьэт тохъуэ республикэм и щIыуэ­псыр гъэм и сыт хуэдэ зэманми, махуэми, жэщми зэрыдахэм. Псом хуэмыдэу художникхэм къагъэлъэ­гъуащ бжьыхьэ дыщафэм и курыхыр зыпэпщI хъун зэрыщымыIэр. А дахагъэ­хэр зылъагъухэр фIым, дахагъэм, гуапагъэм хуа­гъэуш.

Сурэтхэм къадэкIуэу мы гъэлъэгъуэныгъэм увы­пIэфI щаубыдащ скульптурэхэм, декоративно-­прикладной гъуазджэм и ­Iэп­щIэлъапщIэхэм я Iэдакъэ къыщIэкIа, лъэпкъым ­къы­­дэгъуэгурыкIуэ щэнхабзэ хъугъуэфIыгъуэхэм. Ар ады­гэ­хэм зэрахьэу щыта Iэщэ-фащэхэрщ, дыжьын бгырыпххэрщ, бгъэIулъ­хэрщ, къагъэсэбэпа нэ­гъуэщI хьэпшыпхэрщ, арджэнхэрщ. Дыщэ IуданэкIэ хэдыкIа, дыщэидэ щIа къэлътмакъхэм, хъыджэбз хьэпшыпхэм къыпхузэIуах лъэпкъым къыдэгъуэгу­ры­кIуэ тхыпхъэхэм я дахагъэр. Апхуэдэхэщ Дубовик В., Мэстафэ Вячеслав, Юз­башевхэ Гаджи-Абакаррэ ­Мурадрэ, Галинский Яромир сымэ я лэжьыгъэхэр. Абыхэм къыхощ адыгэм и блэкIар, и тхыдэ гъуэ­-гуанэр, и щэнхабзэ, гъуазджэ хъугъуэфIыгъуэр.

Адыгейский язык мой родной

. узэрэпсэущтыри, узэрэзек1ощтыри, зызэрэпш1ыщтыри. А шапхъэхэр умыукъохэу, удэмыхэу ызыпсэушъук1э о у Адыг! Адыгэ Республикэр ц1ык1уми идэхагъэ, иш1агэхэм и иц1ыфхэм Урысыер егъэбаи. Гъэсэныгъэмрэ ш1эныгъэмрэ я . ыш1агъэу, адыгэхэм яхабзэхэри яшэн-зэхэтык1эхэри ыгу рихьэу щытэу урысыл1 хэк1отагъэу Федор ык1и адыгэ пшъэшъэжъыеу Урыс-Кавказ заом гъэр щыхъугъэу Афипсэ. Афипсэ урысыбзэр ыш1эрэп. Ятэрэ .

Гуапэщ Сирием къиIэп­хъукIыжа ди лъэпкъэгъу зыбжанэм я лэжьыгъэ­хэри мы гъэлъэгъуэныгъэм утыку къызэрыщрахьар. Къы­зэхуэсахэм ягу дыхьащ Шаркас-Ачмыжь Мухъусин пхъэм къыхищIыкIа и скуль­птурэхэр, Хьэткъуэ-Исмэ­хьил Марианнэ и блын алэрыбгъухэр, Соснакъ Му­хьэмэд адыгэ цIыхухъу, цIыхубз фащэхэр зэрагъэдахэ и хьэпшыпхэр.

Выставкэхэм зрагъэ­хьэ­лIащ республикэм и су­рэтыщIхэм, гъуазджэр фIы­уэ зылъагъухэм, къалэм и хьэщIэхэм. Гъэлъэгъуэныгъэхэр фокIадэм и кIэух пщIондэ екIуэкIынущ.

Сурэтхэр Къарей Элинэ трихащ.

Стрикачэу Аид я 6-рэ А классым ис еджак1у

Сочинение ц1ыфэу щысэ къысфэхъурэр.

Мы повестым игерой шъхьа1эу Гулэз сыгу ч1ып1эшхо щеубыты, лъэшэу сыгу рехьы, ар сищысэтехып1, ащ фэдэ сыхъунэу сыфай. Мыщ иобраз, тэ ныбжьык1эхэм, 1эдэб тхэлъыным, ц1ыфыгъэм, шъхьэк1эфэныгъэм, 1ушыгъэм тафегъасэ.

Гъыщ Казбек я 11-рэ В классым ис еджак1у.

Рассуждение нужен ли литературный язык сегодня

. из устного, повседневного обихода. Важен ли русский язык для человека? Сочинение рассуждение на тему нужен ли литературный язык сегодня 9 вариантов Ответ оставил Гость Русский язык — один из богатейших языков в мире и, прежде всего, . чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале. Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский .

Унагъор адыгэмкIэ осэнчъэу щытыгъ. Ащ ис цIыфмэ азыфагуи хэбзэ гъэнэфагъэхэр илъыгъ. А пстэуми япхыгъэу адыгэм ипсэукIэ, ищагу ыгъэпсыщтыгъэ. Псэуалъэу ышIыщтыгъэхэр, непэ тлъэгъурэ мыжъо, чырбыщым ахэмышIыкIыгъагъэми, лъэхъанэу зыщишIырэм елъытыгъу, псэуалъэ пэпчъ чIыпIэ гъэнэфагъэ щагум щаубытыщтыгъэ.

Амал горэ зиIэу, зышъхьэ зылъытэу, уасэ зыфэзышIыжьырэ адыгэ пэпчъ ищагу хьакIэщ дэтыгъ. Ащ ипчъэ хэт фэдэрэ хьакIэмк1и зэIухыгъагъ.

ХакIэщыр апэу узIуорэ псэолъагъ. Къэлапчъэм пэмычыжьэу агъэуцущтыгъ. ХьакIэщ пчъэIум Iудзыгъэу шышIоIу агъэуцущтыгъ. Ар мыгъум дэдэу ыкIи мыпсыгъо дэдэу чъыгыпкъэу, къутэмабэ щызэбгырыкIэу къыхахыщтыгъ. Пытэу чIыгум хатIэщтыгъ. ШхомлакIэр шIохадзэмэ къышIомызынэу къутамэхэр пахыкIыщтыгъ. ШышIоIум ыщэчын фэягъэ шы хьэкъу-жъокъу зытIущым акIуач1э.

Джы хьак1эщ унэм тихьан. Унэ кIоцIыр хъоо-пщаоу, гуIэтыпIэу агъэпсыщтыгъэ. ХьакIэмэ апай гъолъыпIэ зытIу итэу, тIысыпIэхэри хьакIэщым рагъэуцощтыгъ. ГъолъыпIэм ышъхьагъ алырэгъу зиIэм пилъэщтыгъ. ащ ыкIыIукIэ лъытэныгъэ ин зыфашIырэ хъулъфыгъэу унагъом исыгъэм иIэшэ-шъуашэ палъэщтыгъ.

Унагъом иблагъэми, иIахьылми е зыпарк1и фыщымытми зэригъэлъэгъунхэу, зыщигъэпсэфынэу къахахьэрэр ары адыгэхэр хьакIэкIэ заджэщтыгъэхэр.

ХакIэм гухэлъэу иIэмкIи, зыщежьэжьыщтымкIи бысымыр еупчIыщтыгъэп, хэбзагъэп. Ежь хьак1эм къы1омэ арыгъэ зиш1эщтыгъэр.

ХьакIэр щысын хьакIэмэ иши чIыпIэ къыфагъотыщтыгъэ, агъашхэщтыгъ, бэрэ щымысыщтымэ шышIоIум дэжь щагъашхэщтыгъ.

ХьакIэщыр, ныбжьыкIэхэр пIугъэн гъэсэгъэнхэмкIи, чIыпIэшIоу щытыгъ. ХьакIэр зэрагъэлъэгъунэу, рамгъэзэщынэу чылэм лIышIоу дэсмэ бысымым макъэ аригъэIущтыгъ къакIощтыгъэх. НыбжьыкIэу ащ къекIуалIэщтыгъэри

ХьакIэми, ар лIы цIэрыIоу лIы шъыпкъэу щытыгъэмэ, хэгъырэйхэми къэбар гъэшIэгъонэу, акъыл зыхэпхынэу къаIотэн алъэкIыщтыгъэр бэ.

ХьакIэщым унагъом ис хъулъфыгъэу жъы хъугъэу, зишыуанэ зэтезымыхыщтыгъэу, зилIыгъэ чIып1абэмэ ащызыушэтыгъэмкIи, зэщтегъэупIэ дэгъоу щытыгъ. Пчыхьэрэ ащ фэдэ лIым дэжь ежь фэдэуи нахь ныбжьыкIэхэуи чылэм адэсхэр къакIощтыгъэх, якIэлэгъум алъэгъугъэхэмрэ, къяхъулIагъэхэмрэ агу къагъэкIыжьыщтыгъэх. Ащ фэдэ къэбархэр, ныбжьыкIэхэр пIугъэнымкIэ, яшIэныгъэ, ягулъытэ нахь куу хъун, зиушъомбгъунымкIэ уасэ зимыIэ амалэу щытыгъ. ХьакIэщыр ныбжьыкIэхэмкIэ ублэпIэ еджапIэу щытыгъэу пIон плъэкIыщт.

Конкурс, объявленный среди учащихся 9-11 классов, оказался разнообразен географически, участвовать в нем съехались 160 ребят, причем не только из нашей республики, но и из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского края. Основная часть прошла в Национальной библиотеке имени Т. К. Мальбахова, где старшеклассники писали очное сочинение.

Он добавил, что конкурс получился интернациональным, участие в нем приняли и представители других национальностей, изучающих кабардинский язык.

За каждое место ребята получат денежные призы, а те счастливчики, кто получил первое место в любой из четырех номинаций, решением ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы будут получать стипендию имени Кази Атажукина в течение всего года. Помимо этого любой участник конкурса, при условии поступления на факультет кабардинского или черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию.

Ассоциация имени Кази Атажукина действует уже на протяжении двух лет, выявляя талантливых подростков и поддерживая интерес к изучению родного языка.

Примеры похожих учебных работ

Русский язык среди других языков мира

. усвоения культуры каждым из членов общества. 1.Место русского языка среди языков мира Русский язык выступает не только как язык межнационального общения народов СССР, но и как язык международного общения. Рост авторитета нашей страны .

На кабардинском языке про маму

. поступления на факультет черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию. «Объявление конкурса вызвано желанием стимулировать интерес к изучению своего языка среди подрастающего поколения. Сочинения были .

Положение о конкурсе сочинений материал по английскому языку (8 класс)

. классов. Участники конкурса могут представить одно сочинение. 4.2. Конкурс объявлен с 22 сентября по 29 сентября 2014 года. 4.3. Участники конкурса могут сдавать свои работы в кабинеты английского языка №109 .

Диде на лезгинском языке

. хьурай, куь дидейрин чан сагърай. Дидейрин сувар (День матери на лезгинском языке) , Гьардаз вичин чка ава, Дагълар гьуьлуьв агуд женни? . садрани ви кьилелай Ви бурж вахчуз алакьич кьве гъилелай На гьаялвал тагайт1а заз, чан диде. Саид: Дидедин мез .

Мы нобэрей псалъэмакъым сыхыхьэн ипэ къихуэу сэ куэдрэ сыгупсысащ. Япэрауэ сэ апхуэдэу гъашДэ гъуэгуанэ ин къэзгъэшДакъым хабзэм апхуэдэу куууэ сытепсэлъыхьыну. Ауэ апхуэдэу щыт пэтми, къызгуры1уэ мащ1эмк1э мы псалъэмакъым къыхыхьэ дэтхэнэ зыми садэгуэшэну си гуапэщ.

Ди лъэпкъым ижь-ижьыж лъандэрэ зэрихьэ хабзэмк1э ц1эры1уэу щытащ. Ик1и а хабзэ дахэмрэ нэмысымрэ къыщежьэр адыгэ унагъуэрщ. Нэхъыжьыф1 зырыс дэтхэнэ унагъуэ узыншэми и щ1эблэр щ1еп1ык1 нэхъыжьхэм къыхуагъэна а ф1ыгъуэшхуэм-лъэпкъ хабзэм. Ц1ыхур дунейм къытохьэри ток1ыж, ауэ абы къыф1ащу псэуху зэрихьа и ц1эр къонэ. Апхуэдэщ лъэпкъри и ц1эр игьэпэжу къэгъуэгурык1уэмэ, и хабзэм хуэпэжын хуейщ - ар налкъутнэлмэсу шДэблэ къыщ1эхъуэм хуихъумэфын хуейщ.Ик1и ар къэзыухъуреихь псоми да1ыгъын хуейщ.

Пэжщ, зэманым зэхъуэк1ыныгъэ гуэрхэр егъуэт, ауэ зэманым сытхуэдэ зэхъуэк1ыныгъэ имыгъуэтами, укъызыхэк1а лъэпкъыр пшДэжу, укъэзылъхуа адэ-анэм уахуэфащэу , сэ зэманым сыдок1у жып1эу нэхъ лейуэ зумыш,1у дунейм утетын хуейщ. Дэтхэнэ ц1ыхури щылъагъуэгъуаф1эр и хабзэм щытетым дежщ.

Ди хабзэхэм утепсэлъыхьын щ1эбдза нэужь, куэд къэпт1эщ1ыфынущ зэхъуэк1ыныгъэ дызыхуэмейхэр и1эу. Псалъэм папщ1э иджыри к1эщ1у игугъу сщ1ынщ ди адыгэ хъыджэбзхэм. Сэ гу лъызотэ ди литературам къыхэщыж образхэм еплъытмэ, абыхэми зэрызахъуэжар. Я хьэл-щэнк1и я зьйыгъыкЪкХи, я зыхуэпэк1эк1и ар абыхэм ещхьыжкъым. Сэ сыкъеджауэ щытащяпэм пщащэхэмрэ щауэхэмрэ зэрызэхуэзэу,зэрызэдэгушы1эу къек1уэк1ыу щыта хабзэхэм.

Сочинение Темирова Темирлана,

Пшеунова Т. А

Назначение платежа: Пожертвование на лечение (фамилия и имя ребенка). НДС не облагается.

Основные способы перевода пожертвований в Русфонд

1.Через банк

2. Через терминал QIWI (КИВИ)

3. Через банковскую карту

4. Другие способы

17.09.2014 Пять социальных проектов незрячего, но смотрящего далеко вперед Алексея Фитисова
Алексей Фитисов помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в жизни. Несмотря на то, что сам является инвалидом по зрению I группы, ведёт весьма активный образ жизни.

12.09.2014 “Общество книголюбов Кабардино-Балкарии” живо, благодаря общественникам
Где найти Общество книголюбов в Нальчике – знают многие. Наш адрес не изменился, хотя мы уже давно живём при другом социальном строе, можно сказать, в другой стране.

Нажмите, чтобы узнать подробности

пробуждать в детях желание и стремление служить верно своему Отечеству.

I.Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя:

У каждого человека есть родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, прекрасным, родным.

Кабардино-Балкария! В этот край были влюблены А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Толстой и Грибоедов. Увидев эту землю однажды, никто не может не влюбиться. Гордостью кабардинцев и балкарцев являются писатели и поэты Алим Кешоков, Бекмурза Пачев, Кязим Мечиев, Адам Шогенцуков, Кайсын Кулиев, Инна Кашежева, Керим Отаров и многие другие. Подлинная поэзия, стихи и песни наших поэтов, композиторов хорошо знают не только в республике: они звучат по московскому радио и телевидению, их читают любители поэзии нашей многонациональной страны. Стихи наших поэтов – это жизнь нашего солнечного края, это дела наших современников. Поэзия делает человека прекраснее, учит ярче чувствовать, любить всё окружающее нас. Давайте же совершим путешествие в эту удивительную страну – поэзию.

Мы познакомимся с поэтами нашей республики, будем читать стихотворения, узнавать о жизни и деятельности наших поэтов-земляков, ещё раз убедимся в том, как прекрасна наша земля - Кабардино-Балкария.

Балкарский поэт Кайсын Кулиев – человек трепетно любящий жизнь, ему присуждена государственная премия РСФСР имени М.Горького.

В стихотворениях Кулиева слышно журчание рек и чувствуешь свежесть зелёной травы, любуешься красотой заснеженных гор и бескрайних равнин.

Ученик: (стихотворение К.Кулиева). 3-слайд-Водопад

Я воду пил, текущую из скал, что пахнет мокрой ягодой в ущелье

И стоя над водою, замечал: горели искры на боку форели.

Текущую меж скал я воду пил и ощущал мороз её истоков.

Я воду пил и набирался сил и приобщался к мудрости высокой.

II. Работа над новым материалом.

1.Рассказ учителя: До 1917года кабардинцы и балкарцы не читали и не писали на родном языке потому, что не было своей письменности и алфавита.

Среди кабардинцев и балкарцев были такие, которые слагали замечательные стихи, рассказывали старинные легенды, передавали предания о нартах, сочиняли песни. Только при советской власти они смогли учиться грамотности. Два прославленных народных певца: кабардинец Бекмурза Пачев и балкарец Кязим Мечиев являются основоположниками кабардинской и балкарской поэзии.

Ученики читают стихотворения:

Ученик: Кязим Мечиев - «Мы 4-слайд (Природа КБР)

Земля моих предков – Моя Кабарда,

Люблю я тебя и горжусь я тобой,

Всей жизнью своей и всем счастьем

Я слит неразрывно с твоею судьбой.

Прославлена доблесть джигитов твоих,

Твои скакуны, словно ветер быстры.

И взором сады не охватишь, а в них,

Как в сказке, несчётны дары.

Связала нас дружба, мы трудимся, строим,-

Дружны кабардинец и русский всегда.

Живёт под счастливой кремлёвской звездою

Средь братских республик Моя Кабарда.

2. Учитель: Столица КБР - Нальчик. Город окружён дугой гор. Такое расположение вершин напоминает подкову. Отсюда красивое название – Нальчик. Маленькая подкова приносит счастье горожанам и гостям. Жители и гости столицы наслаждаются горным воздухом, обилием солнечных дней. Сегодня Нальчик – город новостроек, город – парк, город – курорт. 8 сентября – день рождения республики. Ежегодно многонациональная республика отмечает этот праздник. Основную массу населения составляют кабардинцы, балкарцы, русские. Весело и дружно живут наши народы. Горожане очень любят и гордятся своей столицей.

Будто бы подковой счастья, он хребтами окружён.

Я встречал счастливых часто, выйдя на лесистый склон.

Люди едут к нам лечиться, Нальчик, любишь ты гостей,

Город – сад, моя столица, младший брат Москвы моей.

Учитель: У большинства из нас город Майский - это наша малая Родина.

Правда ль это или сказка, но сомнений нет,

Что наш славный край кавказский посетил поэт.

И глядя на дуб ветвистый, на тенистый кров,

Так и слышишь голос чистый, пушкинских стихов.

Это Пушкин дал величье дереву тому

И, как нам велит обычай – поклонись ему!

3. Учитель: У нас в городе есть много местных поэтов: Бариева Людмила Ивановна, Дьякова Раиса Ивановна , Людмила Георгиевна Меркулова, Алексей Дербаба и многие другие. 7слайд

Кто побывал здесь один только раз, тот никогда не забудет,

Майский родной мой, милый такой, он молодым всегда будет.

Мирное небо, цветёт всё кругом, слышатся песни и смех,

Майское солнце теплом и добром, щедро одарит нас всех.

Где бы ни были, снова сюда, в город наш сердцем стремимся.

Да, есть на свете ещё города, но в Майский нельзя не влюбиться!

4.Учитель: Зубер Тхагазитов – талантливый кабардинский поэт, ему присуждена премия Ленинского комсомола Кабардино – Балкарии. В его стихах много сердечности. Подкупает теплота, любовь к родному краю. Кабардино – Балкария славится своим гостеприимством. У гостей республики вызывает восхищение красивые пейзажи, пещеры, скалы, редкие растения и животные.

Земля моя, любовь твоя, как милость!

А для своей и слов мне не найти.

О, если б ты в объятья поместилась,

Я б взял тебя, прижал тебя к груди…

Всем, что я есть, тебе обязан я,

И где бы ни был я, и что со мной ни будет,

Из сердца не уйдёшь ты, чёрная земля,

Ты, белым молоком вспоившая меня….

5. Учитель: С каждым годом в нашей республике появляется всё больше и больше талантливых поэтов и писателей. Стихи наших поэтов читают и любят не только у нас, но и далеко за пределами нашей республики.

-А кто из поэтов Кабардино-Балкарии полюбился вам? Чьи стихотворения вы с удовольствием читаете?

(Дети читают отрывки стихотворений из книг, взятых в библиотеке города, работа в группах( обмен сборниками); рассказывают о родном крае).

III. Закрепление нового материала.

(Чтение стихотворений наизусть из сборников стихотворений поэтов КБР, принесённых учениками).

Как будто подпирая небеса, стоят грядою горные вершины,

До их снегов взбираются леса, а из снегов рождаются стремнины.

У всех вершин свой облик дорогой, и спутать их нельзя ни в коем разе. Одна гора известнее другой, как будто бы поэты на Кавказе.

Нет, не по привычке, а по крови

Я люблю, хотя живу вдали,

На горах - извечные покровы,

На горянках – шали до земли.

В беспокойстве, как в снегу, по брови,

Создают они судьбу мою…

И не по приказу, а по крови

Родине себя я отдаю!

Мир широк, а Отчизна – огромная,

Зной, метелица, розы и снег,-

Золотая, гористая, ровная

С тёмно-синими жилками рек.

Рощи милые, светлые просеки,

Я вас в детстве, любя, рисовал…

….Побывал я на юге и севере,

Государство своё колеся,

Только всё ж без тебя, как без сердца,

О Балкария, жить мне, Нельзя!

Веков седыми старожилами считаю я вершины гор,

И горько мне, когда вершинами в мой адрес высказан укор.

В близи вершин вольнее дышится, я это знаю не один.

И откровеннее нам пишется вблизи вершин, вблизи вершин.

Вы, подарив мне ястребиную, заоблачную высоту,

Вдохнули в грудь неистребимую о восхождении мечту.

Я вас люблю, мои суровые, за похвалу и приговор,

Наставники седоголовые, вершины гор, вершины гор.

2. Учитель: Адам Шогенцуков - народный поэт Кабардино – Балкарии. В своих поэтических произведениях он воссоздаёт неповторимую красоту родных гор, рек и ущелий, рисует картины труда и жизни соотечественников.

Идёт весна, нежна, чиста, чтоб всё живое возродилось.

Идёт весна, чтоб красота на всей планете утвердилась.

Повсюду веет новизной, и оперением фазаньим

Блестит заря, и мир земной волшебным кажется сказаньем.

А ты, что рос в её тепле, её дарами обладая,

Что сделал ты, чтоб на земле весна цвела, не увядая?

Тобой, родная Кабардино - Балкария, живу, горя!

Я знаю: ты беловершинна снегами вечными не зря.

Всегда видна за небесами твоих мне взоров глубина.

Ещё броваста ты лесами, озёрами озарена.

На плечи давит свет тяжёлый во мгле мерцающих садов.

И тяжелы твои подолы от пламенеющих плодов.

В долинах свежести нарзанной легко и радостно дышать.

Здесь роз покой благоуханный, здесь красота и благодать

3. Учитель: Максим Геттуев - балкарский поэт, писал не только об устремлённых ввысь снежных вершинах, но и о возвышенности человеческого духа, о самоотверженности воинского и трудового народа.

Вокруг, от края и до края, как частокол – за пиком пик.

С утёсов, силу набирая, летит поток, студён и дик.

В снегах, безмолвных, белопенных, величественны и чисты

Вершины гор. Я – вечный пленник

Их первозданной красоты, я – вечный пленник высоты.

Люблю я мшистые поляны, озёр густую синеву,

И плес речной, и цвет багряный садов, роняющих листву.

Необозрим простор, а всё же нет в мире ничего дороже.

Чем островерхие хребты.

Я - вечный пленник высоты, я – вечный пленник высоты.

Кавказские горы – вершины, вершины,

Таящие думу и ночи, и дни.

Лежит на них небо, но как исполины,

Под ношей тяжёлой не гнутся они.

Следы на камнях – как условные знаки

Я древнюю повесть читаю по ним.

3. Учитель: Ребята, что является основной достопримечательностью нашего родного края? (гора Эльбрус).

А что вы можете рассказать о нём? (ответы детей).

Ты - мечта людская, что на крыльях

Высоко под небо вознеслась.

Горцы бога своего молили, в сторону твою оборотясь.

И порою нам в чужих селеньях

По ночам твои вершины снились,

И тогда – пусть только на мгновенье –

Наши беды легче становились.

Дьякова Раиса Ивановна - заслуженный учитель школ Кабардино – Балкарии, ветеран педагогического труда, бывший учитель иностранного языка нашей школы, воспитывала детей в духе любви к своей Родине и в дружбе с детьми всех стран и национальностей через Клубы интернациональной дружбы, фестивали, встречи и дружескую переписку. Стихи Дьяковой Раисы Ивановны любят дети и взрослые, их читают в детских садах и школах, поют песни о школе и дружбе. Её поэтические строки – путь в светлое, доброе, чистое.

Ты проснись ранним утром на зорьке, выйди к терским крутым берегам.

И полыни вдохнув запах горький, ты поймёшь и оценишь всё сам.

Ой, вы, зори, вы Майские зори, в сердце льётся ваш трепетный свет!

Ой, вы, горы, Кавказские горы, в нежной дымке Эльбрус и Казбек!

Ручеёк и звенит, и смеётся, в ожидании нового дня.

В его песенке светлой поётся, как прекрасна родная земля.

Просыпается город наш Майский, умолкают в лесу соловьи!

Оживают волшебные краски исцеляющей силы любви!

Зачем дорога в путь зовёт?

Ведь я и здесь так счастлив,

И ни один из городов не превзойдёт

Наш милый город Нальчик!

Жди ясного на завтра дня:

Стрижи мелькают и звенят,

Пурпурной полосой огня

Прозрачный озарён закат.

6. Учитель: КБР – удивительная республика. Здесь есть всё: и горы с глубокими ущельями, с огромными ледниками, альпийскими лугами, и прекрасные леса. Любите свой край, познавайте его. И пожалуй не найдёшь такого человека, который бы не знал и не любил песни о родном крае.

IV. Итог урока.

-Какие чувства вызывает у вас этот урок по отношению к нашему родному краю?

Работа в тетрадях по литературному чтению:

-Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

V.Домашнее задание:

-подготовить наизусть стихотворения поэтов КБР;

Читайте также: