Сочинение повествование с элементами рассуждения тема я пятиклассник

Обновлено: 05.07.2024

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

Заключение

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания.

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

Это текст повествования с элементами описания.

Особенности рассуждения

Текст-рассуждение – одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).

Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.

Как писать сочинение-описание

Виды доказательств в рассуждении

Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.

  • Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
  • Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
  • Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
  • Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
  • Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
  • Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.

Структура текста

Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:

  • Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
  • Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
  • Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.

как писать рассуждение

Правила написания

Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:

Как писать сочинение на свободную тему

Выбирайте свободную тему, если вы ее хорошо знаете и вам есть, что по ней сказать. Преимущества свободной темы — отсутствие ограничений.

Сочинение на свободную тему пишутся в формате рассуждения, описания, повествования. Они во всех стилях и жанрах.

Вне зависимости от формы сочинения на свободную тему используется стандартная структура:

  • введение 1-1,5 страницы;
  • основная часть 4-5 страниц;
  • заключение 1-1,5 страницы.

Объем может варьироваться, но в сумме введение и заключение должны составлять одну треть объема всего текста.

Текст-рассуждение: пример

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Особенности сочинения-описания

Как написать хороший текст: советы

Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.

  • Основное – чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
  • Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
  • Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
  • Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения – в том числе и тексты-рассуждения – необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.

Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:

  • Сообщить о месте действия.
  • Рассказать о главном действующем лице.
  • Описать действия, порядок их совершения.
  • Указать на завершение событий.
  • Сделать вывод.

как писать сочинение рассуждение

Классификация сочинений и их тем

Тема сочинения всегда зависит от его вида. Формулировка темы определяется жанром текста: например, сочинение-рассуждение часто предполагает длинную тему с конкретным вопросом, а сочинение-описание может быть озаглавлено коротко, к примеру, “Вид из окна”. Разберем подробно виды сочинений в разных классификациях.

Виды сочинений по жанрам

По жанровой принадлежности можно разделить сочинения на две больших категории: сочинения традиционных жанров и сочинения нетрадиционных жанров.

В традиционных жанрах выделяют следующие виды сочинений:

  • описание — перечисление характеристик объекта или явления, темой является сам объект или его конкретная сторона;
  • повествование — изложение хода событий, рассказ; тема сочинения соответствует сути рассказа;
  • рассуждение — логическая аргументация в соответствии с выдвинутым тезисом, мнение автора.

Примеры тем для сочинения рассуждения: ”Что такое жизненные ценности?” или фраза со словом “мысли”, “рассуждение”, “размышление” и т.п. “Размышления о вечной дружбе”.

Примеры тем для сочинения-повествования: “Как я провел лето”, “Один день из жизни на карантине” и тд.

Примеры тем для сочинения-описания: “Визуальное повествование в сериале”, “Главный герой романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и тд.”

Примеры сочинений в разных жанрах



Пример сочинения-описания



Пример сочинения-повествования



Пример сочинения-рассуждения

Нетрадиционные жанры сочинений часто пишут в специализированных классах с лингвистическим или гуманитарным профилем и в профильных вузах:

Для нетрадиционных жанров сочинения чаще тему выбирает сам обучающийся, так как они предполагают больше творчества и высказывания собственной точки зрения.

Примеры сочинений в нетрадиционном жанре



Пример сочинения в виде дневниковой записи



Пример сочинения-письма



Пример эссе

Виды сочинений по источнику

Сочинение пишется на основе мыслей автора, то есть это уникальное произведение, а не полностью пересказанная информация, как в изложении или реферате.

Возможные источники информации для сочинений:

  • личный опыт;
  • литературный текст;
  • фильм, сериал, мультфильм, музыкальное произведение и т.д.;
  • картина или цикл картин, объединенных одной темой, мастером;
  • несколько источников информации.

Важно! Использовать рекомендуется только источник, в котором автор уверен. Если используется цитата, она должна быть точной.

В данном случает темы для сочинения могут называться: “Мои наблюдения…”, “Впечатления о книге…”, “Описание картины…” и т.п.

Примеры сочинений с разными видами источников



Пример сочинения-описания картины



Пример сочинения-рассказа на основе собственного опыта



Пример сочинения-рассуждения про популярность сериалов

Виды сочинений по стилю

Тема сочинения влияет не только на то, о чем будет идти речь, но и на стиль текста. Выделяют следующие стили:

  1. Эмоционально-образные сочинения. Требуются для художественного описания, впечатлений. Подобными являются сочинения о картинах, беллетристике, фильмах и т.д. Задача сочинения — передать яркие образы словами.
  2. Сочинения в документальном стиле. В этом случае необходима строгость изложения, использование проверенных фактов. Тема определяется тем, о чем идет документальное повествование.
  3. Сочинения в научном стиле. Текст близок по стилю к научным статьям. Рассматриваются теоретические и экспериментальные знания, делаются выводы. Темой сочинения служит объект научного исследования или сфера знаний.

Темы для эмоционально-образных сочинений чаще выбираются авторами, так как даже сама формулировка темы уже указывает на основную мысль автора.

Темы для сочинений в документальном стиле чаще выбираются из готового списка. Специфика сочинения предполагает, что это изученное на минимальном уровне явление и есть достоверные источники с различными мнениями, откуда автор может брать информацию.

Темы для сочинений в научном стиле схожи по своей строгости формулировки с сочинениями в документальном стиле. Тема в таком сочинении должна раскрываться не творчески, а максимально логично и обосновано.

Примеры сочинений в разных стилях



Пример сочинения в документальном стиле



Пример сочинения в научном стиле



Пример сочинения-описания в художественном стиле

Пример сочинения-повествования

Рассмотрим пример текста-повествования. Рассуждения можно также включать в данный тип текста, однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа – пенсионерки Маргариты Николаевны.

Четыре года учебы в начальной школе позади, и теперь я гордо могу сказать, что я уже пятиклассник! Пятый класс- это уже среднее звено, совсем другая ступень обучения, совсем другие ощущения, другое видение окружающего.
Пятиклассником быть очень интересно. У нас добавилось несколько новых предметов, которых не было в начальной школе, например: география, биология, обществознание. Каждый предмет теперь ведет разный учитель. Предметы сложные, но очень интересные. Уроки теперь идут дольше по времени и их больше по количеству. Ну это совсем не проблема, так как мы больше получаем новых интересных знаний. В пятом классе у нас проводится больше различных праздников, где каждый может принять участие и раскрыть свой талант. Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях.
Так как мы уже большие, нас возят на различные экскурсии ,водят в театр и планируют свозить в зоопарк. Это будет наверняка очень интересно и познавательно.
Так как мы пятиклассники, нам поручено приглядывать и помогать своим младшим друзьям – первому, второму, третьему и четвертому классам. Мне это очень нравиться, чувствую себя таким взрослым!
В пятом классе, конечно, сложно учиться, но очень интересно. Я нашел много новых друзей. Каждый день я узнаю что-то новое и интересное, чем обязательно делюсь вечером дома со своими родителями.

Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные.

Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход – не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой.

Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.

Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.

В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

-По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

-По месту оформления: классные и домашние

-По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

-Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

-Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

-На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

-На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Цели такого урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

-повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

-активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

-способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:

Памятка авторам рассказов (соавторам художников).

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Далее следует работа над типом речи сочинения.

-Какой тип речи характерен для данного рассказа?

-Почему именно повествование?

-Какова композиция (построение) рассказа?

-Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

-Какие вопросы можно задать к этому тексту?

-Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

-Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

-Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

-Какой общей мыслью объединены рисунки?

-Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

-Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

-Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

-Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

-Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

-Попробуйте озаглавить рисунки.

-Что получилось в результате?

-По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

-Какое правило памятки мы уже выполнили?

-Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.

-Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?

-Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе?

-Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

-Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.

-А где же кульминация и развязка?

-Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?

-Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки

-грамматическая правильность речи

-соблюдение норм словообразования

-норм согласования, управления

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

11.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

12.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Урок развития речи. Подготовка к сочинению повествовательного характера с элементами рассуждения.

образовательные: формировать умения анализировать прочитанный текст, навыки беглого чтения, написания сочинения – повествования, рассуждения;

- формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные доказательства;

- активизировать и обогащать словарный запас учащихся;

- повторить знаки препинания в конце предложения, при выделении вводных слов;

- воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;

- воспитывать чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа, сопричастности к событиям военной истории России;

утверждать и создавать высокие нравственные идеалы.

- развивать устную и письменную речь;

- развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление;

- развивать умение аргументировать, доказывать и отстаивать собственную точку зрения;

- расширять кругозор учеников; повышать познавательный интерес к предмету;

- развивать эстетический вкус через произведения искусства (живопись)

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- участвовать в диалоге, сотрудничать при работе в группе; оценивать свою учебную деятельность.

Тип урока: урок целевого применения усвоенного материала.

Вид урока: развитие речи (урок практической работы).

Организационные формы: учебный диалог; самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность, проблемная ситуация, частично-поисковый метод, творческая работа, наглядность.

I . Организационный момент . (Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

II . Актуализация:

- Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Для чего служат предложения? (учебник с.91) :

- Какие типы речи вы знаете? Расскажите о каждом типе речи (работа в группах по таблице.)

Основные задачи автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

(Предмет, животное, человек, природа, действия, памятник)

Каков предмет описания? Как он выглядит (форма, размер, цвет)? Какие признаки для него характерны?

Повествование

Несколько фото

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?

Что и как произошло?

Рассуждение

Обосновывать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснять причины, сущность того или иного явления, события.

1.Тезис .(Основная мысль. То, что нужно доказать, объяснить) Докажем это…Это можно доказать так…Почему. И вот почему…Это объясняется следующим.

Во-первых , …Например , …Во-вторых , … К примеру , Я думаю , что… Мне кажется , что…Я уверен , что…

3.Вывод. Итак , …Следовательно , Таким образом ,

Почему? В чём причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Повторение: знаки препинания при вводных словах.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим работу над типами речи. Все типы речи будут представлены на уроке.

Цель урока – подготовиться к написанию сочинения. А сочинение вы, ребята, будете писать дома.

(Поинтересоваться у учащихся, что им известно о Куликовской битве)

Во все времена самым основным и святым долгом для каждого человека была защита своей земли от врага. Жить, как патриот, и умереть за Родину всегда было великой честью.

IV . Работа над темой урока.

1. Работа над текстом: учебник, с.94, упр.457.

- Прочитайте текст (молча). О каком историческом событии рассказываетс я в нём?

- Определите тип речи. Какое слово в задании помогает нам определить тип речи? Докажите, что это повествование.

Повторное чтение текста вслух.

- Закончите высказывание: (запись на доске). (Учащиеся работают в тетрадях. Этот материал поможет в выполнении домашнего задания - написании сочинения)

Дон – это…(река)

Куликовское поле – это…( место, где происходило сражение )

Дмитрий – это…( московский князь. Возглавлял русское войско. После победы в Куликовской битве назван Донским )

Пересвет – это…( русский богатырь )

Челубей – это…( воин Золотой Орды )

Золотая Орда – это…( средневековое государство на землях центральной Евразии, угнетавшее Русь. Только спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды ).

Мамай - это…( военачальник, хан. Возглавлял вражеское войско).

Мы живём в Крыму, думаю, нам это будет интересно.

После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в город Кафу, но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский).

- Как вы думаете. Зачем воины уничтожили все переправы через Дон?

Физкультпауза

Нет на свете Родины красивей –

(шагают на месте)

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

(шагают на месте и широко разводят руки, встают на цыпочки)

2. Работа над текстом: учебник, с.94-95, упр.458

Учитель:

- Определите тип речи.

- Связан ли этот текст с текстом предыдущего упражнения?

Повторное чтение текста (вслух).

Ответьте на вопросы:

- Когда происходят события, изображённые на картине: до или после событий, о которых рассказано в тексте предыдущего упражнения?

- О чём думал князь Дмитрий пред боем? Почему решил надеть платье простого воина?

- Почему мечется жеребёнок?

- С какой целью художник решил высветить глаза и лица героев?

- Какая основная мысль этого текста?

3. Подготовленные выступления.

Задание: определить тип речи.

1). Художник Ю.Ракша.

Художник Ю.Ракша Юрий Мефодьевич Ракша (Теребилов) (1937- 1980) родился в городе Уфе в рабочей семье.

С десяти лет Юрий занимался в изостудии г. Уфы. После восьмого класса он отправился учиться в Москву, поступил в художественную школу при институте им. В.И.Сурикова, которую окончил с серебряной медалью. Затем учился на художественном факультете ВГИКа, работал художником-постановщиком на Мосфильме.

В жизни по-настоящему большого художника было не только кино, но и живопись. Юрий Мефодьевич написал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов. А ещё он был иллюстратором около двадцати книг.
За несколько дней до смерти художник успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы. Ныне этот триптих хранится в Третьяковской галерее.

Юрий Ракша похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое.

hello_html_m1361703f.jpg

V .Домашнее задание: учебник, с 95, задание 2 (Как вы думаете, почему войско под предводительством князя Дмитрия одержало победу в Куликовской битве? Напишите небольшое сочинение об этом. Используйте материал этого упражнения и упражнения 457.)

Учитель:

- Ребята, отвечая на вопрос домашнего задания, какой тип речи вы будете использовать? (Рассуждение)

- Какие мы можем привести доказательства? ( Любовь к Родине )

Приведите примеры. (Учащиеся записывают в тетрадях ( Уничтожили все переправы через Дон. Князь Дмитрий надел платье простого воина. Подвиг Пересвета. Больше трёх часов рубились воины.)

Объём сочинения – 50-70 слов.

VI . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

Итак, ребята, сегодня мы перелистали ещё одну страницу нашей истории, вспомнили имена великих соотечественников, отстаивавших ценой собственной жизни святую Русь. Благодаря произведению Ю.Ракши смогли погрузиться во времена давних сражений и жестокого противостояния русского народа монголо-татарскому игу.

- Что повторили на уроке?

- Что вызвало трудности?

- Что вызвало интерес?

Основные задачи автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

(Предмет, животное, человек, природа, действия, памятник)

Каков предмет описания? Как он выглядит (форма, размер, цвет)? Какие признаки для него характерны?

Повествование

Несколько фото

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?

Что и как произошло?

Рассуждение

Обосновывать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснять причины, сущность того или иного явления, события.

1.Тезис .(Основная мысль. То, что нужно доказать, объяснить) Докажем это…Это можно доказать так…Почему. И вот почему…Это объясняется следующим.

Во-первых , …Например , …Во-вторых , … К примеру , Я думаю , что… Мне кажется , что…Я уверен , что…

3.Вывод. Итак , …Следовательно , Таким образом ,

Почему? В чём причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Подготовка к написанию сочинения повествовательного характера с

Краткое описание документа:

В связи с тем, что перед учителем стоит задача овладения учащимися всеми видами речевой деятельности, формирования способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, умение воспроизводить текст с разной степенью свёрнутости, умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла адресата и ситуации общения, на уроке поставлены цели: формировать умения анализировать прочитанный текст, навыки беглого чтения, написания сочинения – рассуждения; подбора аргументов и использования в речи наиболее убедительных доказательства; активизировать и обогащать словарный запас учащихся; повторить знаки препинания в конце предложения, при выделении вводных слов.

На уроке работали над разными видами чтения: молча, вслух, бегло.

За основу взяты следующие формы работы обучающихся: парная, фронтальная и индивидуальная.

Урок учитывает возрастные особенности учащихся, предполагает формирование метапредметных способностей обучающихся через межпредметные связи (живопись),

реализует цель нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития познавательных интересов.

В материалы урока включены задания, направленные на подготовку учащихся к оценочным процедурам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).

Читайте также: