Светя другим сгораю сам сочинение

Обновлено: 14.06.2024

Именами героев, великих ученых, литераторов и других замечательных людей называют корабли, улицы городов, да и сами города. И это прекрасно – последующие поколения должны помнить своих выдающихся предков. Но редко, весьма редко было так, чтобы город, поселок или хотя бы улицу назвали именем учителя. И тем не менее, это случается. Не так давно на карте села Мамоны Иркутского района появилась улица Светланы Летовой – учительницы русского языка и литературы Мамонской средней школы.

Выражением признания значимости педагогической деятельности Светланы Леонидовны стало постановление администрации Мамонского МО № 891 от 01.08.2019 года о присвоении новой улице села Мамоны её имени.

Это событие взволновало родных Светланы Леонидовны, её друзей, коллег и многочисленных учеников, для которых она была идеалом учителя. Благодарная память противостоит уничтожающей силе времени.

А она выросла в семье геологов, где все любили природу и эту профессию. Геологоразведочный факультет политехнического института окончила и её сестра Лида.

Купеческий дом её прадеда Каменщикова на левом берегу Ангары до наших дней не сохранился. Но, видимо, на генном уровне передались от её предков такие замечательные качества, как исключительное трудолюбие, умение организовать своё время, ответственность за результаты своего дела, верность нравственному стержню, постоянная неуспокоенность на достигнутом, стремление к новым знаниям. А ещё в их семье был культ книг – они всегда были рядом, незримо присутствовали во всех делах и поступках членов семьи.

А Светлане судьба с молодости готовила серьёзные испытания: тяжёлая болезнь в студенческие годы, операция на позвоночнике, долгие месяцы без движения – в корсете. Позже к этому добавились ещё потери близких и дорогих людей. Она вспоминала, что от всех этих тягот, особенно в больнице, её спасали книги. И именно в больнице ей тогда встретился её будущий муж – Анатолий Летов, любящий, заботливый, способный понять и пожалеть в нелёгкие дни нездоровья, поддержать в минуты отчаяния. Много лет они прожили вместе, вырастили прекрасных детей.

В Иркутском районе Светлана Леонидовна проработала учителем более 40 лет, а её творческая индивидуальность раскрылась и проявилась именно в Мамонской средней школе. В трудовой книжке Светланы Леонидовны только одна запись – о приёме на работу в школу после окончания филологического факультета Иркутского педагогического института. Уже в первый год работы в Мамонах коллеги стали говорить о ней как о восходящей звезде. В ней были привлекательны глубокие профессиональные знания, интеллигентность, уважительное отношение к людям и главное – бесконечная любовь к своему предмету. А ещё – не вызывающий сомнений педагогический дар.

Свойственно было попадать под обаяние ума и таланта Светланы Леонидовны и её подопечным – её уроки волновали ученические сердца, воспитывали благородство, любовь к малой родине, к Отечеству, учили жить.

Своими знаниями, методическими находками Светлана Леонидовна щедро делилась с коллегами. В разные годы она работала заместителем директора школы по учебной и по воспитательной работе, многие годы была руководителем МО учителей русского языка и литературы, наставником молодых преподавателей. И уж совсем не счесть, сколько раз под её руководством проходили практику студенты педагогического института и госуниверситета. И большинство из её практикантов становились в итоге добротными профессионалами – не вырасти рядом с ней было просто невозможно.

Много раз и ученики Светланы Леонидовны были отмечены наградами за победы в различных областных конкурсах. Среди её бывших учеников есть научные сотрудники, инженеры, лётчики, врачи, военнослужащие, механизаторы – много известных людей, которыми может гордиться любой учитель. А она никого не хотела выделять. Говорила, что благодарна всем, кто считает её своим учителем. Поэтому совершенно не удивительно, что в Мамонской школе работают учителями и её ученики.

Последний звонок в жизни учителя – С. Л. Летова говорит напутственное слово своим выпускникам

…30 июня 2004 года Мамонская школа навеки простилась со Светланой Леонидовной Летовой – увы, последний школьный звонок звенит однажды и для учителя. А в октябре ей должно было исполниться всего 62 года. Светлану Леонидовну похоронили на Радищевском погосте. Фёдор Тютчев был одним из любимых её поэтов. Поэтому на памятнике высекли его строки:

О, сколько душ, тебя любивших,

Сердец, твоею жизнью живших,

Столь ранний поразил конец.



В жизни актёра Игоря Ливанова было слишком много семейных трагедий. Он терял самых близких людей, находился на краю эмоциональной пропасти, но каждый раз находил спасение в работе и новой любви.


Надежда Соловьева известна не только как жена Владимира Познера. Без неё мы бы не увидели вживую Пола Маккартни, Уитни Хьюстон, Тину Тёрнер и многих других зарубежных звёзд.


Недавно в интервью известному интернет-каналу Родион Газманов признался, что никогда не хотел менять свою фамилию – ни в детстве, ни сейчас. Хотя раньше сравнения со знаменитым отцом и невозможность его превзойти задевали молодого артиста.


Звезда советского кинематографа Ирина Алфёрова до сих пор играет в театре и снимается в кино. Алфёровой удалось перестроиться и найти своё место в современных реалиях. Единственное, с чем не может смириться актриса, так это возраст.


На Камчатке суд признал чиновницу виновной в халатности, из-за которой погиб восьмилетний ребенок от укусов бездомных собак.


В Москве с 28 февраля разблокируют транспортные карты всех горожан старше 60 лет и имеющих хронические заболевания. Об этом сообщил мэр Сергей Собянин в личном блоге.


Йоко Оно называет себя карьеристкой, а её многочисленные ненавистники подбирают слова пожёстче. Неужели вдова Леннона действительно никогда и никого не любила по-настоящему?


Многих современных звёзд критикуют за чрезмерную обработку фотографий фильтрами, которые сейчас так популярны в социальных сетях. Досталось и одной из самых известных телеведущих Лере Кудрявцевой.


В центре Петербурга хотят снести 17 исторических зданий ради строительства терминала Высокоскоростной магистрали на площади Восстания и Большого Смоленского моста через Неву.


Знаменитая американская певица Мадонна выступила в поддержку Украины, призвав направлять ее жителям, пострадавшим в ходе спецоперации, гуманитарную помощь. Об этом она сообщила в своем Instagram.


Астрологи рассказали, с женщинами каких знаков зодиака нужно быть осторожнее, чтобы они не увели вашего мужа.


В Комитете солдатских матерей сообщили, что солдат срочников массово переводят на контрактную службу, а затем отправляют на границу с Украиной. В Минобороны это отрицают.


После роли д'Артаньяна Михаил Боярский стал любимцем миллионов женщин, но к тому моменту было уже поздно заглядываться на галантного кавалера. Он выбрал себе в жёны Ларису Луппиан, с которой, похоже, уже никогда не расстанется.


Военная операция на Украине: снаряды попадают в жилые дома, Владимир Зеленский требует немедленно принять Украину в ЕС, а ООН пугает цифрами погибших.


Ростуризм завершит программу туристического кешбэка 1 марта. По этой программе можно было вернуть до 20% от стоимости тура по России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сгорая сам, зажги других …

- Ну, кем ты будешь, когда вырастешь?

Сколько раз я слышала в детстве подобный диалог. Не скрою, сама так долго мечтала об этой профессии. Почему же сейчас так часто звучит обратное: учитель – это непопулярно. Почему профессия, которая в прошлом была престижна, была олицетворением образованности и порядочности, потеряла свою привлекательность для молодого поколения?

Профессия педагога относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию.

Чем больше я знакомлюсь с историей, тем чаще замечаю, что педагоги влияют не только на судьбы своих учеников, но и порой на ход истории. Кому-то это, наверное, покажется смешным и несколько утрированным, но если внимательно всмотреться в страницы истории, можно увидеть множество примеров, иллюстрирующих факт того, что педагог и является центральной фигурой общества.

Николай I позаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники Василия Андреевича Жуковского, выдающегося русского поэта, основоположника романтизма в русской поэзии, академика по отделению русского языка и словесности. Сам же Жуковский весьма основательно готовился к высокой роли наставника будущего царя России. Он испросил у государя отпуск за границу и в течение года усиленно готовился, в результате был составлен специальный "План учения", рассчитанный на двенадцать лет и одобренный Николаем I . Этот педагогический трактат представлял собой подробную программу нравственного воспитания и обучения.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Ни Аристотель, ни Василий Жуковский, ни Куницын, занимаясь воспитанием своих питомцев, не питали каких - либо корыстных целей, не вели хитроумную политическую игру, и тем не менее оказали значительное влияние на ход истории.

Итак, представьте себе ситуацию: вы находитесь на концерте симфонического оркестра, наслаждаетесь игрой музыкантов, восхищаетесь мастерством дирижера, поражаетесь той виртуозности и легкости, с которой они делают своё дело; или вы решили посетить театр- то же самое, вам нравится игра актеров, вам интересно то, что они делают. И каждый раз, глядя на победителей различных олимпиад, на выдающихся музыкантов и художников, на перспективных писателей и научных деятелей , мы дивимся их уникальным способностям, трудолюбию и стремлению к победе. Но восхищаясь подающими большие надежды людьми, задумывались ли мы хоть раз о человеке, который всему их научил. За спиной каждого успешного человека стоит добрый, мудрый и любящий наставник, который научил воспитанника не только его ремеслу, но и терпению, уверенности в себе, порядочности, трудолюбию, способности ценить и уважать окружающих людей.

И совершенно особенную роль Софья Николаевна сыграла в моей жизни. Я уже и не припомню всех конкурсов, риторических турниров и олимпиад, через которые мы прошли вместе с ней. Она научила меня не бояться сцены, справляться с волнением, и самое главное, она научила меня верить победу.

Сегодня, почти спустя полвека, мне хочется написать своей наставнице посвящение:

Уподобься зажжённой свече, что дарует свет, горя земным огнём, и зажигает другие свечи, не теряя собственного пламени, чтобы они тоже могли разливать свет повсюду.

Я живу в удивительном мире, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждый миг - поиск нового, где нет места ссорам и обидам, скуке и лени, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей, где нужно быть, а не находиться. Иначе никак!

Звенит звонок. Вхожу в класс и вижу множество глаз, смотрящих на меня то настороженно, то с интересом, то радостно, то с грустью, а порой равнодушно. Какие же они разные! Каждый со своими мыслями, со своим особенным миром, таким хрупким, хрупким, что. Я стараюсь угадать на что настроены сегодня Коля и Алёша, Катя и Женя. За какую же струнку потянуть, чтобы она зазвучала?

Догадываются ли они, что я тоже учусь у них? Учусь не отстать от жизни, не зачерстветь душой. Хочу видеть эти глаза! Мы нужны друг другу!

Анализируя пройденный путь в постижении педагогического мастерства и рефлексируя свои чувства, могу сказать, что были испытания, неудачи, ошибки. Не так-то просто быть Мастером в своей профессии, но это возможно, если ты готов сделать шаг навстречу ребёнку, готов выразить себя, отдать свою любовь и свет своей души.
Хотелось бы быть мудрой. Что означает это понятие, суть которого

- Мудрый учитель оглядывает всё, и напрасно ничего не делает, ничего не говорит и не думает.

- Учитель глядит в прошедшее, словно в зеркало, и предвидит будущее, т.е. видит, что сделано и остаётся сделать.

Десятки уроков, проведённых методически верно, не стоят одного взгляда, одной паузы в нужное время, в нужный час, после которых этот ученик - твой. С этого момента ты состоялся как Мастер, а ученик стал частью той силы, которая будет питать тебя.

Нельзя заставить себя полюбить! Они не откроют тебе душу, если не увидят,что ты делаешь это первым. Они зачахнут, если их обойти вниманием. Дети чувствуют фальшь, поэтому я стараюсь признавать свои ошибки. Этот путь тернист, но как сладок!

Быть с детьми на равных, помня, что каждый твой шаг, сказанное тобою слово впитывается неокрепшими душами, а потом даёт соответствующие росточки. Любая наша оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские. Впоследствии они, как ржа, могут разъесть души наших воспитанников.

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно подбираю ключик к каждому ученику. Хочу, чтобы огонёк в их юных душах не угас! А для этого я должна гореть сама! Ведь дети ждут не просто учителя. Они ждут страстного исследователя, артиста, поэта, Мастера! Именно Мастер помогает им понять, что есть Добро и Зло, Свет и Тьма. Именно Мастер формирует внутреннюю готовность к позитивным изменениям

И у каждого этот путь свой. Главное-не останавливаться. Пробовать, осваивать, искать свою формулу Успеха. Поэтому в этом мире выживают самые стойкие, самые терпеливые и ответственные, самые интересные и яркие люди! Перестал гореть - уходи! Так будет честнее и лучше. Ведь зажечь факел может лишь тот, кто горит сам.

"Урок окончен, - говорю я детям. А завтра вновь: "Здравствуйте! Садитесь. " И потечёт опять она, моя река жизни, которую благословил сам Господь!

Блаженны милостивые…

К скромности и трудолюбию он был приучен с детства. Родился Николай Васильевич на хуторе близ Дубоссар Херсонской губернии 6 апреля 1836 года. Его отец Василий Павлович Склифосовский, обедневший дворянин, служил письмоводителем в Дубоссарской карантинной конторе; душа его страдала оттого, что семья с 12 детьми (Николай был девятым) жила буквально впроголодь. Сам учил сыновей и дочерей грамоте, приобщал к чтению, но понимал, что дать им достойное образование не в состоянии.

Пример отца, наряду с докторами участвовавшего в борьбе с холерой и тифом, рассказы заезжих военных врачей, все наталкивало на мысль, что благороднее профессии нет. Николаю было страшно видеть, как умирали дети. По статистике, в то время из 178 родившихся 100 уходили в мир иной – от болезней – в возрасте до года.

Бедность прижала большую семью Склифосовских настолько, что пришлось отдать нескольких детей в одесский приют для сирот. Здесь Николай с первых дней осознает, что хорошая учеба – единственный шанс преодолеть тяжелые житейские обстоятельства и победить судьбу.

Влияние видных ученых медицинского факультета, знаменитого хирурга В.А. Басова не прошло бесследно, Николай жадно тянется к знаниям, изучает труды Н.И. Пирогова и И.М. Сеченова. Блестяще окончив университет, новоиспеченный доктор возвращается в Одессу и работает в городской больнице 11 лет. Но свой первый 17-дневный самостоятельный опыт Склифосовский получил в Дубоссарах. В его послужном списке есть запись:

Материально Николай по-прежнему зависел от Одесского приказа. В студенческие годы получал скудную стипендию, которая приходила с перебоями. Когда в числе немногих добился права держать экзамен на степень доктора медицины, последняя стипендия из Одессы задержалась, и деньги на дорогу пришлось просить у руководства университета.

Испытание нищетой считается одним из сильных в становлении характера, оно подталкивает Склифосовского двигаться к цели – стать хорошим хирургом.

В 23 года он уже ординатор хирургического отделения Одесской городской больницы, затем заведующий.

В хирургическом отделении Одесской городской больницы Николаю Васильевичу уже тесно, а университеты наперебой приглашают поделиться знаниями – сначала в Киев, затем в Императорскую медико-хирургическую академию в Петербург. Через 10 лет Склифосовского ждет кафедра факультетской клиники в Московском университете. У него богатейший опыт, приобретенный еще в двух войнах – Славяно-турецкой 1876–1878 гг. и Русско-турецкой 1877–1878 гг.

Рядовой хирург и консультант госпиталей помощь раненым оказывал под неприятельскими пулями, перевязывал солдат при переправе через Дунай, под Плевной и на Шипке. Развивая взгляды Пирогова, максимально приближал медслужбу к месту боя, при ранениях конечностей применял гипсовые повязки.

О масштабах работы Склифосовского можно судить по безукоризненным отчетам, которые он вел даже в горячие часы сражений. Документы свидетельствуют: через его лазареты прошло около десяти тысяч раненых. На телегах и носилках доставляли изувеченных бойцов; он сортировал их, чтобы в первую очередь избавить от кровопотери, делал пометки в дневнике. Николай Васильевич оперировал сутками без перерыва. Медсестры поддерживали его силы глотком вина и куском хлеба. Морально помогала жена – Софья Александровна не боялась пуль и сопровождала Склифосовского во всех его фронтовых поездках.

И недруги учат

Императорская медико-хирургическая академия в Петербурге (с 1881 года Военно-медицинская академия) была единственным в то время учебным заведением в России, где готовили военных врачей. Николай Васильевич старается преподавать курсантам новое, но профессура, не желающая ничего менять, относится к этому предвзято. Профессор Владимир Кованов пишет в книге о Склифосовском:

Один из слушателей вспоминал, как профессор Ипполит Корженевский, хирург французской школы, иронически говорил на лекции четверокурсникам о листеровском методе обеззараживания:

Готовить виртуозов

Как истинный ученый Н.В. Склифосовский придавал большое значение медицинской печати, обмену опытом и наблюдениям хирургов. Поэтому редактировал журналы, тратил на их издание значительные суммы, но не роптал, что терпит от этого одни убытки.

Прекрасно понимал, что съезды, заседания научных обществ развивают хирургическую мысль и помогают докторам совершенствоваться. Имея такие знания и опыт, ему бы и возглавить это дело. Что и происходит – приглашают в Петербург на должность ректора Клинического института Великой княгини Елены Павловны по усовершенствованию врачей. Он с жаром берется за организацию института.

Семь лет он хлопочет о выделении дополнительных средств, строительстве новых корпусов, их электрификации, перестраивает операционные, увеличивает штаты, оклады. Институт вырастает в учреждение, каким можно гордиться.

Склифосовский внедряет в хирургическую практику принципы антисептики (с помощью химических средств), а затем и асептики (обеззараживание физическими способами). Ценит искусство хирургов, которых отсутствие наркоза сделало виртуозами: продолжительность операции исчислялась минутами, а иногда даже секундами. Тщательно изучает анатомию, уделяя много времени вскрытию трупов. Его не смущало плохое оборудование секционной, отсутствие вентиляции. Однажды его нашли лежащим около покойника в состоянии глубокого обморока.

Благодаря ежедневной работе со скальпелем Склифосовский блестяще овладел оперативной техникой. Еще в доантисептическое время он с успехом проводил такие крупные операции, как удаление яичника – во многих ведущих клиниках Европы этого еще не делали. Одним из первых ввел лапаротомию – вскрытие брюшной полости.

Николай Васильевич был человеком широких взглядов и большой эрудиции. В его доме бывали композитор Петр Чайковский, художник Василий Верещагин, известный юрист Анатолий Кони. Жена Николая Васильевича Софья Александровна прекрасно играла на фортепиано, была лауреатом международного музыкального конкурса Венской консерватории, а дочь Ольга училась у Николая Рубинштейна. Неудивительно, что дом, в котором звучала музыка и велись разговоры о поэзии и искусстве, посещали Александр Бородин, Алексей Толстой. День четко планировался; если не удавалось что-то завершить, Николай Васильевич прихватывал у ночи 2–3 часа, но на рабочем столе появлялось несколько страниц текста – ценнейших работ по хирургии он оставил свыше 70!

Продолжая анатомо-физиологическое направление Пирогова в хирургии, Склифосовский первым в России начинает проводить оперативное лечение грыж брюшной стенки, рака челюстей, желудка, удаляет камни из мочевого пузыря, разрабатывает показания к хирургическому лечению желчного пузыря, методику вмешательств.

Расширяя рамки хирургии, Склифосовский действовал как новатор, тесно связывающий теорию с практикой. Оценив преимущества антисептического метода, не ограничился применением карболовой кислоты, а менял средства после апробации их наукой.

Его энергии современники не переставали удивляться. Как и скромности – от всяких чествований и юбилеев Склифосовский отказывался.

Тем не менее к 60-летию люди присылали телеграммы. Вот только две из них:

С огромным успехом в Москве в 1897 году проходит Международный съезд хирургов, который организовал Н. Склифосовский. Гость собрания немецкий патолог Рудольф Вирхов удивлен тем, что встретил здесь молодежь – умную, вполне подготовленную к будущему, надежду великой и доблестной нации.

Накануне съезда торжественно открыли первый памятник ученому в России – Пирогову. Деньги собирал народ. Если бы не авторитет Склифосовского, этого монумента могло не быть. К юбилею великого Пирогова ученые-медики подали прошение властям об увековечении памяти хирурга. Но получили отказ. И Николай Васильевич добился аудиенции у последнего российского императора, сумел убедить государя Николая II, что сделанное Пироговым войдет в историю медицины навсегда. Памятник ему – только маленькая дань России Доктору и Человеку.

Всё остаётся людям

В 1900 году Склифосовского сразил инсульт. В 64 года он покидает Петербург и уезжает в свое имение Отрада в селе Яковцы Полтавской губернии, где прежде несколько лет отдыхал летом. На собственные деньги строит в селе школу и бесплатно лечит крестьян.

Только сад отвлекает его от физических неудобств, обусловленных рецидивами заболевания. Старшая дочь Ольга вспоминала:

Из семерых детей Склифосовского остались трое. Николай погиб на русско-японской войне, Костя умер в студенческом возрасте, Володя покончил с собой; четвертого сына отнял туберкулез.

Весть о самоубийстве Володи окончательно подорвала здоровье знаменитого хирурга. Жители Яковцов говорили, что якобы Владимир был членом террористической организации и ему поручили убить полтавского губернатора, с которым дружила семья Склифосовских… Чтобы не пойти на это, он предпочел погибнуть сам.

30 ноября 1904 года в час ночи Николая Васильевича не стало. Похоронили его рядом с сыном Владимиром, недалеко от места, где когда-то гремела Полтавская битва.

Валентин КОРОВКИН,
доктор медицинских наук, профессор

ОБ АВТОРЕ: Валентин Сергеевич КОРОВКИН, доктор медицинских наук, родился в Новосибирске. По месту службы отца жил в Сибири, на Дальнем Востоке. В 1948 году семья переезжает в Севастополь. После окончания Крымского медицинского института был направлен в Южно-Казахстанскую область. В овцеводческом совхозе 3 года работал врачом в местной больнице. По возвращению в Крым стал участковым фтизиатром, потом – врач в одном из санаториев Ялты, главный врач Крымского управления санаториями Минздрава УССР.

На кафедре фтизиопульмонологии Белорусской медицинской академии последипломного образования работает более 45 лет. Основное направление научных работ Валентина Сергеевича посвящено изучению диагностики и лечения сочетанных заболеваний туберкулезом легких и сахарным диабетом. На эту тему им была защищена докторская диссертация. Всего же профессор В.С. Коровкин опубликовал свыше 300 научных и научно-популярных работ.

Читайте также: