Сочинение повествование с элементами описания 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (507 кБ)

Цель: Научиться составлять и записывать текст-повествование с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану.

  • формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной форме;
  • воспитывать бережное отношение к матери и творческую активность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация полученных знаний.

- Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение)

- Что такое описание? (Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?)

- Что такое рассуждение? (Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?)

3. Работа в группах. Слайд № 5

Текст для 1 группы.

Моя мама – настоящая красавица. У мамочки короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с длинными ресницами. Мамин взгляд, словно солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё очень добрая улыбка.

Текст для 2 группы.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный шепчет: “За Родину-мать!”. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

4. Работа с текстами. Слайды №6 и №7

- Какова главная мысль этих текстов? Чем они похожи? А чем различны?

- Почему 1 текст относится к описанию, докажите?

- Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно?

- Сколько снимков нам потребуется сделать?

- Подумайте, какое предложение в этом тексте является самым важным?

- Определите тип связи: цепная или параллельная? Какие ещё есть средства связи в тексте?

- Почему 2 текст относится к рассуждению, докажите?

- Сколько снимков нам потребуется сделать к этому тексту?

- Что является главной частью текста-рассуждения?

- Определите тип связи: цепная или параллельная?

Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим мамам сочинение о них.

5. Физкультминутка. Слайд №8

6. Выберем наиболее удачный заголовок, который поможет полнее раскрыть тему нашего сочинения: “За что я люблю свою маму”, “Мамин портрет”. “Любимая мамочка”.

7. Составление коллективного плана сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения.

- Из каких частей состоит план? Слайд №9

- Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой).

- Как озаглавим 2 часть? (Описание мамы).

Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть? (Моя мама самая лучшая).

8. Физкультминутка для глаз. Слайд №12

9. Устное составление рассказа о своей маме, используя опорные слова и словосочетания, записанные на доске.

Красавица, светится любовью, хозяйка, добрая улыбка, самый родной и близкий человек, предпочитает, подарила жизнь, лучезарный взгляд.

10. Запишите своё сочинение. Используйте орфографический словарик. Проверьте по памятке, всё ли вы учли при написании сочинения.

11. Памятка. Слайд №14

1. Ясно ли передал мысль?

2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

3. Все ли слова употреблены удачно?

4. Орфография. 5.Пунктуация.

12. Подведение итогов. Кто хочет прочитать своё сочинение?

2 Цель урока:развитие связной письменной речи учащихся Задачи :1. Совершенствовать умение намечать ход развития мысли по плану и создавать рассказ по нему 2. Продолжить формировать умения осознавать тему и основную мысль текста 3. Развивать навыки самоконтроля 4. Воспитывать у детей интерес к изучению животного мира планеты.

4 Разнообразный животный мир зоопарка

10 План 1. Один из уголков зоопарка 2. Необычное животное А)Внешний вид Б) Повадки или забавное поведение 3. До новых встреч, мой добрый слон!

13 Технологические карты по группам 1 гр. 1. Как оказались в зоопарке? 2. Особенности зоопарка 3. Как ведут себя посетители? 2 гр. Внешний вид слона -хобот -ноги -бивни - уши,хвост -туловище 3 гр. 1. Повадки слона в неволе 2. Впечатления от встречи со слоном (эмоции, настроение)

14 Словарно-орфографическая работа Вольер- площадка для содержания животных,огражденная сеткой, рвом с водой или острыми шипами из металла и прутьев.(Справка из словаря С.И.Ожегова) 1. Правописание прилагательных и существительных Сухопутное животное громадное величественное гигант Препятствие непреодолимое необычный 2. Правописание предлогов, частиц, наречий Как - нибудь по-прежнему Как будто вверху слева справа словно 3. Написание обращений До новых встреч, мой добрый слон! Мы еще увидимся,наш добрый друг!

15 Образец сочинения Уголок зоопарка Однажды мы побывали в зоопарке и увидели там африканских слонов. Слоны находились в просторном вольере с высоким забором. Около клетки всегда много посетителей. Это и неудивительно! Ведь слон самое крупное сухопутное животное на земле. Он поражает своим грозным видом и размером. Огромные уши как веер охлаждают его кожу, а его толстые ноги осторожно ступают по земле. Маленький хвостик машет в разные стороны. Грозные бивни защищают от врагов. У слона длинный хобот, который похож на трубу. Хоботом он нежно обнимал маленького слоненка. Эти величественные гиганты важно и осторожно ходили по вольеру и смотрели на людей. У слонов были очень добрые глаза. Они внимательно рассматривали всех и смешно кивали головой, будто приветствовали всех, кто пришел к ним в гости. Нам еще долго не хотелось уходить, но не забудем эту встречу. Скоро увидимся, наш добрый слон!

18 Подготовительная работа 1. Повторение написания предлогов со словами Цель: повторить написание предлогов со словами и правильное употребление их в предложениях и словосочетаниях Предлоги: В или НА Предлоги: В или НА Машина стоит ………гараже Гость проживает ……..гостинице Брат хорошо играет …….гитаре Бегемот смирно сидит … воде Виноград рос ……..горе Папа любит читать…….веранде Тигр сидит …..клетке Подберите синонимы к словам: Посетители- (гости, наблюдатели, зрители,…) Вольер –( клетка, загон, питомник) Смотреть- (глядеть, рассматривать, наблюдать, видеть, разглядывать,…) Большой – (мощный, громадный, огромный, величественный, колоссальный,сильный, Могучий) Одарить взглядом, остановить взор,смотреть во все глаза (объяснить смысл) Запишите слова в орфографическую тетрадь

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : русский язык.

Цель : научить составлять рассказ по заданной теме, отрабатывая структуру текстов повествования и описания;

Задачи урока: искать логику в передаче содержания текста; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование :

1. Необычное начало урока по усмотрению учителя.

2. Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.

- Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать не выходя из помещения?

- Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями.

- А еще, можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни Старик Хоттабыч, ни ковер-самолет. А понадобится нам только ручка и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка. Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.

3. Понятие о значении корня –чин-.

Задание: пообдерите родственные слова с корнем –чин-.

Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определенном порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.

4. Постановка целей урока.

- Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

- Сочинение. (Оформление записи в тетради)

Сочинение – это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определенным правилам. Вспомним их.

(Ученики вспоминают правила, а в это время на доске появляются карточки с названиями:

2. основная часть.

- Какую роль играет каждая часть?

(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста, основная часть раскрывает тему, а заключение подводит итог, выражает идею текста).

6. Определение темы сочинения.

- В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом можно туда попасть?

- На санях Деда Мороза; на снежинке; на зимнем ветре; на метле бабы-яги.

Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что ..

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняйке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

Сиьный и умелый,

Да к тому же смелый!

(Запись темы сочинения в тетрадь).

- Каким будет тип текста?

- Повествованием с элементами описания.

7. Определение содержания каждой части. Составление плана.

- Что будет самым главным в сочинении?

- Сам сереет Снеговика.

- В какой части текста его запишем?

- Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

- У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроках технологии. У каждого из них свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, где следует это записать?

- А итог мы подведем в какой части?

- Какие чувства вам принесло новое знакомство?

1. Вступление. Встреча со снежным человечком.

2. Основная часть.

а) Как выглядит мой новый знакомый?

б) Секрет Снеговика.

3.Заключени. Как хорошо иметь друга!

8. Работа над средствами выразительности письменной речи.

- Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи: сравнение. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче.

9. Запись сочинения.

- Желаю вам интересного путешествия и жду ваших рассказов.

(Дети пишут сочинение на фоне спокойной классической или инструментальной музыки).

(Чем понравилось сочинение? Что можно посоветовать автору?)

Урок литературного чтения в 3 классе
Сочинение – повествование с элементами описания
Моё село
Цель: формировать умение составлять текст-повествование с элементами описания в жанре рассказа, используя художественный стиль.
Задачи:
- закрепить умения строить простые предложения, объединённые одной темой;
- отбирать речевые средства и обороты;
- развивать умения последовательно излагать мысль по предложенному плану;
- совершенствовать умение правильно использовать для описания изобразительные средства языка;
-- прививать чувство патриотизма и гордость за свою малую родину.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, творческая работа.
Оборудование: презентация, музыка (Край родной), аудиозаписи звуков домашних животных, стихотворения, задания группам для проектной деятельности, карточки с опорными словами.
Ход урока.
I Организационный момент. Введение в тему урока.
- Что мы называем Родиной?
-Родиной я называю дом, в котором я расту, где живёт моя семья.
- Когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привык отдыхать.
- Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом и живут твои земляки.
-Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.
… Родина…Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает…
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески-
Всё, что без памяти люблю

Моё село.
В районе Магжана Жумабаева, краю белых берёз, расположилось моё село. Оно небольшое, но очень известное. Здесь выращивают зерновые культуры.
Село моё имеет давнюю историю. Раньше тут были раздольные ковыльные степи. Плодородные земли привлекли сюда первых переселенцев. Жить начинали в землянках. Так образовалось моё родное село. Люди дали ему красивое название Чистовское.
А какая красота у нас весной и летом! Всё утопает в зелени. В моём селе широкие асфальтированные улицы, красивые дома, новые магазины, Дом культуры, наша школа.
Гордостью села является мемориал Славы в честь погибших в Великой Отечественной войне земляков. Жители сюда приносят живые цветы, а 9 Мая зажигают вечный огонь.
Главное богатство нашего села – люди. Это знатные механизаторы, животноводы, научные сотрудники, спортсмены.
Я очень люблю своё село Чистовское. Здесь я родился и живу, здесь мои родные и друзья. Это моя Родина.

Читайте также: