Сочинение посошкова является источником

Обновлено: 05.07.2024

Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную экономическую программу обновления страны с использованием определенных традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы — углубление петровских преобразований, коренное изменение социальной базы реформ. Посошков сомневался в экономической целесообразности сохранения крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли, который бы привел к радикальному изменению аграрно-сырьевой специализации страны в общеевропейском разделении труда.
Поэтому представляется интересным подробнее остановится на его экономической программе и в целом на его книге.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

гака ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

  1. Основные вехи жизни и творчества……………………………. .стр.3-7
  2. За реформы России.
  1. Учение о богатстве……………………………………………….. стр.11-15
  2. Перестройка промышленности и торговли…………………….стр.16-21
  3. Аграрно-крестьянский вопрос…………………………………..стр.22-23
  4. Налоговая реформа………………………………………………стр. 24-25

Список использованной литературы………………………………….стр.27

Для того чтобы разобраться в социальных и политических вопросах нашего времени, мы часто обращаемся к истории, к тому как эти вопросы решались нашими предшественниками, видные представители социально-политических учений. Таким представителем является и Иван Тихонович Посошков.

Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную экономическую программу обновления страны с использованием определенных традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы — углубление петровских преобразований, коренное изменение социальной базы реформ. Посошков сомневался в экономической целесообразности сохранения крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли, который бы привел к радикальному изменению аграрно-сырьевой специализации страны в общеевропейском разделении труда.

Поэтому представляется интересным подробнее остановится на его экономической программе и в целом на его книге.

Иван Тихонович Посошков происходил из семьи потомственных ювелиров-серебряников дворцового села Покровское, которое было расположено недалеко от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Царь Алексей Михайлович, развлекаясь в окрестностях соколиной охотой, любил останавливаться во дворце этого села. В Покровском жили не только земледельцы и прислуга, но и “не пашенные” крестьяне, которые занимались всевозможными помыслами и сбывали свою продукцию в московских торговых рядах. Сохранившиеся документы переписи села показывают, что семнадцать крестьян оброчников занимались “художеством”, а семеро были ювелирами-серебряниками. Среди них был и дед, и отец будущего мыслителя. Из семьи зажиточных ювелиров-серебряников происходила и мать Ивана Посошкова.

Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно, огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-ремесленная среда, в которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания, разбирался в коммерции. Совершенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был самоучкой в полном смысле этого слова. Его сочинения свидетельствуют о знании богословской литературы. Есть основания полагать, что Посошков хорошо знал Соборное Уложение 1649 года — основной кодекс феодального права. Но настольной книгой Посошкова был, по-видимому, “Домострой”, влияние которого особенно ощущается в последних его сочинениях.

Самой важной чертой характера Посошкова была жажда непрерывной деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам был во многих районах России, знал ее не понаслышке. В конце 80-начале 90-х годов у Посошковых был винокуренный завод, который посещал Иван Тихонович. Но Посошкова интересовали не только прибыльные промыслы.

В 1697 году был обнаружен своего рода оппозиционный кружок, который сформировался вокруг монаха Авраамия из Андреевского монастыря. У них с Петром I установились контакты, связанные с предстоящей денежной реформой. Старец был знаком с Посошковым: как специалисту он заказал ему модель “денежного стана” для подношения Петру I.

Во время доклада царю о “денежном деле” Авраамий пытался передать ему письмо “своей работы”. Вскоре Авраамий очутился в застенках Преображенского приказа, ведавшего политическим сыском.

Авраамий осмелился обсуждать и осуждать образ жизни царя и его первые шаги на политическом поприще. В “тетрадях” монах излагал причины, побудившие его взяться за перо: жалобы народа на измену Петра старине. Царь должен жить так, чтобы быть пример для поданных. А Петр I оставил управление государством и “приказал: правите. похотникам, мздоимцам. хотящим богатств” 1 . Авраамий советовал Петру найти добрых людей, чтобы “судили праведно всем, малу и велику, богату и убогу” 2 ; также говорил о экономии ведения расходов царского двора и изменении системы внутренних пошлин таким образом, чтобы не вызывала повышение цен на предметы первой необходимости.

На допросах старец Авраамий выдал Ивана и его брата Романа Посошковых, которые бывали у него в монастыре и говорили о том, что написано в тетрадях. На допросах Иван Посошков признался, что познакомился с монархом как денежный мастер, и тот поручил ему сделать модель денежного станка для “подноса” Петру I, а слов, которые записаны в тетрадях, он не говорил. Показания Посошкова подтвердились, а старец по сущности признал, что в беспамятстве оговорил Посошкова.

Историк С. М. Соловьев называл дело Авраамия “школой Посошкова”. И в этом есть определенный смысл. Не вызывает сомнения, что многие идеи Посошкова, получившие, в частности, выражение в “Книге о скудости и богатстве”, зародились у него в ходе бесед в кельях Андреевского монастыря. Даже если Посошков и не вел этих “опасных” разговоров, а был их молчаливым и солидарным участником, то и этого вполне достаточно для впечатлительного денежного мастера. И Соловьев полагал, что “пример Авраамия и его друзей научил Посошкова осторожности, но не отнял духа обличать общественные язвы”.

По-видимому, Посошков избежал серьезного наказания, так как привлек внимание царя своими изобретательскими способностями. Петр был знаком с будущим публицистом и мыслителем. Посошков был известен как денежный мастер и, по-видимому, выполнял задания монетного двора.

Денежная реформа Петра I начала XVIII века упразднила старый счет на “деньги” и “алтыны”, сделав счетной единицей копейку. В России была введена десятичная монетная система на десять лет раньше, чем в США. Создавая новую денежную систему, царь широко использовал техническую оснастку европейских денежных дворов, и Посошков был единственным мастером, который смог установить немецкие прессы, заказанные для медного денежного двора.

В 1704 году Посошков предпринял попытку основать фабрику игральных карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он поступил на другую казенную службу — “у водочного сиденья” в казенном питейном дворе.

До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только “денежными делами”. Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры. Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение Посошкова, написанное в то время, — “Зерцало очевидное”(1708).

Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал дополнять написанное ранее “Зерцало очевидное”.

Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и новгородским и петербургским жителем.

В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это были только лихорадочные попытки завести прибыльное дело. Винокуренный завод себя не оправдал, хотя и какой-то прибыток Посошков успел получить. Общая оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Николай. Покупки недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел “пустить корни”. Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова — “Завещание отеческое к сыну”(1719), посвященное религиозным и морально-этическим проблемам.

После “Завещания отеческого” Посошков задумал осуществить давний замысел своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу “исправления всех неисправ” в России. Здесь представления о личном и общественном интересе почти полностью совпадали. В 1721 году завершилась долгая Северная война. Казалось, тяготы военного времени должны кончиться, петровское правительство решит ряд важных хозяйственных вопросов, стоящих на повестке дня. Словом, время было подходящее, и Посошков взялся за перо, решив “подсобить” Петру своими “прожектами”. Но когда сочинение было закончено, то оказалось, что это не очередной проект, а целостная грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась “Книга скудости и богатстве” — основное произведение Посошкова, адресованное лично Петру I.

Казалось, ничто не предвещало беды, когда в июне 1725 года Иван Посошков вместе с женой и сыном приехал в Петербург, чтобы хлопотать об учреждении текстильной мануфактуры, ведь винокурение не оправдало надежд предпринимателя.

Хозяйственные хлопоты Посошкова были прерваны его неожиданным арестом 26 августа 1725 года. Посошков попал в Тайную канцелярию, а его сына держали под домашним арестом. Можно выдвинуть ряд предположений, почему Посошков попал в темницу. Это событие совпало по времени с острейшим политически моментом: смертью Петра I и переходом власти к Екатерине I. Главная роль в новом правительстве принадлежала Меньшикову.

Новгородский архиепископ Феодосий Яновский, с которым после смерти сблизился Посошков, публично оскорбил Екатерину. Он был арестован и сослан на Север, но следствие продолжалось и после этого. Был арестован секретарь Синода Герасим Семенов, а также подьячий Василий Шишкин, который жил вместе с ним в одном доме. А последнего допрашивали, не имеет ли он у себя дома “Книгу о скудости и богатстве” из библиотеки Феодосия Яновского. Кроме того, материалы Тайной канцелярии показывают, что при аресте у Посошкова были изъяты, а затем разобраны все “письма” и что содержали его в тюрьме “по важному секретному государственному делу”. Есть все основания полагать, что Посошков стал колодником из-за последней опасной книги.

1 февраля 1726 года Посошков скончался. В материалах Тайной канцелярии он назван “купеческим человеком”, а в протоколе, зафиксировавшем смерть, Посошков — “водошных дел мастер”. Но кем бы ни был этот человек, для отечественной науки Посошков интересен, прежде всего, как оригинальный мыслитель, подаривший России “Книгу о скудости и богатстве”. Он был патриотом своей Родины, и все его помыслы были направлены на ее будущее процветание.

  1. За реформы в России. Социально-политические идеи Посошкова

Политические идеи и социальные идеалы Посошкова во многом объясняются его происхождением и тем движением по общественной лестнице, которое представила ему бурная эпоха конца XVII—начала XVIII века. Мировоззрение его было весьма сложным, подчас неоднозначным, противоречивым.

Среди русских мыслителей начала XVIII века трудно найти более решительного приверженца сильной, беспощадной к “неправде” абсолютистской власти, как Посошков. Все, что в пределах Российской империи и “неисправно”, подлежит изменению, исправлению, регламентации — вплоть до размеров повинностей помещичьих крестьян. Все надо изменить, навести порядок во всем — таков основной мотив “Книги о скудости и богатстве”.

Критикуя действующее в стране законодательство и судопроизводство, Посошков ставил перед Петром I вопрос о необходимости составления нового Уложения взамен кодекса 1649 года. Посошков был очень высокого мнения о роли правовой культуры жизни общества. Он считал, что для ведения серьезной переборки Дома необходимо создание нового кодекса — фундамента преобразований.

Оригинальной была идея Посошкова созвать представителей от всего населения страны для составления нового Уложения. Для этого царю предлагалось собрать по 2-3 представителя от духовенства, администрации “высокаго и нискаго чина”, дворянства и купечества, “фискалов” (людей сыска и надзора —Ш.С.), солдат и опытных крестьян из старост и сотских, “которые во всяких нуждах пребывались”, а также “детей боярских” — холопов. Затем составленный кодекс необходимо “всем народом освидетельствовати. ” 3 .

Непременным условием успешного экономического развития любого государства является, прежде всего, объективный анализ состояния экономики, социума в всем его многообразии, государственных и общественных институтов, принимающих участие в проведении реформ или оказывающих существенное влияние на их проведение. Выявленные на этом этапе важнейшие болевые точки становятся тем фундаментом, на котором строится программа реформ. Именно этим проблемам посвящена книга И.В. Посошкова, судьба которого, как и его сочинения, трагична. Очень многие вопросы, рассматривавшиеся автором почти триста лет назад, чрезвычайно злободневны и сегодня. Как свидетельствуют представленные в статье материалы, российское руководство после развала СССР не прониклось важностью поднимавшихся И.Т. Посошковым проблем. Как следствие – упущенное время, стагнация, переросшая в стагфляцию, отсутствие у большинства россиян веры в лучшее будущее.


4. История СССР с древнейших времен и до наших дней. В 2-х сериях, в 12 томах. – М.: Наука, 1967. – Т. III.

10. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт американского штата Аляска) // РЭЖ. 2004. – № 1. – С. 36–51.

Написанная И.Т. Посошковым книга предназначалась Петру I в надежде на то, что императору будут полезны его советы при проведении государственных реформ. Но смерть Петра I (1725 г.) существенно повлияла на ситуацию в России. Надеждам И.Т. Посошкова не суждено было сбыться. По надуманному обвинению он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. умер. В послепетровской России идеи И.Т. Посошкова не были востребованы, а книга его увидела свет много лет спустя, в 1842 г.

Написанная в период петровских реформ, книга И.Т. Посошкова содержала интереснейшие предложения, реализация которых могла бы существенно продвинуть российские преобразования.

Но после смерти Петра I к власти пришли люди, не заинтересованные в серьезных преобразованиях в России. Период дальнейших реформ в стране наступил лишь при Екатерине II.

Рассматриваемые в ней проблемы, выводы и предложения делают ее востребованной и в наши дни. Читая ее, порой забываешь, что книга была написана в 1-й четверти XVIII в., настолько она актуальна.

Не имея возможности подробно остановиться на содержании всей книги, позволю себе, на правах автора данной статьи, обратить внимание лишь на некоторые проблемы, поднятые в ней.

Центральное место в книге И.Т. Посошкова занимает забота о том, как сделать российское государство богатым. Об этом речь идет с первых страниц книги [8, c. 13–14].

Как следствие проводимой экономической политики в бюджете на 2014 г., как и в бюджетах двух предшествующих лет, не было определено даже формально никаких содержательных экономических или социальных задач. В результате в представленном Правительством бюджете в абсолютном размере по сравнению с 2013 годом были сокращены расходы на образование, здравоохранение, культуру, кинематографию, СМИ и ЖКХ. Следствием этого стало отставание реальной заработной платы бюджетников, от роста цен и уровня инфляции. (В 2014 г. инфляция составила 11,4 %) [3]. При запланированных размерах индексации пенсий на 2014 год (на 6 % и 2 %), что меньше прогнозируемых темпов роста средней заработной платы (9,8 %), коэффициент замещения в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом с 33,8 % до 33,4 % [7].

Несмотря на сложность решения этой задачи, И.Т. Посошков, по-видимому, черпал оптимизм из тех преобразований, которые происходили в России при Петре I: учреждение Сената, института фискалов, прокуратуры, судебная реформа, а также знал о суровых наказаниях, обличенных во взяточничестве чиновников. Так, например, обер-фискал Нестеров, возглавлявший институт фискалов, был казнен за взяточничество и лихоимство. Сибирский губернатор, князь Гагарин за подобные же деяния был повешен перед зданием Сената, а сенаторы В.А. Апухтин и Г.И. Волконский лишились не только должностей, но и имений [4, c. 242].

Проблема улучшения материального положения простого народа, проблема взяточничества, мздоимства, уклонения от сборов в казну, поднятая И.Т. Посошковым в книге, не только не решена до сих пор, но остается в наши дни одной из острейших.

Вот бы нашему российскому руководству этот совет И.Т. Посошкова услышать, да и пересмотреть структуру импорта, чтобы в нем преобладание было за необходимой нам новейшей техникой и передовыми технологиями. А своим отечественным промышленникам создать условия, как, например, в Японии после второй мировой войны.

Читая эти строки, невольно задумываешься, что сказанное И.Т. Посошковым о состоянии грамотности в России, все более становится актуальным и для России нынешней.

Получив в наследство от СССР ореол самой читающей страны с лучшей в мире системой образования и практически 100 % грамотностью населения, современная Россия в кротчайшие сроки утратила его. Немало детей нынешней России лишены возможности получить полноценное образование. Проблема грамотности из проблемы духовной и этической в наши дни переросла в проблему политическую. Россия все более утрачивает на мировой арене статус великой научно-технической державы, а то, что у нас еще есть, в значительной степени досталось нам от Советского Союза. Уже в наши дни часть молодых людей, призываемых на службу в вооруженные силы, малограмотна, что в свою очередь, не позволяет им в короткие сроки качественно овладеть современной военной техникой.

Таким образом, читая книгу И.Т. Посошкова, есть над чем задуматься и нам – живущим в 1-й четверти XXI века.

Этот вывод российского патриота, каковым был И.Т. Посошков, исключительно актуален и для современной России. Политика российского руководства в управлении невозобновляемыми природными ресурсами и, прежде всего, в области добычи нефти и газа, является антинациональной.

Указанные СРП привлекают внимание политиков, ученых, журналистов чаще других соглашений из-за содержащегося в них беспрецедентного игнорирования национальных интересов России, ее народа. Так, например, сахалинские СРП имеют приоритет перед российским федеральным законодательством, которое запрещает выброс в окружающую среду отходов бурения. Однако, на практике данный выброс разрешен и реально осуществляется корпорациями-участниками. Они, как и их нероссийские контрагенты, к тому же освобождены на время добычи от уплаты местных и региональных налогов. И это при наличии на Сахалине острейших социально-экономических проблем.

Сахалинские СРП в этом списке, к сожалению, не являются исключением. Столь же ущербны для России и многие другие соглашения, заключенные правительственными чиновниками, как с российскими, так и с иностранными предпринимателями.

Нетрудно заметить, насколько актуальны указанные замечания И.Т. Посошкова для нынешней судебной системы, когда нечистые на руку полицейские и чиновники находятся на свободе, а укравшего мешок картошки приговаривают к тюремному заключению, когда осуждают невиновных, а судьи берут взятки.

Таким образом, поднятые 290 лет назад И.Т. Посошковым экономические, социальные, правовые проблемы актуальны и для России, живущей в начале третьего тысячелетия. Со многими из этих проблем сталкивались и другие страны, например, Германия и Япония после второй мировой войны. Опыт решения этих проблем данными странами известен. Но не их опыт, не предложения российских политиков и экономистов не востребованы политическим руководством России, которое в отличие от тех же Германии и Японии изначально не было сориентировано на проведение реформ в интересах подавляющего большинства населения России, на превращение ее в процветающее государство.

Анализ работы И.Т. Посошкова со всей убедительностью свидетельствует об актуальности проблем, волновавших автора почти три столетия назад. Хочется верить, что их решение определит новый путь исторического развития нашей страны, которая избежит украинского сценария развития событий, а россиянам будет обеспечен достойный уровень жизни.

В ряду ярких выразителей Петровской эпохи, по которым мы можем судить о состоянии религиозной мысли в России, необходимо отметить замечательного по дарованиям мудрого простеца, вышедшего из крестьянской среды писателя-самоучки Ивана Тихоновича Посошкова. Эта даровитая и многосторонняя личность привлекает наше внимание цельностью религиозного мировоззрения и редкой способностью возвыситься над своим временем, над событиями эпохи, способностью тем более удивительной, что этот человек не имел никакого правильного образования. Приступая к ознакомлению с жизнью и литературными трудами Посошкова, заранее скажем, что он дорог и близок нам плодами своей самодеятельной религиозной мысли, которая процвела в нем на почве глубокой веры в Бога и крепкого стояния в ограде Православной Церкви. Как верный сын Церкви, Посошков показал себя и верным сыном Отечества Русского, достойным современником и доброжелателем Великого Преобразователя – Петра I.

Посошков как историческая личность являет собой замечательный, в высшей степени любопытный тип своего времени и того общества, в котором он жил и действовал. Необыкновенно трудолюбивый и энергичный, Посошков представляется живым порождением эпохи, искусственно ускоренной в своем процессе роста и развития, а потому беспримерно деловой и бурной. Самый факт писательства Посошкова, проявляя его необычайную пытливость даже в чуждых ему областях, обнаруживает в то же время замечательную, характерную черту и вообще преобразовательной эпохи, когда кипучая деятельность и всякий труд получали особенное применение, когда выработался особый тип таких людей, любознательных, деятельных, искавших в труде выхода из тревог и затруднений общественной жизни, для которых и умственная, дотоле непривычная, работа сделалась нравственным убежищем от гнетущих голову недоумений, сомнений, желаний, порожденных реформаторским движением и решительно потревожившим умственный сон и вековую дрему русского человека. По этому личность Посошкова уже сама по себе весьма интересный предмет изучения.

Полного жизнеописания Посошкова в нашей литературе нет. Единственным источником отрывочных биографических сведений о Посошкове являются его сочинения: через них знакомимся мы с крепким самородным умом Посошкова, из них мы получаем представление о нравственной личности этого великого простолюдина, отсюда же узнаем о его жизни, материальном положении и житейских отношениях. Впрочем, материал этот, извлекаемый из сочинений Посошкова, столь ограничен, что полной биографии Посошкова составить никак нельзя. Попытка М. П. Погодина собрать воедино все отрывочные биографические сведения о Посошкове дала в результате не биографию, а воспроизведение главнейших черт и случаев из жизни Посошкова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мыслитель

Мыслитель Что стучит в его сердце, гудит в голове, Почему он из бронзы навечно отлит? Человек будто с нами и вроде бы — вне; Подперев подбородок рукою, сидит В напряжённости… Голой своей красотой Демонстрируя всем обречённую плоть. И печатью на умном лице

Религиозный смысл жизни и творчества В. А. Жуковского

Религиозный смысл жизни и творчества В. А. Жуковского О предшественнике Жуковского – Державине – можно сказать так: Промысл Божий вызвал его из полной неизвестности к вершинам общественной и литературной деятельности для поэтической проповеди высочайших религиозных

А. С. Хомяков как религиозный мыслитель

А. С. Хомяков как религиозный мыслитель Итак, бросим сначала обобщающий взгляд на все то, что сказано о личности Хомякова в связи с его биографией. На фоне описания благополучной жизни многодаровитого и самобытного мыслителя, православного по исповеданию и по духу, мы,

10. Религиозный эротизм: между святым и светским

10. Религиозный эротизм: между святым и светским Без религии эротизм не столь интересен. Луис

Искусство, поэзия и религиозный кризис

Искусство, поэзия и религиозный кризис Голод, нужда, алкоголь и беспорядочные связи не мешали Илье посвящать долгие часы искусству. Он много работает. С 1910-го по 1914-й выходят в свет пять его поэтических сборников и подборка переводов Франсиса Жамма, подготовленная им

Глава 12 Если бы не религиозный аспект

Глава 12 Если бы не религиозный аспект После смерти мамы расстояние в пятьдесят ярдов от дома до кабинета над гаражом стало почти непреодолимым для отца. Несмотря на все мои наказы прислуге и Дэнни не позволять отцу садиться за руль автомобиля — это было до больницы, — в

Глава седьмая. Религиозный переворот

Глава седьмая. Религиозный переворот Жизнь — бесконечное познанье… Возьми свой посох и иди! — И я иду… и впереди Пустыня… ночь… и звезд мерцанье. М. Волошин В начале 1906 года Бердяев подготовил к изданию свою вторую книгу — «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные,

МЫСЛИТЕЛЬ

Глава 7 Мыслитель

Глава 7 Мыслитель Ты же теперь напряги свой слух, а свой ум прозорливый Освободи от забот, достоверному внемля ученью, Дабы дары, приносимые мной с беспристрастным усердьем, Прежде чем в них разобраться, с презрением прочь не отринул. Историк науки В сочинениях

8 Религиозный кризис (1847–1848)

СКРЯБИН-МЫСЛИТЕЛЬ

СКРЯБИН-МЫСЛИТЕЛЬ Скрябин — и он один — является отражением в музыке эпохи символизма. Он единственный композитор-символист. Это течение, по природе мистическое и религиозно-философское, главным образом отразилось в искусствах, способных к воплощению Идей, т. е. в

Джером Сэлинджер – самый религиозный писатель запада. (Борис Кутузов)

Читайте также: