Органы исполнительной власти сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Исследование состава системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Общегосударственный принцип разделения властей и разграничения полномочий. Порядок создания и деятельности территориальных органов, размер ассигнований на их содержание.

Подобные документы

Понятие, признаки и роль основных звеньев системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной власти. Структура органов исполнительной власти. Система и виды административных взысканий.

контрольная работа, добавлен 17.04.2014

Рассмотрение органов законодательной власти, структуры и полномочий парламента. Место главы государства в системе исполнительной власти. Определение основных полномочий правительства. Понятие и органы судебной власти. Осуществление судебной власти.

курсовая работа, добавлен 23.04.2016

Государственный аппарат российского государства. Принципы системы органов государственной власти. Принцип разделения властей. Виды органов государственной власти. Правовая ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением.

реферат, добавлен 19.09.2014

Законность как важнейший принцип функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации. Методические рекомендации по проведению проверок в области законности нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти.

дипломная работа, добавлен 17.01.2014

Понятие, виды и признаки классификации органов исполнительной власти. Принципы и организационные основы построения системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. Сущность административной реформы. Полномочия административной комиссии.

контрольная работа, добавлен 07.11.2016

Исследование сущности конституционной системы органов государственной власти в Российской Федерации. Государственный аппарат: понятие и признаки. Правовые принципы организации и деятельности органов судебной, исполнительной и законодательной власти.

реферат, добавлен 26.11.2014

Изучение понятия и принципов функционирования системы органов государственной власти. Описание особенностей структуры органов исполнительной власти в Российской Федерации. Анализ обязанностей и полномочий Президента и Правительства Российской Федерации.

контрольная работа, добавлен 25.10.2015

Понятие, общая характеристика и особенности системы органов исполнительной власти субъектов России. Высшее должностное лицо субъекта и исполнительный орган государственной власти. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов.

контрольная работа, добавлен 18.10.2014

Определение понятия и характеристика органов исполнительной власти. Их классификация, задачи, принципы, права и обязанности, система функционирования. Описание высших и центральных органов исполнительной власти, порядок их формирования и деятельность.

реферат, добавлен 24.05.2014

Сущность и классификация органов исполнительной власти. Место и роль Президента РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов в системе исполнительной власти. Правительство РФ как высший исполнительный орган власти, исполнительные субъекты РФ.

Особо подчеркивается подобное слияние, в пользу Президента, на при-мере изменений в статье 113. Новая формулировка подчёркивает юридическую иерархию в силе нормативно-правовых актов Правительства в отношении Президента. Кроме того, фраза о том, что Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом РФ (за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий) прямо говорит о подотчетности исполнительной власти Президенту.

Проблемы исполнительной власти в современной России

Ещё один отрицательный момент находит свое отражение через связь между федеральным центром и исполнительными органами субъектов РФ. Суть проблемы заключается в неопределенности разделения полномочий. Практика показывает то урезание компетенции власти регионов, то их увеличение. Подобные решения могут быть объективно обоснованы нестабильной ситуацией в стране, однако в случае, когда подобные перестановки происходят перманентно, возникают губительные противоречия, которые бьют как по принципу федерализма, так и по самим субъектам по части самостоятельности. К тому же теряется грань ответственности: довольно трудно определить вину в случае таких динамичных изменений.

Говоря об ответственности, стоит упомянуть этот институт в ключе членов Правительства РФ. Проблема персональной ответственности министров до сих пор остаётся открытой и дискуссионной. Перед кем министр

несет ответ: Председателем, Президентом, Федеральным Собранием? И несёт ли вовсе. Особо актуальна проблема для России, где наблюдаются, например, перестановки кадров в случае, когда министр не справляется с работой.

Вывод по проделанной работе можно сделать следующий: понятие и характеристика исполнительной власти как отдельной ветви государственной власти является достаточно актуальной и менее однозначной, чем может показать на первый взгляд. Ведь множество точек зрения на каверзные вопросы и отдельные положения и сопутствующие проблемы гарантируют почву для объемного количества всевозможных исследований.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

Дом правительства

В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

Исполнительная власть — это.

Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

  1. правительственная;
  2. министерская;
  3. административная;
  4. управленческая.

Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.


Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

Функции исполнительной власти в государстве

Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

  1. Регулятивно-управленческая функция.
    Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
  2. Охрана общественного порядка.
    Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
  3. Обеспечение прав и свобод граждан.
    Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.

Нормотворческая функция.

Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

Флаг

Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.

Оперативно-исполнительная функция.

Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

  1. организационная;
  2. координирующая;
  3. информационно-аналитическая;
  4. контрольно-надзорная;
  5. полицейская;
  6. оказания государственных услуг.

Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

Органы исполнительной власти

Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

Ворона

На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

Включает следующих лиц:

  1. Председателя;
  2. замов Председателя;
  3. федеральных министров.

Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

НаименованиеПримерыОсобенности
МинистерстваМВД, здравоохранения, обороны, культурыОсуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
Федеральные службыФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственностиВыполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
Федеральные агентстваАрхивное, дорожное, связи, водных ресурсовОказывают государственные услуги и управляют госимуществом

Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

  1. комитеты;
  2. департаменты;
  3. главные управления.

Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

Выводы

Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.

Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.

Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.

Целью написания реферата является комплексное исследование теоретических положений, сущность исполнительной власти, а так же ее основные функции.
Задача реферата:
1. Раскрыть и исследовать понятие исполнительной власти и её сущность.
2.Функции исполнительной власти.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат по Политологии.docx

Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Кафедра истории, политологии и культурологии

По дисциплине: Политология

Выполнила: Крицкая Ю.В

Проверила: Бахмацкая Г.В

1.Сущность исполнительной власти……………………………………………………………. .5

2.Основные функции исполнительной власти… …………………………………………..9

3.Исполнительная власть в современной России……… ……………………………….13

Список используемой литературы…………………………………………………… ………….19

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия под-законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Объектом исследования является система исполнительной власти, как одна из ветвей в системе разделения властей.

Предметом исследования является нормативно-правовая база устанавливающая систему исполнительной власти, определяющая её структуру, полномочия, место в системе разделения властей и регулирующая деятельность органов исполнительной власти.

Целью написания реферата является комплексное исследование теоретических положений, сущность исполнительной власти, а так же ее основные функции.

1. Раскрыть и исследовать понятие исполнительной власти и её сущность.

2.Функции исполнительной власти.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Рассмотрев всё разнообразие и сложность этого института не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть исполнительная власть, но и воплощения идей правоведов, философов дает возможность выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции развития исполнительной власти, формирования её органов и взаимодействия с другими ветвями власти в системе разделения властей.

Положения, выносимые на защиту:

1) Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Она не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.

2) Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции.

3) Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти.

4) Исполнительная власть в силу своей зависимости от решений Президента не может считаться полностью самостоятельной.

1.Сущность исполнительной власти

Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций в пределах установленной законом компетенции.

Исполнительная власть строится по определенным принципам:

1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.

3. Принцип разделения и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.

5. Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного устройства.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

- осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

- административное нормотворчество ( подзаконодательное регулирование);

- административное право-применение, осуществляется в двух формах:

- оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

- юрист-дикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

- осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

- непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

- информационное обеспечение органов государственной власти и информационно- аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

- официально представленные государства и выражение его воли при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

- осуществление исполнительно- распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

- возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

- наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

- органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

- органы исполнительной власти контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

- органы исполнительной власти состоят из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми;

- органы исполнительной власти обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Таким образом, можно сделать вывод что, исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются издание правовых актов управления, использование распорядительных и контрольных полномочий, заключение административных договоров, проведение организационных мероприятий. Исполнительная власть может существовать только посредством своих органов, которые образуются и действуют на основании соответствующих законов, положений и нормативных актов.

2.Основные функции исполнительной власти

Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. В них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан представляемый органами исполнительной власти объем государственных полномочий. Следовательно, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед данной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществления, как правило, соответствующими методами.

Читайте также: