Сочинение поравнявшись со скамейкой

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: проанализировать предложенный текст; формирование основных знаний, умений, навыков анализа текста ( выделение темы, проблемы, понимание авторской позиции, комментирование проблемы, заявленной в тексте), подобрать аргументы по данной проблеме, подготовить учащихся к написанию сочинения по прочитанному тексту, развитие навыков, способствующих написанию сочинения; воспитание бережного отношения к языку.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, анализ текста.

Организационный момент. Учащимся раздается исходный текст.

1) В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. 2)Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. 3)Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим. 4)Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. 5)А тут еще пошли болеть дети. (…)

6)Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед. 7)Он ничего не искал, ни на что не надеялся.8) Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного дядюшки. 9)Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи. (…)

10)Кто-то шел по аллее.(…) 11)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

12) - Вы позволите здесь присесть?(…)

13)- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). 13)- Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

14) Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. 15) Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

16) - Подарочки. 17) Знакомым ребятишкам подарочки. 6) А я. а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают. 18)А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел. 19)Подарочки.

20) Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. 21)Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

23) - Подождите. не волнуйтесь! 24)Расскажите мне все по порядку и как можно короче.25) Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

26) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. 27)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. 28) Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. 29)Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. 30) Мерцалов невольно тоже встал.

31) - Едемте! - сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.32)- Едемте скорее. 33)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. 34)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но. поедемте!

35) Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (…) 36)Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне.37) Она даже не подняла головы при его приближении.

38) - Ну, полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. 39)- Вставайте-ка! 40) Покажите мне вашу больную.

41) И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить все, что говорил доктор. 42)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. 43) Немного погодя явился и Мерцалов. 44) На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. 45)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. 46)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

47) - Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку. давайте через два часа по чайной ложке. 48)Это вызовет у малютки отхаркивание. 49)Продолжайте согревающий компресс. 50)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. 51)Это дельный врач и хороший человек.52) Я его сейчас же предупрежу.53) Затем прощайте, господа! 54)Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

55) Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. 56) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

57) Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

58) - Доктор! 59) Доктор, постойте. 60) Скажите мне ваше имя, доктор! 61)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

62) И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора.63)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

64) - Э! Вот еще пустяки выдумали. 65) Возвращайтесь-ка домой скорей!

66) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.

67) В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. 68)На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: "По рецепту профессора Пирогова".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментарии учителя. Вам надо написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. В работе необходимо отразить основную авторскую мысль, выразить свою позицию по отношению к затронутой проблеме, также аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается. Объем сочинения - 150 слов.

- К какому стилю можно отнести данный текст.

- О ком говорится в тексте?

- Почему Мерцалов грубит незнакомцу? ( Герой находится в крайне бедственном положении, он с ужасом осознает, что ничем не может помочь своей семье, а слова незнакомца вызывают раздражение.)

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о терпении и человеколюбии доктора.

- Какие проблемы затронуты в данном отрывке? ( В тексте затронута проблема милосердия, сострадания, истинного и бескорыстного служения доктора людям. )

- Прокомментируйте проблему. ( Кому адресован текст? Как автор текста подходит к решению данной проблемы? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали обращает внимание автор? Как автор относится к своим героям?

- Что вам известно о профессоре Пирогове? (Николай Иванович Пирогов ( 1810-1881) - известный врач, хирург, педагог, занимался лечением людей разных сословий, помогал бескорыстно людям. Н.И. Пирогов заложил основы военно-полевой медицины. До последних своих дней служил людям.)

- Каким предстает в данном отрывке известный врач?

- Почему можно сделать вывод, что доктор готов помочь всем? Найдите в тексте предложения, подтверждающие данное утверждение.

- Сформулируйте основную тему данного текста. ( Бескорыстная помощь врача людям, потерявшим веру и надежду.)

- Найдите в тексте предложения, в которых мы видим отношение героев к доктору.

- Почему доктор вызывает доверие людей, которые ни во что не верят? Подтвердите цитатой из текста.

- Как вы понимаете смысл 54 предложения?

- Сформулируйте позицию автора по одной из проблем текста. (Автор считает, что истинное служение врача заключается в бескорыстной помощи людям. Истинный врач способен залечить душевные раны и вернуть надежду. В мире много равнодушия, и только такие люди, как доктор Пирогов, способны вернуть надежду и оказать помощь тем, кто в ней особо нуждается. )

- Знаете ли вы известных врачей, которые самоотверженно служили людям ? ( Боткин, Бурденко, Сеченов, Склифосовский внесли огромный вклад в развитие русской медицины, благодаря их открытиям каждый день тысячи людей обретают надежду и жизнь .

Конечно, хочется вспомнить А.П. Чехова, известного писателя, а по профессии врача. С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. А.П. Чехова волновало и душевное состояние человека .)

- Согласны ли вы с авторской позицией? Какие аргументы вы можете привести?

- В каких произведениях русских писателей говорится об истинных врачах?

2.В жизни всегда есть место состраданию и милосердию. Порой помощь может прийти от незнакомого человека. В мире есть люди, которые не могут относиться равнодушно к несчастью других.

1. 1) Из предложений 33-34 выпишите все местоимения.

2) Из предложений 54 выпишите все союзы.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите в тексте все предложения с обособленными определениями.

4. Среди предложений 35-41 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.


Задание 6 № 19832

Анализ содержания текста

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему незнакомец не ушёл после "озлобленных криков" Мерцалова и продолжал сидеть вместе с ним на скамейке в саду?"

1) Незакомцу очень хотелось с кем-то поговорить и поделиться своими впечатлениями, вызванными красотой зимней природы.

2) Незнакомец, видя, что Мерцалов находится в отчаянии, решил ему помочь.

3) Незнакомец был глуховат, поэтому не услышал того, что сказал ему Мерцалов.

4) Незнакомец был погружён в свои мысли, поэтому не придал значения словам Мерцалова.

5) Незнакомца не тронули слова Мерцалова.

(1)В этот ужасный год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью, пребывавшую и так в бедности. (2)Сперва заболел он сам, и на его лечение ушли все скудные семейные сбережения. (З)Выздоровев, Мерцалов узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято другим. (4)Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, залог и перезалог вещей, которые были особенно ему дороги. (5)А тут ещё пошли болеть дети. (6)Три месяца тому назад умерла одна дочь, теперь другая лежала в жару и без сознания. (7)Елизавете Ивановне - его жене - приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького сыночка и ходить почти на другой конец города в дом, где она стирала белье.

(8)Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы выпросить хотя бы несколько копеек на лекарство Машутке. (9)С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду, однако все знакомые отговаривались либо праздничными хлопотами, либо неимением лишних денег.

(Ю)Когда мужчина вернулся в сырой подвал, в котором уже более года проживала его семья, минут десять в полной тишине никто не мог произнести ни слова. (11)Вдруг, неожиданно для всех, Мерцалов быстро поднялся с сундука, на лежало грязное бельё и на котором он сидел, решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрёпанную шляпу и хрипло сказал:

— (12)Простым сидением ничем не поможешь - пойду, может быть, милостыню попробую попросить.

(15) Погружённый в свои мысли, он вышел из подвала, стал идти куда глаза глядят и незаметно для себя очутился в городском саду, где, пройдя длинную аллею лип, занесённых снегом, опустился на низкую садовую скамейку.

(16) В это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчётливо раздавшийся в морозном воздухе. (17)Мерцалов увидел небольшого роста старика, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах.

(18)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерца-лова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

— (19)Уважаемый, позволите здесь присесть?

(20)Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки.

— (21)Ночка-то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец. - (22)Морозно. тихо. (23)Что за прелесть - русская зима!

(24)Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— (25)А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец.

(26)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, однако при последних

словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы, так что он резким движением повернулся в сторону старика, раздражавшего его своими словами, и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

— (27)Подарочки. (28)Знакомым ребятишкам подарочки. (29)А у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома умирают. (30)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел. (31)Подарочки.

(32)Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (ЗЗ)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:

— (34)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (35)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

(36) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, рассказал обо всех своих несчастиях.

(37) Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только всё пытливее и пристальнее заглядывал он в его глаза, точно желал проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души.

— (38)Едемте скорее! - сказал незнакомец, увлекая Мерцалова за руку. - (39)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (40)Я, безусловно, ни за что не могу ручаться, но, пожалуйста, поедемте!

(41)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (42)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (43)Мальчишки хлебали пустой борщ, сидя на тех же местах. (44)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.

(45)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. (46)Немного погодя явился и Мерцалов, который на три рубля, полученные от доктора, успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.

(47)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, вырванном им из записной книжки. (48)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

— (49)Вот с этой бумажкой вы идите в аптеку и, когда купите лекарство, давайте малютке его через два часа по чайной ложке. (50)Оно поможет вашей дочери. (51)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

(52)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (53)Мерцалов опомнился только тогда, когда врач был уже в тёмном коридоре, и кинулся вслед за ним со словами:

— (54)Доктор, постойте. (55)Скажите мне ваше имя, доктор! (56)Пусть мои дети будут за вас молиться!

(57)И он водил в воздухе руками, чтобы поймать не видимого в темноте доктора. (58)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос со смущением произнёс:

— (59)Вот ещё чего выдумали! (60)Возвращайтесь скорее к больной дочери!

(61) Когда Мерцалов возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.

(62) В тот же вечер Мерцаловы узнали и фамилию своего неожиданного благодетеля.

(64)После встречи с чудесным доктором точно благодетельный ангел снизошёл в семью Мерцаловых. (65)Всё переменилось. (66)В начале января Мерцалов получил хорошую работу, Машутка встала на ноги, а сыновей удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (67)Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!

(1)В этот ужасный год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью, пребывавшую и так в бедности. (2)Сперва заболел он сам, и на его лечение ушли все скудные семейные сбережения. (З)Выздоровев, Мерцалов узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято другим. (4)Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, залог и перезалог вещей, которые были особенно ему дороги. (5)А тут ещё пошли болеть дети. (6)Три месяца тому назад умерла одна дочь, теперь другая лежала в жару и без сознания. (7)Елизавете Ивановне - его жене - приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького сыночка и ходить почти на другой конец города в дом, где она стирала белье.

(8)Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы выпросить хотя бы несколько копеек на лекарство Машутке. (9)С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду, однако все знакомые отговаривались либо праздничными хлопотами, либо неимением лишних денег.

(Ю)Когда мужчина вернулся в сырой подвал, в котором уже более года проживала его семья, минут десять в полной тишине никто не мог произнести ни слова. (11)Вдруг, неожиданно для всех, Мерцалов быстро поднялся с сундука, на лежало грязное бельё и на котором он сидел, решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрёпанную шляпу и хрипло сказал:

— (12)Простым сидением ничем не поможешь - пойду, может быть, милостыню попробую попросить.

(15) Погружённый в свои мысли, он вышел из подвала, стал идти куда глаза глядят и незаметно для себя очутился в городском саду, где, пройдя длинную аллею лип, занесённых снегом, опустился на низкую садовую скамейку.

(16) В это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчётливо раздавшийся в морозном воздухе. (17)Мерцалов увидел небольшого роста старика, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах.

(18)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерца-лова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

— (19)Уважаемый, позволите здесь присесть?

(20)Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки.

— (21)Ночка-то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец. - (22)Морозно. тихо. (23)Что за прелесть - русская зима!

(24)Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— (25)А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец.

(26)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, однако при последних

словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы, так что он резким движением повернулся в сторону старика, раздражавшего его своими словами, и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

— (27)Подарочки. (28)Знакомым ребятишкам подарочки. (29)А у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома умирают. (30)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел. (31)Подарочки.

(32)Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (ЗЗ)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:

— (34)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (35)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

(36) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, рассказал обо всех своих несчастиях.

(37) Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только всё пытливее и пристальнее заглядывал он в его глаза, точно желал проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души.

— (38)Едемте скорее! - сказал незнакомец, увлекая Мерцалова за руку. - (39)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (40)Я, безусловно, ни за что не могу ручаться, но, пожалуйста, поедемте!

(41)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (42)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (43)Мальчишки хлебали пустой борщ, сидя на тех же местах. (44)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.

(45)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. (46)Немного погодя явился и Мерцалов, который на три рубля, полученные от доктора, успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.

(47)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, вырванном им из записной книжки. (48)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

— (49)Вот с этой бумажкой вы идите в аптеку и, когда купите лекарство, давайте малютке его через два часа по чайной ложке. (50)Оно поможет вашей дочери. (51)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

(52)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (53)Мерцалов опомнился только тогда, когда врач был уже в тёмном коридоре, и кинулся вслед за ним со словами:

— (54)Доктор, постойте. (55)Скажите мне ваше имя, доктор! (56)Пусть мои дети будут за вас молиться!

(57)И он водил в воздухе руками, чтобы поймать не видимого в темноте доктора. (58)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос со смущением произнёс:

— (59)Вот ещё чего выдумали! (60)Возвращайтесь скорее к больной дочери!

(61) Когда Мерцалов возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.

(62) В тот же вечер Мерцаловы узнали и фамилию своего неожиданного благодетеля.

(64)После встречи с чудесным доктором точно благодетельный ангел снизошёл в семью Мерцаловых. (65)Всё переменилось. (66)В начале января Мерцалов получил хорошую работу, Машутка встала на ноги, а сыновей удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (67)Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению 9-2 на ОГЭ по русскому языку Sherolga@mail.ru

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к сочинению 9-2 на ОГЭ по русскому языку Sherolga@mail.ru

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понима.

Критерии оценивания


Разберёмся с критериями С2К1Экзаменуемый далверноеобъяснение содержания фрагм.

Разберёмся с критериями С2К1Экзаменуемый далверноеобъяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет Внимательно прочитайте цитату. Подчеркните ключевые слова. Объясните, как вы поняли фрагмент текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом. С2К2Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате. С2К3Работаэкзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста Продумайтепоследовательность работы, подберите средства связи между частями вашего сочинения. С2К4Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

Напишите сочинение-рассуждение. Какова структура построения сочинения-рассуж.

Напишите сочинение-рассуждение. Какова структура построения сочинения-рассуждения? Тезис−это утверждение, которое требуется доказать. Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

 Композиция сочинения

Шаблоны- подсказки 1 вариант 2вариант 1 абзац Толкование высказыва- ния Смысл.

Текст (1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону.

Текст (1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: (2)— Вы позволите здесь присесть? (3)— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. (4)— Морозно. тихо. (5)Что за прелесть — русская зима! (6)Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. (7)— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец. (8)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9)Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь: (10)— Подарочки. (11) Подарочки. (12)Знакомым ребятишкам подарочки. (13)А я. а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают. (14)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел. (15)Подарочки. (16)Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17)Ста рик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном: (18)— Подождите. не волнуйтесь! (19)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (20)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21)В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерца-лов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. (23)— Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но. поедемте! (26)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. (ЗО)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. (31)Немного погодя явился и Мерцалов. (32)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. (ЗЗ)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал: (35)— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку. давайте через два часа по чайной ложке.

(Зб)Это вызовет у малютки отхаркивание. (37)Продолжайте согревающий компре.

Образец сочинения-рассуждения 9-2. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы и.

Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Просто чудо совершил этот.

С2К3Продумайтепоследовательность работы, подберитесредства связи между частя.

С2К3Продумайтепоследовательность работы, подберитесредства связи между частямивашего сочинения. Чудоммы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком?Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна. Так, в предложениях16-20 автор говорит,что дляМерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям. С2К4Соотнесите вашвывод,которым вы завершаете свои рассуждения, свашим объяснениемсмысла фрагмента. Крометого, святыми мы часто называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайноМерцаловхочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться (предложения 46-49), а Гриша сравнивает доктора с ангелом (предложения 59-60). Итак,А.И. Куприн показывает, чтодобро может творить настоящие чудеса, изменять к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Темы и готовые сочинения 9.2. (30 вариантов) для подготовки к ОГЭ 2020 года.

16. «Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу ж.

Практическая часть. 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы пон.

(1)На маленькой пристани уже набился народ. – (2)Матвей Капитоныч, поторопис.

Определите верный порядок частей сочинения. Вставьте пропущенные средства свя.

Поработайте с критериями! Внимательно прочитайте цитату. Подчеркните ключевые.

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?
1. Семейство Мерцаловых жило в подвале.
2. Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.
3. Доктор Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.
4. Гриша Мерцалов стал банковским служащим.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
2. Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.
3. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.
4. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет.

5. Из предложений 54—58 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

9. Среди предложений 26—30 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Счастье ваше,(1) что вы встретились с врачом. Я,(2) конечно, (3) ни за что не могу ручаться,(4) но. поедемте!

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мерцалов ожидал,(1) что после этих беспорядочных,(2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт,(3) но он ошибся.
Мерцалов опомнился только тогда,(4) когда доктор уже был в коридоре,(5) и кинулся вслед за ним.

13. Среди предложений 30—40 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14. Среди предложений 45—56 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Читайте также: