Сочинение поговорим о бабушках

Обновлено: 04.07.2024

Давайте побеседуем о стариках - о собственных, родных бабушках .
Ох уж эта бабушка! Докучает, считает маленьким, принуждает есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Закутает, когда все во дворе давно голые бегут. А то придёт к школе в дождик и стоит с плащом и с зонтом, позорит только. Ну что делать с таковой бабушкой? И постыдно посещает позже за свою грубость, да сдержаться тяжело. Снутри как словно пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть отрицанья.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надобно прощать. Она-то сколько прощает для тебя? Вытерпеть - это близкий человек. Опекать, оберегать. Пусть она считает тебя маленьким и немощным, ты-то знаешь, что во многом посильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она для тебя жизнь дает . Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем для тебя, и поэтому, что старость - довольно тягостное и грустное время жизни. Всё своё, собственное, у неё сзади - заботы, радости, волнения, интересная жизнь, надежды. И только ты - её единственная забота, её заключительная удовлетворенность, её постоянная тревога, её главной актуальный интерес, её тайная надежда.

А позже, у каждого возраста есть необыкновенности. Вот и у стариков они есть -ворчать, вспоминать прошедшее, учить. Ты же не будешь обижаться на грудного малыша, если он кричит. . Это его возрастная особенность, ему положено орать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и учить.
Для тебя на данный момент тяжело представить себя ветхим, а все-таки попробуй.
(по И. Медведевой)

  • Valerij Obakumov
  • Русский язык
  • 2019-03-10 09:20:05
  • 134
  • 1

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках .
Ох уж эта бабушка! Донимает, считает малюсеньким, принуждает есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Закутает, когда все во дворе издавна голые бегают. А то придёт к школе в дождик и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И постыдно посещает позже за свою грубость, да сдержаться трудно. Снутри как словно пружина сжимается и желает распрямиться, вытолкнуть отрицанья.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надобно прощать. Она-то сколько прощает для тебя? Вытерпеть - это недалёкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя махоньким и немощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она для тебя жизнь отдает . Просто поэтому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем для тебя, и потому, что старость - достаточно тягостное и грустное время жизни. Всё своё, собственное, у неё позади - заботы, радости, волнения, интересная жизнь, надежды. И только ты - её единственная забота, её последняя радость, её неизменная тревога, её главной актуальный энтузиазм, её скрытая надежда.

А потом, у каждого возраста есть необыкновенности. Вот и у стариков они есть -ворчать, вспоминать прошедшее, поучать. Ты же не будешь дуться на грудного младенца, если он горланит. . Это его возрастная необыкновенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и учить.
Тебе на данный момент трудно представить себя старым, а все-таки попробуй.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение сведении о тексте;обогащение речевого этикета учащихся.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе жизнь отдает. А потому что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе. Старость - довольно печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - её единственная забота, её последняя радость, ее постоянная тревога, её тайная надежда.
У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит - это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

Тема: Развитие речи.

Подготовка к изложению

по тексту И.Медведевой

Цель: - повторение сведений о тексте, стилях и типах речи;

формирование навыков работы с текстом, его комплексного

обогащение речевого опыта учащихся;

способствование воспитанию нравственных качеств.

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей.

Строение текста, план, схема.

Организационная часть урока.

Актуализация прежних знаний.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)

^ Благотворительность - творить благо на пользу окружающим;

Милосердие - милый сердцем, отзывчивый, добродушный.

Благотворительность - благотворительная деятельность. Благотворительный - 1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).

- Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)?

Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.

Работа по теме.

1.) Слово учителя.

В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.

А кто это - бабушка? (Мать отца или матери.)

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на казахском языке бабушку называют әже – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

-Любят вас бабушки?

-А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? ( Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам.)

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

Это рассказы о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказах звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий "нарушения душевной связи людей". В развитии и становлении личности писателей тоже большую роль сыграла бабушка.

Сейчас вы напишите сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)

- Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и
близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную
роль.

- Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?

^ Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

^ Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

3.) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.)

Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.)

Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

^ Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели?( Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст?( Публицистический.)

^ Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.

ряд однородных членов;

обратный порядок слов;

предложения связаны между собой параллельной связью;

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема

Вводная часть. 1. Начало разговора. Описание предмета,

3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.

1 абзац. Вступление.

2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

-Как вы думаете, почему? ( Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж. - разговорная речь.)

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

( Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда.

- ^ Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо?

(Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.)

-Кто позорит? - Бабушка.

-Кого позорит? - Внука.

-Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)

( Записываем в план.)

Прощать, терпеть, опекать, беречь.

-^ Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать.

-Какой это тип речи? ( Рассуждение.)

-Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?

4 абзац. Возрастные особенности.

( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

- Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4.) Повторное чтение текста и запись изложения.

^ 4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

5. Итог урока.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи

по русскому языку в 7 классе

Образовательная: формирование навыков работы с текстом (составление плана, анализ текста);

Развивающая: развивать умение определять тип текста и стиль речи, развивать письменную и устную речь учащихся;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своей семье, к ее старшим членам, воспитывать чувство гуманности.

Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. У каждого из вас есть бабушка, а то и две. Поднимите руки, кого есть бабушка? А у кого две, поднимите две руки. А кто такая бабушка? (это мать матери или отца). Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на татарском языке бабушку называют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. Все бабушки любят вас, своих внуков, все в вас души не чают, о чём свидетельствуют фотографии, которые вы принесли к сегодняшнему уроку и которые представлены на нашей фотовыставке. Пока я вешаю фотографии, подберите одноструктурные слова к слову бабушка. А затем эпитеты (художественные определения). (Бабушка – заюшка, солнышко, соловушка, матушка, Ванюшка; родная, добрая, теплая, заботливая). Как видите, все эти слова отражают ласку, теплоту. Само слово бабушка очень теплое. Посмотрите на фотографии. Какие у вас красивые бабушки! В основном фотографии, где бабушки улыбаются.

Мне бы очень хотелось, чтобы во время урока вы вспомнили о своих бабушках, а дома нашли для них ласковые, добрые слова.

Ведь недаром одна из Божиих заповедей гласит:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Текст, который вам предстоит сегодня написать в качестве изложения, принадлежит перу современного автора – И. Медведевой. Сейчас вы услышите его. Подумайте над вопросом, почему перед чтением этого текста я вспомнила об этой заповеди.

3. Работа с текстом

А) чтение текста изложения

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабуш ках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся. (По И. Медведевой.)

Б) беседа по тексту.

- То есть нужно любить и уважать не только родителей и прочих родственников, но и всех старших, кто желает тебе добра, слушаться их добрых советов и наставлений, отвечать добром на добро и относиться к ним так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились потом.

За это Бог и обещает продлить земную жизнь.

И неважно, какой ты веры. Все заповеди создают нравственный закон, нравственные правила.

Наши бабушки любят нас безусловной любовью, т.е. просто за то, что мы есть. Я старше вас, и могу сказать, что чем старше ты становишься, тем таких людей все меньше и меньше. Поэтому бабушка – это наша ценность, которую мы должны беречь.

В) разбор текста

Вернёмся к тексту.

- Только ли свои мысли и чувства выражает автор в тексте. (мысли внука еще, а в общем имеются в виду все внуки). Где мысли внука? (2 абзац).

- Какое отношение по тексту у внука к бабушке? (снисходительное).

- В каком предложении отражается это отношение? (Ох уж это бабушка!)

- Что в поведении и поступках бабушек не устраивает внука? (делает замечания при ребятах; кутает, когда все раздетые ходят; ждёт у школы с зонтиком).

- А каким одним словом можно определить эти поступки бабушки? (забота)

Выходит, раздражает в бабушках то, что они постоянно заботятся о внуках. Но разве забота - это плохо? Чем же тогда продиктовано недовольство? (излишней опекой). А вы считаете, что эта забота излишняя? Я вам скажу так: то, что кажется вам излишней опекой, связано еще и с вашей безопасностью, особенно в наше время. (пример жизненный).

Но даже если бабушка видит в вас только ребёнка и не хочет понять, что вы взрослеете и становитесь самостоятельными людьми, нужно ли обижаться на неё за это? Нет, конечно.

- Какое чувство испытывает внук после того, как, не сдержавшись, нагрубит бабушке? (стыд)

- А как же можно решить проблему, что предлагает делать автор с такими бабушками? (прощать, а именно терпеть, беречь, опекать)

- За что, по мнению автора, надо терпеть бабушку? (она самый близкий тебе человек)

- Почему старость автор называет самым печальным временем жизни? Вы согласны с ним?

- В ком видит бабушка, по мнению автора, радость своей жизни, о ком она постоянно тревожится, кто её тайная надежда и единственная забота. И стоит ли обижаться на бабушку?

Г) работа над стилистическими особенностями текста

- Каким стилем речи написан данный текст? (публицистический)

Давайте докажем это.

- Какова задача автора? (воздействовать на читателя, убедить его)

- Можно ли назвать проблему отношения к старшим актуальной для нашего общества? Почему вы так считаете?

- Можете ли вы сказать, что текст отличается эмоциональностью? (можно).

- Можно ли утверждать, что текст отличает призывность? К чему призывает автор? (беречь бабушку).

- Какие средства выразительности использованы автором в данном тексте? (восклицательные и вопросительные предложения ( Ох уж эта бабушка! , Ну что делать с такой бабушкой?, Знаешь, что делать с бабушкой?, Она-то сколько прощает тебе?), обратный порядок слов (инверсия), расчленение предложения на отдельные части (1. Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только; 2. Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. ) , ряды однородных членов…)

Всё это доказывает, что перед нами какой стиль? (публицистический).

Д) работа над типом текста

Теперь определим, какой тип текста представлен. Как вы считаете, это повествование, описание или рассуждение? (Это рассуждение). Какова цель автора при рассуждении? (Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность). Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде (на доске эта схема):

Давайте, пользуясь этой схемой, составим план текста.

Е) составление плана

- Сколько всего абзацев в тексте?(5)

Итак, у нас получился план, по которому вы сможете написать изложение. Справа у вас записаны слова, с помощью которых вы сможете вспомнить некоторые детали.

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предусматривается проведение наблюдений за тем, как тема высказывания, замысел автора диктуют выбор определенных типов речи. Также текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, поэтому заметное место в анализе текста должно быть отведено обсуждению содержания, его основной мысли, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над данным текстом.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_izlozheniyu.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи.

Подготовка к изложению

по тексту И.Медведевой

Заляева Р.К., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1, г. Арск Арского района Республики Татарстан

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IV четвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предусматривается проведение наблюдений за тем, как тема высказывания, замысел автора диктуют выбор определенных типов речи. Также текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, поэтому заметное место в анализе текста должно быть отведено обсуждению содержания, его основной мысли, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над данным текстом.

Цель: - повторение сведений о тексте, стилях и типах речи;

формирование навыков работы с текстом, его комплексного

  1. обогащение речевого опыта учащихся;
  2. способствование воспитанию нравственных качеств.

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей. Строение текста, план, схема.

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация прежних знаний.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

Ребята, вы знаете, что по указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева 2007 год был объявлен годом милосердия и благотворительности.

- А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)

Благотворительность - творить благо на пользу окружающим;

Милосердие - милый сердцем, отзывчивый, добродушный.

Благотворительность - благотворительная деятельность. Благотворительный - 1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).

- Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)? Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.

1.) Слово учителя.

  1. В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.
  2. А кто это - бабушка? (Мать отца или матери.)

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на татарском языке бабушку называют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

- Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, Когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

3.) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.) Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.) Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели? ( Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст? ( Публицистический.)

Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема

3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.

  1. 1 абзац. Вступление.
  2. 2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

( Записываем в план.)

Прощать, терпеть, опекать, беречь. Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать. Какой это тип речи? ( Рассуждение.) Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?

( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

- Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4.) Повторное чтение текста и запись изложения.

4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)

-Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М: Линка- Пресс, 1994.

Сжатое изложение на тему "Давайте поговорим о бабушках" Срочно до завтра!

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках .

Ох уж эта бабушка!

Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется.

Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах.

Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают.

А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только.

Ну что делать с такой бабушкой?

И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.

Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой?

Она - то сколько прощает тебе?

Терпеть - это близкий человек.

Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты - то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей.

Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни.

Всё своё, личное, у неё позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды.

И только ты - её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности.

Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит.

. Это его возрастная особенность, ему положено кричать.

Не обижайся и на стариков : им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.


Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках .

Ох уж эта бабушка!

Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется.

Ну что делать с такой бабушкой?

И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.

Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой?

Она - то сколько прощает тебе?

Терпеть - это близкий человек.

А потом, у каждого возраста есть особенности.

Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.


Изложените пожалуйста, добавив про свою бабушку Ох уж эта бабушка?

Изложените пожалуйста, добавив про свою бабушку Ох уж эта бабушка!

Надоедает , считает маленьким , заставляет есть , когда уже не хочется.

Во всё вмешивается , делает замечания даже при ребятах.

Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают.

А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком , позорит только.

Ну что делать с такой бабушкой?

И стыдно бывает потом за свою грубость , да сдержаться трудно.

Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой?

Она - то сколько прощает тебе?

Терпеть – это близкий человек.

Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты - то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей.

Нет, не за то, что она тебе жизнь отдаёт.

Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше , чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжёлое и печальное время жизни .

Всё свое, личное , у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности .

Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать .

Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит.

Это его возрастная особенность, ему положено кричать.

Не обижайся и на стариков : им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым , а всё - таки попытайся .


Дорогая бабушка?

Я тебя очень люблю.

Спасибо тебе за всё.

Я хочу, чтобы мы всегда.

Надо продолжить предложение.


Раздели текст на предложении?

Раздели текст на предложении.

Когда я был маленький меня отвезли жить к бабушке у бабушке над столом была полка на полке стоял пароходик я такого никогда не видел он был совсем настоящий только маленький.


Моя бабушка сказала мне : Бабушка сейчас приду, и вытру тебе нос?

Моя бабушка сказала мне : Бабушка сейчас приду, и вытру тебе нос.

А я ей говорю : бабуля ты неправильно мне говоришь, ты должно была сказать : Бабушка сейчас придет, и вытрет тебе нос.

Кто был прав и как правильно склонять?


Написать изложение с элементом сочинения, на тему : Поговорим о бабушках?

Написать изложение с элементом сочинения, на тему : Поговорим о бабушках.


Бабушка связала Васе теплый свитер и сказала : "Вот наступит зима, и пригодится тебе эта?

Бабушка связала Васе теплый свитер и сказала : "Вот наступит зима, и пригодится тебе эта.


Развивай догадку?

Вставь подходящие по смыслу слова.

У бабушки Веры (что сделала).

Пошла бабушка (что делать?

А на встречу ей (что делают?

Она (что сделала?

). по тропинке к реке.

Бабушка (что сделала?


Напишите пожалуйста изложение к этому тексту?

Напишите пожалуйста изложение к этому тексту.

Даю 80 баллов за хорошее изложение Давайте поговорим о стариках, о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка!

Надеется на меня, считает маленьким, заставляет кушать, когда я не хочу, всё время вмешивается в мои дела.

Кутает, когда на улице все бегают раздетыми.

В дождь она стоит у школы в плаще и с зонтом, и ждёт меня.

Позорит только перед ребятами!

И что делать с такой бабушкой?

Вроде и стыдно за грубость, не смог сдержаться.

А внутри меня пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть всё возражение.

Знаешь что надо делать с бабушкой?

Её надо уважать, оберегать, опекать, понимать, терпеть, беречь, а главное любить!

И пусть бабуля считает меня маленьким и беспомощным, но я то знаю, что это не так.

Я понимаю её, просто потому, что бабушке моей осталось жить меньше, чем мне, ведь я здоровей и шустрей.

У бабули всё позади : её личная жизнь, интересные события.

Я - её постоянная забота, основной жизненный интерес, её тайная тревога.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности, вот и у стариков они есть.

Ворчать, ругать, но в то же время всё это ради моего блага.

И потом, ты же не будешь обижаться на грудного младенца!

И я люблю её, нет, не за то, что "она мне жизнь отдаёт", а за всю её заботу, доброту, за заслуги.

Тебе сейчас трудно представить, что ты стар, а всё - таки попытайся.


Ох уж эта бабушка!

Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется.

Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах.

Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают.

А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только.

Ну что делать с такой бабушкой?

И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.

Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой?

Она - то сколько прощает тебе?

Терпеть - это близкий человек.

Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты - то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей.

Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни.

Всё своё, личное, у неё позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды.

И только ты - её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Читайте также: