Сочинение почему медный всадник медный

Обновлено: 27.06.2024

Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение. Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян. После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.

1. Вступление, которое следует поделить на составные части (пункты):

2. Первая часть. Основной лейтмотив здесь – наводнение, его последствия для народа и для Евгения:

  • 2.1. Евгений. Образ жизни, мысли, мечты.
  • 2.2. Выход реки из берегов.
  • 2.3. Трагедия и ее последствия.
  • 3.1. Затишье после наводнения.
  • 3.2. Горе и скитания Евгения по городу.
  • 3.3. Конфликт и преследование.
  • 3.4. Кончина Евгения.

При написании сочинения какие-то из пунктов можно опускать. Если работа будет подробная, в виде итогового сочинения, тогда эти все пункты стоит описать.

Краткое содержание

Петербург во время наводнения

  • Вступление. Автор рассказывает, почему и как Петр I построил славный город. Отвоевав берега у шведов, правитель решил основать стратегически важный портовый город. Он сделал место столицей Российского государства, создал все условия для развития и процветания.
  • Часть I. Петербург во время наводнения (ноябрь 1824 года). Льют дожди, и Нева выходит из берегов. Это откладывает встречу Евгения и Параши, которые живут на разных берегах реки. Евгений переживает из-за этого, он буквально грезит о встрече с возлюбленной. На следующий день река выходит из берегов и сметает все на своем пути. Рушатся дома, тонут люди. Евгений со страхом смотрит на остров, где осталась возлюбленная со своей матерью. Он не знает, остались они в живых, или нет.
  • Часть II. Когда вода отступает, герой нанимает лодку и отправляется на берег, где живет Параша. Он видит, что дом разрушен и понимает: девушка и мать скорее всего утонули, унесенные рекой. Не выдержав удара, Евгений теряет рассудок. Почти год он бродит по улицам, и вот, в начале осени, подходит к памятнику Петру I. Он упрекает правителя за то, что он основал город в опасном месте, что река непредсказуема и по вине царя погибли люди. Внезапно ему кажется, что всадник прогневался и ожил. В страхе он бежал, и всю ночь ему казалось, что правитель на коне преследует его. С тех пор он с опаской проходит мимо памятника. Однажды он находит домик Параши, который отнесло водой от прежнего места. Он остается в домике и умирает в полном одиночестве.

Поэт не скрывает, что правитель был высокомерным самодуром, которого все боялись и которому слепо подчинялись. Никто не смел даже помыслить об осуждении его решений, которые далеко не всегда были правильными.

Петербург также остается пристанищем знати и интеллигенции. А также тех, кто пытался и пытается создать видимость своей принадлежности к аристократическому либо творческому началу. В принципе, время мало что изменило. Простые люди были бессильны что-то изменить, они страдали от Петровых реформ.

Во второй части творения царь предстает только лишь как монумент. Это величественный истукан на высокой скале. Его могучий скакун сделан из бронзы. К слову, Пушкин опередил время в своих измышлениях, ведь в его эпоху памятников царю еще не было. Мало того, поэт достаточно сильно идеализирует образ Петра, считая его чуть ли не полубогом. Впрочем, и в наше время некоторые относятся к представителям власти именно так.

А вот в конце творения Петр вновь ожил и ринулся за Евгением. Достаточно много описаний, указывающих на всю ничтожность простого молодого человека в сравнении с правителем. По крайней мере, он выглядит мелким и жалким.

Уважает Пушкин Петра или критикует? По сути, и то и другое. Царь остается символом русского государства, в котором интересы власти всегда выше потребностей простого люда.


Несчастье невских берегов

Вот факты произведения:

  • Петр I олицетворяет собой власть, державу, ту силу, что действует вразрез с интересами простого люда – и, мало того, никогда его не поймет, никогда не войдет в его положение.
  • Евгений, простой человек с разбитыми надеждами, словно противопоставляет ему и олицетворяет народное горе, сожаление, боль потерь и напрасные мечты о счастье.
  • Говоря о царе в начале творения, Пушкин представляет его реформатором, личностью оставившей след в истории.
  • Однако, избирая место, где будет построена столица, царь скорее помышлял о собственном богатстве и могуществе государства, но никак не о том, чтобы простому народу жилось лучше.
  • Именно поэтому город остался для простого люда чужим. Как бы ни был он прекрасен, какой бы величественной не была Нева.

Впрочем, сама река противилась его идеям. Именно так поэтом расцениваются наводнения, которые случались достаточно часто.

История создания

В Болдинском поместье.

Пушкин прислушивался к мнению людей, долго собирал информацию. Итогом его наблюдений стало написание поэмы. Она была готова в 1833 г, и завершила болдинский расцвет творчества поэта. Одна из основных тем, раскрытая Пушкиным в поэме, — образ маленького человека. Автор размышляет об огромной государственной махине и ее столкновением с интересами обычных людей.

Название отражает основную мысль произведения. Известно, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Однако автор выбрал такое название применительно не к скульптуре, а к мощной государственной машине. Ей безразличны трагедии маленьких людей, страдающих от произвола власти.

Увы, подобный конфликт не имеет продолжения, поскольку трагедии маленьких людей ничто для системы. Это и пытается донести автор в своем произведении. Пушкин дает положительную характеристику Петра I как дальновидного и решительного стратега. О его действиях можно судить по-разному, в том числе — обвинять в тирании по отношению к простым людям. Однако оправдывать такие действия поэт не готов.

Кроме того, он поднимает вопрос, как быть, если личное мнение отличается от общественного и государственного.

Но личная жизнь, о которой так мечтал герой, и бытие государства представлены двумя разными мирами, имеющими свои законы. Для достижения консенсуса стоит найти точки соприкосновения, а это очень сложно.

Пушкин выступает философом. На примере героев он показывает, что конфликт между государством и маленькими людьми будет существовать столько, сколько будет существовать этот мир. И ни больше, ни меньше. Соответственно, в таких бунтах нет смысла – они ничего не изменят. В этом и заключаются проблема и трагедия – что-то менять необходимо, только вот все старания бесполезны.

СПАДИЛО.РУ

История создания и публикации

Поэма была опубликована уже после смерти Пушкина в 1837 г. со значительными искажениями авторского текста, сделанными в угоду цензуре Жуковским.


Смысл названия

Медный Всадник — установленный на гранитной скале бронзовый памятник Петру Великому в Петербурге работы скульптора Э.-М. Фальконе (1782 г.). По столице ходило множество легенд, связанных с памятником. В частности, ему приписывалась возможность оживать или превращаться в призрак.

Монумент символизировал собой преемственность и непоколебимость самодержавной власти, верность заветам Петра Великого.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — столкновение человечности и государственности.

В поэме фантастическим образом сталкиваются два героя: Петр I, дух которого продолжает жить в Медном Всаднике, и скромный чиновник из обедневшего дворянского рода Евгений. Впервые временные границы стираются под воздействием реального происшествия — петербургского наводнения 1824 г. После этого события Евгений сходит с ума, в его воспаленном сознании Медный Всадник оживает.

Проблематика

В образе Евгения нередко видят намек Пушкина на восстание декабристов, либо пророческое предсказание будущей революции.

Фамилии героя писатель не указывает. По его словам, юноша принадлежит к некоему боярскому роду, что впоследствии обеднел. Зарплату герой получает мизерную и экономит практически на всем. Он снимает небольшую комнату, в которой тесно даже одному. Но, тем не менее, мечтает иметь семью.

После утраты любимой он очень страдает, близок к помешательству. Это говорит не только о большой любви, но и об эмоциональности, ранимости, слабой психике. Евгений превращается в человека глубоко несчастного, одинокого, лишенного мечты и стимулов для дальнейшей жизни.

Евгений и Медный всадник

Медный всадник

И тут Евгению почудилось, что ожил Медный всадник, рассердился на него. В страхе, что его преследует грозный властелин, всю ночь убегал несчастный от своих видений.

Петербург в творении представляется великим, как и его основатель. Но А.С.Пушкин старается показать не только внешнее, но и духовное величие этого поселения. Нева, а точнее, перемены ее настроения и состояния, прекрасно показывают атмосферу жизни городских жителей.

Главные герои

Евгений

Медный всадник

Пушкин представляет историческую поэму, написанную четырехстопным ямбом. Относительно конструкции, она подразумевает вступление в лирическом ключе, которое может рассматриваться и отдельно, а также две части, связанные общим сюжетом. Эпилог не явный, можно расценивать в его качестве последние строки.

Направлением можно считать реализм. Автор умело оперирует историческими фактами. Причем достаточно достоверными, реалистично изображает Петра.

Неразрешимый конфликт простого человека и могучей державы начинается сразу же после введения Евгения в произведение. Пушкин осуждает тот факт, что данное противоборство базируется на зле и считает, что только любовь могла бы примирить эти два полюса.

Однако данный путь также спорен. Ведь данная проблема всегда будет иметь место. Власть не обращает внимания на горести и тяжесть народной жизни, а правит, в первую очередь, отстаивая собственные интересы.

Соответственно, старый как мир конфликт, делает произведение актуальным. Увы, никаких стопроцентных путей к исправлению ситуации нет. Проблема так и остается открытой. Мало того, позиция Пушкина достаточно двойственная – он соблюдает нейтралитет, при этом то поощряя, то осуждая царя, то жалея Евгения, то вовсе забывая о нем.

Человек не может жить без надежды. Физиологические функции могут и не прекратиться, но вот душа будет пуста и никогда не сможет обрести покой. Мучения от утраты смысла жизни, а также любимого человека, прекрасно показаны Пушкиным на примере Евгения. Молодой человек мечтает о тихой и спокойной семейной жизни, о любви, о детях – но стихия лишает его всего этого.

Парень в отчаянии. Он теряется в этом мире, не понимая, как жить дальше. Будущее представляется ему размытым, он словно не может отличить страшный сон от реальности. Потом горе сменяется гневом, который он пытается излить на монумент Петра. Тем не менее, проблема не исчезает. А горе и безысходность губят героя, лишают его жизни.

Духовное перерождение Евгения


Впервые он думает не о себе, а проявляет духовную заботу о возлюбленной. Евгения заботит, уцелеет ли ветхий домик, в котором живут Параша с матерью. Поэтому, едва стихия успокаивается, чиновник спешит к тому месту, где находилось жилище его невесты, но здесь его ожидают глубокое разочарование и душевное потрясение.

История одного шедевра

Медный всадник? Почему медный?

Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так 50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит его за 8 лет.

Екатерина думала установить памятник великому основателю Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало трений.

Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра. Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.

С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще, когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе, приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.

Массивный гранит доставляли до места почти год. Его первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.

Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778 г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.

В этом грандиозном памятнике поэт видел скрытый смысл. Прежде всего, медный всадник – это символ великих достижений. В начале поэмы представляется царь, которым гордится вся Россия. Пётр I мечтает изменить своё государство, довести его до мирового уровня. Для этого он проводит реформы, развивает науки, укрепляет армию, открывает промышленные предприятия и занимается образованием русского народа. Кроме того, он планирует построить великий город, которым будет восторгаться вся Европа. Время правления Петра I – великая эпоха в истории Российского государства.

Однако вскоре первое впечатление проходит, и ему на смену приходят другие чувства. В словах автора появляется тревожная интонация по мере развития сюжета. Постепенно Пётр I превращается в каменное бездушное изваяние, которое внушает ужас всем окружающим. Таким образом, проявляется переосмысление автором всех деяний великого царя. Петровские преобразования принесли не только пользу России, они причинили много страданий её народу. С этой точки зрения, великий царь превращается в жестокого самодержца, идущего по головам простых людей. Не случайно, медный всадник преследует главного героя, наводя на него ужас громким стуком ударяющихся копыт об мостовую.

Сошедший с постамента всадник уже не символизирует славу, свершения и величие. Этот царь – властолюбец, диктатор, тиран, которому безразлична судьба отдельных представителей народа. Именно его Евгений считает виновником разбушевавшейся природной стихии, забравшей самое дорогое, что у него было.

Главный герой был мелким чиновником, который стремился зарабатывать ровно столько, сколько было необходимо для размеренного существования. У него была невеста – простая девушка по имени Параша, и все его мечты сводились только к созданию дружной и крепкой семьи. Но этому не суждено было сбыться. Наводнение 1824 года унесло жизнь девушки, а её жениху чудом удалось спастись. Во время наводнения он сидел за спиной медного всадника, и смотрел в ту же сторону, что и он. Однако взгляд Петра уходит сквозь века, а Евгений смотрит туда, где находится дом его возлюбленной, объятый в это время разбушевавшейся стихией. И в этом сравнении главного героя с медным царём и заключается их главное отличие, у Евгения есть то, чего лишён памятник – сердце и душа. Он способен испытывать чувства: мечтать, страдать, мучиться, переживать за судьбу другого человека.

А.С. Пушкин признаёт значение деятельности Петра I для России, но он не слепо его возвеличивает, а пытается дать объективную оценку его правлению. Начинания царя-реформатора имели различные последствия. Образ медного всадника – это не только памятник великим свершениям Петра, но и многочисленным жертвам, лишениям и страданиям простого народа. Это образ царя, который оставил Россию. Он застыл, исчез, и больше ничего не может сделать для своего государства.

Данное произведение Пушкина можно ассоциировать как памятник Петру Первому. Поэма написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году. К огромной печали произведение увидело свет только после смерти великого поэта из-за запрета власти. Есть предположение, что эта поэма могла быть лишь стартом объемного произведения Александра Пушкина. Но это не является достоверным фактом.

Также в сравнении с другими произведениями Александра Сергеевича Пушкина здесь использована игра на эмоциях. Слова, которые используются для вызова различных впечатлений читателя – они оказывают помощь в понимании читателем несчастий главных героев.

Лично я не разделяю решения Петра построить город на болоте. Он думал только о славе государства, а о судьбе простых людей забывал.

Главным героем является молодой человек по имени Евгений. Он является чиновником, который желает только вести размеренное существование. Его невестой является самая простая девушка, которая зовется Парашей. Но счастью не удается произойти. Наводнение 1824 года уносит жизнь Параши, а жених спасается, сидя на статуе льва. Молодой человек печалится до безумства, которое вызвано тем, что он осознает, что не властен над стихийными бедствиями и природой Питера. Он производит гнев на Петра Первого. Это приводит к тому, что у героя начинаются галлюцинации. Статуя всадника преследует его по городу. Евгений умирает из-за психических проблем.

В книге имеется две истины: с точки зрения колокольни простого человека и государственного.

Мне понравилось данное произведение.

Отзыв 2

В своем произведении русский поэт показывает последствия деятельности великого Петра I. С личностью этого человека связаны многие реформы в жизни русского общества. Имя Петра I вошло в историю развития государства российского. Он очень многое сделал для процветания и усиления авторитета России. Однако были в его политике и ошибки. Да кто без них обходится!

Поэма изображает судьбу мелкого чиновника Евгения. Автор не дает подробного описания внешности героя, не описывает его деятельности, даже не сообщает его фамилии. Думаю, Пушкин делает это преднамеренно. Таким приемом он подчеркивает простоту и обыденность образа Евгения. Он рядовой горожанин, каких в городе на Неве многие тысячи. Изображается судьба простого человека, испытавшего всю несправедливость авторитарной системы, на которой было основано русское общество времен Петра I.

Евгению пришлось испытать на себе всю мощь власти, чьи дела и идеи не всегда были на пользу отдельно взятой личности. За глобальными проектами не всегда учитывались чаяния маленького человека, узнаваемого в образе Евгения.

На страницах поэмы изображено страшное наводнение 1824 года. Оно, словно громадный ком горя, прокатилось по улицам спящего города. Евгений потерял свою невесту, жившую с матерью в маленьком домике на берегу. Трагизм его положения становится очевиден тогда, когда он сходит с ума от горя. Евгений идет к памятнику, воздвигнутому в честь Петра I, и грозит ему кулаком. Казалось бы, безобидная сцена. Однако этот жест сумасшедшего героя можно расценивать как протест простого народа против бесчеловечных решений.

Следующая сцена показывает несокрушимость силы власти, которой Евгений не может противостоять. Не случайно поэма заканчивается смертью Евгения, за которым гонится всадник на медном коне.

Валерий Брюсов — Медный Всадник

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

В каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства

Подумайте, в каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства и что сбли­жает эти произведения с рассказом Солженицына?

Здесь искали:

  • приведите примеры из литературы фильмов рассказов как человек противостоял стихиям благодаря психической подъготовлености
  • произведения отечественной литературы где показано столкновение личности и власти

Образ Евгения в произведении дан довольно расплывчато, почти никакой информации о молодом человеке мы не знаем. Однако небольшое описание его жизни и положения в обществе все же есть. Фамилия Евгения не указана, но известно, что он живет в Петербурге и происходит от знатного боярского рода. Правда, это не помогло ему найти хорошую работу на основании своей родословной. Евгений служит мелким чиновником, поэтому у него не слишком высокий заработок. Этот факт не мешает ему быть трудолюбивым и исполнительным по отношению к своим обязанностям.

Своего жилья у Евгения нет, поэтому он вынужден снимать комнату в одном из районов Петербурга — Коломне. Денег ему едва хватает на оплату аренды, а о большем и говорить не приходится. У главного героя все же есть одна мечта, связанная с его любимой девушкой, Парашей. Он хочет жениться на ней, создать крепкую семью, завести детей. Евгения не останавливает осознание того, что и у него, и у его возлюбленной не так много денежных средств. Он продолжает усердно работать, но одно несчастье вмиг разрушает все его планы на безоблачную жизнь со своей будущей семьей. Потоп уносит с собой единственного дорогого ему человека, Парашу. Эта ситуация выбивает Евгения из колеи, он больше не способен жить, как прежде. Обезумев от горя, он скитается по Петербургу, так как родной дом теперь не сможет унять душевную боль, поселившуюся в его сердце.

Найдя памятник Петру Первому, Евгений начинает бранить его (самого императора), обвиняя в гибели своей девушки и ее матери. В один миг главному герою начинает казаться, что памятник оживает и сам Петр на коне гонится за ним всю ночь. В данной ситуации сказываются тревога и стресс, накопленные вследствие тяжелого эмоционального потрясения, перенесенного героем совсем недавно.

Автор: Анастасия Кутковецкая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нева вздувалась и ревела,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.

Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.

Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной…

Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось, … что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось … Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто Простерши руку к вышине,

За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне …

С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.

Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.

Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.

Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!

И когда Евгений осмеливается упрекать самодержавного властелина в деспотизме, Пушкин наглядно указывает на всю дерзость подобного поступка и заставляет Евгения сознать свою вину: Евгений, несмотря на свою недалекость и ограниченность, чувствует, что позволил себе нечто ужасное, и сам себе выносит приговор.

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих поли. [3]
Петр не произносит ни слова, он только думает свои думы, – и вот, словно чудом, возникает

юный град,
Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блат.
Пушкин усиливает впечатление чудесного, делая ряд параллелей того, что было и что стало:

Высшей силы это обожествление Петра достигает в тех стихах, где Пушкин, забыв на время своего Евгения, сам задумывается над смыслом подвига, совершенного Петром:

Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши временаОно, быть может, и блистало…
Не довольствуясь тем, Пушкин постарался совершенно обезличить своего героя. В ранних редакциях повести Евгений – еще довольно живое лицо. Пушкин говорит определенно и подробно и о его житейском положении, и о его душевной жизни, и о его внешнем облике. Вот несколько таких набросков:

Характерно также, что первоначальный герой повести представлялся Пушкину лицом гораздо более значительным, нежели позднейший Евгений. Одно время Пушкин думал даже сделать из него если не поэта, то человека, как-то интересующегося литературой. В черновых набросках читаем:

Мой чиновник
Был сочинитель и любовник,Как все, он вел себя не строго,Как мы, писал стихами много.
Вместо этого, в окончательной редакции, Пушкин заставляет Евгения мечтать:

Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег…
Где уже думать о сочинительстве человеку, который сам сознается, что ему недостает ума!

Вошел в свой мирный кабинет. –

Вошел и отпер свой чердак.

Вздохнув, он осмотрел чулан,
Постелю, пыльный чемодан.И стол, бумагами покрытый,И шкап, со всем его добром;Нашел в порядке все: потом,Дымком своей сигары сытый,Разделся сам и лег в постель,Под заслуженную шинель.
Ото всех этих сведений в окончательной редакции сохранилось только глухое упоминание:

Живет в Коломне… –

да два сухих стиха:

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Даже в перебеленной рукописи, представленной на цензуру государю, оставалось еще подробное описание мечтаний Евгения, вводившее читателя в его внутренний мир и в его личную жизнь:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Две части повести изображают два мятежа против самовластия: мятеж стихий и мятеж человека.

Описывая наводнение, Пушкин сравнивает его то с военными действиями, то с нападением разбойников:

И обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,Над возмущенною Невою,Стоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.
В первоначальном наброске этого места у Пушкина было:

…насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,Нева обратно повлеклась,Своим любуясь возмущеньемИ покидая с небреженьемСвою добычу…(Так) грабежом отягощенны,Боясь погони, утомленны,Спешат разбойники домой,Добычу по пути роняя.
Всего через день уже исчезли следы недавнего мятежа:

Но бедный, бедный мой Евгений! [11]

Кумир на бронзовом коне.

Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту:

Читайте также: