Сочинение по воображению 6 класс быстрова

Обновлено: 30.06.2024

Помочь шестиклассникам уверенно ориентироваться даже в самых сложных темах и заданиях по русскому языку поможет грамотно организованная подготовка. Необязательно прибегать к дорогостоящей, доступной не всем, репетиторской помощи. Эффективно организовать работу позволят гдз по русскому за 6 класс Быстрова - при условии их регулярного применения. Желательно использовать сборник ежедневно, тратя на подготовку минимум один час в день. Не расслабляясь, не допуская долгосрочных, превышающих подряд 15 дней перерывов в работе, школьники уже довольно скоро смогут достичь видимых успехов, убедиться в результативности такого подхода.

Приоритетные группы пользователей онлайн помощников

Среди тех, кто считает, что отличные решения по русскому для 6 класса Быстрова позволят им грамотно подготовиться или реализовать другие их задачи и цели:

  • шестиклассники, участвующие в научных и конкурсных программах по дисциплине. Особенно в том случае, если в классе они изучают этот предмет по другим учебным пособиям и программам. Такая подготовка позволит им расширить область своих познаний, изучить более широкий круг вопросов и иметь преимущество перед другими конкурсантами;
  • часто пропускающие по уважительным причинам уроки подростки. При помощи сборника они смогут качественно подготовиться к ответу на уроке, контрольной, диктанту, изложению, проверочной и т. п. и получить высокий балл на занятиях;
  • переведенные на дистанционное образование, перешедшие на семейную/домашнюю форму обучения дети. Для них ресурс станет альтернативой, дополнением к учительскому объяснению, позволит грамотно разобрать даже самые сложные вопросы курса;
  • педагоги-предметники, планирующие быструю проверку большого числа ученических работ в условиях повышенной занятости другими рабочими делами. Площадка поможет им достичь их целей без риска качества результатом;
  • родители шестиклассников, проверяющие уроки у своего ребенка и не желающие вникать глубоко в программу курса по предмету.

Среди пользователей еуроки ГДЗ доля родителей и преподавателей неукоснительно растет, хотя еще немало и тех, кто настороженно относится к этим материалам. Но плюсы справочных материалов очевидны многим:

  • они доступны для всех без исключения, в постоянном круглосуточном режиме;
  • ответы и алгоритм их получения понятны и просты, соответствуют требованиям Стандартов, в том числе - к оформлению работы;
  • для того, чтобы получить и применить решение, понадобится минимум времени;
  • занятия по решебникам экономически выгодны, это реальная экономия на курсах и репетиторах.

Взяв за основу сборник онлайн решений по русскому, пользователи смогут решить все поставленные перед собой задачи уверенно и оперативно. Это важно и для школьников, и для взрослых, что и объясняет возрастающую популярность и востребованность ресурса.

Наш урок посвящается французскому композитору, пианисту и дирижёру Камилю Сен-Сансу.

Родился он 9 октября в 1835 году в Париже. Вошёл в историю не только как музыкант, но и как педагог. Был автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, рисовал карикатуры. Его познания в физике, археологии и истории не уступали эрудиции иных учёных. Сен - Санс родился в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей). Яркое музыкальное дарование у композитора появилось в соль раннем детстве, что составило ему славу второго Моцарта. С трёх лет он уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять музыку, с 10 выступал как пианист. В 1848 году поступил в Парижскую консерваторию, по окончании которой он уже становится зрелым музыкантом, автором многих сочинений. Сен - Санс работал в различных соборах Парижа, много гастролировал. Неоднократно посещал Россию. Он был дружен со многими русскими музыкантами. Среди его произведений особой популярностью пользуются опера "Самсон и Далила", Симфоническая поэма "Пляска смерти", зоологическая фантазия "Карнавал животных". До конца своих дней, композитор жил полнокровной творческой жизнью. Умер в Алжире, возрасте 85 лет, 16 декабря 1921 года. Похоронен в Париже.

- Какие ассоциации возникают у вас при слове ЛЕБЕДЬ?

- в русском фольклоре лебедь был символом чистоты, красоты и верности. Неслучайно в свадебных народных песнях невесту называли лебёдушкой.

-Лебедь - символ возрождения, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя.

- В мифологии разных народов достаточно широко отражена связь лебедей с солнцем.

- В "Слове о полку Игореве" с девой-лебедью сравнивается обида, растущая в русских войсках. Она плещет своими белыми крылами на синем море у Дона, там, где томится в плену Игорь: "Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону; плещучи, упуди жирня времена".

- С образом лебедя связаны два устойчивых выражения. Одно из них - ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ. Знаете ли его значение?

литературный образ - умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик ("лебединая песня") и мертвый, низвергается в воду.

Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии ("Лебедь" Р. Державина, "Царскосельский лебедь" В. А. Жуковского). Песня умирающего лебедя - это песня поэта, а его белизна - искренность. Знаменитая "лебединая песня" - обозначение последнего значительного творения выдающихся людей.

Это понятие восходит к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.

В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.

- слушаем пьесу "Лебедь" из зоологической сюиты "Карнавал животных". Ваша задача - попытаться увидеть то, что видел, чувствовал автор, создавая эту прекрасную мелодию.

- Попытайтесь словами описать свои впечатления. Какую картину вы мысленно представили?

- Составьте описательные обороты к слову ЛЕБЕДЬ, чтобы избежать повторов. В этом вам помогут листы с выписками из словаря эпитетов.

Величественная, царственная птицаВеличавая гордая птицаБелоснежное диво Прекрасное белоснежное создание - Все ли определения будут однородными?

- К какому роду относится Существительное ЛЕБЕДЬ? Ведь вам нужно согласовать прилагательные и глаголы в роде, числе.

Мужской род, в народно-поэтической традиции - женский род

- Подберите однокоренные слова.

(лебёдушка, лебединый, лебяжий)

- Что во внешнем облике этой птицы сразу бросается в глаза?

- Опишите её, подобрав эпитеты, ведь сочинение будет создаваться в художественном стиле. Выписки из словаря эпитетов русского языка и словаря синонимов помогут найти нужные слова.

Длинная, изящная, гибкая, изогнутая

4. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ НА ТЕМУ "СЛУШАЯ ПЬЕСУ К.СЕН-САНСА "ЛЕБЕДЬ".

2.Описание лебедя, окружающей его природы, неба.

3.Мои впечатления от музыки и картин природы.

5. ЧТЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ

"Слушая "Лебедь" К. Сен-Санса", я представил такую сказочную картину. Белоснежная лебёдушка прилетела на одинокое чистое озеро. Она скучает. Грустно склонила она к прозрачной воде свою изящную длинную шейку. Но водяное зеркало отразило только её саму и белоснежные, как она сама, облака.

Под тобою - глубь немая,Без привета, без ответа,Но скользишь ты, утопаяВ бездне воздуха и света.К.Бальмонт

Но вдруг бездонное голубое небо затуманилось: это спускается на воду гордая величественная птица. Царственно прекрасный лебедь величаво приближается к одинокой птице, и лебёдушка легко поднимается к нему навстречу. Лебеди начинают красиво и изящно кружиться над лесным озером. Хрустальное озеро отражает каждое движение этого волшебного танца. Белоснежные лебеди больше никогда не расстанутся. Прекрасной лебёдушке не придётся больше грустить в одиночестве.

Вот лебеди медленно удаляются в небесную глубь и растворяются в ней. Наверное, они будут прилетать сюда снова и снова, ведь это озеро стало местом их первой встречи. И опять повторится их чудесный танец в певучей и бездонной тишине:

Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. "Подготовка к сочинению-описанию "Метель"

Орлова Диана Валериановна, учитель русского языка и литературыРазделы: Русский язык

- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями;

- воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.

- Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.

- Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении? (Ребята высказываются.)

II. Работа с текстами.

- Вы угадали, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели! (Тема урока записывается в тетрадях.)

- Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути.

- Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)

Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

- Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются! Докажите это! (Пушкин рисует сильную метель.)

- Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют олицетворение, сравнение, отмечают эпитеты; приводят примеры, комментируют.)

Мгла* - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).

Околица* - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

- Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина.

- Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).

- Какое же настроение создает у нас пушкинское описание? (Когда читаешь пушкинские строки, охватывает страх, появляется волнение. Иногда человек не может противостоять снежной стихии.)

III. Введение нового понятия.

- Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.

ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в .

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сочинение на тему “Подслушанный разговор”- это ученическое сочинение на своб.

Сочинение на тему “Подслушанный разговор”- это ученическое сочинение на свободную тему. Вообразив, что книги разговаривают, девочка воспроизвела подслушанный разговор в сочинении. Оно включает в себя: -диалог; -прямую речь. С их помощью передаётся чужая речь.

Подслушанный разговор Однажды после шестого урока я пришла в библиотеку и за.

Подслушанный разговор Однажды после шестого урока я пришла в библиотеку и заснула. Мне приснился чудесный и необыкновенный сон: будто книги ожили и заговорили человеческими голосами. Я услышала голоса разных книг. Вот маленькая тонкая книжка спрыгнула с полки и жалобным голосом сказала: - Вчера меня какой-то мальчик взял домой и облил чаем, и теперь у меня все страницы желтые. - А я всегда чистая и белая, потому что меня домой брать нельзя, - похвалилась энциклопедия. - А неделю назад двое драчунов дрались, и у меня выпадают два листа, - сказала другая книжка и, спрыгнув, раскрылась. Из нее вылетело несколько листиков.

Жалобы посыпались со всех сторон, и вскоре в библиотеке стоял шум и гам. Я в.

Рассказ старого учебника или История старого учебника Однажды я сидел в школ.

Рассказ старого учебника или История старого учебника Однажды я сидел в школьной библиотеке. Мне показалось, что корешки книг на одной из полок зашевелились. Как будто книги разговаривали друг с другом. Я представил, о чем могла идти речь. Вот что рассказывал старый учебник новенькому: - Я был напечатан тридцать лет назад и многое повидал. Всю жизнь я преподавал детям физику, которую знаю отлично. Ведь меня написали академики! Каждый год меня выдавали новому ученику и он писал в моем формуляре свою фамилию. Этих фамилий уже в три раза больше, чем вмещал формуляр. - С тобой хорошо обращались? - спросил новый учебник.

- Поначалу обращались аккуратно. Но потом кто-то порвал страничку, кто-то заг.

- Поначалу обращались аккуратно. Но потом кто-то порвал страничку, кто-то загнул уголок. Я потерял вид нового. На мне стали рисовать рожицы, карикатуры на учителей, переписываться. Чего только там не было: и обсуждения подруг, и признания в любви с сердечками. Я относился к этому терпимо. Только очень не любил, когда ручкой разрисовывали портреты ученых, людей достойных. - А почему ты теперь стоишь на полке? - Три года назад мне попался плохой хозяин Димка. Он швырял меня на пол, пинал ногой и рисовал на страницах гадости. В конце года учителя сказали, что я испорчен. Я испугался, что теперь меня выбросят

- И чем все закончилось? - Родителям Димы пришлось заплатить за меня. Был ска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать.

К.Д. Ушинский считал развитие речи главным, центральным занятием, вокруг которого группируются все другие виды занятий по русскому языку.

Учителя русского языка, готовясь к урокам развития речи, ставит перед собой задачи: научить детей правильно и грамотно говорить, сочетать слова и использовать их в речи, логически строить высказывание, связно излагать мысли, постоянно пополнять словарный запас, строить текст так, чтобы все факты и выразительные средства соответствовали основному замыслу высказывания.

Постепенно ученики осознают задачи, поставленные учителем, и стараются совершенствовать свою речь. Но для того, чтобы построить собственный текст, надо уметь воспринимать и оценивать действительность: наблюдать, выделять главное, сформировать своё отношение и мнение.

В начальной школе дети работают при составлении собственного высказывания по определенному плану, предположительному учителем, участвуют в беседе, которая помогает им последовательно, логически, отвечая на вопросы, строить сначала устный, а затем письменный текст. Это и наблюдение за природой, и оценка действий одноклассников или героев изучаемых произведений, и случаев из собственной жизни. В этой работе учителя с учеником появляется понятие содержания работы, язык сочинения,

Формируются умения строить, создавать текст.

Потом эта работа продолжается в средних и старших классах, где ученики, имея начальный опыт, уже сами отбирают языковой материал, подбирают художественные средства, строят текст соответственно формулировки темы.

Но сейчас речь пойдет о другом виде сочинений. Они будут строиться не по чётко регламентируемому плану построения, а по ассоциативному восприятию окружающего мира, по чувствам и понятиям, которые ощущает каждый по-своему.

В этом году в программе 6-го класса появился новый вид работ по развитию речи – сочинения по воображению. Дети – больше выдумщики, они воспринимают мир таким, какой он есть: что-то замечают, чего-то не видят, чему-то подражают. Сочиняя, предположим, сказку, они все равно ориентируются на свой жизненный опыт знакомства с теми волшебными произведениями, которые им уже знакомы. А этот вид работы должен помочь им познать, почувствовать, ощутить, предположить то, чего они еще не знали.

Много лет работая над совершенствованием развития речи учащихся, я практиковала написание сочинений по воображению, по ощущению, по ассоциативным восприятиям.

Потом в средних классах я предлагала детям другие понятия, которые заставляли их задуматься, поэтому такая работа строилась по следующему плану:

даётся понятие, записывается на доске;

ученики называют те предметы, которые ассоциируются с этим понятием;

потом лишние слова, которые не подходят для составления устного или письменного высказывания, вычёркиваются;

по оставшимся понятиям выстраивается логическая линия последовательности, по которой можно составить план к сочинению или высказыванию;

к данным словам подбираются выразительные средства, составляются словосочетания, составляют план.

Так пошагово учащиеся строят текст, делят его на части, пополняют новыми понятиями и создают только своё, прочувствованное, осознанное, не похожее ни на что другое. Идет процесс не только построения текста, идет развитие логического мышления, стимулирующего развитие определенных способностей: умственных, творческих, языковых, наблюдательных, ощутительных.

На доске или в тетради это будет выглядеть так:

после вычеркивания лишних слов: (рис. 2)

книга – 1. интересная

3. читаю по совету учителя

4. знакомство с автором

5. радость от встречи с героем

6. познание нового

7. из библиотеки

очень интересная книга, книга о приключениях Робинзона Крузо, прочитать посоветовал учитель, пошёл за книгой в библиотеку, узнал об авторе, знакомство с героем и его приключениями, радость от встречи с интересной книгой и героем.

построение плана, разделение текста на композиционные части, подбор художественных средств.

Так работая, ученик сам проходит через все этапы творческого понимания и осознания своей работы. Он - творец! Он радуется тому, что эта, пусть и небольшая, работа создана им.

Есть, например, ещё один вид ассоциативных сочинений - это "вхождение в объект". В детстве каждый ребёнок представляет себя кем-то: девочки - принцессами, мальчики - рыцарями. Да, это игра, но она воспитывает детей, помогает им ощутить себя в новой роли, делает их другими, чем они есть в жизни.

А я ставлю другую цель на таких уроках. Я хочу, чтобы дети научились чувствовать, ощущать, посмотрев на мир другими, чужими, глазами, могли то, что им было до этого неизвестно.

Учитель может рассказать какую-то историю, предложить представить себя кем-то или где-то.

На одном из таких уроков я принесла в класс засыхающий цветок, стоявший на подоконнике. Когда-то его кто-то вырастил, пересадил в красивый цветочный горшочек, принёс в школу, чтобы украсить школьный коридор, любовался им и. забыл. Теперь он сохнет, его листья покрыты пылью, блюдце грязное, на котором он стоит, а земля давно забыла, что такое вода.

После моего рассказа я предложила ученикам написать небольшое сочинение - монолог от имени цветка, прочувствовать его боль, одиночество, вспомнить ощущение радости, когда он поселился в школе и мечтал радовать ребят.

Теперь же, забытый, он стоял одиноко и смотрел в окно, надеясь, что о нём кто-нибудь вспомнит.

Для общего речевого развития важно научить школьников образному видению мира и передаче образности в речи, научить их извлекать из слова его образные свойства, имея при этом в виду, что неисчерпаемые выразительные возможности заключает в себе общеупотребительная лексика, которая из года в год пополняется, улучшается, шлифуется на уроках развития речи.

Чтобы выявить метафорические свойства речи, которые связаны как с общеречевым развитием, так и с умением слышать звуки, ощущать цвет, эмоционально воспринимать окружающую действительность, осмысливать происходящее, надо помочь маленькому человеку понять мир и почувствовать себя частью этого мира.

Каждый ребёнок несёт в себе задатки художника. Наша задача - развитие этих способностей в словесно - образном творчестве. Предложите ученикам написать цветные сочинения, сочинения радости и мечты, полёта и взросления. Пусть каждый из них почувствует себя творцом, ощутит радость творческого порыва, найдёт самые убедительные и нужные слова, чтобы сказать: " Я это умею, и я счастлив ".

Цель: сформировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания.

1) образовательные: повторить особенности рассказа как малого повествовательного жанра; актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели.

2) развивающие: развивать речь обучающихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;

3) воспитательные: воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и заданной речевой ситуации; учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке; напомнить о правилах поведения в библиотеке.

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;

метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;

предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ с включением готовой части текста (вступление и заключение).

мультимедийный комплект, презентация.

  1. Организационный момент. Пропедевтика обучающихся к новому материалу.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Здравствуйте. Все готовы к уроку? Тогда начнём. Сегодня у нас необычное занятие. И всё потому, что в классе много гостей. Но вам не стоит волноваться. Я знаю: вы – большие молодцы, а значит у нас всё получится. Сегодня мы с вами прикоснёмся к настоящему чуду: узнаем много интересных секретов и тайн,.а начнём урок с загадки. Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга) (Слайд 1-2)

Правильно, это книга. Вы догадались сразу. По каким признакам вы установили правильный ответ? Но разве книга может рассказывать? Как это происходит? О чём книга может рассказывать? Как называется такой приём? (Олицетворение)

*Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

Метод вживания (вызов – 4 человека). Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Выходите к доске и выбирайте любую книгу. Представьте на минуту, что это вы – это книга со своим внутренним содержанием, с собственными историями. Представьтесь нам, как вас зовут. О чём вы могли бы нам рассказать? Каждый выскажется одним предложением. У кого возникли затруднения? (один из обучающихся держит книгу с белыми страницами).

Постановка проблемной задачи. Какая беда могла случиться с нашей книгой, что послужило причиной её молчания? (Выводы учеников).

Ребята, но иногда страницы даже серьёзной солидной книги для нас кажутся белыми. Почему? Мотивация к деятельности. Я предлагаю вам посмотреть короткий мультфильм ( режиссёр Уильям Джойс ) , и может быть, он послужит вам подсказкой. (Мультфильм сопровождается стихотворением Э.Асадова). Смотрим. После чтения учителем стихотворения Э.Асадова задаётся вопрос: Что случилось с книгой?

Почему её листы белые?

Белые – это значит какие?

- Чистые можно наполнить содержанием.

Как сделать так, чтобы книга заговорила?

- Мы будем писать рассказ.

II. Актуализация знаний.

Фиксация опасений и затруднений. Перед вами листы цветной бумаги: чёрный и белый и красный. На белом запишите все ваши ожидания от данного урока, а на чёрном – все опасения, что кажется вам трудным, непонятным. Отложите в сторону. Красные листы содержат очень важную информацию, которая пригодится вам на уроке.

Лексическая работа. Задание. Продолжить ряд синонимов: ( миг, случай, происшествие, момент, ситуация, эпизод, фрагмент, история).

ВЫВОД: Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие).

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие.

Записываем в тетради любое определение рассказа. Какое определение мы запишем? Почему мы не можем записать определение С.Антонова? Почему оно не совсем подходит к теме нашего сегодняшнего урока?

Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание (на слайде): Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию?

* Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор.

* Повествование – иложение ряда последовательных событий.

(Работа в группах). Представители групп зачитывают и комментируют.

Вы хорошо справились с заданием. Мы поняли, как составлять тему рассказа.

А о чём ещё должен помнить рассказчик?

- Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части).

А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?

III. ПАРНАЯ РАБОТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Докажите, что текст является рассказом. Определите тему. Готовый рассказ разделите на композиционные части. Составьте план текста.

Рассказ (Слайд 6):

Итак, ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе. Выдвигают гипотезы Знакомство с информацией на красном листе.

В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий.

Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

Записывают в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста. Сверяем по эталону на слайде (Слайд 7).

Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя.

-Можно украсить его (гипотеза ученика). Какие еще средства выразительности использует автор?

Предлагаю прочитать тексты.

Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца?

IV. Придумайте захватывающее начало вашего рассказа с использованием тех слов, которые мы записали в начале урока. Тема уже записана в ваших тетрадях. – 7 мин.

А теперь я предлагаю вам ещё одну часть. Определите, Какой частью является предложенный текст.

Прочтите её. Выразительное чтение учеником. Задание. Устно придумайте, о чём пойдёт речь в кульминации рассказа?

V. РЕФЛЕКСИЯ: Если ваши ожидания оправдались, прикалываем в нашу книгу белый лист, если оправдались негативные ожидания – чёрные. Анализируем, каких листов больше.

Выводы: Итак, сегодня мы чуть-чуть прикоснулись к великой тайне творчества. Надеюсь, каждый из вас напишет замечательный рассказ. Ведь вы – это книга, и хочется верить, с яркими страницами. Ну а как же наш герой? Написал ли он свою книгу? Смотрим продолжение мультфильма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи .


Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма, с историей развития личного письма как эпистолярного жанра, развитие коммуникативных и.

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения "Жизнь Старцева: деградация или процветание".

Разработка урока по теме "Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема "Рябчик. Еврейская собака"

Методическая помощь учителю в составлении киносценария.


Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму.


Презентация с поэтапным планом работы над сочинением-рассуждением в 5 классе.

Читайте также: