Элективный курс учимся писать сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:

Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Актуальность.

Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.

Главной целью курса является обеспечение подготовки девятиклассников к написанию изложения и сочинения.

Цель реализуется через следующие задачи:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

10. Редактировать свое сочинение и изложение.

11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Срок реализации программы : 2015-2016 год

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Основные методы и приёмы работы:

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Виды контроля:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

Способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Для реализации этой цели необходимо:

ознакомиться с критериями экзаменационного сочинения и понять их значение;

сформировать навыки работы с тестом для понимания главной мысли;

расширить словарный запас учащихся;

продолжить формирование грамотной речи учащихся;

научиться применять полученные знания при написании сочинений.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетентности.

Теоретической основой данного курса являются:

лингвистический, стилистический анализ текста;

система языковых понятий и функционирование;

различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Дидактический материал, кроме реальных экзаменационных тестов и заданий, содержит материал, подобранный с учетом занимательности. Литературный материал для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Принципы, на которых базируется программа курса:

учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;

комплексный подход при разработке занятий;

выразительность содержания и форм проведения занятий;

научность, связь теории и практики;

системность и последовательность;

прочность полученных знаний;

активность и сознательность обучения.

Формы организации работы с учащимися в рамках данного элективного курса:

лекции, практикумы, консультации, то есть формы, требующие пополнения теоретических знаний и практических умений. Это главная отличительная особенность курса: кроме необходимого минимума теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического.

Виды работ учащихся:

Составление планов, тезисов, таблиц по прослушанному материалу;

Устные и письменные развернутые ответы на вопросы;

Самостоятельная работа по написанию сочинений;

Анализ работ одноклассников.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

работать с разнообразной информацией, извлекать необходимый материал из различных источников и использовать ее в творческих работах;

правильно определять и формулировать основную мысль текста;

создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

выражать собственное мнение по различным проблемам;

аргументировано доказывать собственную точку зрения;

приводить доводы и примеры как из текста, так и собственные;

не нарушать речевое оформление текста;

соблюдать фактологическую точность в фонофом материале.

Содержание контроля.

Требования к знаниям

Требования к умениям

Основные цели изадачи курса.

Основные требования к творческой работе.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Уровень знакомства (распознавания)

Знать основные требования к работе.

Разбираться в нормах оценках.

Оформлять записи в тетрадях.

Общие навыки работы с текстом.

Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.

Знать речеведческие понятия, приемы разворачивания основной мысли текста и средства, обеспечивающие связность текста.

Применять полученные навыки при создании собственных высказываний

Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте.

Строить собственное высказывание.

Создание собственного текста.

Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.

Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета.

Создавать связное высказывание, используя полученные знания: адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение, подбирать убедительные доказательства.

Планировать работу, выбирать необходимую информацию, логично и образно излагать свои мысли

Редактирование собственного сочинения.

Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста.

Уровень полноценных знаний

Знать типы ошибок

Самостоятельно производить анализ текста

Структура и содержание курса.

Курс рассчитан на 17 часов.

Имеет 3 раздела.

Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом.

Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.

РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста.

Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Сжатое изложение (часть 1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

В части 3 ( задания 15.1, 15.2, 15.3 ) экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных текстов.

Проблема в том, что современному ученику работа над сжатым изложением и сочинением часто кажется совершенно бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения он не будет. Именно поэтому очень важно, чтобы обучающийся понимал, что работа над сжатым изложением и сочинением значима не сама но себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в в дальнейшей жизни.

Цель курса - формирование коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения в соответствии с заданными параметрами.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

-учить обрабатывать информацию звучащего текста;

познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

-учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

-учить анализировать содержание читаемого текста;

развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;

развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

-учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;

развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

-учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

-учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.

Курс рассчитан на 34 часа

Критерии оценивания

Контрольные и практические работы в рамках элективного курса оцениваются в баллах по критериям ИК/ГК для изложения, СК/ГК для сочинения. Баллы пересчитываются в оценку по шкале пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале.

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Выпускник научится:

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

2. Содержание курса внеурочной деятельности.

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационными вариантами разных лет. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (11 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).

Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

3. Текст. Сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста (8 часов).

Критерии оценки задания 15.2 и 15.3. Структура сочинения на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения 15.2 и комментарий к нему. Формулировка определения сочинения 15.3. Комментарий в сочинении 15.3 Аргументы в сочинении 15.2 и 15.3.Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения15.2 и 15.3 по текстам с сайта ФИПИ.

5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

3.Тематическое планирование

Основное содержание

Планируемые результаты

Введение -2 ч.

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Знать структуру экзаменационной работы в формате ОГЭ, число и вид заданий. Познакомиться с демонстрационным вариантом 2016. Знать особенности заполнения бланков экзаменационной работы

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена.

Знать критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Сжатое изложение – 11 ч.

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

Знать структуру сжатого изложения. Понимать, что такое микротема. Уметь находить микротемы исходного текста. Понимать принцип абзацного членения текста.

Приемы работы по первичному восприятию текста. Разбор текста.

Уметь воспринимать текст на слух, определять границы микротемы, слышать абстрактные и оценочные слова. Уметь записывать прослушанный текст по алгоритму.

Уметь разделять информацию на главную и второстепенную, исключать несущественную и второстепенную информации.

Приемы компрессии. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Понимать суть приема ИСКЛЮЧЕНИЕ, уметь применить прием ИСКЛЮЧЕНИЕ при работе с текстом.

Приемы компрессии. ОБОБЩЕНИЕ.

Понимать суть приема ОБОБЩЕНИЕ, уметь применить прием ОБОБЩЕНИЕ при работе с текстом.

Приемы компрессии. УПРОЩЕНИЕ.

Понимать суть приема УПРОЩЕНИЕ, уметь применить прием УПРОЩЕНИЕ при работе с текстом.

Подготовка рабочих материалов к изложению.

Уметь самостоятельно восстановить текст изложения, применить приемы компрессии. Выделить микротемы, составить план изложения

Написание сжатого изложения.

Совершенствование умение писать сжатое изложение

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

Совершенствование умение писать сжатое изложение

Контрольная работа №1

Определение уровня изучения материала

Работа над ошибками.

Анализ изложения по критериям оценивания

Проверяется умение писать сжатое изложение

Сочинение на лингвистическую тему-10 ч.

Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Знать структуру сочинения-рассуждения на лигвистическую тему, критерии его оценивания. Понимать роль ключевых слов в теме сочинения. Уметь по алгоритму определять группу тем сочинения.

Учимся формулировать тезис.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Контрольная работа № 2.

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Работа над ошибками.

Анализ сочинения по критериям оценивания

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

Сочинение на тему, связанную с анализом текста - 8 часов

Структура сочинения –рассуждения по тексту.

Критерии оценивания заданий 15.2, 15.3

Знать структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, критерии его оценивания.

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы.

Создание сочинения-рассуждения 15.2

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

Создание сочинения-рассуждения 15.3

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

Контрольная работа № 3

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

Анализ контрольной работы

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР

Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР

Учебно-методическое обеспечение программы.

Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2011.

Архарова Д.И. Пишем сжатое изложение. Екатеринбург. 2011.

Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2010.

Архарова, Д.И. Подготовка к ОГЭ по русскому языку: алгоритмы подготовки и написания сочинений на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом текста: Методическое пособие для учителя и ученика./Д.И.Архарова. – Екатеринбург, 2015.

сочинение по литературе – это форма итоговой аттестации выпускников.

Кроме того, с очинение - рассужден ие в жанре, близк ом к реценз ии или

эссе, – предназначено для проверки не только подготовле нности

выпускников по русскому языку, но и по друг им п редметам

образовательн ого цикла часть С на ЕГЭ по исто рии, обществознанию).

Навык написания сочинения необходим каждому культурному человеку, в

каких бы областях науки, техники или искусства он в б удущем ни

реализовывал себя. Кем бы ни стал и сегодняшн ие школьн ики в будущем,

они п режде всего должны быть культурными людьми, а по - настоящем у

культурному челов еку сегодня так же необход имо уметь свободно и

грамотно писать, как свобод но и грамотно говорить. М.Шагинян

справедливо замечала: « …работ а со с ловом – всегда литература, в каком

бы жанре ни велась, – и всегда искусст во. Развитие личности невозмож но

без умения выража ть свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А

развитие личн ости – это необх одимая пред посылка решения социальных и

Сочинение даёт возможность обучающ имся предъявить

собственное понимание мыслей писателя, выразить своё отно шение к

проблемам, поднимаемым писателе м, обосновать свои суждения

обращением к художественн ому произведению, продемонстри ровать

понимание художественного своеобрази я произведения. Работа над

сочинением учит развивать мысли на избран ную тему, формирует

литературные взгляды и вкусы, д ает возможность высказать то, что

тревожит и волнует. Она п риобщает учащегося к литературному

творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир,

Программа разработана на основе ФГОС основног о о бщего

образования, образовательной программы школы, учи тывает кадровые,

психолого - педаго гические и материаль но - технические услови я реализа ции

Реализация данной программы позволит создать условия д ля

подготовки обучающихся к успешной с даче итоговой аттестации (ЕГЭ ),

будет способствов ать развитию личности, формирова нию языковой,

лингвистическ ой, ку льтуроведческо й компетенции, развития культуры

речи обучающихся, что подтверж дает ее актуальность и практическую

перехода основной школы на ФГ ОС может вводитьс я за счет учебног о

времени компоне нта образовательного учрежде ния . Курс предназначен

для обучающ ихся 10 - х классов ср едней общеобразоват ельной школы.

Программа рассчитана на 35 у чебных недель, по 1 часу в неделю.

Курс разделе н на две части: теоретическ ую и практическую .

Новизна этого курса заключается в си стемном подходе к

организации деятель ности школьник ов по усвоению теории литературы и

применению этих знаний на практике при анализе художественног о

произведения и написании сочине ния. Развитие коммуникатив ной,

литературовед ческой и социальной компетентности старшеклассников

через обращение к шедеврам русской классической и зарубежной

литературы девятнадцатого - двадц атого веко в посредством

информационн о - коммуникативных технологи й органично вписывается в

практику ф ормирования и разв ития метапре дметных компете нций,

организации обучения в рамках перехода на федеральные государственные

образовательн ые стандарты и задачи п одготовки к итог овой аттестации.

Программа ориентирова на на пра ктические навыки, реализацию

компетентност ного подхода с учётом индивидуальн ых возможностей

Цель курса – научить писать сочинение - рассужде ние или эссе на

✓ обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения -

✓ освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах

речевой деятельности, функциональных стилях русской речи,

стилистическ их ресурсах р усского яз ыка, коммуникатив ных

✓ обучение умению связно и злагать свои мысли в устной и

✓ адекватно передавать содержание текста, опре делять

авторскую п озицию , выражать собственное мнение по

мировоззрения, разв итие языкового эст етического иде ала ;

✓ развитие познавате льных и нтересов, ин теллектуаль ных и

✓ развитие речев ой культуры, бере жного и сознательного

✓ логично и образно излагать свои мысли, составлять связное

✓ воспитание с ознательног о отноше ния к язык у как явлению

культуры, основн ому средству общения и получен ия знаний в

✓ воспитание человека, владеющего искусством речев ого

✓ воспитание интерес а и любви к русском у языку и лите ратуре;

✓ во спитание стремления к самостоятель ной работе по

приобретению з наний и умений в р азличных област ях жизни;

✓ воспитание требователь ности к себе, объектив ности в

При организации элективног о курса целесообразно использовать

современные образовательные технологии, направленные на реализацию

деятельностн ого подхода к освоению программы. И спольз ование личностно -

ориентированны х технологий будет способствов ать эффективному

накоплению кажд ым ребенком своего личностного опыта; созда ст

необходим ые условия для выявления возможностей и способностей

обучаемых, р аскрыт ия и развития личности каж дого ребенка, его самобыт ных

Читайте также: