Сочинение по творчеству куприна и андреева 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе.

Подготовка к написанию сочинения по произведениям писателей.

Образовательные:

обсудить особенности изображения высших человеческих чувств в произведениях писателей, выделить сходства и различия в подходах к реализации этой темы

продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

Развивающие:

развивать умение мыслить, анализировать;

обогатить словарный запас учащихся;

развивать навыки написания сочинения.

Воспитательные:

воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам;

формировать бережное и сознательное отношение к языку.

УМК и оборудование:

1 таблицы со справочные материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.

II . Постановка цели урока.

1. Слово учителя.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и сейчас вы, ребята, поделитесь впечатлениями от прочитанного. Как представлена эта тема в произведениях И.Бунина?

(На фоне презентации, подготовленной учеником)

Примерные ответы учащихся.

Для героев Бунина чувство любви - главное в жизни. Любовь, считает писатель, как ослепительная вспышка, озаряет души влюблённых, но вечно она продолжаться не может, т.к. требует высочайшего напряжения духовных и физических сил. Во многих рассказах писатель возвышал любовь. По его мнению, прекрасно только то чувство, которое естественно, не выдумано.

По мнению Бунина, любовь – высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление её духовной значимости не остаётся безнаказанным; герой, как мы видим, несчастлив всю свою жизнь.

Творческая работа - написание синквейна (работа в парах).

- Ребята, давайте обобщим услышанное, составив синквейн “Лики любви у Бунина”

Проверяя работы, приходим к выводу, что:

Любовь у Бунина:

Манящая и страшная

Дурманит, притягивает, оглушает

Отметая всё предыдущее, распахивает перед человеком неведомые бездны

1. Слово учителя.

(На фоне презентации, подготовленной учеником)

Примерные ответы учащихся.

Для Куприна это чувство всегда трагично, настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трагична и рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Суламифь из одноименного рассказа, несмотря на все страдания, благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье.

Повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Любовь в произведениях А.И. Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна, она не ждёт награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.

Чистая и искренняя любовь-это основа личности. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.

V .Творческая работа - написание синквейна (работа в парах).

- Ребята, давайте обобщим услышанное, составив синквейн “Лики любви у Куприна”

Проверяя работы, приходим к выводу, что:

Любовь у Куприна:

Возвышает, жертвует, поглощает

Высокое чувство противостоит пошлости, вражде, равнодушию

VI . Аналитическая работа: сравнение подходов в изображении любви И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Примерные ответы учащихся:

Во все времена поэты и писатели обращались к теме любви, потому что именно умение любить является основным достоинством человечества. Но все же, я думаю, никто так не умел говорить об этом чудесном чувстве, как Куприн и Бунин. Читая произведения этих писателей, чаще всего приходишь к мысли о том, насколько любовь сложна и многогранна.

Главные герои умеют любить по-настоящему, что случается очень редко в жизни людей. Именно это чувство помогает героям вырваться из круга обыденного, скучного, пошлого. Возможно, вырваться всего лишь на миг, даже заплатив за это счастье собственной жизнью, но все же познать и пережить чувство, которое недоступно многим людям.
Я думаю, что И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях о любви прибегают чаще всего к контрасту, противопоставлению любящих, поскольку это слишком разные люди, как в духовном, в моральном плане, так и в социальном положении.

Заключение учителя:

Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатели видят в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.

Любовь мимолетна и неуловима. Герои никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно, и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

VII . Развитие навыков написания сочинения

1. Слово учителя.

Изучение курса литературы 11 класса началось с произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна, воспевших трепетное, волшебное и волнующее чувство. Мы воспользуемся прекрасной возможностью и, завершая разговор о творчестве этих мастеров слова, попробуем самостоятельно порассуждать о любви.

Любовь— высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному. Это… продолжите мысль…

любовь к мужчине или женщине

любовь к родителям или ребенку

любовь к Родине

любовь к делу, которое ты выбрал.

Мы обратимся к теме любви между мужчиной и женщиной. Что такое любовь в вашем понимании? У каждого из вас свое представление об этом чувстве, и он обязательно поделится своими рассуждениями в сочинении, которое предстоит написать. К тому же в этом году вам предстоит пройти поверку умений писать сочинение – в декабре вы напишите работу на одну из предложенных тем. Вы знаете, темы заранее известны не будут, нам объявлены направления, по которым можно вести подготовительную работу. Они вам известны.

Слайд презентации:

Утверждены 5 направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".

Слайд презентации:

Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

- В сети Интернет проходит оживленная дискуссия по поводу предстоящих тем сочинений: педагоги пытаются предугадать вопросы, на которые нужно будет поразмышлять во время экзамена. Я отобрала несколько тем, содержание которых мы сейчас попытаемся обсудить.

Слайд презентации:

Примерные темы сочинений:

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Любовь сильнее смерти.

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Лицемерная любовь хуже ненависти.

(ученики в нескольких словах раскрывают основную мысль каждой темы)

Слово учителя.

- Каждый из вас выберет наиболее близкую ему тему, выразит свое отношение к проблеме, подкрепит свои размышления литературными аргументами. Над примерами из произведений литературы долго думать не придется: сегодня мы вспомнили прекрасные любовные творения великих мастеров - И.А.Бунина и А.И.Куприна. Осталось лишь поговорить о структуре сочинения.

Слайд презентации:

Структура сочинения:

- во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

- первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

Объем сочинения должен быть не менее 250 слов . Рекомендуемое количество слов – 350.

- При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли. Не забывайте о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций. И последнее. На столах у вас лежат таблицы. Надеюсь, они помогут вам в написании творческой работы.

Таблицы на столах учащихся:

Советы по написанию сочинения.

Вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

— высказывание своего взгляда на проблему;

— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

— обоснование причин обращения к этой теме;

— эмоционально ввод в тему сочинения;

— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

— оформление вступления в виде вопросов

Заключение может представлять собой:

обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.

обращение к оригинальной цитате.

VIII . Рефлексия.

- Ваши впечатления от урока?

- Какие важные вопросы были затронуты на сегодняшнем уроке?

- Дайте оценку собственной работы.

- Оцените значимость урока.

IX . Домашнее задание: написать сочинение по выбранной теме в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускному сочинению.

Любовь в творчестве Куприна — чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни.

Тема любви в творчестве Куприна

Творчество А. И. Куприна — одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн — писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов — люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей — среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники… Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Тема любви в творчестве А. И. Куприна — одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса — не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Вариант 1

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Вариант 2

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

“Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Вариант 3

Наверное, нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”, жаль, что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Вариант 1

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Вариант 2

Пожалуй, любовь является одной из самых часто затрагиваемых тем в литературе. Вспомним сонеты и пьесы Шекспира, стихи Пушкина, Есенина, Ахматовой… Не обошёл стороной тему любви и Куприн, блестяще раскрыв её сразу в нескольких своих произведениях.

Однако любовь Ивана Тимофеевича скорее мимолётная, чем вечная и преданная, как у Желткова. Если Желтков ради любви к Вере был готов на всё, то Иван Тимофеевич и не задумывался о том, чтобы посвятить Олесе всю свою жизнь, отдать ей всего себя. Любовь Олеси гораздо превосходит чувства Ивана Тимофеевича. Девушка видит в нём свой идеал, спутника жизни. Именно эта разница в чувствах друг к другу не даёт героям быть вместе.

Любовь в произведениях Куприна раскрывается читателю с разных сторон: она может быть преданной, трагичной, чистой или мимолётной. Несмотря на различия в историях писателя, они все объединены единой мыслью о том, что любовь не знает границ.

5 сочинений на тему Любовь в произведениях Куприна

Желтков был простым, скромным человеком, но в его сердце заключался огромный талант любить, который, к сожалению, был недоступен героине повести, Вере Николаевне. Только после смерти Георгия Вера смогла оценить по-настоящему силу его чувства и осознать, что большая любовь, о которой мечтает каждый, прошла мимо неё. Ей на память остался лишь гранатовый браслет и память о преданном поклоннике.

Пример сочинения 2

Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Тема любви в творчестве А. И. Куприна — одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса — не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Пример сочинения 3

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствовал потребность в “героических сюжетах” , в самоотверженных, самокритичных героях. В результате под пером Александра Ивановича
родились замечательнейшие произведения: “Гранатовый браслет” , “Олеся” , “Суламифь” и многие другие.
Рассказ “Олеся” был написан в 1898 году и вошел в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А. И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров. С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья.Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаем о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотесаны, необщительны.

По всему видно, что они еще не полностью избавились от привычек польского крепостничества. Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме.

Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича. Молодой человек восхищен самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем.

Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью. Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринужденностью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить ее снова.

Именно она, гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека “хотя и доброго, но только слабого” ,признается, что доброта его ” не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесет он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстает перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.
Любовь Олеси делает явной ее чуткую деликатность, особенный врожденные ум, наблюдательность и такт, ее инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, ее любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, ее фигура выглядит возвышенно и делает
блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощенными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. А Олеся готова на все ради своей любви : пойти в церковь, вытерпеть издевки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешевых красных бус, как символ вечной любви и преданности.

Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности. Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл ее жизни составляет любовь. Она поднимает ее над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведет к гибели.
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение. Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и все же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в
городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради своей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.

Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал ее, попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял, какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней все самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно
спокойной ” женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г. С. Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь – трагедия.

Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова : “Да святится имя твое “. Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед ней последней встрече с уже мертвым обожателем : “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение, но навеки.
В своих рассказах А. И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью.

Любовь, которая переживет тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Пример сочинения 4
Любовь в повести "Олеся"

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Пример сочинения 5
Любовь в повести Куприна "Олеся"

Тема любви - одна из самых популярных среди писателей и поэтов. О любви написано множество рассказов, романов, стихов, поставлено огромное количество пьес. Особенно мне понравилось произведение А.И. Куприна под названием "Олеся".

Любовь - такое чувство, которому подвластен любой человек, независимо от того, барин он или крестьянин, богат он или беден, стар он или молод. Любовь может возникнуть сразу или с течением времени. Она заставляет страдать людей друг без друга, делает их несчастными вдали друг от друга.

В произведении "Олеся" Куприн показывает, насколько крепка может быть любовь. В повести говорится о том, как барин Иван Тимофеевич влюбляется в девушку: дочь колдуньи, ведьмы. Их чувства взаимны. Казалось бы, барин и девушка, которая гораздо ниже его по социальному статусу, не имеет образования, живет в лесу, вдали от людей. Как мог знатный, умный, образованный человек полюбить Олесю?

Но любовь не выбирает, она очень сближает людей, независимо от положения в обществе, изменяет их в лучшую сторону. Когда влюбленные вместе,то счастью нет предела, они стараются сделать что-то приятное друг для друга, но при расставании наступает ощущение тоски, скуки. В тексте автор особое внимание уделяет именно описанию того, как проходили встречи Ивана Тимофеевича и Олеси, как им было хорошо вместе. Они встречались в лесу, вдали от других людей.

Трофимову нравилось в Олесе то, что она отличалась от других девушек,была не такая, как другие. С ней было о чем поспорить,порассуждать, хотя она не имела образования, даже не умела читать. А ей нравилось в Иване Тимофеевиче то, что он был очень начитан, умен. Так и зарождается любовь. Даже недостатки влюбленные начинают принимать за достоинства. К тому же, пропадают страхи. По истечении месяца любовь их только укрепилась. Как Паныч так и Олеся не могли находиться долгое время друг без друга.

Девушка знала, что их счастье не продлится долго и закончится позором для нее, но чувства были сильнее. Не остановила Олесю и боязнь людей, и наложенное, по ее мнению, на их род проклятие. Девушка, таким образом, хотела сделать что-нибудь приятное любимому человеку, осчастливить его. Как это часто бывает, судьба разлучает по-настоящему любящих людей,так и произошло в повести "Олеся". Поход в церковь для девушки закончился неудачно. Люди избили ее, а она в свою очередь "напророчила" им беду со зла. Поэтому любые беды,случившиеся в деревни,связывали бы с этим пророчеством и не дали бы жить спокойно Олесе и ее бабушке. Потому им нужно было уезжать. Также подходила к концу командировка Ивана Тимофеевича. Возможно, они когда-нибудь еще встретятся и будут счастливы. В память о их любви, Олеся оставила Трофимову прекрасные красные бусы-символ вечной любви.

Любовь - это самое сильное чувство. Благодаря существованию любви человек изменяется в лучшую сторону, у него пропадают прежние страхи, он способен совершить подвиг. На любви держится мир, любовь делает всех нас лучше.


Любовь в произведениях Бунина и Куприна

2.Любовь в произведениях Бунина

3.Любовь в произведениях Куприна

А. И. Бунин и А. И. Куприн - крупнейшие русские писатели первой половины XX века, оставившие после себя очень богатое творческое наследие. Они были лично знакомы, с большим уважением относились к друг другу, имели схожие взгляды на развитие страны, оба покинули Россию после Октябрьской революции (правда, Куприн перед смертью вернулся в СССР).

Большое внимание в творчестве Бунина и Куприна уделено теме любви. Писатели трактовали и описывали это чувство каждый по-своему, но были едины в одном: любовь - великая тайна, над разгадкой которой человечество безуспешно бьется на протяжении всей мировой истории.

Итоговым произведением Бунина стал цикл рассказов о любви "Темные аллеи", написанных писателем в эмиграции. Этот сборник новелл отражает отношение писателя к любви, как к невероятно яркой вспышке в жизни любого человека, заставляющей его забыть обо всем на свете.

Любовь для Бунина - не тихое и безмятежное счастье, длящееся на протяжении многих лет. Это всегда сводящая с ума бурная страсть, внезапно возникающая и так же внезапно покидающая влюбленных. Обычно она охватывает человека лишь раз в жизни, поэтому очень важно не упустить этот момент. Сожаления об утраченной любви станут самой тяжелой мукой.

С понятием любви у Бунина тесно связано ощущение неизбежной трагедии, а иногда и смерти. Страсть в "Темных аллеях" чаще всего преступна, поэтому главных героев ждет неминуемая расплата. В открывающем цикл одноименном рассказе старик-дворянин случайно встречается с обманутой им в молодости крестьянкой. Их судьбы сложились неудачно, а роман тридцатилетней давности остается самым чистым и светлым воспоминанием.

Художник из рассказа "Галя Ганская" не может простить себе самый "тяжкий грех", когда по его вине отравилась молодая девушка. После одной-единственной счастливой ночи навсегда расстаются главные герои "Чистого понедельника": мужчина начинает спиваться, а женщина уходит в монастырь. Ради кратких мгновений счастья влюбленные готовы рискнуть, ведь только любовь делает их жизнь по-настоящему полной и значительной.

В отличие от Бунина, Куприн относился к любви очень трепетно и восторженно. Писатель считал ее настоящим Божьим даром и связывал, прежде всего, с самопожертвованием. Герои его произведений готовы ради любимых пройти через страдания и боль. Любовь у Куприна - не внезапный порыв страсти, а сильное и глубокое чувство, не ослабевающее с годами.

В повести "Олеся" любовь приходит к главному герою в образе молодой "полесской ведьмы". Поначалу между ними завязываются простые дружеские отношения. Молодым людям приятно проводить время вместе. Ведут они себя естественно и очень целомудренно: "О любви между нами не было сказано еще ни слова". Болезнь главного героя и несколько дней разлуки с Олесей привели к взаимному признанию. Счастливый роман продолжался около месяца, но закончился трагедией. Ради любимого Олеся решилась прийти в церковь и была избита деревенскими бабами. После этого она сама настояла на том, что придется расстаться: "Ничего нам, кроме горя, не будет. ".

Повесть "Гранатовый браслет" посвящена такому типу любви, который очень редко встречается в реальной жизни. Несчастный Желтков на протяжении восьми лет безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Он ничего не требует от замужней женщины и не надеется на взаимность. Преклонение Желткова перед княгиней поражает даже ее мужа. "Безнадежную и вежливую" любовь невозможно запретить. Сама Вера Николаевна лишь после самоубийства Желткова понимает, что мимо нее прошла неземная любовь, которая "сильна, как смерть".

Произведения Бунина и Куприна о любви освещают множество граней и оттенков этого чувства. Большинство историй заканчиваются трагично. Оба писателя были убеждены: настоящая любовь слишком далека от земных страстей и намного сильнее смерти.

Читайте также: