Сочинение по творчеству блока и есенина

Обновлено: 04.07.2024

Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского

Автор: Есенин С.А.

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

Пою мое отечество…

Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят, как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя! –

так восклицал поэт, обращаясь к России.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.

О, Русь моя! Жена моя!

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.

Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.

Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:

О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.

Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:

Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:

Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.

Тема Родины у Блока и Есенина

Тема Родины в творчестве Блока и Есенина занимает одно из ведущих мест. Оба поэта безумно любят свою Россию, им не жить без нее. Стихи о Родине пронизаны глубоким уважением, беззаветной любовью и преклонением перед ней.

Блок любит свою Родину, свою Россию за красоту, таинственность, неразгаданность ее облика. Не случайно он пишет: "Ты и во сне необычайна". Его Родина - это сторона с "дымными окраинами", с "разбойной красой". У блоковской Руси проявляются ее прекрасные черты, облаченную в стихотворную форму:

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

В раннем творчестве Есенина представлены типичные российские пейзажи:

Положили гурьбой

Золотые снопы,

На гумне вперебой

Зазвенели цепы.

Ему дорог родной край, пусть бедный, пусть нищий. Поэта "мучила и жгла" люовь к своей земле:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Чувства к Родине перекликаются с чувствами к женщине, природе, жизни:

Шагане ты моя, Шагане!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле

Про волнистую рожь при луне.

Блок же идет дальше, восклицая: "Русь моя! Жена моя!"

В этом мне видится неразрывная связь поэтов с самым дорогим, что есть у них - с Родиной.

Родина "открывается" Есенину прежде всего через природу: "белый перезвон берез", через "розовую воду" озер, через единение с ней.

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных".

Блок воспевает ширь и необъятность своей земли. Он убежден, что жизнь в такой стране должна быть прекрасна, но он с горечью осознает обратное:

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Поэт готов быть со своей Родиной до конца. Он не изменит ей, ему не жить без нее.

Есенин также не упускает из виду бедственное положение народа. Но ему свойственен свой, особый подход к этой теме. Крестьянство - вот кто наиболее близок ему. Выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" присутствуют в его стихах.

У Блока слышится протест против условий, унижающих человека:

До коле матери тужить,

До коле коршуну кружить?

Через все творчество Блока "проходит" надежда на то, что он воспрянет и станет свободным.

Эта страна, по мнению Блока, наделена необыкновенным народом, который идет своим путем. И во всех испытаниях верен себе. Родина сильна этим народом.

Русь пережила многие тяжелые времена. И, наверное, долго будет больна, бедна. Блока до слез трогает ее нищета, ее разорение:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

Россия для Блока - путеводная звезда, и он не может не верить в ее силы:

Пускай заманит и обманет

Не пропадешь, не сгинешь ты.

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Блок патриот, доказательством тому служат его стихи.

Есенин гордится мощью своей страны, ее необъятностью:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким - Русь.

Но он стоит перед выбором: новое и старое, патриархальное. Понимание необходимости и неизбежности перемен соединялось в нем с болью за то, что уходит в прошлое, что дорого ему:

Полевая Россия!

Довольно волочиться

Сохой по полям!

Неживые чужие ладони,

Этим песням при вас не жить.

Умом он с новым, но душа, душа зовет назад. И беспомощность перед новым звучит в его стихах: "Стальная конница победила живых коней".

Отношение к Родине Блока и Есенина роднит их. У них много общего, но есть и различия. Понимание Родины Блоком глубокое, философское. Есенин же пришел от малой Родины к Большой не сразу, постепенно.

Тем не менее, мне кажется, что их позиции близки. С моей точки зрения, трудно найти поэтов, чьи позиции по отношению к Родине были бы так схожи.

Поэт и его Родина - это единое целое. Приходят на память строки Н.А. Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…" Тогда б скуден был наш мир. Такие люди несут свет в нашу жизнь. Это мое мнение. Впрочем, я думаю, со мной согласятся многие. Стихи Блока и Есенина принадлежат не только им. Они являются большой частью российской литературы двадцатого века. Их стихи учат любить Родину, пробуждают сознание людей. Это поэты с Россией в сердце, граждане своей Родины.

Любовь к Отчизне присуще каждому человеку. Это необъятное возвышенное чувство заложено в душе с рождения. Любовь к родному дому, близким, друзьям, садам, полям и берёзкам. С этого и начинается Родина! Наиболее полно и лирически душевно выражена любовь к родному краю у великих русских классиков, поэтов Александра Блока и Сергея Есенина. Они оба были патриотами своей страны, любили жизнь и верили в светлое будущее.

Сергей Есенин боготворил Русь, воспевал её в прекрасных, светлых образах, обожал деревню и с упоением наслаждался красотой русской природы. Его стихи — золотые жемчужины поэзии. Почти в каждом из них звучит тема Родины. Есенин любил русский народ, верил в Бога, был счастлив тем, что имел. Он с радостью посвящал стихи Александру Пушкину, матери, любимой женщине, поэтам Грузии, собаке Качалова.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В нём жила особая поэтическая струна, которая заставляла его волноваться, любить мир, предаваться грёзам, мечтам и забвению. Поэт жил в суровое революционное время, и поэтому переживал за судьбу своей Отчизны. В эти годы он писал стихи, полные надежд, что Русь всё же воспрянет, взмахнёт крыльями и укрепит свою мощь. Он верил в то, что на Руси появятся новые имена, которые будут сплочены одной целью — возродить Россию. Сергей Есенин был разочарован в революции. Для него она была тяжёлой ношей, висела камнем на сердце. Его лирика была полна отчаяния, крушения планов, несбывшихся надежд, пессимизма и тоски. И тогда, когда в стране шла неравная борьба народа с самодержавием, он горевал о разрушении родной деревни.

Ему были дороги люди, живущие с ним на одной земле. В его поэзии отражались пророческие стихи о революции, незадолго до её наступления. В стихах он видел потерянную, упавшую Русь и людей в кандалах. У поэта был удивительный дар свыше. Родина была для него огромной ценностью и любовью всей его жизни. Она служила ему вдохновением и отрадой. В ней он видел красоту, широту и счастье русского раздолья. Сергей Есенин был всегда с ней, наполненный необыкновенным чувством слияния с её бескрайними просторами, ощущением вселенской гармонии, любви и уважения к её божественному лику.

В творчестве Александра Блока большую роль играет любовь к родной Отчизне. Ей он посвящает лучшие лирические строки. Он сравнивает Русь с женой, близким человеком, превозносит её, как святыню. Родина для поэта — выстраданная, и он страдает вместе с ней, переживая самые трудные, переломные моменты истории. Его поэзия наполнена духовным содержанием. Она несёт людям свет, добро, очищение. Россия для Блока, как первая любовь, влекущая и окрылённая! Он воспевает её по — разному: и нищей, и царицей, и русской красавицей.

Поэт жил с глубокой верой в Бога, любил посещать храмы, молясь о светлом будущем России. Он бесконечно верил в лучшие времена, её счастливое и свободное существование. Народ у Александра Блока неразрывно связан с Родиной. Он её бережёт, защищает, борется за правое дело. Поэт в своих стихотворениях интересно связывает личные и исторические мотивы, наполняя лирику возвышенностью земного начала. Природа для него — поэтичная муза, соловьиная роща, розовая заря, вольная Русь.

Поэзия Александра Блока и Сергея Есенина близка друг другу тем, что Родина у них одна, любимая, желанная, вольная. Поэты прожили счастливую жизнь, оставив нам свои поэтические сокровища, озарённые светом истины, доброты, любви, человечности. В каждом из них горел неугасимый факел вдохновения.

Сочинение: А. Блок и С. Есенин— великие поэты России

Творчество А. Блока и С. Есенина — это целая поэти­ческая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая огром­ное влияние на всю современную поэзию.

Литературные вкусы Александра Блока формировались под влиянием традиций русской классики, почитаемой в семье воспитывавшего его деда. Творчество этого великого поэта можно условно разделить на три этапа.

В начале своего творческого пути (1898—1904 гг.) Блок увлекается философскими произведениями Вл. Соловьева. Поэтому в ранних символистских циклах стихотворений Блока ("Ante lucem", "Распутья", "Стихи о Прекрасной Даме") отражается соловьевская идея о Мировой душе, Вечной жене, которая, вобрав в себя любовь, красоту, гармонию мира, стала духовным источником всего живого и способна преобразовать современную поэту деиствительность.

Однако, несмотря на поиск идеала, Блок не оторван и от реальности, как можно заметить в произведении "Фабрика". Здесь за старыми мотивами слышатся новые ритмы, появляется новый идеал, но стихи этого периода по-прежнему лиричны, проникнуты любовью ко всему жи­вому.

Впоследствии А. Блок поднимается на новую ступень понимания реальности, прощаясь с символизмом через тра­гическое разочарование и утрату прежних ценностей. Под впечатлением первой русской революции появляются сти­хи о родине, о России, об оторванности интеллигенции от народа.

1906—1907 гг. — это период переоценки ценностей в жизни и творчестве Блока, новый виток в его развитии. Уже по-новому звучат его "Итальянские стихи", "Пляски смерти", "Ямбы", отражающие эстетические и гражданские позиции Блока. Он пишет и о культуре, о современных поэтах, его волнует проблема роли искусства в жизни об­щества и назначения поэта.

В цикле стихотворений "Родина" Блок раскрывает свое видение России — нищей, бесприютной, гулящей, разбой­ной, но в то же время — тайны, мечты, возлюбленной по­эта. Образом "Руси-жены" заканчивается его этап "воче­ловечения".

После 1917 года А. Блок писал очень мало. Маяков­ский вспоминал: "Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаме­нитой, переведенной на многие языки поэме "Двенадцать" Блок надорвался".

Помимо поэмы "Двенадцать" одними из самых значи-кьных последних произведений Блока являются "Скифы", а также "Пушкинскому Дому", в котором поэт про­щается с жизнью, с Пушкиным, с Петербургом, со всем, что было ему дорого.

О Есенине Блок писал: "Сергей Есенин появился в русской литературе внезапно, как появляются кометы в небе". И действительно, этот тончайший лирик, певец русской природы быстро и легко занял особое место в литературе, многие его произведения были положены на музыку и стали песнями.

Самобытность литературного дара С. Есенина сформировалась под влиянием устного народного творчества. Первые лирические стихотворения Есенина насыщены библейскими образами, в них проглядывают христианские мотивы.

С удивительной нежностью, трепетом, восторгом опи­сывая "край любимый" и его природу, Есенин признавался: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творче­стве". Поэт всегда гордился своей близостью к простому народу, его жизни.

Мечта о человеческом счастье и грусть от понимания его хрупкости, недостижимости, сочувствие человеку — основные свойства поэзии Есенина, возникщие в его ран­них стихах, развитые и пронесенные через все его творче­ство.

Поэт с восторгом воспринял революцию, поскольку счи­тал, что она принесет облегчение крестьянам. Однако раз­руха, голод, вызванные переворотом в селе, поселили в душе Есенина смятение и растерянность, вызвали тяжелый ду­шевный и творческий кризис (цикл "Москва кабацкая").

Но в 1924—1925 гг., после переосмысления преобразо­ваний, вызванных в Советской стране революцией, в твор­честве Есенина начинается новый подъем. Выходят "Анна Снегина", "Поэма о двадцати шести", цикл "Персидские мотивы", стихотворения "Письмо женщине", "Русь советс­кая". В этих произведениях звучат темы революции, Руси новой и уходящей, тема любви.

В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего. Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов.

И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значе­ние в жизни родины. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о родной земле, о природе, о любви, о своем народе. Эти поэты всегда были пре­дельно искренни в своих стихотворениях, все их размыш­ления и переживания нашли отражение в творчестве.

Судьба обоих поэтов трагична, и иной, наверное, быть не могла, поскольку нервы их всегда были напряжены до предела. Есенин погибает в 30 лет, не сумев до конца побо­роть в себе кричащие противоречия, вызванные сложнос­тью переломной эпохи. За четыре года до него ушел в небытие Блок, создав свою гениальную поэму "Двенадцать", но не выдержав контрастов и напряжения первых лет ре­волюции.


А. Блок и С. Есенин подняли русскую поэзию на каче­ственно новую ступень, открыли новые пути ее развития. Их произведения находят отклик и в душах наших совре­менников, поскольку несут в себе бесконечную любовь к Родине, природе, своему народу и, конечно, к женщине.[/sms]

Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина это их Родина и все, что с ней связано. “Чувство родины основное в моем творчестве”, так писал С. А. Есенин. но и Блок любил повторять, что все его творчество о России.

И у него на эту тему были написаны стихи: “Русь”, “Россия”, цикл “На поле Куликовом”.

Идут века, шумит война Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.

Но тайна неотразимого воздействия Блока в том, что в любом, самом интимном чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения ко всей жизни к смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и красоте. Один из величайших лириков века, Блок, создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира.

Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений “Незнакомка”. Оно входит в цикл “Город”, в котором с такой пронзительностью прозвучала тема “черного города”, враждебного счастью и красоте людей.

Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди пьяниц “с глазами кроликов” пленительным видением возникает таинственный образ девушки:

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

Трагическое видение мира предстает перед нами, а особенно завораживает тайна… Вершиной мировой поэзии является также блоковское “О доблестях, о подвигах, о славе…” Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца, показана трагическая любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека.

Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что “только влюбленный имеет право на звание человека”.

Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество о России.

И у С. А. Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь “Есенин”, и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет “черемуха душистая”, как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто:

Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Есенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, а еще более внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, “Персидские мотивы”. Хотя в стихотворении о Шаганэ Есенин описывает необыкновенно пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по родному краю:

Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

А разве не видна в поэме “Анна Снегина” любовь к народу? О том, что Есенин крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе.

Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты стать “певцом и глашатаем” отчего края.

Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября.

В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие.

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты русская боль!” восклицает поэт.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались?

И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которая несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа.

И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови” обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”.

Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Читайте также: