Сочинение по трехчастному принципу

Обновлено: 02.07.2024

Требования к сочинению по литературе:

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание произведений школьной программы по выбранной теме.

В сочинении учащиеся должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая ими используется. Если пишущий приводит термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), то ему следует специально оговорить, что он под ним понимает.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.)

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения:

Вступление ("вход в тему");

Основная часть (главные мысли и ихдоказательство);

Заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).

Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Следует избегать фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, лучше всего составить план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть работы.

Различают следующие виды тем:

темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

сочинение по цитате,

Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". Например:
"Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";
"Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина";
"Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"
Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой лучше начать с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы - это темы, предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:
Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети".
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
"Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".
"Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".
"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".
"Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять..

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: пишущие сочинение должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное - должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:
Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника".
Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых учащийся собирается подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов:

и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставление - и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой – пишущий определяет для себя как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен проводится по предмету "Литература", поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Вот некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические указания

к самостоятельной работе СТФ

по подготовке и написанию письменных работ по литературе

разработала старший преподаватель

кафедры гуманитарного образования

Работаем с темой.

Определяем жанр работы. Классические жанры школьных сочинений.

Отбираем и анализируем текстовый материал.

Формулируем основную мысль.

Составляем план. Особенности вступления. Структура основной части. Роль заключения. Недостатки композиции.

Пишем текст сочинения.

Проверяем и редактируем. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы .

Список использованной литературы.

Одним из важнейших этапов работы над сочинением является работа с темой. Зачастую многие учащиеся склонны несерьезно относиться к процессу обдумывания и анализа формулировки темы, так как стремятся побыстрее начать писать.

Однако вопрос уточнения круга проблем, заданных темой, является определяющим для успешного ее раскрытия. Проанализировать тему – во многом означает определить ее ключевые слова и понятия.

Чтобы понять определенный темой круг вопросов, необходимо найти ключевые слова.

Анализ ключевых слов помогает:

- Если ключевое слово многозначно, то каждый аспект или некоторые аспекты значения могут быть задействованы в Вашем рассуждении.

Тренировочное задание:

Проанализируйте темы сочинений, как формулировка темы влияет на характер композиции и текста?

Может ли быть счастлив Печорин?

Различают три основных (классических) типа школьных сочинений: сочинение-описание, сочинение-рассуждение и сочинение-повествование (сочинение-рассказ).

Сочинение-описание

Сочинение-описание начинается обычно с передачи общего впечатления, а затем раскрываются существенные признаки того или иного явления. Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением автора сочинения к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении-описании правильный выбор изобразительно-выразительных средств.

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.

Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:

I. Тезис (основная мысль сочинения).

II. Доказательства (аргументы):

III. Заключение о правильности тезиса (вывод).

Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)

Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события ( завязка ), наибольшее напряжение в его развитии ( кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события ( развязка ).

Тренировочное задание:

Выберите форму сочинения-описания, сочинения-рассуждения или сочинения-повествования, наиболее соответствующую предложенным темам. Обоснуйте кратко свой выбор.

2. Лирический герой поэзии А. Фета.

III. Отбираем текстовый материал .

Текстовый материал для сочинения – и предмет исследования, и основа аргументации. Этот этап позволяет точнее определить и сформулировать точку зрения автора, его основные идеи, высказанные в произведении.

Отбирая текстовый материал, следует ориентироваться на:

-описание внешности персонажей;

-их самохарактеристику (что сам персонаж говорит о себе);

-характеристику персонажа, сделанную другим героем/автором;

-описание пространства, которое принадлежит рассматриваемому герою, или места действия произведения;

-вставные элементы композиции произведения (сны, воспоминания, истории жизни и пр.);

- наиболее значимые элементы композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)

Работу с текстом произведения производим с карандашом в руках. Отмечаем средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.п.), используемые автором для создания образа героя, формулировки идеи и пр. Сопоставляя и обобщая отобранный литературный материал, проводим лексический анализ выбранного отрывка.

Для анализа выбираем отрывок из вступления к поэме. В таблицу (или просто разделив материал на категории) вносим эпитеты, цвета, звуки, описываемые предметы, которые автор использует для создания образа Северной столицы.

Шипенье пенистых бокалов

Твердыни дым и гром

Полнощных стран краса и диво

Шум, говор балов

Оград узор чугунный

Сиянье шапок медных

Ясны спящие громады

Строгий, стройный вид

Светла адмиралтейская игла

Невы державное теченье

Тренировочное задание:

Проанализируйте первые три абзаца романа Гончарова и на основании полученных данных составьте характеристику Ильи Ильича Обломова.

IV . Формулируем собственную основную мысль.

V. Составляем план.

Одним из основных условий успешной речевой коммуникации (а сочинение как раз и представляет собой акт речевой коммуникации) является ее правильная, логичная, очевидная для адресата (читателя, а для сочинения – проверяющего, учителя, эксперта) структура. В связи с этим вопрос организации композиции особенно важен.

Композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

Особенности вступления.

Особенности вступления (зачина) определяются, во-первых, необходимостью обозначить тему работы и, во-вторых, привлечь внимание. Текст вступления должен настроить читателя на восприятие, дать концентрированное представление обо всем сочинении.

Структура основной части.

Но хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает общего успеха работы. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Основная часть – главная композиционная часть письменной работы, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Базовыми принципами построения структуры сочинения являются следующие формы логической аргументации: дедукция, индукция и аналогия. Они отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.

Дедукция – это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведен какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта.

Индукция – обобщение, возникающее на анализе эмпирического опытного материала, базирующегося на опыте. Рассуждение индивидуального типа строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам.

Аналогия - подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и признаках. Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о принадлежности предмету или явлению определенного признака, основанного на анализе сходства этого предмета или явления в существенных признаках с другим предметом или явлением.

Вышеизложенные формы аргументации часто встречаются в речи комбинированно.

О недостатках композиции.

Нарушение логической последовательности в изложении материала серьезно затрудняют акт коммуникации.

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене интересный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логичности:

"Новому начальнику 24 года, он сорок второго года рождения, старому тоже 24 года, но он 36 года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Так они вместо этого послали лошадей и председателя матом на поля, а сами пошли на танцы… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались … И вдруг неожиданно: "Перехожу к спорту …"

Этот пример не нуждается в комментариях, нарушение логической связи очевидно.

К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в романе "Двенадцать стульев" высмеяли трафарет митинговой речи середины 20-х годов.

"В Старгороде пускали трамвай и по этому поводу организовали митинг. Первым выступил председатель Старколхоза т. Гаврилин. Начал он свое выступление словами: "Трамвай построить – это не ишака купить!" Оригинальное начало вызвало смех у Остапа Бендера. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные …"

Роль заключения.

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления. В ней подводятся итоги, формулируются выводы по основной проблеме, намечаются пути дальнейшего развития темы.
Задачи заключения:

повысить интерес к предмету речи;

подчеркнуть значение сказанного.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность аргументов.

VI . Пишем текст сочинения.

Следующим этапом будет собственно написание текста письменной работы. Если сочинение домашнее и Вы не ограничены во времени, пишите полный текст на черновике. Работать с черновиком лучше всего карандашом, так как им мы пишем быстрее, чем ручкой, а значит, мысли свои будем успевать записывать полнее.

Работа должна вестись в соответствии с планом, однако нет необходимости слепо ему следовать: если в процессе рассуждений возникают новые идея или аргумент, можно вставить их в сочинение, определив в композиции соответствующее место.

Если сочинение аудиторное – пишем на черновике самые сложные композиционные части - вступление и заключение, также прописываем переходы от части к части. Текст основной части пишем сразу на чистовик.

Создавая текст, обращаем особое внимание на связь предложений и целых частей между собой.

VII. Проверяем и редактируем.

После написания текста любой письменной работы необходимо произвести ее редактирование, то есть исправление допущенный в процессе создания текста ошибок.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы.

Логические ошибки

Логические ошибки (Л) связаны с нарушением логической правильности речи, они рождаются в результате нарушения принципов логики, допущенного как в пределах одного предложения, так и в рамках всего произведения в целом.

Сопоставление двух логически неоднородных понятий.

Пример: Он облокотился спиной на батарею.

За хорошую успеваемость учеников родители получили похвальные грамоты и памятные подарки.

Нарушение причинно-следственных отношений.

Пример: В последние годы очень многое сделано для модернизации образования, но многие учителя еще работают по-старому, так как для модернизации образования сделано очень мало .

Необусловленная задачами текста перестановка частей.

Пример: Пора вернуть словам их истинный смысл. Доброта… Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование.

Пример: Автор пишет о природе Карелии, описывает прекрасные озер, рассматриваю блики солнца на воде.

Сопоставление логически несопоставимых понятий.

Пример: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Ошибки в построении композиции: неудачное вступление (или его отсутствие), ошибки в построении основной части, неудачное заключение (или отсутствие такового).

В этом тексте автор… (неудачное вступление: указание на контекст, который в данном тексте отсутствует).

Неправильное построение основной части: отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. Использование разнотипных по структуре предложений, затрудняющее понимание текста.

Ошибки в заключении: отсутствие или дублирование вывода, неоправданное повторение в выводе ранее высказанных мыслей.

Фактические ошибки.

Фактические ошибки заключаются в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом.

Неудачный выбор примеров, искажение содержания литературного произведения.

Пример: Счастье для Обломова было в одиночестве и равнодушии.

Катерина бросилась с обрыва в Неву.

Неточность цитаты, в том числе отсутствие указания на автора или неверно названный автор.

Незнание исторических фактов, временное их смещение.

Пример: Великая Отечественная война 1812 года.

Неточности в именах, отчествах, фамилиях авторов произведений, ошибки в именах и прозвищах героев, искажение в названиях литературных произведений и их жанров.

Тургеньев; Федор Михайлович Тютчев…

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, местоимения, числительного, глагола.

Пример: Никогда не встречал ничего более интереснее. Водопады, стекаемые вниз, поражали воображение.

Нарушение норм управления.

Например: Все удивлялись и восхищались его умом .

Нарушение норм согласования.

Пример: Некогда я был знаком с группой студентов, интересующимися классической музыкой.

Нарушение связи подлежащего и сказуемого.

Героями романа были те, кто принадлежали к дворянской аристократии.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотами.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Пример: Интересующийся ученик чтением ; приехавший поезд на вокзал .

Ошибки в построении сложного предложения.

Пример: Ольге показалось то, что она влюблена в Обломова.

Смешение прямой и косвенной речи.

Пример: Лев Николаевич Толстой говорил, что я не согласен со взглядом на исключительную роль личности в истории.

Нарушение границ предложения.

Татьяна читала книги Онегина. Когда приходила к нему в поместье.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пропуск члена предложения.

Пример: На заседании было принято считать Иванова И.И. членом Правления.

Отрыв частицы от компонента, к которому она относится.

Пример: В романе всего раскрывается две проблемы .

Речевые ошибки.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Пример: Мы были шокированы красотой природы Карелии.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов.

Пример: Обломов ничего не делал и целыми днями валял дурака .

Неудачное употребление местоимений.

Пример: У меня сразу возникла идея для своего сочинения.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов; неуместное употребление фразеологизмов.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Пример: В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно построенном контексте.

Пример: были приняты эффектные меры; герои путешествовали по каменной пустыне.

Нарушение лексической сочетаемости.

Пример: Автор использует художественный особенности.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.

Пример: Молодой олень, очень прекрасный и величественный .

Употребление рядом и близко однокоренных слов (тавтология).

Пример: В этом рассказе читатель может прочитать о…

Неоправданное повторение слов.

Пример: Герой рассказа говорит о славе, герой не понимает, что…

Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность.

Пример: Тогда о том, чтобы вы смогли увидеть себя со стороны, об этом говорит Чехов в своих рассказах.

Этические ошибки.

Речевая некорректность: проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное высказывание, угроза, обвинение, насмешка, употребление бранных слов и вульгаризмов, высказывания, унижающие человеческое достоинство.

Пример: Нужно быть совершенно сумасшедшим , чтобы любить Толстого; нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

Тренировочное задание:

Найдите в тексте фактические, речевые, логические ошибки и предложите вариант их исправления.

VII. Проверяем пунктуацию.

Проверяем пунктуацию, внимательно читая сочинение с начала до конца. Синтаксическая конструкция КАЖДОГО предложения должна быть Вам абсолютно понятна. Обращаем внимание

VIII. Проверяем орфографию.

Список использованной литературы:

1. ФИПИ И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. М., 2015.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М.: Изд-во МГУ, 1992.

ТРЕХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА: ПОЧЕМУ ОНА НУЖНА ВАМ И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ?

Или Вы - производственный редактор. До съемок осталось три недели, а сценарий все еще находится в объеме 148 страниц, вторая часть неимоверно раздута, а Гурченко категорически не нравится сцена гибели ее героини в пасти голодного тиранозавра.

Все это - обычные ситуации, возникающие на стадий доработки сценария. Все эти проблемы касаются структуры сценария. Нельзя сказать, что рассказанная автором история не интересна или плоха. Все проблемы связаны со структурой сюжета. Сценарию необходима доработка, но с чего начать?

Сценарий пишется и переписывается целиком. Вы не можете изменить одну часть, не менял остальных. Доработка сценария - процесс, предполагающий пристальное внимание, как к общей концепции вещи, так и к отдельным ее деталям. Так же как и написание сценария, процесс переписывания предполагает некоторое структурное деление сценария на начало, середину и, естественно, конец.

Процесс написания и переписывания сценария включает в себя нахождение, определение той структуры, которая организует Вашу историю. Она конструирует историю, придавая ей определенную форму, продолжительность, выявляя акценты, придавая ясность. Нахождение верной структуры сценария означает вовлечение читателя в вашу историю, поддержание в нем постоянного интереса, это означает облечь историю в драматическую форму.

Композиция драматического произведения - будь это древнегреческие трагедии, пятиактные пьесы Шекспира или недельные телепередачи - базируются на однотипной трехчастной структуре - начало, середина и конец, т.е. завязка, развитие и развязка,

В большинстве театральных постановок такая трехчастная структура крайне проста - занавес в конце первого акта символизирует конец завязки, в конце второго - конец развития и третий акт - кульминация и развязка.

Искусственное прерывание представления в коммерческих целях на ТВ, безусловно, существует, но в хорошем ТВ-представлении трехчастная структура всегда сохраняется.

Хотя в игровых картинах нет остановок на перерыв, трехчастная структура в них все равно сохранена. Она способствует движению и определенной концентрации истории. Те же функции она несет в ТВ и театральных постановках.

Эти части игрового сценария обычно включают в себя:

- в ЧАСТИ ПЕРВОЙ - от 10 до 15 страниц завязки истории и около 20 страниц начала развития (всего 30-35 страниц),

- во ВТОРОЙ ЧАСТИ - от 40 до 60 страниц развития истории,

- в ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ - 25-35 страниц на кульминацию и развязку.

Каждая часть имеет различную нагрузку. События, начинающиеся в первой части и развивающиеся в последующих, меняются в результате какого-либо события или действия, называющегося поворотным событием. Если попытаться графически изобразить трехчастную сценарную структуру, она будет выглядеть следующим образом:


Каждая секция в этой структуре имеет различное предназначение. Любые доработки по сценарию необходимо начинать с изучения этой трехчастной структуры. Понимая значение каждого элемента структуры в отдельности, проще увидеть сценарий в целом. Наиболее плодотворной переработка сценария становится после особо тщательного изучения в первую очередь следующих элементов сценария – завязки, перипетий и развязки.

Смысл завязки действия заключается в том, чтобы дать ВСЮ необходимую информацию для того, чтобы история начала двигаться. Каковы правила игры? Кто главные герои? О чем история? Где она происходит? Комедия это или драма, фарс или трагедия?

Зерно, просеиваемое через сито.

Крестьянку-эмиш, одетую в традиционно черное, идущую по траве.

Крестьянин, запрягающий лошадь в деревенский катафалк.

И первые слова, которые мы слышим, произносятся на немецком языке.

После просмотра первых кадров зададим себе вопрос - что они нам дают? Что мы почерпнули из увиденного?

С первых кадров задается тема картины - тема общности, тема близких друг другу людей. Дальше мы все время будем ощущать разницу между заданной размеренной жизнью эмишей и стремительной, жесткой жизнью полицейских мегаполиса. Заметьте при этом, что пока не было сказано ни одного слова.

Катализатор резко начинает действие. Что-то случается - землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – бац! - и с этого момента история получает развитие. Мы уже знаем примерно, о чем эта история, ее главную линию.

Существует три типа катализаторов: ДЕЙСТВИЕ, ДИАЛОГ, СИТУАЦИЯ.

Иногда в качестве катализатора выступает диалог, вернее та часть его, в которой главный герой получает необходимую информацию, объясняющую нам предмет истории (например, женщина сообщает, что у нее рак легких; или мужчина звонит в офис узнать о своем повышении и узнает, что он уволен и т.д.).

Когда центральная проблема поставлена, завязка сюжета завершена, история готова к развитию.

Насыщайте первую часть действием! Между завязкой и первой перипетией должно быть масса информации, необходимой для понимания сюжета. Мы должны многое узнать о героях. Нам необходимо видеть их поступки, узнать о предыстории или о ситуации. Откуда наши герои? что у них за характеры? В чем конфликт? Кто против кого?

Анализируя первую часть, необходимо понять о важных, так называемых моментах действия или акцентах, определенным образом готовящих нас к истории.

Необходимо продумать такие акценты (как, например, акценты музыкальные) и в драматическом произведении. В музыке такие акценты определяют размер. Если акцентов будет больше, они изменят музыкальную фразу, всю мелодию. В сценарии акценты играют ту же роль. Такие отдельные моменты действия или акценты рождают сцену. Соответственно акценты сцен рождают часть, а акценты частей - весь фильм. Все они должны быть направлены на основную идею, выражать какую-то часть ее.

1. Джоан готовится ехать в Картахену.

2. Джоан садится не в тот автобус.

3. Джоан преследует Дзоло.

4. Автобус попадает в аварию.

5. Пассажиры находят у Джоан пистолет.

6. Джоан спасается бегством.

1. Джон Бук показывает маленькому Самюэлю предполагаемых подозреваемых.

2. Джон договаривается с Рэчел, что Самюэль остается еще на один день.

3. Джон показывает Самюэлю фоторобот.

4. Самюэль видит в участке на доске почета портрет Макфи и сообщает Джону, что это Макфи убийца.

5. Джон сообщает об этом своему шефу Полю.

6. Макфи пытается убить Джона и Джон понимает, что Поль тоже замешан в убийстве.

Все эти моменты действия не основные в истории. Фильм не об этом. Но они готовят нас к тому, что случится дальше.

ПЕРВОЕ ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ

Хороший фильм всегда интересно смотреть. Он интересен прежде всего неожиданными, парадоксальными ходами и поворотами в действии. Если история развивается по прямой, без зигзагов и поворотов, от катализатора до кульминации и развязки, интерес наш к происходящему, не подогреваемый ничем, падает. Хотя некоторые изгибы и отходы от сюжетной линии и могут существовать, их явно не достаточно для того, чтобы поддерживать наш интерес на протяжении трех частей. Необходимы какие-то существенные, кардинальные повороты, резко меняющие направление сюжета. Такие резкие повороты в развитии сюжета называются поворотными событиями. Одно - в начале второй части и второе - в начале третьей. Они резко меняют направление развития истории. Какое-то новое существенное событие или принятие героем нового решения - такие повороты моментально усиливают зрительский интерес к, происходящему.

Обычно, эти поворотные события (как правило) расположены следующим образом:

- первое поворотное событие - по истечении 30-35 минут экранного времени

- второе поворотное событие - за 20-35 минут до конца.

Каждое из них выполняет следующие функции:

Поворотное событие придает действию новое направление развития.

Поворотное событие ставит основную проблему и заставляет нас мучиться в догадках.

Часто поворотное событие - момент принятия решения героем.

Поворотное событие усиливает риск.

Поворотное событие дает толчок развития истории в следующей части.

Поворотное событие вводит нас в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее.

Наиболее мощным является поворотное событие, несущее все эти функции.

С введением поворотного события все обостряется. Повышается степень риска героя - жизнь Джона, Рэчел и маленького Самюэля в опасности. Джон принимает решение - забрав Рэчел и Самюэля, уехать на время из Филадельфии.

ВТОРОЕ ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ

Иногда второе поворотное событие содержит в себе два момента действия: очень часто сначала - полнейшая безнадежность ситуации - и вдруг появляется выход, возможность решения проблемы.

Джон слышит по телефону, что его напарника убили, и в запале говорит злодею Полю, что он следующий.

Несколько хулиганов пристают к эмишам. Джон, не выдержав, лезет в драку, защищая их.

Полицейский, вмешавшийся в драку, узнает в Джоне человека, ориентировку на которого давал Поль. Он сообщает Полю местонахождения Джона.

Собственно, второе поворотное событие случается в момент, когда Джон ввязывается в драку, это влечет за собой полицейского, а затем и обнаружение Джона Полем и Макфи. Второе поворотное событие стремительно ускоряет действие, приближая его к развязке.

Как правило, кульминация случается за 5-10 страниц до конца сценария. Следующая за ней развязка сводит концы с концами. Значительным финал получается тогда, когда совпадает с кульминацией в момент, когда основная проблема решена, на вопрос дан ответ и мы знаем, что все будет ок.

Джон арестовывает Поля, и Рэчел ничего не остается, как попрощаться с Джоном.

Джоан Уайлдер спасает сестру и возвращается написанию книги.

Майкл-Тутси снимает маску, потому что он влюблен, а девушка отвечает ему взаимностью.

КАКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ МОГУТ СЛУЧИТЬСЯ СО СТРУКТУРОЙ СЦЕНАРИЯ?

Во многих картинах - слишком поздно случается первое поворотное событие, в результате тоже теряется зрительский интерес. В некоторых, наоборот, поворотное событие наступает слишком быстро и остается слишком много незаполненного времени до финала.

Переделка структуры сценария - серьезная работа. Только в первом варианте сценария существует ярко выраженная трехчастная структура. Когда Вы размышляете над улучшением структуры сценария, постарайтесь ответить на следующие очень важные вопросы:

Изобразительна ли завязка?

Дает ли это изображение представление о стилистике и настроении картины?

Есть ли у Вас хороший катализатор?

Достаточно ли он силен и драматичен?

Отвечает ли на основной вопрос Вашего сценария кульминация? Ясен ли основной вопрос?

Поднимается ли этот вопрос при повторном событии?

Достаточно ли ясно первое поворотное событие? Дает ли оно толчок действию?

Ясно ли второе поворотное событие? Дает ли оно толчок к кульминации?

Совпадает ли кульминация с финалом?

Не затянута ли развязка?

Вы переработали структуру сценария. Сюжетная линия закончена. Она драматична, она движется. Но редко существует только одна сюжетная линия в сценарии. Совместить различные сюжетные линии - следующий, очень важный этап работы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Диалектическая структура образа [16]

Диалектическая структура образа [16] Внутренняя логика произведений искусства изобилует неожиданностями. Неожиданности пронизывают всю художественную ткань, обнаруживаются в развитии характеров.Когда убийца Раскольников в мучительном трансе бродит возле места своего

СТРУКТУРА ПОЭЗИИ

СТРУКТУРА ПОЭЗИИ Слова — возможно, самый трудный для искусства материал, ибо ими надо пользоваться так, чтобы передать и зримую красоту и красоту звучания, а кроме того, выразить в грамматически оформленном предложении какую-то мысль. Т. С. Элиот Я буду рассказывать

1. СТРУКТУРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

1. СТРУКТУРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Духовно-нравственные основы авторской песни В последнее время вышло немало книг об авторской песне. В основном это либо воспоминания о том, как начиналась авторская песня, либо литературоведческие и журналистские исследования форм ее жизни.

Глава 2. Достучаться до читателя: структура, шаги и сам рассказ

Глава 2. Достучаться до читателя: структура, шаги и сам рассказ Допустим, что у нас есть уже рабочая идея, нечто, что мы хотим рассказать читателю, и чувствуем себя при этом уверенно. Прежде чем рассмотреть вопрос о трансляции самой идеи, мы должны осознать, что в любой

Урок 8. Структура сценария

Урок 8. Структура сценария Умение написать сцену — это важнейшее умение. Но не менее важно умение собрать из сцен сценарий.Как я уже говорил, герой перемещается к своей цели шагами. Это не равномерное движение.Грубо говоря, тесто, из которого герой лепит свою судьбу, — не

5.2. Структура сайта

Для чего нужна диафрагма

Для чего нужна диафрагма Посмотрите внутрь объектива, и вы увидите в нем устройство, состоящее из нескольких тонких лепестков дуговой формы, расположенных по кругу, — это диафрагма (рис. 14). Рис. 14. Диафрагма С помощью специального привода (движка или рифленого кольца,

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные. К матовым

Нужна ли нам чугунная Венера?

Нужна ли нам чугунная Венера? Чугунные завитки украшали балконы, лестницы, сады, заводские цеха. Из чугуна делали решётки, столики, вазы, парковые кресла и скамейки.Прекрасно, скажешь ты. Кругом чугун. Как и мечтал Николай Васильевич Гоголь. Но одно дело балконные решётки,

• какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).

Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.

Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения - своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика - её доказательство

И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано - требуется доказать - доказательство - подведе­ние итогов.

Дано - это тема сочинения.

Требуется доказать - это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

Доказательство - основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

• анализ конкретных литературных фактов;

• цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать) - заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.

Композиция сочинения.

Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

В основной части приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

В заключении подводится итог сказанному.

Таким образом, сочинение на литературную тему имеет КОЛЬЦЕВУЮ компози­цию: вступление (1-я часть) и заключение (3-я часть) перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы. Но во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, а в заключении высказана полно и достаточно подробно.

Выбор темы как первый этап работы над сочинением. Классификация тем сочинений по литературе.

Работа над сочинением начинается с выбора темы.

Лучше выбрать ту тему, формулировка которой для вас более понятна и интерес­на. Вы отчётливо представляете, какой литературный материал поможет раскрыть в полной мере выбранную вами тему.

Приводимая ниже классификация тем сочинений и краткие рекомендации по их написанию помогут вам сделать правильный выбор.

Читайте также: