Сочинение по тексту ю яковлева самопожертвование

Обновлено: 05.07.2024

Пример сочинений по направлению мужество и самопожертвование.

Исходный текст по Ю. Яковлеву

(1)Ненастной ночью, когда воет ветер и круговерть метели бушует за окном, я думаю о часовых.

(2)Мне кажется, что я сам только что вернулся оттуда — замёрзший, усталый, с обожжённым от ветра подбородком, с негнущимися руками. (3)Я снял в прихожей заснеженный караульный тулуп и едва добрался до постели. (4)Думал, как лягу — сразу усну. (5)Но не сплю, а думаю о тех, кто сменил меня и сейчас стоит на морозе, на ветру один среди вьюжной ночи.

(10)Кончилась война, но часовые остались. (11)Они и сейчас стоят на своих постах. (12)Днём и ночью. (13)Тихие, незаметные, готовые к бою. (14) Их трудная служба понятна только тем, кто сам когда-то был часовым.

(15)Я не сплю. (16)Прислушиваюсь к ветру, и мне кажется, что слышу далёкий охрипший шершавый голос:

–Стой! (17)Кто идёт?

(18)Разные на свете есть посты. (19)Разные часовые. (20)Я оглядываюсь назад и вижу у моста фигурку мальчика. (21)Он не может покинуть свой пост. (22)Он должен сообщить нашим воинам о том, что, отступая, фашисты заминировали мост. (23)И вот показались танки, машины с воинами. (24)Мальчик кричит, машет руками, хочет остановить их. (25)Но его голос теряется в рокоте моторов. (26)Тогда он вбегает на заминированный мост. (27)И мост взлетает на воздух, но ни один советский воин не погиб. (28)Только маленький часовой…

(29)Гудит ветер. (30)Быстрее вертится снежная карусель. (31)И я вижу белорусскую девочку Лиду. (32)Её пост — пост юной разведчицы партизан — среди врагов, в логове фашистов. (33)Лида жила как на вулкане. (34)А под кроватью у неё хранились партизанские мины. (35)Лида мужественно выполняла свой долг, пока фашисты не схватили её. (36)Смерть сняла с поста юного часового.

(37)Пост. (38)Часовой. (39)Многие думают, что это чисто военные слова. (40)Но они вечные, и звучат они не только в расположении воинской части и не только на войне. (41)Пост появляется там, где надо проявить мужество и благородство. (42)На улице, в школе, в летнем лагере.

(43)Наступает момент, когда человек должен решить: выстоять или отступить, прийти на помощь другу или трусливо уйти в кусты. (44)И в этот решительный момент перед ним как бы возникает взметнувшаяся ввысь самая высокая лестница. (45)И надо взбираться, крепко держась за перекладины, и не оглядываться, чтобы не смалодушничать. (46)Только ввысь, только вперёд.

Вариант 1

В чем проявляется верность долгу? Именно к этой проблеме обращается в своем тексте Юрий Яковлевич Яковлев. Рассуждая над поставленным вопросом, автор стремится определить значимость внутренней стойкости и преданности своему делу. Писатель осмысляет неотступную цель человеческой жизни как обязательство стоять на страже добра и благородства, помнить о близких и чести Родины.

Описывая тех, кто следует этому призванию и в самые тяжелые времена, Ю. Яковлев использует развернутую метафору часового, а образ поста становится символом служения долгу. Автор обращает внимание на то, что “трудная служба” никогда не заканчивается, истинно приверженный своим обязанностям человек продолжает бороться с трудностями среди исторических катаклизмов, боли и потерь, “на морозе, на ветру один среди вьюжной ночи”. Верный долгу человек готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью, ради всеобщего блага: он обязуется не отступать в своем движении “только ввысь, только вперёд”.

Писатель отмечает, что преданность универсальным ценностям человечества существует вечно и объединяет людей вне зависимости от их возраста, пола, места, происходящих событий. Подтверждая это, он рассказывает о разных часовых: о мальчике, спасшем советских воинов, о мужественной девочке Лиде, о стойко несущих свою службу караульных и о самом себе. Позиция автора может быть сформулирована следующим образом: преданные общечеловеческому долгу люди не отступают перед лицом трудностей и сомнений и продолжают бороться даже в самые тяжелые времена.

Я могу согласиться с мнением автора, ведь верность своим обязательствам действительно проявляется в способности упорно продолжать схватку с жестокими обстоятельствами. Кроме того, на мой взгляд, исполняющие свой долг люди должны верить в правильность собственных поступков и следовать высшей цели. Тема стойкости личности в следовании своему призванию звучит во многих произведениях отечественной и мировой литературы, среди которых можно выделить поэму А. А. Ахматовой “Реквием”.

Лирическая героиня в произведении исполняет свой материнский и супружеский долг. Она любит мужа, детей, Родину и решительно выстаивает любые трудности ради достижения правды. Женщина искренне верит в справедливость и возможность счастья вместе с любимыми и потому продолжает свою упорную борьбу.

Другим примером может служить документальная книга С. Алексиевич “Чернобыльская молитва”, где приведены воспоминания ликвидаторов Чернобыльской аварии. Один из мужчин рассказывает, как солдаты поднимались на крышу реактора: отказывала техника, невозможно было дышать от горящих вокруг химических веществ, шла кровь, болела голова. Однако люди продолжали работать и, по объяснениям одного из ликвидаторов, в эти моменты сознательных мыслей не было, оставались только две совершенные, ведущие вперед истины — чувство долга и чувство Родины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что истинная верность долгу проявляется в неотступной стойкости и готовности до конца бороться за свои идеалы и ценности даже в самое тяжелое время.

Вариант 2

В предложенном для анализа тексте Юрий Яковлевич Яковлев поднимает проблему героизма детей на войне. Именно над ней он и рассуждает. Эта проблема нравственного характера не может не волновать современного писателя.

Писатель раскрывает эту проблему, рассказывая о том, как мальчик стоял на посту и должен был сообщить нашим воинам, что мост заминировали фашисты. Мальчик всячески пытается сообщить и остановить их, но его никто не слышал из-за рокота моторов. И он выбегает на заминированный мост, тем самым спасая советских солдат, погибает только он.

Мальчик ценной своей жизни спас наших солдат. Он не остановился перед тем, что его предупреждения об опасности никто не слышал и побежал осведомить их об опасности, жертвуя своей жизнью Лида работала в тылу у врага и когда ее рассекретили, она подорвала себя, чтобы фашисты не получили никакой информации.

Оба примера, дополняя друг друга позволяют сделать вывод о том, что человек на войне всегда рискует своей жизнью и только храбрость и отвага доказывают, на что способен человек ради своей Родины. Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что наступает момент, когда человек должен решить: выстоять или отступить, прийти на помощь другу или уйти в кусты.

Я согласен с позицией автора так как тоже считаю, что у каждого человека, особенно на войне, наступает выбор: мужественно и во что бы то ни стало помочь и спасти или же отступить и уйти. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что верные долгу люди не думают о своей жизни, они делают все возможное для всеобщего блага.

Вариант 3

В данном тексте Ю. Яковлев поднимает проблему значения детей на войне. Писатель повествует о тяжелом военном времени, где часовые являются олицетворением мужества и благородства: “Их трудная служба понятна только тем, кто сам когда-то был часовым”. Но не только взрослые выполняли эту непростую и опасную работу, требующую стойкости и отваги. “Разные на свете есть посты. Разные часовые”.

Не случайно автор изображает мальчика, которому надлежало сообщить о том, что “фашисты заминировали мост”. И когда стало ясно, что “его голос теряется в рокоте моторов”, мальчику хватило мужества ценою своей жизни спасти всех советских воинов, стремящихся в ловушку. “Мост взлетает на воздух”.

Раскрывая проблему, автор приводит пример юной разведчицы партизан Лиды, живущей “среди врагов, в логове фашистов”. Девочка смело несла свой пост, выполняла долг несмотря на все опасности. “Смерть сняла с поста юного часового”. Оба примера дают ясно понять, что для совершения подвигов, проявления мужества, не обязательно быть взрослым. Автор считает, что перед каждым, даже маленьким человеком, наступает момент, когда он должен решить: “выстоять или отступить”. И что смелость и отвагу можно проявить даже в молодости. Невозможно не согласиться с автором.

Сама история человечества не раз это подтверждала. Примером может послужить великая отечественная война, в годы которой дети выполняли многие задачи в помощь взрослым: работали сутками на заводах до изнеможения, служили партизанами-разведчиками, сражались наравне с солдатами.

Можно сделать вывод, что дети имели огромное значение на войне.

Проблема роли детей на войне, детского героизма.

Война — это не просто слово. Это бремя, мучения и гибель для враждующих сторон. Она затрагивает каждого, даже детей – маленьких людей, которые за свою столь короткую жизнь узнали всю жестокость и несправедливость этого мира.

По этой причине известный русский прозаик и журналист Юрий Яковлевич Яковлев поднимает проблему роли детей на войне. В качестве примера он приводит поступок мальчика, служившего часовым. Когда тот узнаёт о том, что немцы заминировали мост, он решает пожертвовать собой, чтобы спасти русских солдат, не знавших об этом.

Автор считает, что дети сыграли немаловажную роль в военных действиях. Наравне со взрослыми они служили Родине, даже несмотря на свой юный возраст и неопытность. Я согласна с Юрием Яковлевичем и считаю, что дети выполняли важную роль не только на фронте, но и в тылу. Они заботились о своих родных, оставшихся без кормильца, помогали им, а также работали на предприятиях. Так в период Великой Отечественной войны дети трудились на заводах, выполняя при этом нормы взрослого человека, в то время как их родители защищали Родину. Именно благодаря усилиям юношей и девушек производство не остановилось, а солдаты были оснащены всем необходимым.

Роль детей на войне такая же огромная, как и любого другого взрослого человека, будь то боец или рабочий. Несмотря на свой возраст, они понимали всю важность происходящего и старались помочь, жертвуя при этом не только своим здоровьем, но и жизнями.

В чём проявляется героизм на войне? По Ю. Яковлеву

В чём проявляется героизм на войне? Существует ли определённый возраст для совершения героического поступка? Возможно ли даже в юные годы проявить силу духа и стойкость, пожертвовать собой ради великой цели, ради Родины?

Раскрывая проблему героизма детей на войне, автор использует символический образ часового на посту. Символическое значение этого образа заключается в том, что есть на свете настоящие герои, которые всегда стоят на страже добра и благородства. Подчёркивая, что существуют разные посты и разные часовые, писатель рассказывает о двух маленьких героях.

Один из них – мальчик, который не может покинуть свой пост, так как должен сообщить нашим воинам о том, что фашисты при отступлении заминировали мост. В рокоте моторов его голос не слышат, и тогда юный герой вбегает на заминированный мост. Маленький часовой погиб, спасая многие жизни советских воинов. Это настоящий подвиг, который совершил мальчик. Как это всё больно, горько и всё же как это вызывает восхищение, уважение, благоговение перед маленьким героем.

Ещё одна героиня Ю. Яковлева – белорусская девочка Лида. Она находится на посту юной разведчицы партизан. Бесстрашная разведчица хранит у себя под кроватью партизанские мины. Девочка мужественно исполняла свой долг, пока фашисты не схватили её и не расстреляли. Только смерть сняла с поста юного часового.

Раскрывая своим читателям эти яркие примеры подвигов детей, автор подводит к мысли о том, что у героизма нет возраста. Мы убеждаемся, что даже в юные годы можно проявить силу духа и стойкость, пожертвовать собой ради великой цели, ради Родины.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Дети и молодёжь, воспитанные советской властью перед самой войной, — это удивительное поколение. Они совершили невозможное: победили фашизм, захвативший всю Европу. Только советский народ: от мала до велика – способен был, жертвуя собой, дать миру свободу.

Мы помним этот подвиг и не забудем его никогда. Слава нашим героям!

Сочинение по проблеме мужества

Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.

В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.

Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.

Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.

Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина — пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.

Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.

Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

Что такое САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ?

Жертвовать – приносить в дар, безвозмездно отдавать что-то другим. Таково устаревшее значение этого слова.

А иногда люди приносят в жертву самих себя. Жертвовать собою ради других благородно, но трудно. Для этого нужно очень любить людей. Самопожертвование – это своеобразный нравственный подвиг во имя тех, кто живёт рядом с тобою. Для подтверждения сказанного обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Итак, рассмотренные примеры убедительно доказывают, что самопожертвование – это осознанный поступок, продиктованный человеку любовью к людям. Человек, способный на такие действия, заслуживает уважения. ( 253 слова)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В детстве мы легко принимаем от матери жертвы (по тексту Ю.Яковлева).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Героиня произведения отдала всю себя, жертвовала всеми прелестями жизни ради своей дочери и это заслуживает уважения. В моей жизни встречалось много случаев проявления материнской жертвенности, но этот случай запал мне прямо в душу.На Великой Отечественной войне, во время блокады Ленинграда, была небольшая семья.

Муж ушел на фронт, а мать и двое детей остались в городе. Кушать было нечего и младший ребёнок умер от голода. Мать видела, как на ее глазах старший ребёнок слабеет. Чтобы это предотвратить, она разрезала труп своего младшего и сварила из него суп, ради того, чтобы старший ребёнок остался живой. Мать, проявив свою жертвенность, спасла жизнь старшему ребёнку. Мамы идут на все ради своих детей и только они знают цену этих жертв. В заключение, хотела бы сказать, что нужно ценить наших мам за все их жертвы. Ведь главное для них - видеть своих детей счастливыми и здоровыми. Материнское сердце - самое чувствительное и не стоит проверять его на прочность. Береги мам и понимайте их.

Мама-это самый близкий человек, готовый ради своего ребёнка на любые жертвы. В детстве мы зачастую не замечаем, как много она делает для нашего счастья и благополучия, нередко даже в ущерб себе, и ведем себя с ней эгоистично и грубо. В предложенном для анализа тексте Ю. Яковлев поднимает проблему эгоистичного отношения детей к своим матерям.

Позиция автора в тексте не звучит явно, однако через описание чувств героя и его эмоциональную лексику, мы понимаем, что он призывает нас быть внимательнее к своим матерям, заботиться о них, думая в первую очередь об их благополучии, а не о собственной выгоде. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, мы должны ценить наших матерей, ведь они делают всё возможное для того чтобы мы были счастливы и ни в чём не нуждались. Мы должны чаще говорить им слова благодарности, так как никто так нас не любит и не оберегает, как мамы.

Проблема эгоистичного отношения детей к своим родителям поднимается во многих произведениях художественной литературы. Порой дети не замечают, как равнодушно относятся к своим родителям, и какую боль приносит такое отношение. Именно об этом рассказывается в произведении К. Паустовского "Телеграмма". Главная героиня, Настя, живет в городе, матери в деревню лишь изредка посылает деньги и пишет письма. Однажды Катерина Иванова присылает своей дочери письмо с просьбой приехать, но так как обычно откладывает чтение письма на потом, ссылаясь на занятость. Позднее, прочитав телеграмму, она отправилась к матери в деревню, но было уже поздно, так как Катерины Ивановны уже не было в живых. Таким образом, мы видим, что холодное, равнодушное отношение детей к своим матерям, может привести к их гибели, поэтому важно, чтобы дети общались со своими родителями и всегда заботились о них.

Я думаю, что ценнее всего для матери знать, что ее ребёнок любит её и ему не безразлична ее жизнь. Важно именно внимание. Обратимся к произведению Б. Екимова " Говори, мама, говори. " В данном рассказе повествуется о ежедневных телефонных разговорах дочери, живущей в городе, и матери, оставшейся в деревне. Ссылаясь на тариф, дочь просила маму говорить лишь "по делу", поэтому их беседа ограничивалась парой коротких и сухих фраз. Однажды бабка Катерина упала во дворе, и после этого позвонила дочери, но та холодно ей ответила, и это очень ранило женщину. На звонок дочери в неурочный час дал понять, что ей всё же не безразлична жизнь матери. Таким образом, мы видим, что нужно быть неравнодушным к судьбе близкого человека, ведь поддержка и забота помогают пережить все трудности и невзгоды.

В заключение хочется сделать вывод: каждый ребёнок должен больше внимания уделять своей матери, должен заботиться о ней и всегда

поддерживать, помня о том, как много она делает для того, чтобы мы были счастливы.

Вступление

Проблема

Может ли что-то сравниться с силой материнской любви или превзойти ее? Ведь в ней заложена бесконечная доброта, забота и самопожертвование. Не смотря на долгие расстояния или летящие годы вдалеке от материнской нежности, любовь нашего самого родного и близкого человека не угасает. Она способна победить даже смерть. Именно проблеме материнской любви посвящен текст Ю. Яковлева.

Комментарий

Алексей Харламов. Маленькая мама.

Алексей Харламов. Маленькая мама.

Авторская позиция

Своя позиция

Я полностью разделяю позицию автора. Только родители могут по-настоящему любить своего ребенка, не требуя ничего взамен. Любовь матери – самая настоящая, искренняя, способная на любые жертвы, на прощение самых страшных грехов.

Аргумент №1

Аргумент №2

Заключение

Одной из популярных и интересных тем для написания ЕГЭ считается тема самопожертвования. Аргументы в литературе для итогового сочинения можно использовать по нескольким направлениям: материнское самопожертвование, на войне, в любви, ради людей. Проблема эта сложная и актуальная во все времена, поэтому примеров для написания работы достаточно.

Написание итогового сочинения

Определение понятия

Самопожертвование — это полная готовность жертвовать своими личными интересами и чувствами во благо других людей, при этом ничего не ждать взамен. Добровольно отказаться от собственных удовольствий и личных целей может только сильный человек, который в данном случае называется жертвой. Примеров самопожертвования в литературе огромное количество. Именно это значительно облегчает задачу написания итогового сочинения. Самопожертвование может быть осознанным и неосознанным.

Героизм и жертвенность

Героизм и жертвенность можно отнести ко множеству сфер деятельности человека, его поведению. Но следует чётко понять, что же такое истинное самопожертвование. Ведь вряд ли можно назвать героизмом только то, что солдат отправился воевать за свою Родину. Во-первых, он солдат, и его долг — защищать своё Отечество. Во-вторых, необязательно он будет героем этой войны. Он может оказаться слабым человеком и ничем не отличиться в боевых действиях.

Например, нельзя назвать самопожертвованием и девушку, которая выходит замуж за богача преклонных лет. По сути, это просто сделка. Она меняет своё прекрасное молодое тело на материальное благополучие. Ещё пример: молодой человек, который безотрывно зубрит уроки, меняя сложную учёбу на прелести беззаботных дней. Он тоже не занимается самопожертвованием, а заранее планирует своё блестящее будущее в перспективной профессии. К этим примерам нельзя отнести ни одно из синонимов самопожертвования.

К синонимам слова самопожертвование можно отнести:

  • героизм;
  • жертвенность;
  • мужество;
  • самозабвение;
  • самоотречение.

Самопожертвование может быть благородным, героическим, добровольным, великим, подобным.

Примеры героических поступков

Проявление жертвенности на войне вполне осознанно человеком. В часы военных действий герои часто идут на смерть ради того, чтобы спасти другого. Именно в такие моменты человек чувствует прилив сил, мужества и отваги. Многие произведения подтверждают это.

Примеры героических поступков в литературе:

Героизм можно встретить не только на поле боя. Часто люди жертвуют своими личными интересами ради светлых чувств.

Самопожертвование ради любви

Безумные и необъяснимые поступки может совершить человек ради любви. Жертвенность своими чувствами ради идеала — сложная и противоречивая тема. Порой любовь может довести не только до отчаяния, но даже до смерти. На эту тему можно привести массу примеров.

Поступки ради любви:

Катерина Кабанова

Материнские чувства к детям

Жертвенность часто показана на примерах отношений матери и отца к своему ребёнку, которые готовы на всё ради него. В родителях изначально заложено качество опекать своё чадо с детских лет. Они защищают его от конфликтов, решают проблемы детей, охраняют от неурядиц. Поэтому сами вынуждены терпеть любые неудобства и некоторые лишения. На самопожертвование ради детей готовы не только родители, но и обычные люди.

Примеры такого жертвования в литературе:

Соня Мармеладова

Самопожертвование ради высоких целей по праву можно назвать героизмом, особенно если ребёнок действительно нуждается в помощи в данный момент.

По примерам самопожертвования в литературе можно сделать небольшой вывод: это качество противоречиво. Одни считают его высшим проявлением героизма, другие — наоборот, бессмысленным и глупым стилем жизни. Жертвование может наблюдаться в различных сферах жизни человека, проявляется и в разнице поведения. Чтобы понять, что же такое самопожертвование, необходимо научиться его отличать от таких понятий, как сделка и долг.

Читайте также: