Сочинение по тексту в белова о грамотности

Обновлено: 05.07.2024

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.
Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах - повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии . Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.
Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.
Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.
Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Нравственная проблема, которая находится в центре внимания автора, волнует многих, ведь движение вперед невозможно без опоры на историческую память. Известный русский писатель, В.И.Белов, анализирует проблему на примере современного общества. Автор убежден, что движение без опоры на опыт не возможно, поэтому необходимо знать то, что было до нас и нужно интересоваться культурой и бытом наших предшественников, для того чтобы мы могли полноценно и всесторонне развиваться. В завершении В.И.Белов отмечает, что наши потомки будут нуждаться в нашем нравственном и культурном опыте.

В качестве второго аргумента мне бы хотелось привести пример романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок или И дольше века длится день". "Легенда о манкуртах". Можно ли сказать о человеке, который потерял память, разум, воспоминания об отчем доме и культуре, что он счастлив и что его жизнь полноценна? Я считаю, что нет! Такой человек он не живет, он существует, в нем нет духовности, нравственности. Прочитав это произведение, понимаешь: люди, потерявшие память и рассудок обречены навсегда быть забытыми. Поэтому так важно помнить и сохранять опыт, культуру и историю своих предков.

Похожие документы:

Зачем и кому нужна эта книга 6 Василий Трофимович Нарежный 1780 1825 9

. для проверки могут . по убеждению Мо­ . он раство­ряется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он . спросить, не нужно ли им чего . по поводу исчезнувшей . пристального внимания . давний друг и учитель Зоси и Надежды Васи­льевны, глубоко .

Українці: народні вірування, повір`я, демонологія

Спиркин А. Г. С72 Философия: Учебник для технических вузов

. выражение в убеждениях, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для чело . во многих сферах жизни наблюдаются одно­значные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многим основаниям .

Москва Издательство "Республика" (2)

. годы мои; она чуяла глубокое, внутреннее отчаяние во мне — и вызывала меня на . для чего? Все равно, для здешней или будущей, старой иль новой жизни, но жизни . таким образом укрывшийся от разорения татарами. Китежская легенда привлекала внимание многих .

В.Белов известен читателю как писатель, поднимающий важные для каждого вопросы. Его произведения заставляют обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Так и в предложенном мне тексте автор отвечает на волнующий многих вопрос: действительно ли, быть современным - это значит быть безжалостным к прошлому, к воспоминаниям о малой родине?

То, о чём пишет В.Белов, понятно и близко и мне. Я считаю, что именно современному человеку важно постоянно возвращаться к тем местам, в которых он вырос, чтобы не превратиться в Ивана родства непомнящего.

Текст В.Белова обращён, безусловно, к каждому из нас. Повествование заставляет меня задуматься об отношении к корням, что связывают каждого из нас с прошлым, с малой родиной.

Текст В. Белова

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда: хорошее и плохое; плохого не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

(8)Надо быть современным.

(9)Надо быть безжалостным к прошлому.

(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что.

(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

Вот и прошли два дня ЕГЭ по русскому языку, который писала вся страна. В этом году получилось именно два дня: обычно все пишут одновременно, чтобы минимизировать утечки и обеспечить какое-никакое, а равноправие. После экзамена, прошедшего в понедельник, начали распространяться тексты, которые попались ученикам и по которым им нужно было написать сочинения. Я прочитала почти все и особо сложными их не сочла. Был странный текст Арсеньева про тайгу: сложность заключалась в том, что основную проблему можно было найти в самом последнем абзаце. Но многие школьники писали о "влиянии природы на человека", "взаимодействии природы и человека", "связи природы и человека". Вполне себе выход.

Но сегодняшний текст Василия Ивановича Белова про искусство и художественный образ просто вышел в топы, благодаря ученикам, которые на чем свет стоит ругают и писателя, и себя, за то, что так и не поняли, о чем Белов написал. Наткнулась на такую цитату одной школьницы:

Конечно, я решила удовлетворить свое любопытство и прочитала текст. Это был отрывок из книги В.И. Белова "Лад" – серии очерков о северной народной эстетике. Согласна, что в тексте встречаются устаревшие слова и обороты, но тема совершенно понятная и актуальная (именно такие обычно и находят составители ЕГЭ). Причем, нужно сказать, что в тексте поднимается просто множество проблем! В каждом абзаце что-то новое. Казалось бы, выбирай не хочу. Например:

Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Есть здесь что-то непонятное? Можно было выделить, к примеру, проблему истинной и искусственной/обманчивой сложности произведения .

Вот следующий абзац из текста Белова про великое искусство и талант:

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое!

Многие, оказывается, не знают, что означает слово "дескать" (вводное слово для обозначения приписываемой кому-либо мысли, чужой речи), но суть предложения не в этом. Я вижу здесь проблему создания собственного произведения (создавать свое или жить за счет других художественных ценностей). Или проблему паразитирования на уже созданном . Или проблему таланта и гения , наконец (там потом идут слова про то, что не все мы гениальны, как Микеланджело, но ничего, все равно надо развивать свой талант и творить в меру сил).

И так по всему остальному тексту. Даже слишком много проблем! В этом может быть сложность, так как для аргументации требуется привести два предложения из текста. Ну да, значит, эти предложения будут соседними – ничего страшного. Не нужно пытаться объять необъятное: нашли интересную мысль, с которой вы согласны, вот и выпишите ее!

В общем, я была поражена, что такой простой текст вызвал у школьников всей нашей страны столько вопросов и сомнений. С другой стороны, недавно я сама столкнулась с подобным: у меня есть племянник, ему 11 лет, он отличник, хорошо знает русский язык, много читает. И он, и его мама часто говорили мне, что он читает по 100-150 страниц в день! Я, конечно, хвалила. Но потом поняла, что такими темпами он читает литературу вроде "Гарри Поттера" (хотя были прочитаны и Кир Булычев, и еще много всего). Когда же я попросила его прочитать вслух рассказ "Тапёр" Куприна из списка на лето, то чтение растянулось на очень долгое время! Нет, я понимаю, что вслух всегда читаешь медленнее, встречалось много непонятных слов, которые я объясняла (мне вот в детстве никто не объяснял, кто такой "тапёр" – и я оставалась в неведении половину рассказа!), но сам слог Куприна, его стиль – это не только высшее наслаждение и экстаз филолога (для меня), но и необходимость продираться сквозь сложные предложения, которые практически отсутствуют в современной прозе (для племянника). Мне кажется, похожая ситуация возникла и с пресловутым текстом Белова на ЕГЭ 2020.

Я не всегда согласна с мнением Дмитрия Быкова, но сегодня с интересом прочитала его статью под названием "Единый Государственный Эрзац" . В ней тоже говорится о сложности нахождения проблем в тексте, но с несколько другой стороны.

Вам нравится читать книги, написанные простым слогом, или вы любите продираться сквозь текст? Почему?


Урок-практикум по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту 9.3. Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Урок - практикум в 9 классе по подготовке к ОГЭ.

Автор разработки: учитель русского языка и литературы г. Вольска Петрушина Марина Валентиновна.

Цель урока : Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку .

2. Энергизатор (дать положительный настрой на урок).

3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт,

государственный деятель)

Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-рассуждение

- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 9.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

Слово учителя : Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы скажете мне, посмотрев видеоролик.

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

( О том, как не надо поступать по отношению к престарелым людям, и о том, что мы должны относиться к ним заботливо, проявлять сострадание, уважение.)

Слово учителя : Какие поступки героев говорят о том, что проявили заботу и

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке?

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3). Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

1.Работа в группах (группы по 6-8 человек).

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

Слово учителя : Эпиграфом к уроку будут слова древнего китайского

Как вы их понимаете?

Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.?

Ответ ученика : Тезис, комментарий. аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика : Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

III . Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю./Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Беседа с использованием приема Мозговой штурм

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение - это.

По моему мнению, уважение - это.

Мне кажется, что уважение - это.

Я думаю, что уважение - это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения .

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Работа в группах : 1 группа – пишет толкованиме слова , используя описательный способ

2 группа- синонимический, 3 группа- способ отрицательного определения

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

…(автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя : Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII . Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

I X. Итог урока.

Ребята, уважайте и любите окружающих вас людей, мир вокруг вас и вы будете уважать самого себя.

Читайте также: