Сочинение по тексту щегловой

Обновлено: 05.07.2024

(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Её я никогда не называл бабушкой – только мамой.

(3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…

(14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета.

Чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, необходимо:

исходный текст разделить на микротемы;

выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана;

используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.

Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.д.

Глаголы, передающие мысли, важные автору

Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?) …, подчёркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.

Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции

Автор считает, утверждает, что …; убеждён в том, что…; делает вывод, что…

Проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы).

Основная мысль каждой микротемы

Предложения 1 – 5

Александра Ивановна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства

Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью

Предложения 6 – 13

Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери

Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину

Предложения 14 – 16

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки

Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми

Предложения 17 – 20

Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым

Предложения 21 – 25

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена

Предложения 26 – 29

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой

Предложения 30 – 33

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью

Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать

Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий :

потому что даёт возможность понять

что значит быть Матерью?

почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?

как овладеть искусством стать настоящей Матерью?

заставляет задуматься об ответственности быть матерью;

позволяет увидеть истинное материнство;

понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств;

помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п.

Похожие документы:

Комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. На что необходимо обратить особое внимание в данном виде коммента

. требуется в комментарии к проблеме текста. Как ещё можно вывести учащихся на комментарий основной проблемы текста? На . гулять, наслаждаться природой. Я пишу эти строки, а она толкает . дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё .

Основная образовательная программа 2011-2012 год

. Учебник. Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начало . проблемы, а сама проблема . текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста . комментарий), .

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


1. Исходный текст разделите на микротемы (предложения, объединенные одной мыс.

1. Исходный текст разделите на микротемы (предложения, объединенные одной мыслью). Абзац 2. Выделите основную мысль каждой микротемы 3. Сформулируйте данную мысль 4. Запишите её в виде пункта плана 5. Используйте глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказы.

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает, затрагивает и т.п.

Автор обращает внимание на (что?)…, - заостряет (что?), - акцентирует вни.

Автор обращает внимание на (что?)…, - заостряет (что?), - акцентирует внимание (на чём?)…, - подчёркивает, выделяет, отмечает (что?), - указывает (на что?)… и т.п.

 Автор считает, утверждает, что… убеждён в том, что… делает вывод, что…

Автор считает, утверждает, что… убеждён в том, что… делает вывод, что…

(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Алек.

(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. Её я никогда не называла бабушкой – только мамой. Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…

Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бр.

Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства

1. Пересказать содержание исходного текста 2. Описывать собственные впечатлен.

1. Пересказать содержание исходного текста 2. Описывать собственные впечатления от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного 3. Использовать одну развернутую цитату из текста 4. Переписать текст рецензии задания В8 5. Рассказать о средствах выразительности 6. Выразить собственное отношение к проблеме

Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные.

Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью

(6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила.

Рассказчица с детства считала бабушку Матерью, поэтому ей непонятны были стра.

Рассказчица с детства считала бабушку Матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери

Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавш.

Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину

(14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – член.

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки

(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвк.

Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы станови.

Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым.

(21)Мать любила читать. В доме было много хороших книг, их покупали, обязат.

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена

(26)Я была домашним ребёнком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерс.

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой

Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повество.

Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми

(30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. Опасаясь за неё и не в.

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей.

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью.

Т.Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном знач.

Проблема морально-этическая Актуальная (почему?) потому что дает возможность.

Проблема морально-этическая Актуальная (почему?) потому что дает возможность понять: Что значит быть Матерью? Почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? Как овладеть искусством стать Матерью? потому что

Заставляет задуматься об ответственности быть матерью; Позволяет увидеть оди.

Заставляет задуматься об ответственности быть матерью; Позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства; Понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязательств; Помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка и т.п.

ТЕЗИС Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует.

ТЕЗИС Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует из вышесказанного? Вывод

Настоящей матерью человек может считать только ту женщину, которая вырастила.

Настоящей матерью человек может считать только ту женщину, которая вырастила и воспитала его. ПОЧЕМУ?

(Так как…) Материнство – это ответственность за судьбу ребёнка и умение его.

(Так как…) Жизнь также даёт немало подобных примеров. Герои сериала «Семейн.

(Что следует из вышесказанного?) Для ребёнка единственной настоящей матер.

(Что следует из вышесказанного?) Для ребёнка единственной настоящей матерью становится та, у которой он находит искреннюю любовь и постоянное внимание к его жизни.

1. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ПО НАПИСАНИЮ КОММЕНТАРИЯ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА И АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

2. Комментирование проблемы -

• наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы по
русскому языку — сочинению- рассуждению (часть 2), так как
это задание позволяет оценить, правильно ли понят
выпускником исходный текст, сумел ли ученик увидеть те
аспекты сформулированной им проблемы, которые интересуют
самого автора текста, приведены ли два примера-иллюстрации,
важные для понимания проблемы. Именно умение объяснить
рассматриваемые автором стороны проблемы, полнота этих
пояснений оцениваются при проверке работы выпускника.
Кроме того (и это самое важное!), комментарий должен быть
написан с опорой на исходный текст.

• (1 )С самого рождения главным человеком для меня стала
мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Ее я
никогда не называла бабушкой — только мамой.
• (3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства —
бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и
маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка
Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и
добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством
личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась
война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся
резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на
фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила
с ним кочевую жизнь военнослужащего.

9. Давайте проследим развитие авторской мысли в тексте.

• Для этого нужно:
• исходный текст разделить на микротемы — предложения,
объединенные одной мыслью и отражающие определенный
аспект проблемы;
• выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль; записать ее в виде пункта
плана;
• используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что
делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он
позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.

Глаголы, передающие спо- Автор рассматривает, анализирует,
собы авторского подхода к раскрывает, говорит, исследует, доказывает,
раскрытию проблемы
сравнивает, сопоставляет, выясняет,
описывает и т.п.
Глаголы, передающие
мысли, особо важные
автору
Автор обращает внимание на. заостряет,
акцентирует внимание (на чем?).
подчеркивает, выделяет, отмечает (что?),
указывает (на что?) и т.п.
Глаголы, фиксирующие
Автор считает, утверждает, что. ; убежден
формулировку авторской в том, что; делает вывод, что.
позиции

11. Проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы).

• Микротема 1
• (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери
Александра Ивановна Петрова. (2)Ее я никогда не называла бабушкой —
только мамой.
• (З)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи,
борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не
выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая,
хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством
личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война,
двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов,
вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя
пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего.

• Основная мысль микротемы
• Александра Петровна ради счастья любимой дочери в
сорок лет взяла на себя бремя материнства.
• Комментарий
• Автор объясняет, почему бабушка заменила
рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства
не позволили Зиночке заниматься дочерью.

• Основная мысль микротемы
• Рассказчица с детства считала бабушку матерью,
поэтому ей непонятны были страдания родной матери.
• Комментарий
• Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и
трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии
воспитывать девочку, и позднее раскаяние
рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую ее
женщину.

• Комментарий к микротемам 3-6
• Автор помогает также понять причины, по которым
бабушка стала для повествовательницы Матерью с
большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь
подчинила интересам внучки, всесторонне развивая ее
и обучая умению жить в мире с собой и окружающими
людьми.

21. Вот наш итоговый комментарий с примерами-иллюстрациями из исходного текста:

22. Обратите внимание!

• Комментарий должен осуществляться ТОЛЬКО с
опорой на прочитанный текст. Чтобы получить
высший балл по данному критерию, необходимо
привести два примера-иллюстрации из
прочитанного текста.

23. Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на его основе.

• Примерами-иллюстрациями могут быть:
• 1) элементы явного цитирования,
• 2) элементы неявного цитирования (использование
экзаменуемым авторских опорных слов и моделей
синтаксических конструкций).

24. Это важно помнить!

• Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не
повторять его.
• У цитат, важных для понимания проблемы исходного
текста, должен быть акцент на ее аспекты.
• Неточность цитирования или искажение цитаты приводят
к фактическим ошибкам.
• Включая цитату в предложение, необходимо следить за
тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
• Если в цитате есть местоимение, должно быть понятно,
какое слово оно заменяет.

25. Внимание! Логическая ошибка!

26. Внимание!

• Если Вы не можете найти в исходном тексте примеров- иллюстраций для
пояснения аспектов сформулированной Вами проблемы, то такой
проблемы в тексте просто не существует!
• Перечень типичных ошибок при написании комментария.
• 1. Замена комментария пересказом содержания исходного текста.
• 2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от
прочитанного или рассуждением по поводу прочитанного.
• 3. Замена комментария одной развернутой цитатой из текста.
• 4. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания 24.
• 5. Замена комментария рассказом о средствах выразительности.
• 6. Замена комментария выражением собственного отношения к
проблеме.
• 7. Отсутствие примеров-иллюстраций, важных для понимания
проблемы.

• При аргументации собственного мнения по проблеме (критерий 4)
следует помнить, что высказывание приобретает функцию аргумента
только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или
ложность тезиса.
• Схематически аргументационная часть должна выглядеть следующим
образом:

— Он химик, он ботаник,
Князь Фёдор, наш племянник,
От женщин бегает и даже от меня.

(3) Мои родственники называли его не иначе как Химик, придавая этому слову порицательный смысл и подразумевая, что химия вовсе не может быть занятием порядочного человека.

(7)0н на своей почве был очень занимателен, чрезвычайно учён, остёр и даже любезен; но для этого не надобно было ходить дальше обезьян; от камней до орангутанга его всё интересовало, далее он неохотно пускался, особенно в философию, которую считал болтовнёй. (8)0н не был ни консерватором, ни отсталым человеком, он просто не верил в людей, то есть верил, что эгоизм — исключительное начало всех действий, и находил, что его сдерживает только безумие одних и невежество других.

(9)Меня возмущал его материализм. (10)Поверхностный и со страхом пополам вольтерианизм наших отцов нисколько не был похож на материализм Химика.

(14)Взгляд его становился ещё безотраднее во всех жизненных вопросах.

(15)Он находил, что на человеке так же мало лежит ответственности за добро и зло, как на звере; что все дело организации, обстоятельств и вообще устройства нервной системы, от которой больше ждут, нежели она в состоянии дать. (16)Семейную жизнь он не любил, говорил с ужасом о браке и наивно признавался, что он прожил тридцать лет, не любя ни одной женщины. (17)Впрочем, одна тёплая струйка в этом охлаждённом человеке ещё оставалась, она была видна в его отношениях к старушке матери; они много страдали вместе от отца, бедствия сильно сплавили их; он трогательно окружал одинокую и болезненную старость её, насколько умел, покоем и вниманием.

(18)Теорий своих, кроме химических, он никогда не проповедовал, они высказывались случайно, вызывались мною. (19)Он даже нехотя отвечал на мои романтические и философские возражения; его ответы были коротки, он их делал улыбаясь и с той деликатностью, с которой большой старый мастиф играет со шпицем, позволяя ему себя теребить и только легко отгоняя лапой. (20)Но это-то меня и дразнило всего больше, и я неутомимо возвращался к разговору, не выигрывая, впрочем, ни одного пальца почвы. (21)Впоследствии, то есть лет через двенадцать, я много раз поминал Химика так, как поминал замечания моего отца; разумеется, он был прав в трёх четвертях всего, на что я возражал. (22)Но ведь и я был прав. (23)Есть истины, которые, как политические права, не передаются раньше известного возраста.

(24) Влияние Химика заставило меня избрать физико-математическое отделение; может, ещё лучше было бы вступить в медицинское, но беды большой в том нет, что я сперва посредственно выучил, потом основательно забыл дифференциальные и интегральные исчисления.

(25) Без естественных наук нет спасения современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед её независимостью — где-нибудь в душе остаётся монашеская келья и в ней мистическое зерно, которое может разлиться тёмной водой по всему разумению.

(По А. И. Герцену)[i][/i]

Люди с твёрдыми убеждениями и нестандартным мышлением достаточно часто привлекают внимание общества. Однако всегда ли оправдано отрицание прежних авторитетов и взглядов на мир поколений прошлых лет? А.И. Герцен поднимает в тексте проблему пренебрежения традиционными жизненными ценностями

Между этими аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Так, мы видим одинокого, погружённого с головой в свою деятельность человека, который не имеет сильных привязанностей ни к кому и ни к чему, кроме науки, и считает людей эгоистами. Что повлияло на формирование такой личности? Конечно, это серьёзное увлечение естественными науками, которое и повлекло за собой отрицание традиционных жизненных ценностей.

Итогом размышлений писателя становится такая точка зрения: нигилизм как жизненная позиция проявляется не только в материалистическом научном взгляде, но и в пренебрежении традиционными жизненными ценностями. Такие радикальные взгляды не могут вызывать восхищения рассказчика.

Таким образом, можно сделать вывод, что естественно-научные знания нужны и полезны любому человеку, однако всегда следует избегать узости мышления. Нельзя забывать, что в мире не всё подчиняется законам науки, ведь есть ещё красота и искусство, искренность и духовная чистота, которыми нельзя пренебрегать.

Оксана Беляева

Оксана Беляева

Теория по комментарию чуть выше.
А сейчас посмотрим, какие ошибки допущены в следующих "комментариях".

Оксана Беляева

1. "По-моему, в наше время мы все страдаем от такого отношения к людям, о котором пишет автор".
2. "Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответные конструкции, фразеологизмы и гиперболы".
3. "Когда автор пришел в лес, он увидел зайца, но почему-то не стал стрелять. И сам этому удивился".

Оксана Беляева

Констанция Курамшина

в-1,не очень понятно что пишет автор
в-2,какие эмоции именно
в-3, все прекрасно вроде. можно поставить 2балла

Оксана Беляева

)))) всё это - примеры распространенных ошибок в комментарии. как раз они перечислены на схеме-рисунке к теме.

Оксана Беляева

1. изложение собственного мнения и отношения к проблеме.
2. перечисление выразительных средств без их анализа применительно к выражению позиции автора.
3. пересказ текста.

Оксана Беляева

Оксана Беляева

Оксана Беляева

Оксана Беляева

1.
Аспект проблемы
Александра Ивановна ради счастья любимой дочери в 40 лет взяла на себя бремя материнства

Комментарий
Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью.

2.
Аспект проблемы
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери.

Комментарий
Татьяна Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину.

3.
Аспект проблемы
Мать многое сделала для воспитания девочки.

Комментарий
Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: (здесь можно привести цитату из текста).

4.
Аспект проблемы
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью.

Читайте также: