Сочинение по тексту матрос второй статьи круглов

Обновлено: 07.07.2024

1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная.

(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.

(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!

(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.

(16)Нет, это не были совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила. (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг. (20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра. (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное, звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Матрос второй статьи Круглов, невысокий и тщедушный, покупает на камбузе у повара остатки матросского супа, чтобы накормить больную, одинокую старуху, которая когда-то приносила на продажу в экипаж хлеб, а теперь вот слегла и некому ей помочь.

Спрятав под шинель котелок, Круглов спешит к булочнице. Сворачивая с главной улицы в переулок, он сталкивается с капитаном 2-го ранга Шварцем, известным своей строгостью.

Круглов пытается объяснить, кому он нёс обед. Не поверивший матросу офицер требует отвести его к булочнице.

Они попадают в тёмный, сырой подвал. Это настоящая горьковская ночлежка, где никому нет дела до умирающей булочницы. Нищета, беспомощность одинокой старухи потрясают Шварца. А ещё он искренне удивлён поступком матроса:

«— За доброту твою — хвалю. Молодец!

— Рад стараться, ваше высокобродье!

Офицер сделал серьёзное лицо:

— Подожди стараться! Слушай дальше! А за то, что нарушил закон…

Он затруднялся, какое наказание применить к провинившемуся. Нужно было покарать матроса надлежащим порядком, но ему, точно тяжёлый, несуразный сон, мерещилась уродливая, затхлая жизнь подвала и одинокая, забытая богом и людьми старуха. Совесть офицера смутилась, а вместе с нею поколебалась всегдашняя твёрдость и уверенность.

— Да, вот как… — идя рядом с матросом, удивлялся он сам себе.

Наказание, по мнению Круглова, Шварц назначил нестрогое.

С помощью немногих художественных средств (буквально несколько эпитетов и скупой внутренний монолог) автору удаётся показать строгого и справедливого отца-командира, которые никогда не переводились в российском флоте.

Этот короткий рассказ, несущий огромный заряд гуманизма, написан в лучших традициях мариниста Станюковича и русской классики, одна из ведущих тем которой — тема маленького человека — звучит здесь просто и ясно, доходя в любые времена до самого сердца читателя и отзываясь в нём тем самым важным, без чего нет жизни, — любовью к ближнему своему…

Поскольку семья Ангарского проживала в двух маленьких комнатах на первом этаже того же дома, где находилось издательство, Алексей Силыч после работы часто заходил к своему начальнику и они продолжали вести разговоры о корректурах, гонорарах, продажах издаваемых книг.

В течение двух последних веков человечество совершило огромный прорыв в области науки и техники. Однако можно ли с такой же уверенностью говорить о прогрессе нравственности в современном мире? Или же, наоборот, общество испытывает моральный кризис?

Именно над проблемой снижения уровня культуры в современном мире размышляет Л. Г. Матрос.

Данный вопрос является актуальным в наше время. Многие молодые люди недооценивают роль уровня культуры отдельно взятого человека в жизни всего общества.

Эта проблема относится к категории социально-нравственных,

так как затрагивает тему морального развития личности и социума в целом. Рассматривая данный вопрос, автор обращается к словам выпускницы университета.

Л. Г. Матрос акцентирует внимание на том, что именно люди с высшим образованием должны составлять культурную элиту общества. И автор с огорчением отмечает: часто из стен университета выходят выпускники, не отличающиеся высоким уровнем духовности.

Таким образом, позиция автора очевидна. Образование, средства массовой информации, литература, общение и собственные суждения должны побуждать человека к повышению уровня культуры, а не

отталкивать от нравственных ценностей. Также человек должен следить за своим обликом, ведь последний непосредственно влияет на слова и мысли.

Действительно, нельзя не согласиться с автором. Человеку необходимо заботиться о своем уровне культуры и духовно развиваться всю жизнь, обращая внимание как на свой внутренний, так и на внешний облик.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Многие классики поднимали данную проблему в своих произведениях. Ярким примером является роман Маргарет Митчел “Унесенные ветром”.

Герой Эшли Уилкс является носителем высокой нравственности и культуры. Он всегда опрятен внешне, не позволяет себе непристойных высказываний в адрес других людей. Даже проживая в штате, где высокая культура чужда людям, герой продолжает читать книги, что вызывает удивление соседей.

Также признаком высокого уровня духовного развития героя является то, что он остался верен своей супруге, хотя всю жизнь любил другую женщину.

Другую ситуацию можно наблюдать в пьесе М. Горького “На дне”. Герои, проживающие в ночлежке, были достойными людьми, но, по тем или иным причинам перестав следить за своим внутренним развитием и внешним видом, превратились в представителей низшего слоя общества. Уровень культуры каждого из них значительно снизился, оставив в головах и сердцах “ночлежников” только “обрывки” воспоминаний о достойном прошлом.

Итак, общество действительно переживает культурный кризис, причем многие люди не осознают этого. И чтобы понять важность нравственного развития, необходимо культивировать “правильную” литературу, показывать “полезные” кинофильмы, с детства приучать к опрятности и аккуратности. И тогда наше общество сможет заставить людей по-новому взглянуть на многие вещи и повысить свой культурный уровень.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Прозаик ХХ века В.В.Конецкий, в произведениях которого отразилась жизнь моряков-полярников, поднимает проблему ответственности человека за свои поступки.

Автор рассказывает о штурмане судна, который принял решение, не дожидаясь ослабления шторма, высадиться на берег, чтобы зажечь маяк. Он радовался тому, что наконец-то он будет участвовать в настоящем деле, ведь ему так надоело оформление документации. Он даже убедил командира в том, что знает эти места. В результате действий слишком самонадеянного штурмана чуть не погибли люди.

Я согласна с автором в том, что безответственный человек – такой, который не управляет своими мыслями, эмоциями и принимает неправильные решения, от которых зависит не только его жизнь, но и жизнь подчинённых.

Руководитель должен справляться с личными желаниями. Чувство долга таких людей должно быть повышенным, поведение - обдуманным до мелочей.

Трудиться он не любил, завидовал чабану Бостону Уркунчиеву. Базарбай взял волчат из логова, продал их и деньги пропил. Волк Ташчайнар и волчица Акбара искали волчат в том месте, где жил Бостон. Базарбай не отдал волчат Бостону, который хотел выкупить их у него и вернуть их в логово. Случилось непоправимая беда. Волчица приняла маленького сына Бостона за своего детёныша и утащила его. Стреляя по волчице, Бостон убил вместе с ней и сына. Потом он застрелил Базарбая. Человек, живущий по принципам безответственности, сам лишился жизни и стал причиной гибели других.

Итак, ответственный человек обдумывает последствия своих поступков, а безответственный – нет. Он плывёт по течению жизни, в большинстве случаев не задумываясь о том, как его действия отразятся на своей судьбе и на судьбе других людей. Непродуманность поступков и недисциплинированность могут привести к преступлению. Каждый должен стараться не нарушать ни нравственные, ни другие законы жизни.

Читайте также: