Сочинение по тексту быкова неиссякаемая щедрость ума

Обновлено: 05.07.2024

1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.

2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

ВложениеРазмер
materialy_master-klass.doc 136 КБ

Предварительный просмотр:

" Практикум по русскому языку
в 11 классе по теме:

Ключевые проблемы Мастер-класса:

  1. Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.
  2. Закрепление изученного материала через презентацию.
  3. Создание собственного сочинения.

1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.

2. Развивающий аспект . Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

3. Воспитательный аспект . Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней (полной) школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, учитель в праве сам выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение десятилетия мы вместе с нашими учениками сдаём единый гос. экзамен.

ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить 4 момента: назвать хотя бы одну из проблем исходного текста, прокомментировать текст, определить авторскую позицию, сформулировать свое собственное отношение к проблеме, подтвердив его аргументами.

Для того, чтобы нам удобнее было работать я прошу вас разделиться на 3 группы.

На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним, какова структура написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, укрепим свои знания и умения в анализе текста.

Итак, вашему вниманию предлагается текст Василя Быкова. Прочитайте его, пожалуйста:

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

На основе текста давайте ответим на вопрос, в чем секрет уникальности Л.Н. Толстого?

Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложение 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предложение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.

ключи к заданиям

После небольшого совместного анализа текста, я предлагаю вам выполнить несколько заданий по группам:

Анализ текста по группам задание № 1 (5 минут)

1 гр. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?

В данном тексте используется рассуждение, в нём автор передаёт нам своё отношение к творчеству Л.Н. Толстого.

Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.

Проблема поиска цели в жизни, её смысла.

2 гр. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Стиль текста публицистический, так как В. Быков воздействует в нём на читателя и слушателя, рассуждает о величии Л.Н. Толстого рассказывает о том, к чему должен стремиться любой человек.

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

4) риторический вопрос.

В этом тексте используются:

  1. ряды однородных членов (неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого (предл. 2), неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять (предл. 4), Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала (предл. 6));
  1. эпитеты, метафоры (добротворное чтение, духовная сокровищница; вещий смысл и др.);

3) окказионализмы (искательство, художническое)

4) риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учащихся 11 класса, которые занимаются самообразованием и готовятся сдавать государственную итоговую аттестацию по русскому языку в форме изложения с творческим продолжением. В центре внимания - текст В. Быкова "Великий урок Толстого".

Чтобы создать текст на основе предложенного, следует выполнить следующие действия:

1. Прочитайте текст 2-3 раза.

2. Выясните значение непонятных слов в словаре.

3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста. Напомню, что в данном тексте необходимо заменить 1-е лицо повествования на 3-е.

Текст изложения

Великий урок Толстого

Великий урок Толстого

По мнению белорусского писателя и общественного деятеля

Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?

Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом ли его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?

405 слов По В. Быкову*

4. Прочитайте полученный текст снова.

5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.

6. После того как черновик написан, перечитайте его.

7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?

8. Исправьте ошибки и недочеты.

Алгоритм работы над творческим заданием к тексту

1. Прочитайте задание.

2. Продумайте свой ответ на задание.

3. Аргументируйте свою позицию с опорой как на содержание художественного произведения, так и на жизненный опыт.

4. Продумайте композицию творческой работы.

5. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.

Творческое задание

Дополните текст изложения размышлениями о том, насколько мучителен бывает путь к самому себе, цели своей жизни.

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ

Издавна человек пытался совершить нечто невозможное: полететь к звездам или открыть эликсир молодости, изобрести перпетуум-мобиле или найти философский камень.

Человек всегда стремился к открытиям, свершениям, активным действиям, которые могли бы значительно улучшить жизнь и помочь понять смысл существования. Мучителен ли этот путь? Знакомство с жизнью великих и талантливых людей, оставивших свой след в истории, доказывает, что это именно так.

Герой ошибается, терпит поражения, расстраивается, переживает, но снова и снова возвращается к работе. Практически семь лет он работает над своим изобретением, а потом начинается легенда.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ

Жизнь каждого из нас полна событий то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя.

Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ — счастливые. Но всегда ли это так?

Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению.

Чтобы найти путь к самому себе, нужно постоянно развиваться, совершенствоваться, много трудиться над собой, не бояться допускать и исправлять свои ошибки, ставить перед собой цели и достигать их. Именно этому научил В.Быкова Л.Н.Толстой и именно в этом его великий урок для нас.

Писатели входят в нашу жизнь по-разному. Одних мы знаем с раннего детства, другие: открываются в юности, к постижению идей третьих идём всю жизнь.

Текст В. Быкова:

(5)И это прекрасно, когда общение с его духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6)Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7)Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки:

(19)Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (20)Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (21)Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?

Учебные занятия 108 группа

Асия Мусина

Асия Мусина запись закреплена

III. Работа с текстом.

 Докажите, что перед вами текст. (Налицо тематическое и композиционное единство. Все части текста объединены одной темой…)

 Сформулируйте тему? (Этот текст об уникальности личности Толстого.
Предложения соединены по смыслу и грамматически. Мы видим наличие грамматической связи между частями текста: цепная – предложение 2, 3, 4; параллельная – предложение 9, 10,12). Также видна смысловая цельность и относительная законченность.)

Да, по мнению автора текста, Толстой был уникальным человеком. В чём же секрет уникальности Л.Н. Толстого?

 Найдите, как об этом говорится в тексте, определите ключевые слова? (4 предложение: он обладает неиссякаемой щедростью ума, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ; 8 предложение: в огромном таланте и художническом мужестве) В тексте подчёркивайте ключевые слова.

 Что говорится об уникальности личности Л.Н. Толстого в 16 предложении? (Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски.)

Итак, мы выяснили, что текст об уникальности личности Толстого, сформулировали тему. Но этого недостаточно для понимания текста. Нам надо ещё выявить проблематику, определить позицию автора, стиль, тип речи. Для наглядности всё это оформим в виде таблицы.
У вас перед глазами текст и таблица для анализа текста. Именно эта таблица, которую мы заполним в течение урока, и будет являться опорным материалом для выполнения творческого задания дома.

Таблица для анализа текста.

 В первую графу таблицы запишите автора текста. (В.Быков)

 Подумайте, над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? (Проблема поиска цели в жизни, её смысла, проблема поиска самого себя.)

 Найдите в тексте подтверждение этой мысли (принцип, исповедуемый Толстым,- предложения 14, 15)

 Давайте определим, какое утверждение отражает позицию автора, в каких предложениях раскрывается основная мысль? (Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.) Подчеркните в тексте ключевые слова. Сформулируйте позицию автора. Запишите.

IV. Обобщение, расширение изученного материала.

 Определите стиль текста? (Публицистический).

 Какие языковые средства могут служить доказательством того, что текст относится к публицистическому стилю?
Чтобы передать своё отношение к изображаемому, дать оценку, выразить не только мысли, но и чувства, автор использует различные лексические и грамматические средства: слова, употреблённые в переносном значении (оторван от школы, пле¬нить воображение); сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной лексики (предложения 14, 15); антонимы (начинать и бросать; бороться и лишаться - контекстные антонимы; не закан¬чивается, а продолжается; его современников и живущих в другую эпоху); синонимы (ускользающей, изменчивой; путаться, ошибаться; рваться, биться; поражений и утрат; странно, парадоксально); слова, стилистически окрашенные (пле¬нить – высок. и устар.; сокровищница - устар.; неиссякаемый – высок.; вещий - высок; путаться - разговорн.)

 Какова типологическая принадлежность текста? (это текст-рассуждение)

Заполните 6 графу таблицы.

Для публицистического стиля особенно характерно рассуждение-размышление.
 Почему этот текст является рассуждением? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. (Этот текст является рассуждением, т.к. в нём можно выделить тезис, который звучит в первом абзаце (4 предложение). Далее идут доказательства этой мысли.
В конце текста - вывод, к которому пришёл автор рассуждения (последний абзац - предложения 16,17).

Читайте также: