Сочинение по тексту айтматова конец лета

Обновлено: 07.07.2024

Для наглядности привожу текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас должен стараться делать добро, ведь тогда помощь людям не будет считаться редким явлением. А также желание помогать должно исходить от сердца, а не от потребности казаться хорошим человеком.

(1)Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. (2)После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. (3)Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.

(4)Поистине отрадная пора стояла в том году в конце лета и начале осени. (5)Дожди в степях — редкое явление. (6)Каждый дождь можно запомнить надолго. (7)Но тот дождь запомнил Едигей на всю жизнь. (8)Сначала заволокло тучами, даже непривычно было, когда скрылась вечно пустынная глубина горячего, исстоявшегося степного неба. (9)И стало парить, духота началась невозможная. (10)Пока маневрировали да сцепляли вагоны, задыхался Едигей от духоты, как в бане солдатской. (11)Лучше уж солнце жарило бы. (12)И тут ливень хлынул разом. (13)Прорвало. (14)3емля вздрогнула, поднялась мигом в пузырях и лужах. (15) И пошёл дождь, яростный, бешеный, накопивший запасы прохлады и влаги. (16) Какая мощь! (17)Едигей побежал домой. (18)3ачем — сам не знает. (19)Просто так. (20)Ведь человек, когда попадает под дождь, всегда бежит домой или ещё под какую крышу. (21)Привычка. (22)А не то зачем было скрываться от такого дождя? (23)Он понял это и остановился, когда увидел, как вся семья Куттыбаевых — Абуталип, Зарипа и двое сынишек, Даул и Эрмек, — схватившись за руки, плясала и прыгала под дождём возле своего барака. (24)И это потрясло Едигея. (25)Не оттого, что они резвились и радовались дождю. (26)А оттого, что ещё перед началом дождя Абуталип и Зарипа поспешили, широко перешагивая через пути, с работы. (27)Теперь он понял. (28)Они хотели быть все вместе под дождём, с детьми, всей семьёй. (29)Едигею такое не пришло бы в голову. (30)А они, купаясь в потоках ливня, плясали, шумели, как гуси залётные на Аральском море! (31)То был праздник для них, отдушина с неба. (32)Так истосковались, истомились в степи по дождю. (33)И отрадно стало Едигею, и грустно, и смешно, и жалко было изгоев, цепляющихся за какую-то светлую минуту на разъезде.

— (34)Едигей! (36)Давай с нами! — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками, как пловец.

— (36)Дядя Едигей! — в свою очередь, обрадованно кинулись к нему мальчики.

(37)Младшенький, ему всего-то шёл третий год, Эрмек, любимец Едигея, бежал к нему, раскинув объятия, с широко открытым ртом, захлёбываясь в дожде. (38)Его глаза были полны неописуемой радости, геройства и озорства. (39)Едигей подхватил его, закружил на руках. (40)Теперь они все вместе, объединившись, буйствовали под нестихающим ливнем.

(41)Эрмек подпрыгивал на руках Едигея, кричал вовсю и, когда захлёбывался, быстро и крепко прижимался мокрой мордашкой к шее Едигея. (42)Это было так трогательно, Едигей несколько раз ловил на себе благодарные, сияющие взгляды Абуталипа и Зарипы, довольных тем, что их мальчику так славно с дядей Едигеем. (43)И невольно обратил внимание Едигей, какой красивой была Зарипа. (44)Дождь разметал её чёрные волосы по лицу, шее, плечам, и, обтекая её от макушки до пят, ниспадающая вода щедро струилась по её телу, а глаза сияли радостью, задором. (45)И белые зубы счастливо сверкали.

(46)Уже через несколько минут при том большом ливне взыграли ручьи и потоки, сильные, быстрые, вспененные. (47)И тогда все стали бегать и прыгать по ручьям, пускать тазы и корыта по воде. (48)Старшие ребятишки даже катались по ручьям в тазах. (49)Пришлось и младших тоже усаживать в корыта, и они тоже поплыли.

(57)Едигей ничего этого не подумал бы, если бы ему не показалось, что Зарипа плачет. (58)Когда по лицу стекают струи воды как из ведра, трудно сказать, плачет человек или нет. (59)И всё-таки Зарипа плакала. (60)Она притворялась, что смеётся, что ей безумно весело, а сама плакала, сдерживая всхлипы, перебивая плач смехом и возгласами. (61)Абуталип беспокойно схватил её за руку:

— Что с тобой? (62)Тебе плохо? (63)Пошли домой.

— (64)Да нет, всё хорошо, — ответила Зарипа. (65)И они снова начали забавлять детей, торопясь насытиться дарами случайного дождя. (66)Едигею стало не по себе. (67)Представил, как тяжко, должно быть, сознавать им, что есть другая, отторгнутая от них жизнь, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой, прозрачной воде, где другие условия, другие развлечения, другие заботы о детях… (68)И чтобы не смутить Абуталипа и Зарипу, которые, конечно, только ради детей изображали это веселье, Едигей продолжал поддерживать их забавы. (69)Ценил Едигей в Абуталипе ум, сдержанность, но больше всего привязанность к семье, ради которой жил Абуталин, не сдавался, черпая в том силу.

(70)Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может человек сделать для других, — так это воспитать в своей семье достойным детей. (71)И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

(По Ч. Т. Айтматову*)

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема определения роли семьи в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет семья?)1. В семье человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость человеку лучше всего переживать в семье, вместе с родными и любимыми.
2. Проблема определения главной задачи родителей. (Какова главная задача родителей?)2. Главная задача родителей – воспитать достойных детей, ежедневно отдавая всего себя этому делу.
3. Проблема преодоления жизненных трудностей. (Как человеку пережить жизненные трудности и почувствовать себя счастливым?)3. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах необходимо искать поводы для радости. Чем тяжелее условия, тем меньше человеку нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №1: Проблема определения роли семьи в жизни человека

Какую роль в жизни человека играет семья? Почему каждому из нас так важно, чтобы рядом окружали родные и близкие? Ответы на эти вопросы найдем в тексте Ч. Айтматова.

Оба аргумента, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важную роль играет семья в жизни любого из нас. Автор считает, что в ней человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость лучше всего переживать вместе с родными и любимыми.

Я полностью согласен с мнением автора, ведь каждому из нас очень важно иметь семью, тех людей рядом, к которым можно обратиться в трудной жизненной ситуации, попросить помощи или совета. Родные и близкие всегда искренне порадуются твоим успехам.

Таким образом, семья – это важная составляющая в жизни человека. Родных надо беречь, ценить и любить. Тогда многие препятствия можно будет легко преодолеть.

Что нужно делать родителям для того, чтобы воспитать достойного ребенка? Эту проблему раскрывает автор в данном тексте.

Писатель делится своими мыслями, повествуя нам о семье Куттыбаевых.


Автор не случайно приводит нам эти слова. Таким образом он пытается сказать: для того, чтобы воспитать порядочного ребенка, родители должны проводить с ним как можно больше времени вместе. Автор подкрепляет эти убеждения, обращаясь к размышлениям Едигея, наблюдавшего за счастливой семьей со стороны: ". воспитать.

достойных детей. самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми". Эта мысль убедительно доказывает нам: родители должны относиться к вопросам, которые связаны с воспитанием ребенка, очень ответственно. Для того, чтобы в будущем маленький человек стал достойным членом общества, его близкие должны с головой погружаться в этот процесс, каждый день делать все возможное для гармоничного развития личности. Эти примеры дополняют друга. Анализ данной связи показывает, что процесс воспитания требует от родителей немало усердия и внимания.

Позиция автора предельно ясна: для того, чтобы воспитать достойного ребенка, близкий человек изо дня в день должен вкладывать в это непростое дело всего себя, быть, насколько это возможно, вместе с ним.

Я согласен с позицией автора. Действительно, процесс воспитания зиждется на взаимном старании, участии обоих родителей. Ярким подтверждением этой мысли является роман Л. Н. Толстого "Война и мир". Наташа Ростова Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка одна из любимых героинь автора произведения. И этот выбор не случаен: девушка является воплощением безграничной любви, доброты к окружающим. Возникновение этих качеств не носит стихийный характер: огромную роль в нравственном воспитании Наташи Ростовой сыграли её родители. С самого детства они на примере личных взаимоотношений показывали, насколько важно проявлять ласку, взаимопонимание, любовь к другим людям.

Таким образом, мы убедились в том, что для воспитания достойного ребёнка родители должны прикладывать немало усилий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний через редактирование текста.

Формы: работа в группах

Методы: репродуктивный; поисковый.

Технология: развитие критического мышления через редактирование ученического сочинения.

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.

3) листы формата А 4, маркеры;

Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).

Наш разговор пойдет о исторической памяти , о том, почему человеку так необходимо помнить свои родовые корни, почему надо знать историю своего народа, своей страны. Именно эти сведения нам пригодятся при подготовке к сочинению-рассуждению.

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)

Слайд 3 (с критериями)

Работа над композицией сочинения.

- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С. (работа в парах)

А один ученик работает с документ-камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

Слайд 4 (композиция сочинения-рассуждения) Проверка.

Определение проблемы текста.

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Слайд 5 (На первом этапе работы с текстом..)

-Для анализа я предлагаю вам текст Чингиза Айтматова, который лежит у вас на столе.

Слайд 6 (Портрет Ч.Т Айтматова)

Подготовленный ученик коротко рассказывает биографию писателя.

Слайд 7 (Текст)

- Сейчас прочитаем текст по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?

Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

Слайд 8 (Ключевые слова)

-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.

-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

(рабочие листы даны каждому)

Критерий 1 требует определение проблемы.

- Что такое проблема текста?

Ученик: ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)

Проблема материнской любви.

Проблема исторической памяти.

Проблема бездушного отношения к людям.

Проблема власти и народа.

-Как вы видите, проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно выбрать одну, более близкую вам или ту, которую будет проще прокомментировать.

Самая доступная для раскрытия и комментирования проблема в тексте – это проблема памяти

Слайд 11 (Проблема текста в сочинении)

Будет большой плюс, если вы скажете, к какой группе (нравственно-этической, философской, общечеловеческой, языковой и др.) относится выбранная вами проблема. Также хорошо отметить, актуальна она или не актуальна.

Какой характер носит эта проблема? (нравственный)

Актуальна ли она? (актуальна)

- Грамотно оформите формулировку проблемы текста в своих рабочих листах.

Нахождение комментариев к проблеме.

-Что значит прокомментировать проблему?

- Грамотно оформите комментарий к проблеме в своих рабочих листах.

Писатель рассказывает предание о древних манкуртах, пленных рабах, которых завоеватели лишали на всю оставшуюся жизнь памяти. Такой раб был безопасен для хозяина и абсолютно предан ему. Равнозначный бессловесной твари, никаких потребностей, кроме голода, манкурт не чувствовал.

Формулировка позиции автора и своей позиции.

А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.13, 14. Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.

Писателя глубоко возмущает этот самый жестокий вид варварства. Ведь идёт уничтожение сокровенной сути человека: его имени, детства, родовых корней, привязанностей.

Сформулируйте свою позицию и запишите её.

Отразите своё отношение к позиции автора: согласны ли вы с ней или нет.

Мне близка позиция автора. Лишение человека памяти - самое жестокое из всех злодеяний на земле. Прошло много веков с тех времён, которые описывает писатель в предании, но до сих еще много желающих вытравливать историческую память людей.

Выбор аргументов. Следующим этапом вашей работы над сочинением-рассуждением будет задача – продумать аргументы своего сочинения-рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Хорошим аргументом, приведённым из литературного произведения, является произведение, с отрывка которого мы начали наш урок

При написании сочинения-рассуждения не забывайте пользоваться речевыми клише.

Таким образом, какими бы изощренными ни были политические технологии по оболваниванию людей, мы должны суметь противостоять им ,суметь отстоять свои нравственные идеалы, не дать подменить истинные ценности фальшивыми.

-Да, сочинение по тексту – трудная работа, но…выполнимая. Я верю в вас и хочу, чтобы вы поверили в себя!.

1. Домашнее задание:

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

Для меня это важно и интересно …

Я получил конкретные рекомендации…

Мне было трудно (не понравилось)…

Моя оценка психологической атмосферы…

Для меня было недостаточно…

Хочу напомнить знающим и рассказать не знающим легенду о манкурте, приведенную Чингизом Айтматовым в романе "И дольше века длится день".
Жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой - надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритье головы, опытные забойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли ее тяжелую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями - наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого. После надевания шири каждого обреченного заковывали деревянной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток.
Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного "я", манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Манкурту в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Среднеазиатская легенда же говорит об одном из таких несчастных , - о молодом наймане попавшем в плен к жуаньжуаням, насильно лишенном памяти и потому превращенном в идеального раба: готового трудиться в жутких условиях за мизерное вознаграждение и не помышляющего о побеге или восстании. А заканчивается легенда тем, что одна мать, не смирившаяся с потерей сына, отправляется в опасные поиски на вражьей стороне и находит его, но в каком состоянии… Манкурт не помнит себя, имени отца, своего рода-племени. Что только не делала отчаявшаяся мать, чтобы вернуть сына: она пела ему колыбельные песни, внушала, умоляла, приказывала. Она хотела спасти его от чудовищной доли, она не надеется вылечить его, но хотя бы прекратить его страдания, увести домой. Пусть он будет манкуртом, но дома, при ней, а не бесправным рабом. Тогда бы он послужил бы примером бесчеловечного обращения жуаньжуаней с пленными найманами и добавил бы им мужества в сражениях с беспощадным врагом. Все напрасно. Лишенный памяти, но не навыков стрельбы из лука, манкурт, по приказу хозяев, убивает свою мать и навсегда, до смерти остается РАБОМ.
В современном мире же нет необходимости надевать на голову человека верблюжью кожу для того чтобы сделать его рабом, безродным манкуртом.
Современные технологии сделали этот процесс безболезненным и незаметным для человека, а потому позволяющим применять его массово, в неведомых доселе масштабах.
Необходимо понимать, что нет смысла спорить и ругаться с людьми, которые находятся в состоянии добровольного рабства, пытаясь вернуть их настоящим человеческим ценностям, стоящим выше банального наполнения своего желудка и посещения развлекательных мероприятий. Единственное что нужно делать - это попытаться освободить разум такого человека, причём делать это необходимо соблюдая строгую последовательность, без чего можно только навредить - манкурт, как и всякое другое существо неспособное самостоятельно мыслить, действует и мыслит по шаблонам, заложенным в его голове хозяевами. Это подобно тому, как собака начинает проявлять агрессию при виде, скажем, бегущего человека, так же и манкурт начинает огрызаться при любых попытках вернуть его ценностям.
Хотя сам я опять непоследователен, самое главное с чего надо начинать это следить за собой, контролировать - твои ли это мысли руководят твоим поведением? Понимаешь ли ты для чего ты создан? Помнишь ли ты кто ты и откуда ты?

Речевые клише

Вступление и заявление проблемы

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте.

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна.

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что.

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?).

Писатель верно подметил, как.

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?).

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

5. Критерии оценивания

К1. Формулировка проблемы — 1.

К2. Комментарий к проблеме — 2.

К3. Отражение позиции автора — 1.

К4. Аргументация — 3.

К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) —2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён подготовке выпускников к написанию сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ. В его основе лежит отрывок из романа Чингиза Айтматова "Плаха". Он сопровождается презентацией. Может быть использован учителями русского языка для работы в 10-11 классах.

Урок русского языка в 11 классе

отработка навыков анализа текста;

работа над умением определять проблему текста, виды комментария, авторскую позицию;

подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;

приобщение учащихся к творчеству Ч. Айтматова.

Вступительное слово учителя

-Давайте вспомним задание 27, которое нам предлагает ЕГЭ.

(Читается условие задания 27)

-Перед началом работы необходимо также вспомнить план сочинения – рассуждения.

(Работа по презентации)

-Теперь обратимся к тексту Ч. Айтматова.

Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекабоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекабоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолёты корректировали сверху цель и движение.

Машины, вертолёты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…

(Текст предложен в виде раздаточного материала.)

- С чего начинается работа над сочинением на ЕГЭ?

(С выявления проблемы текста)

-Давайте определим основную проблему данного текста.

(Человек своей деятельностью разрушает природу.)

-Каким может быть первое предложение?

(Текст Ч. Айтматова заставил меня задуматься над проблемой уничтожения природы человеком.)

-Как ещё можно начать сочинение?

Работа над комментированием проблемы

- Найдите в тексте ключевые слова и подчеркните их.

(Утраченный мир, протекала великая охотничья жизнь, жестокое бытие, люди – боги овец, сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто волен быть свободным, люди – человекобоги, стали устраивать облавы на машинах, на вертолётах, расстреливая с ходу, опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном)

- На какие две части можно разделить текст? Озаглавьте эти части.

(Извечная борьба за существование в процессе естественного отбора. Люди изощрёнными методами стали уничтожать природу саванны.)

- Как построен текст?

(Автор противопоставляет естественное течение борьбы за существование в степи жизни той же степи после вмешательства человека.)

- Для записи аргументов воспользуемся словами-клише.

(Раздаточный материал взят из методических разработок)

- Подумайте, о чём будет первый аргумент.

- Давайте теперь подумаем над вторым аргументом. О чём он будет?

- Теперь нам надо связать эти два примера. Как это сделать?

Образец: Почему именно эти два примера я привела для аргументации? Мне кажется, что, сравнивая жизнь в Моюнкумской саванне до вмешательства человека и после, Ч. Айтматов хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.

Определение позиции автора

- Что хотел нам сказать этим текстом Ч. Айтматов? Какова его позиция7

Образец: Автор считает, что человек должен задуматься над тем, что многие его действия наносят природе непоправимый вред.

Собственная точка зрения

- Что вы скажете по этой проблеме? Приведите собственные аргументы.

(Необдуманное осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоёмов и почвы, истребление животных ради прихоти)

- Что можем написать в заключении?

- Давайте вспомним проблему текста и авторскую позицию.

Образец: В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый из нас должен задуматься о том, какой мы оставим планету будущим поколениям. Надо беречь природу, преумножать её богатства! Только живя в гармонии с природой, человечество может быть счастливым!

- Вот мы поэтапно проследили весь ход работы по анализу текста для написания сочинения – рассуждения. Какие моменты вам остались не понятны?

Читайте также: