Сочинение по сюжетным картинкам 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

3 Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём? В качестве чего может быть это использовано: экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

4 Почему изменился внешний вид снеговика? Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.

5 Что произошло со снеговиком? Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком. Почему снеговик начал таять? Можно ли считать это кульминацией рассказа?

6 Что случилось со снеговиком? Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята? Что осталось от снеговика? Можно ли изображённое на рисунке считать развязкой рассказа?

7 Что случилось дальше? Какое продолжение получила история со снеговиком? Что решили сделать ребята из метлы и палки с чугуном? Для чего?

8 Расскажите, что делают ребята? Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность работы.

9 Расскажите, что делают ребята? Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?

13 Продолжите повествование. Что делают ребята? А как ведут себя два щенка? Почему им тоже интересно ловить бабочек? Опишите героев этой истории.

14 Понятно ли, что ребята слишком увлеклись? Расскажите об этом, продолжив рассказ. Опишите действия щенков. Как вы думаете, они помогали мальчикам или увлеклись забавным занятием?

15 Докажите, что изображённое на рисунке можно считать кульминацией этой забавной истории. Расскажите об этом, использовав смешные словосочетания. Бабочку герои поймали? Поймали друг друга?

16 Что произошло дальше? Кто пришёл героям на помощь? Можно ли считать этот рисунок развязкой? Почему?

19 Это начало забавной истории. Как вы думаете, почему? Что решили сделать ребята? С какой целью? Кого они опасались? Кто мог посягнуть на богатый урожай капусты?

20 Какое продолжение получила эта история? Как ведут себя два сторожа? Опишите непрошеного гостя. Дайте ему кличку. Почему он ведёт себя так агрессивно? Как вы думаете, он сумеет пересилить двух щенков?

21 Расскажите, что предприняли щенки, чтобы выгнать козла с огорода? Как ведёт себя непрошеный гость? Расскажите, что, по-вашему, произошло дальше?

22 Расскажите, как удалось щенкам перехитрить козла? Что они сделали, чтобы спасти от него капусту? Используйте в своём рассказе глаголы в сочетании с наречиями.

23 Расскажите, что видите на этом рисунке? Где оказался козёл? Сможет ли он теперь поесть капусту? В каком настроении пребывают щенки-сторожа? Можно ли считать этот рисунок развязкой?

24 Чем закончилась эта забавная история? Почему этот рисунок можно считать развязкой рассказа? Запишите свой рассказ или расскажите его так, чтобы всем захотелось посмеяться.

25 Страшный зверь 4.

27 Что увидели ребята, когда решили отдохнуть у толстого дерева? Что их так напугало? Кто мог прятаться в тёмном таинственном дупле? Кого могли представить себе дети?

28 Расскажите, что произошло дальше. Почему дети побежали за помощью? Кого они встретили? Докажите, что дети испугались. Опишите их внешность.

29 Что могли рассказать дети леснику? Что это мог быть за зверь, которого они так испугались? Почему лесник задумался? Расскажите, что вы видите на рисунке.

30 Согласны ли вы, что это продолжение забавной истории? Можно ли считать это кульминацией рассказа? Почему?

31 Расскажите, что вы видите на этом рисунке? Что делает лесник? Чьи большие жёлтые глаза выглядывают из дупла? Как действие движется к развязке?

32 Вот так зверь. Чем закончилась эта история? Кого же так напугались дети? Какую пословицу можно использовать, чтобы закончить рассказ? А, может быть, ею можно рассказ озаглавить? Запишите рассказ или передайте его содержание устно так, чтобы слушать вас было интересно.

34 Эта удивительная история произошла во время прогулки в лес. А с чего всё началось? Придумайте героям рассказа имена, собаке дайте кличку. Докажите, что это завязка.

35 Кто нашёл упавшего с игрушечной машины плюшевого медвежонка? Как развивались события дальше? Что так удивило медведицу? Сравните внешний вид медведицы и игрушки.

36 Что решила сделать медведица? Почему она так настороженно смотрит на игрушку? Продолжите рассказ, использовав глаголы и наречия, которые помогают точнее описать действия медведицы.

37 Продолжите свой рассказ. Что вы видите на этом рисунке? Куда понесла медведица плюшевого медвежонка? Опишите медведицу.

38 Кому принесла медведица игрушку? Докажите, что это развязка забавной истории о находке. Придумайте своё название рассказа. Опишите медвежат. Почему можно сказать, что они очень обрадовались находке мамы-медведицы?

Конспект урока представляет собой письменный поэтапный план урока с подробным описанием действия учителя и учащихся.

ВложениеРазмер
sochinenie-_povestvovanie.docx 237.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи, 6 класс

• Личностные (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности);

• Регулятивные (самостоятельно формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения);

• Познавательные (формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи);

• Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме)

Учебные материалы урока: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В 2ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2015.

Оборудование: учебники, тетради.

Способ обучения : индивидуальный и групповой.

Что может быть прекраснее речи, поднявшейся на дрожжах замысла!

Вводное слово учителя.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку и определим главную мысль.

2. Устное рисование по картинке.

-Обратите внимание на доску, на которой вы видите картинку.

- Домыслим изображенное, будто бы по картине создадим небольшой рассказ.

- Чем мы сейчас с вами занимались?

- Этот прием называется словесным рисованием.

- Связан ли эпиграф к нашему урока с только что проделанной работой?

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

III. Формулирование темы и цели урока.

- Определим цель урока.

IV. Актуализация опорных знаний

- Вспомним некоторые теоретические сведения.

- Что такое текст.?

-Как применить наши знания к предстоящей работе ?

- Дайте характеристику предстоящему сочинению .Что этобудет ?(Это будет текст сочинения –повествования в художественном стиле с элементами разговорного стиля)

V. Осмысление картины.

- Перейдем к картине, по которой нам нужно будет написать сочинение. Что на ней изображено?

- Чтобы правильно, без фактических ошибок, написать такой рассказ, обратимся к словарям. Выполним лексико-орфографическую разминку.

На слайде появляются изображения бревна, полена, поленьев, поленницы. Дети записывают слова в тетрадь.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием.

Обращение к словарям.

Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю.

- Итак, ребята, что же такое дрова?

- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова

- Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?

Задание: вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить их.

КолЮт дрова колуном

РубЯт дрова топором

- Чем рубят дрова и чем колют ?

-Как правильно колоть дрова ?

Выступление учеников с индивидуальными ответами. (чтение пословиц и поговорок со словом дрова)

Дрова сечь — не жалеть плеч.

Кривы дрова, да прямо горят

Без топора по дрова.

Дальше в лес — больше дров.

Любить тепло — в лес за дровами ехать.

- Какие ошибки допустил Стёпа , когда пытался колоть дрова ?

Вместо колуна взял топор.

Получился слабый удар.

Неверно установил дистанцию ( размах ).

Не знает приёмов освобождения топора.

VI. Подготовка к словесному рисованию.

ШАГ 1. Составление плана.

-Чтобы составить план, вспомним схему рассказа.

2. Завязка действия

3. Развитие действия

5. Развязка действия

ШАГ 2. Отработка рабочего материала.

1. Задание. Запишите глаголы, которые потребуются при написании сочинения-рассказа

2. Задание. Выпишите предложения из диалога вступления № 1. Объясните знаки препинания

3. Выпишите из вступления №2 предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания

VIII. Пробное написание сочинения.

- Придумать рассказ (в черновиках ) , используя картинки в качестве плана . (Можно применить заданное начало упр. и пословицу в качестве вывода

IX. Проверка черновиков.

Взаимопроверка черновиков; бонусное задание – чтение набросков по частям.

- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я чего хотел, получил необходимые знания?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (русский язык, история, ОБЖ). На уроке используется ИКТ.

Урок развития речи в 6 классе.

Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Интегрированный урок (русский язык, история, ОБЖ)

Цель урока: формировать умение создавать связный письменный рассказ по сюжетным рисункам.

- формировать представление о жанровой специфике рассказа;

- формировать представление о способах выражения авторской позиции в рассказе;

- углубить представление о сюжете рассказа;

- совершенствовать умение анализировать собственный текст;

-формировать умение интерпретировать сюжетные рисунки.

- формировать навыки правильного употребления видовременных глагольных форм.

Оборудование и материалы: компьютер, презентация, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формы работы:

Приёмы и методы:

словарная работа ( лексико-орфографическая, историко-этимологическая) ,

создание и редактирование текста,

самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём),

самостоятельный поиск информации.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала о рассказе

- Вспомним, какой жанр называют рассказом?

- Какие композиционные части составляют структуру рассказа?

3. Словарная работа. Лексико-орфографическая разминка.

А) Показ слайда, где изображены бревна, полено, поленья, поленница. Дети записывают слова в тетрадь.

Б) Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием (подсказка на обратной стороне доски) (слабый ученик у доски).

В) Обращение к словарям. Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю.

- Итак, ребята, что же такое дрова?

- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова.

4) Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?

На слайде задание: вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить их.

КолЮт дрова колуном

РубЯт дрова топором

5) Учитель рассказывает историю слов топор, колун, тесло, пила, секира, аргун.

4. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

А) Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками.

Затем выслушиваются ответы пар. Ребята обсуждают, добавляют опорные слова к своим.

В) Учитель организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы).

Дети участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи.

-Как вы думаете, ребята, кто мог сказать эту пословицу?

4. Исследовательская работа (создание текста, редактирование)

А) Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности.

Б) Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника.

В) Учитель читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное.

5. Рефлексия.
- Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание?

Дети высказывают свое мнение.

6. Домашнее задание.

Ребята записывают в дневники.

Приложение №1Словарь

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.

Существует разновидность топора, называемое тесло, в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке.

Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.

В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием, реже метательным.

Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием

Ещё в древности топор называли "аргун". Последнее название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор-аргун.

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.

1) образовательные:

повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;

повторить особенности рассказа как жанра повествования;

актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;

2) коррекционно-развивающие:

развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;

- продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;

- развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

- развивать познавательный интерес к предмету;

3) воспитательные:

- воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;

- учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;

- напомнить о правилах безопасного поведения в быту.

Результаты обучения:

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;

метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;

предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам с включением готовой части текста (вступления и заключения).

Оборудование:

мультимедийный комплект, презентация;

раздаточный материал: примерные планы сочинений.

1. Оргмомент.

- Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).

- Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас - на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).

- Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)

3. Анализ задания.

- Читаем задание, предложенное в упражнении 465. Осмысливаем, что будем делать. (…)

- (СЛАЙД 2): Итак, у нас получится сочинение–рассказ. В упражнении нам даны варианты вступления, сюжетные рисунки и пословицы – в упр.458. Давайте разберём каждое из заданий.

С кем произошёл случай?

Рассказчик - свидетель события

С автором (Стёпа –это автор)

Рассказчик слышит, узнаёт о случае от Стёпы

Кому мы могли бы рассказать о случае со Стёпой?

Другу, родственнику, брату

Маме и папе (если Стёпа – это одноклассник)

С какой целью было бы наше высказывание (повествование)?

Погоревать о случившемся

- С какой целью было бы наше высказывание (повествование)?

Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело, когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).

-Одинаковым ли получится текст, если адресаты и цели повествования будут разными?

Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).

2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).

- Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).

Физкультминутка.

Имитация рубки дров. Обращаю внимание, как правильно нужно держать топор и замахиваться им во избежание несчастного случая (СЛАЙД 5).

5. Актуализация знаний. Композиция рассказа.

- А теперь давайте вспомним, как строится текст повествовательного характера? Какова его композиция? Расскажите. (Ответы учащихся, затем работа со СЛАЙДом 6) (…)

- Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1). Составьте эту часть рассказа (…)

- Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2). Расскажите. (…)

- Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3). Расскажите (…).

- Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка). Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)

- Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).

- А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).

6. Самостоятельная работа по предложенным планам текста.

- Перед вами два предложенных плана. Сравните их с предложенными нам вступлениями. Подумайте, какой из планов соответствует первому, а какой соответствует второму вступлению? Пронумеруйте предложенные вам планы (работают, по окончании проверка) (СЛАЙДЫ 7,8).

7. Словарно-орфографическая работа.

8. Постановка и формулировка задания.

- Итак, что предстоит вам сделать на 2 уроке? (СЛАЙД 13).

Читайте также: