Сочинение по стихотворению птичка

Обновлено: 30.06.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

История создания

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

История создания

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

По писателю: Державин Гавриил Романович

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Поэзия о птичке в неволе

История создания


Екатерина Великая была чрезвычайно растрогана одой в её честь и кратко намекала поэту, что охотно послушает эти стихи снова.

В основе произведения заложена аллегория: птичка представляет собой автора, литературного деятеля, чьи стихи ограничены цензурой и органами власти. Главная идея — необходимость свободы в действиях без каких-либо ограничений.

Композиция произведения

Стихотворение по своему размеру небольшое, но в этом четверостишье вложены значимые философские смыслы. На первый взгляд произведение походит на глупую забаву: легкомысленные дети словили птицу, чтобы как-то повеселить себя. Но в скором времени становится ясно, в какой мере трудно пернатой в неволе, когда её принуждают петь так же мелодично, как на свободе. Эти обстоятельства вызывают у читателя только сочувствие к беззащитному существу.

Произведение представляет собой эпиграмму, краткий сатирический стих, призванный что-то или кого-то обсмеять.

По той причине, что литературная работа скромного объёма, в ней отсутствует обилие выразительных средств. Основной приём, используемый Державиным в художественном произведении, — это иносказание. В пойманной и испуганной птице заключён образ автора, который принуждён существовать и творить под контролем власти.

В коротком стихе поднимается вопрос об истинном творчестве. Писатель должен быть свободным в выборе темы, которую доносит народу.

У Державина птичка поймана, её горло сжимает чья-то посторонняя рука, то есть цензура и правительство, которые в те времена активно вмешивались в тексты печатаемых литературных произведений, чтобы дописать свои идеи.

Писатель в своих произведениях высказывает мысли, грёзы, собственные стремления, надежды. Если жизнелюбивого человека запереть в рамки, то он потеряет интерес к жизни, станет бездеятельным.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Композиция и жанр

Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.

Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.


Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

Стихотворение написано во время южной ссылки, “в чужбине”, в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишиневе. Служба была ненавистна поэту.

Пушкин послал стихи поэту Н. И. Гнедичу с припиской: “Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это”. Стихотворение было издано в “Литературных листках” в 1823 году.

Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества,

Литературное направление, жанр

Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами. “Птичка” относится к жанру философской лирики. Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение “Птичка” сюжетное.

Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку.

Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжелые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остается на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Тема стихотворения “Птичка” – стремление к свободе всего живого.

Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждет освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. В первой строфе и в трех строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: “Когда хоть одному творенью”.

Ударение на слове “одному” раскрывает идею стихотворения.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

В стихотворении “Птичка” почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.

Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай, а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху.

В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.

Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости.

Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.

В пушкинском стихотворении насчитывается всего лишь восемь строк, которые написаны обычным для Александра Пушкина размером. Так, это четырехстопный ямб, а вот рифмовка, выбранная автором — перекрестная. Все читается очень легко и быстро, и это позволяет уловить мимолетность момента и подчеркнуть легкость и светлость всего произведения.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Уже в первых строчках пушкинского текста можно увидеть, как поэт описывает веселый весенний праздник, который происходит на его родине, в тех местах, где он родился. Он вспоминает все веселые обычаи, которые связаны с Пасхой. Но, прежде всего, он выпускает на свободу счастливую птицу, которая становится неким символом наступления светлой весны. Известно, что для праздника Пасхи птица является символом Святого Духа. Это ее воплощение находит и в пушкинском произведении. Это четверостишие очень важно для понимания всего текста пушкинского произведения.

На Пасху птицу не только выпускали на свободу, давали ей вольную жизнь, но и изображали на всем ,что могло быть связано с этим весенним и светлым праздником. Например, их фигурки выпекали из текста, это могли быть и пряники, и пироги. Рисовали птиц и на пасхальных яйцах. Но автор сожалеет о том, что он теперь находится в тех местах, где об этом празднике и об этих русских традициях ничего не знают, и это вызывает не только грусть и печаль, но и сильную тоску по родине. Тот народ, который его сейчас окружает, имеет свои традиции, но для поэта они чужие, постылые. И ему очень трудно переселить и понять их обычаи, поэтому так остро чувствуется в такие минуты его одиночество.

Но молодой и эмоциональный поэт не отчаивается, и это уже чувствуется во втором четверостишье, где звучит надежда. Автор старается смиренно принять свою участь, надеясь, что он все сможет выдержать, а ведь впереди его ждет счастье. Он верит, что его борьба за свободу и волю поможет хоть кому-нибудь, пускай даже не ему, вернуться на родину и почувствовать счастье от возвращения. Автор очень хочет вернуться в свои родные места, чтобы потом в своих произведениях прославить их.

Для поэта и весна, да и сам светлый праздник символизирует не только волю и свободу, но и начало чего-то нового, и он надеться, что он тоже, как выпущенная птица, скоро сможет вернуться домой, в свой родной край, где все так сердце мило и любимо. Даже в ссылке автор думает о том, что он может сделать для других, как помочь тем, кто тоже находится в заточениях. Поэтому он пытается своим чудесным стихотворением вселить веру и надежду в то, что все невзгоды пройдут и жизнь будет прекрасной. Этой теме посвящено много пушкинских роскошных и талантливейших стихотворений.

Читайте также: