Сочинение по сказке писахова морожены песни

Обновлено: 08.07.2024

Торгуют в архангельской земле не только лесом, но и песнями. А научились их продавать благодаря крепким северным морозам, на которых замерзает даже вылетевшее слово.

Доступность в электронном виде:

Тиань, 10 сентября 2013 г.

Очень симпатичная сказочка. О том, как предприимчивые северяне наладились замораживать песни и продавать их. Песни замечательные у северян. Спрос на них огромный. А изготавливать такие мороженные музыкальные консервы можно между делом, занимаясь чем-нибудь другим по-хозяйству. Так что сплошная выгода и прибыль.

И ведь что интересно. Музыкальная консерва одноразовая получается. Разморозили песню, один раз прослушали — и все, растаяла. Хочешь еще раз послушать, новую консерву покупай. Мечта адептов авторского права. Если технология изготовления мороженых текстов когда-нибудь будет отработана, все наши писатели перейдут с бумаги на аудиокниги.

Еще для ругательств замороженные слова очень удобны. Наругался, наморозил, закинул обидчикам — и сбег. Когда еще они разморозят подарочек. От ответного всегда есть шанс уклониться, ведь сам ледышки наругивал, так что знаешь, когда и от кого встречного подношения ждать можно. И впрок наругать можно, опять же. Для кумушек раздолье просто. И пользуются они этой возможностью на полную катушку. Есть повод — пошли, наругали льдышек. Нет повода — наругали на всякий случай, про запас.

Детишкам хорошо, опять же. Они с замороженными ласковыми словами играются. И повредить не бояться. Ведь мамы новых наговорят быстро и в любое время. Лепота.

И людям разумным хорошо. Закинули тебе в избу мороженное ругательство, а ты его за дверь выкинул. И никакой ссоры в доме нет.

Очень мне понравился мир, где есть такие чудесные музыкально-разговорные консервы. С какой стороны не глянь, а польза от них велика есть. Жизнь такой девайс очень украшает, упрощает и разнообразит. И доходно, к тому же.

Единственное, что не понравилось — это стилизация текста под деревенскую речь. Сильно режет слух. И, как мне кажется, неправильная она. Не так говорят в северной глубинке. Если бы не это лингвистическое извращение, сказка заслуживала бы самой высокой оценки. А так, средненько. Хотя и улыбающе, то есть хорошо.

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни".

ВложениеРазмер
zdes_russkiy_dukh.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
  2. Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
  3. Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
  4. Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
  5. Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.

Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.

К какому жанру относится прочитанное вами произведение?

Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

Чем же известен этот сказочный край?

Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?

Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

Чему удивился заморский купец?

Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.

Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.

Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.

Форма урока: презентация творчества писателя

Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5)

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13)

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14)

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)

Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26)

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант. В чем своеобразие этих сказок Писахова.

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.)

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28)

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово учителя о С.Г.Писахове. Презентация.

-К какому жанру относится прочитанное нами произведение?

-Вспомните, пожалуйста, особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной?

-А чем наша сказка похожа на народную? Попробуем разобраться.

-Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

-Чем же примечателен этот сказочный край?

Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

-Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах? (Зачитать).

Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

-Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

-Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры. (Есть у кого- нибудь рисунки с этими словами?)

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

Чтение отрывка.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

- Чем отличаются эти песни?

-Обратимся к вашим рисункам….

Подведем итог конкурса рисунков.

Только добрые слова рождают красивые снежинки, а колючие льдинки придают песне остроту.

Как мороженые песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

Мы-то ведь тоже живем в России, давайте все вместе представим, как будет выглядеть русская детская песня о зиме……

Попробуем нарисовать… 2 команды, время 5 минут ,

Презентация детьми выполненной работы.

Ходил по улицам Архангельска в середине прошлого века маленький старичок с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе, из-под которой свешивались длинные седые волосы, в руках - чёрная кошёлка и палка. Прохожие удивлённо оглядывались.И он тоже оглянется, бывало, да иногда еще и палкой погрозит.

25 октября 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.

"И без художников люди проживут"?

Степан Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске и прожил всю свою жизнь здесь, на Поморской улице. “Привязало же меня к Поморской улице этой”, - любил говорить он.


Мать писателя, Ирина Ивановна
А отец писателя, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии.

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал сына.

Он написал около 300 картин и рисунков. Лучшие свои работы художник старался хранить в своей мастерской: Степан Писахов разговаривал с картинами, как с друзьями.

А охоту к перемене мест С.Г. Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Изучал быт и культуру Русского Севера, узнавал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

Самые известные его картины: “Сосна, пережившая бури” , “Серебристый день” , “Берег Белого моря” , “Прибрежные сосны”, "Осень в Белом море".


С.Г. Писахов. Осень в Белом море

Картины художник называл необычно - “пейзажи души”. Каждый из них отражает определенное состояние: покой, одиночество, стойкое сопротивление, тихое упрямство.

“Красные цветы на Новой Земле” - картина-символ.

Это самая большая по размеру работа художника. Цветы на камнях - правда, удивительно? Красные цветы называются камнеломки. Для Писахова эти цветы стали символом сильного поморского характера, его стойкости.


С.Г. Писахов. Красные цветы на Новой Земле

Четверть века Степан Григорьевич Писахов работал в школе, где преподавал рисование.

Не любо - не слушай!

Писахов-художник менее известен, чем Писахов-сказочник.


Сеня Малина, крестьянин из архангельской деревни Уйма, - главный герой и рассказчик в сказках Писахова. Сеня Малина, судя по его рассказам, - человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, Москву и Питер видал, против французов и турок воевал, по морям путешествовал.

Имя героя сказок не выдумано. В деревне Уйма под Архангельском действительно жил веселый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина. Его заразительными бывальщинами и небывальщинами заслушивалась вся деревня.

Из рассказов Сени Малины мы узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, а детей у них “семеро на лавке, пять на печи”.


В сказках идёт разговор о делах житейских, будничных: об охоте, о рыбном промысле, как новую шубу себе сшить. Вот тут и начинаются сказки. Быль переплетается с небылью, обычные факты с удивительными вымыслами. Читатель, только успевай удивляться: выдумки - одна за другой! Кто бы мог подумать, что на Севере такие чудеса!


Сеня Малина - северный Мюнхгаузен. От его лица С.Г. Писахов врал самозабвенно. Первое правило: "в сказках не надо сдерживать себя - врать надо вовсю". Поэтому у него в сказках чего только не случается: на звёздном дожде варят пиво, за рыбой ходят, не выходя из бани, на самоваре на Луну летают.

Как рождаются сказки?

Сказочник Писахов не делал из этого секрета: «Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: с 1879 года.

– Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?


Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:

- Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-Р-Х-А-Н-Г-Е-Л-Ь-С-К..

Народ ютился вокруг столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались.

  • Словом перекидываться;
  • Утресь маменька меня будит, а я сплю – тороплюсь;
  • Кислых слов наговорила;
  • Выторапливались из всех сил;
  • Прискучила работа.

Слушай, замри – не дыши


С.Г. Писахов
Сколько чудес всевозможных!.
Брал эти сказки художник
В короб открытой души.

Ладил одно: пригодится
Людям их добрый привет.
Тихо листаю страницы,
С каждой страницы струится
Северных сполохов свет.

Волны сшибаются лбами,
Волны ведут хоровод
В море на собственной бане
Сеня Малина идет…

Сеня прослыл повсеместно
Дюже лихим трепачом!
Схватит в пригоршню бородку –
Байка за байкой течет.

Память


Он ушёл из жизни 3 мая 1960 года. Писатель похоронен на кладбище Свято-Ильинского кафедрального собора в Архангельске.


В начале 1970-х годов дом Писаховых снесли. Но в 2005 году, к юбилею писателя, в старинном здании на Поморской,10, мимо которого он часто ходил, открылся музей.


В музее Степана Писахова (до реконструкции). 2010 год

В экспозиции музея - живописные работы, личные вещи, документы и книги. Здесь восемь залов, которые отражают этапы жизни и творчества Степана Григорьевича.


Архангельский художник Сергей Сюхин давно уже иллюстрирует сказки С.Г. Писахова. В музее представлены его рисунки. Художник настолько увлечён творчеством северного сказочника, что сам пишет продолжение писаховских сказок и перемещает своих героев в современность.


Иллюстрация Сергея Сюхина к сказке "Архангельска богатейка"

Большой интерес вызывает выставка “Небывальщина в глине”. Автор работ - Людмила Никифоровна Морева, жительница деревни Уйма. Мастерица создала глиняные работы по сказкам С.Г. Писахова. Все герои легко узнаваемы.


Небывальщина в глине

В самой деревне Уйма в краеведческом музее 24 октября 2005 года открылась гостиная “У Сени Малины”, которая собрала на юбилей 25 родственников писаховского героя.

С. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом, а теперь поздороваться с северным сказочником может каждый желающий.


В одном из постов "ЧУМотеки" рассказывается грустная история, связанная с памятником: "Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим для приветствия. В авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника - чайка, прилетевшая на запах рыбы. Хотя чайки ЧУМработница так и не увидела: трижды ее срывали со шляпы Писахова и после очередной, третьей, кражи было принято решение чайку не восстанавливать".

Сейчас памятник выглядит так:


А что Степан Писахов нам сморозил,
Слагая сказочки на звёздном языке,
Останется небесно в русской прозе
Сиять, как праздник, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья поколений,
Слагающих цитатный пантеон,
Но свеж, как небо, нецитатный гений –
Степан Писахов, он – из ряда вон!

Читайте также: