Сочинение по сказкам писахова

Обновлено: 03.07.2024


На центральной площади Зальцбурга, родине Моцарта, перед Большим фестивальным дворцом установлен громадный шар с фигурой человека на нем. Этот шар символизирует традиционные музыкальные фестивали, проводимые в честь Моцарта.

Точно такой же шар, только выполненный изо льда и северного сияния, можно было бы установить и на центральной площади Архангельска великому русскому сказочнику Степану Григорьевичу Писахову.

Конечно же, славы у него меньше, чем у Моцарта. И это не вина его, а наша с вами беда. Писахову слава не нужна. Она нужна его книгам и его изумительным сказкам. Эти сказки даже в нашей стране знают разве что старики. Ими еще полста лет назад зачитывалась вся страна. Дело в том, что гениальную музыку надо исполнять, а гениальные книги издавать, и тогда культуру не станут оккупировать гоблины и прочие нелюди.

Будущий сказочник родился 13 (25) октября 1879 г. в многодетной купеческой семье Григория Михайловича Пейсахова и Ирины Ивановны, урожденной Милюковой, строгой староверки. Мальчик рос в атмосфере староверческих правил жизни, что предполагало усвоение им псалмов и духовных стихов. Его бабушка Хиония, потомственная поморка, знала великое множество сказок, а ее брат, дед Леонтий, был сказителем-профессионалом.

Окончив в 1899 г. городское училище, Степан сбежал из дома на Соловки. Работал рубщиком леса, после чего подался в Казань, поступать в художественную школу. На экзаменах срезался и уехал в Петербург. Там поступил в художественное училище технического рисования и прикладного искусства барона Штиглица.

Несколько лет юноша занимался живописью, сутками пропадал в Эрмитаже. Мать присылал ему в годы учебы и в последующие годы скитаний ежемесячно 10 руб. За 3 года Писахов овладел профессией живописца, а также учителя рисования и художника-прикладника, однако не закончив курс обучения и не получив никакого диплома или аттестата, в 1905 г. ушел из училища.

Как большой знаток Севера, он участвовал в экспедициях по поиску Г. Седова и Р. Амундсена, исследовал землю саамов, был участником открытия на Югорском шаре, Маре-Сале и о. Вайгач первых станций радиотелеграфа.

Серебристые и золотисто-жемчужные пейзажи Писахова вызывали восторг у посетителей художественных выставок в нашей стране (Архангельск, Петербург, Царское Село, Москва) и за рубежом (Берлин, Рим).

В Петербурге художник получил Большую серебряную медаль, удостоился похвалы И. Репина. В 1916 г. впервые были напечатаны его этнографические исследования.

В первую мировую войну Писахов служил ратником ополчения в Финляндии, а затем в Кронштадте.

После Февральской революции работал в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформлял первомайскую демонстрацию 1917 г.

Демобилизовавшись в 1918 г., вернулся в Архангельск. Впечатления от увиденного и пережитого просились на бумагу, и художник стал писателем.

В конце 1930-х гг. в Архангельске вышли две книги Писахова, вобравшие 86 сказок. В 60 лет Писахова с триумфом приняли в Союз писателей. Вместо обсуждения писаховских сочинений, А. Фадеев и А. Караваева читали их своим коллегам и те помирали со смеху. В ГИЗе подготовили книгу, но началась Великая Отечественная война, и стало не до сказок. Как он не умер с голоду — непонятно. У него не было ни учительской, ни возрастной пенсии. Пальто донашивал еще отцовское.

Через полгода, 3 мая 1960 г. Писахова не стало.

Уже после смерти опубликовали путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки и дневники писателя.

В XX в. остатки древнерусской культуры можно было найти только на Севере. И в этом смысле, Писахова, как и его друга Б. Шергина, можно рассматривать не просто как поморского самородка, а как волшебное звено, связывающее древнерусскую культуру с сегодняшней не уничтоженной, слава Богу, пока Северорусской культурой.

Уважаемый Виорэль, я для себя открыла Писахова года три тому назад, когда занялась изучением поморской говОри. До этого знала лишь Шергина.

До чего веселы и занимательны его сказки. А юмор-то, юмор, так и брызжет из каждого предложения. Плёл Степан Писахов сказки, как воздухом северным дышал. Немудрено - с детства рос среди северного словотворчества. На вопрос, откуда он берёт темы для сказок Писахов отвечал: "Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут".
Недавно узнала про памятник. Называется он - “Здравствуйте, люди добрые!” И это не случайно. О нём пишут так: "Еще полвека назад по центральной улице города каждый вечер прогуливался невысокий улыбчивый старичок. Он заговаривал с прохожими, рассказывал им забавные истории, подбадривал, если было нужно. В руках Писахова - а это, нетрудно догадаться, был именно он - находилась неизменная авоська с рыбой для местных бездомных кошек, в карманах - хлеб для воробьев и голубей.
Но на шляпе у бронзового писателя совсем не воробей и даже не голубь. На шляпе у него - чайка, напоминающая одновременно о том, что Архангельск - приморский город, и о том, что Писахов не всегда был добродушным дедушкой, элементом местного пейзажа. После окончания петербургского художественного училища он объездил полмира, побывал в экспедициях на Новой Земле и острове Вайгач, путешествовал по Берлину и Каиру, организовывал собственные художественные выставки в Париже и Риме…
А теперь Писахов еще и виновник новой городской традиции. Каждый, кто проходит мимо его памятника, считает долгом пожать руку знаменитому сказочнику и попросить его выполнить заветное желание. В этом, признается автор скульптуры Сергей Сюхин, и состояла главная его задумка, ведь он “о возможности поздороваться со Степаном Писаховым мечтал, еще будучи студентом”.
Сеня Малина тоже увековечен. Ему поставлен памятник. Довольно своеобразный.

Спасибо огромное, Валентина, за отзыв и интересные сведения. Они весьма кстати придутся к очерку: захочет кто почитать о Писахове в отзывах - и найдет Ваше прекрасное дополнение.
Всего Вам доброго.
С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Степан Григорьевич Писахов — русский писатель-сказочник, художник, этнограф описывал жизнь поморов.

Детство и юность

Отец Степана был еврей и звали его Год Пейсах, он был мещанином в Шкловском обществе, Могилёвской губернии. Позднее он крестился в православии, и получил новое имя Григорий Михайлович Писахов. Отчество ему дал его крёстный отец. Там же в Архангельске Григорий Михайлович и нашёл себе жену, ею стала Ирина Ивановна Милюкова из семьи староверов.

Степан Григорьевич родился 13 октября 1879 года, о чём записано в метрической книге. В семье купца Писыхова было пятеро детей, старший сын Павел, который впоследствии уехал в Америку, Степан, и трое дочерей: и Таисия, Евпраксинья и Серафима.

Степан Григорьевич Писахов

Маленького Степана окружала атмосфера староверческой жизни. Дома часто звучали песни и псалмы, духовные стихотворения и сказания. И это народное творчество дало особое направление в духовном развитии ребёнка. С раннего детства у Степана проявилась способность к рисованию, но отец пресекал попытки мальчика серьёзно заняться живописью. Григорий Михайлович боялся, что и Степен, как и его старший брат подастся в художники самоучки и сбежит из дома.

В гимназии Степан Григорьевич не учился, он закончил только училище. Уход из дома на тот момент виделись ему единственным способом вырваться из-под строгой опеки родителя. Он направляется на Соловки, затем в Казань, где пытается поступить в художественную школу, а позже он приезжает в Петербург и там ему улыбнулась удача, его зачисляют в Художественное училище.

Степан Григорьевич Писахов

На его имя был выписан запрет на обучение в России, денег на выезд и обучение за границей у него не было. Степан Григорьевич, попал в сложную ситуацию ещё и потому, что у него не было документа об образовании, и о праве занимать учительскую должность.

Путешествия и поиски себя

И Степан Писахов отправляется путешествовать он посещает Новгород, в 1905 году арктический север Новую землю. И всё это время его верный спутник — это мольберт. Позднее Писахов посещал Север не менее 10 раз, и всегда с восхищением отзывался о коренном населении и красотах природы.

Степан Григорьевич Писахов

Степан Григорьевич Писахов

Ходил по улицам Архангельска в середине прошлого века маленький старичок с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе, из-под которой свешивались длинные седые волосы, в руках - чёрная кошёлка и палка. Прохожие удивлённо оглядывались.И он тоже оглянется, бывало, да иногда еще и палкой погрозит.

25 октября 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.

"И без художников люди проживут"?

Степан Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске и прожил всю свою жизнь здесь, на Поморской улице. “Привязало же меня к Поморской улице этой”, - любил говорить он.


Мать писателя, Ирина Ивановна
А отец писателя, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии.

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал сына.

Он написал около 300 картин и рисунков. Лучшие свои работы художник старался хранить в своей мастерской: Степан Писахов разговаривал с картинами, как с друзьями.

А охоту к перемене мест С.Г. Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Изучал быт и культуру Русского Севера, узнавал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

Самые известные его картины: “Сосна, пережившая бури” , “Серебристый день” , “Берег Белого моря” , “Прибрежные сосны”, "Осень в Белом море".


С.Г. Писахов. Осень в Белом море

Картины художник называл необычно - “пейзажи души”. Каждый из них отражает определенное состояние: покой, одиночество, стойкое сопротивление, тихое упрямство.

“Красные цветы на Новой Земле” - картина-символ.

Это самая большая по размеру работа художника. Цветы на камнях - правда, удивительно? Красные цветы называются камнеломки. Для Писахова эти цветы стали символом сильного поморского характера, его стойкости.


С.Г. Писахов. Красные цветы на Новой Земле

Четверть века Степан Григорьевич Писахов работал в школе, где преподавал рисование.

Не любо - не слушай!

Писахов-художник менее известен, чем Писахов-сказочник.


Сеня Малина, крестьянин из архангельской деревни Уйма, - главный герой и рассказчик в сказках Писахова. Сеня Малина, судя по его рассказам, - человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, Москву и Питер видал, против французов и турок воевал, по морям путешествовал.

Имя героя сказок не выдумано. В деревне Уйма под Архангельском действительно жил веселый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина. Его заразительными бывальщинами и небывальщинами заслушивалась вся деревня.

Из рассказов Сени Малины мы узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, а детей у них “семеро на лавке, пять на печи”.


В сказках идёт разговор о делах житейских, будничных: об охоте, о рыбном промысле, как новую шубу себе сшить. Вот тут и начинаются сказки. Быль переплетается с небылью, обычные факты с удивительными вымыслами. Читатель, только успевай удивляться: выдумки - одна за другой! Кто бы мог подумать, что на Севере такие чудеса!


Сеня Малина - северный Мюнхгаузен. От его лица С.Г. Писахов врал самозабвенно. Первое правило: "в сказках не надо сдерживать себя - врать надо вовсю". Поэтому у него в сказках чего только не случается: на звёздном дожде варят пиво, за рыбой ходят, не выходя из бани, на самоваре на Луну летают.

Как рождаются сказки?

Сказочник Писахов не делал из этого секрета: «Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: с 1879 года.

– Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?


Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:

- Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-Р-Х-А-Н-Г-Е-Л-Ь-С-К..

Народ ютился вокруг столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались.

  • Словом перекидываться;
  • Утресь маменька меня будит, а я сплю – тороплюсь;
  • Кислых слов наговорила;
  • Выторапливались из всех сил;
  • Прискучила работа.

Слушай, замри – не дыши


С.Г. Писахов
Сколько чудес всевозможных!.
Брал эти сказки художник
В короб открытой души.

Ладил одно: пригодится
Людям их добрый привет.
Тихо листаю страницы,
С каждой страницы струится
Северных сполохов свет.

Волны сшибаются лбами,
Волны ведут хоровод
В море на собственной бане
Сеня Малина идет…

Сеня прослыл повсеместно
Дюже лихим трепачом!
Схватит в пригоршню бородку –
Байка за байкой течет.

Память


Он ушёл из жизни 3 мая 1960 года. Писатель похоронен на кладбище Свято-Ильинского кафедрального собора в Архангельске.


В начале 1970-х годов дом Писаховых снесли. Но в 2005 году, к юбилею писателя, в старинном здании на Поморской,10, мимо которого он часто ходил, открылся музей.


В музее Степана Писахова (до реконструкции). 2010 год

В экспозиции музея - живописные работы, личные вещи, документы и книги. Здесь восемь залов, которые отражают этапы жизни и творчества Степана Григорьевича.


Архангельский художник Сергей Сюхин давно уже иллюстрирует сказки С.Г. Писахова. В музее представлены его рисунки. Художник настолько увлечён творчеством северного сказочника, что сам пишет продолжение писаховских сказок и перемещает своих героев в современность.


Иллюстрация Сергея Сюхина к сказке "Архангельска богатейка"

Большой интерес вызывает выставка “Небывальщина в глине”. Автор работ - Людмила Никифоровна Морева, жительница деревни Уйма. Мастерица создала глиняные работы по сказкам С.Г. Писахова. Все герои легко узнаваемы.


Небывальщина в глине

В самой деревне Уйма в краеведческом музее 24 октября 2005 года открылась гостиная “У Сени Малины”, которая собрала на юбилей 25 родственников писаховского героя.

С. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом, а теперь поздороваться с северным сказочником может каждый желающий.


В одном из постов "ЧУМотеки" рассказывается грустная история, связанная с памятником: "Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим для приветствия. В авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника - чайка, прилетевшая на запах рыбы. Хотя чайки ЧУМработница так и не увидела: трижды ее срывали со шляпы Писахова и после очередной, третьей, кражи было принято решение чайку не восстанавливать".

Сейчас памятник выглядит так:


А что Степан Писахов нам сморозил,
Слагая сказочки на звёздном языке,
Останется небесно в русской прозе
Сиять, как праздник, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья поколений,
Слагающих цитатный пантеон,
Но свеж, как небо, нецитатный гений –
Степан Писахов, он – из ряда вон!

Писахов С.Г. - великий деятель культур Севера [26.10.12]

Степан Григорьевич Писахов - публицист, художник, писатель, педагог, путешественник, этнограф, исследователь.

Талант Писахова С.Г. как художника-пейзажиста раскрылся в изображении Севера, ему удалось создать особый образ природы архангельского края, его белых ночей. Писаховские сосенки на берегу Белого моря стали такими же нарицательными, как березки Левитана. Своё немалое наследие — около 300 работ — Писахов завещал родному городу.

В литературу Степан Григорьевич вошёл как сказочник. По определению писателя и нашего земляка Фёдора Абрамова, Степан Григорьевич — один из великих сказочников мира. В сказках отразилось удивительное знание быта, традиций, нравов поморов. Проникнутые искрометным народным юмором и неуемной фантазией, передающие живую северную речь, сказки стали известны советскому читателю 30-е годы.

Жизнь и творчество Степана Писахова были тесно связаны с Севером. До глубокой старости он сохранил охоту к перемене мест, но, посетив в молодые годы восточные страны и побывав на Западе, он ощутил огромную привязанность именно к северному краю. Занимаясь исследованием Севера, Степан Писахов досконально изучил быт, обряды и предания северян и не переставал восхищаться мастерством народных умельцев. Истинное признание в первую очередь Писахов завоевал в родном городе. Он славился добротой и отзывчивостью, взрослые и дети узнавали на улицах знаменитого сказочника, благодаря его довольно колоритной внешности. В то же время писатель был остр на язык, и уж крепко доставалось тем, кого он не любил. Но он щедро делился своими богатейшими знаниями о Севере с интересующимися людьми, среди которых были и писатели, и журналисты, и актеры, и ученые, и исследователи[1, с. 74].

1. Биография писателя

1.1. Детские годы

Степан Григорьевич родился 25 октября 1879 г. в г. Архангельске. Родился в Архангельске в семье ремесленника — ювелира и гравера. Окончил городское училище в Архангельске, затем учился в художественном училище барона Штиглица в Петербурге. По материнской линии Писахов происходил из д. Труфанова Гора на р. Пинеге. Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональный сказочник, с детства будущий писатель жил среди богатого северного словотворчества. Поэтому для него органично стремление вернуть литературе исконный лад стародавней русской речи. Ее истоки отыскивались в подлинных записях сказок, песен, пословиц, и не только в записях, а прежде всего в их еще живом в ту пору звучании.

1.2. Самостоятельная жизнь

Революционные события 1905 года не миновали и Писахова. За речь, произнесенную им против самодержавия, Писахов, не закончивший курс обучения, из училища был исключён. Ему было запрещено учиться в России, а на учёбу за границей были нужны деньги. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишённый всяческих источников существования, Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника[3, с. 200].

Первая мировая война прервала художественную деятельность Писахова. В 1915 г. он был призван в армию, служил ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 г. был переведен в Кронштадт. Здесь его застала февральская революция. С первых дней работал в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформлял первомайскую демонстрацию (1917 г.), выступал с докладами перед солдатами и матросами.
После демобилизации 1918 г. вернулся в Архангельск. Заряд творческой энергии, от рождения заложенный в Писахове, был столь велик, что одного увлечения живописью уже казалось недостаточно для полного выражения индивидуальности. Писахов берется за перо. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции по совету И.И. Ясинского - писателя, журналиста, известного как редактор журналов "Беседа" и "Новое слово". Тогда эта попытка закончилась неудачей. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков ("Самоедская сказка" и "Сон в Новгороде"), где воссоздает портреты современников. Оба эти очерка были опубликованы в архангельской газете "Северное утро", которая издавалась поэтом-суриковцем и журналистом М.Л. Леоновым. В мае 1918 г. последовал арест М.Л. Леонова и закрытие газеты. Эти события не могли не вызвать у местной интеллигенции чувство внутреннего протеста.
В июне 1918 в Архангельске открывается персональная выставка Писахова. А 2 августа в Архангельск вошли интервенты. "Население встречало с энтузиазмом проходившие части". (Из воспоминаний С. Добровольского, возглавлявшего в те годы военно-судебное ведомство Северной области). В числе народа, стоявшего на парадной пристани Архангельского порта, был и С.Г. Писахов. В то время он желал видеть в городе не диктатуру большевиков, а объединение всех демократических сил.
На первых порах интервенты пытались заигрывать с население, представляя себя защитниками демократии. Временное правительство Северной области терпимо относилось к творческой интеллигенции, яркими представителями которой были Л. Леонов, Б. Шергиным и С.Писахов. Они имели возможность устраивать выставки картин, публиковались в газетах, выпустили сборник "На Севере дальнем". Все трое не подозревали, что ситуация может резко измениться и их творческая активность будет расценена как пособничество "белым". В ночь на 19 февраля 1920 г. в Архангельск вступили части Красной Армии. Л. Леонов сразу же покинул Архангельск, перебрался на юг России; Б. Шергина пригласили в Москву в Институт детского чтения; Писахов же не в силах был покинуть родной дом и любимый Север. Он чувствовал, что Архангельск, особенности родного края делают его личностью, именно творческой личностью. Больше всего на свете он любил этот свой дом. Ему оставалось только одно - найти форму поведения, позволившую бы выжить и сохранить творческое лицо в условиях власти, которая никогда ничего не забывала и не прощала. Но через много лет, когда он был уже известным сказочником и художником, нашлись все же люди, которые из зависти или по другой какой причине стали писать пасквили во все инстанции и способствовали тому, чтобы "белогвардейское" прошлое прочно укрепилось за Писаховым[5, с. 404].
Тогда, в 1920-м, после освобождения Архангельска войсками Красной Армии Писахов начинает активно работать. В 1920 - 1921 гг. он подготовил 5 своих выставок. Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию московского Музея Революции делает зарисовки мест боев с интервентами на Севере, а для Русского музея - зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. Осенью 1920 г. участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру.
В 1923 г. Писахов ведет сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
В 1927 г. его картина "Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга" занимала центральное место на всесоюзной выставке "10 лет Октября", за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете М.И. Калинина[6, с. 155].

2. Творчество Степана Григорьевича

Глубокий знаток народных легенд и преданий Степан Григорьевич Писахов (1879–1960) вошел в русскую литературу как автор удивительных, исполненных искрометным юмором сказок, написанных сочным, подлинно народным языком. Однако большая часть его жизни была отдана другому искусству – живописи.

Рисовать Писахов начал еще в раннем детстве. Против воли отца уехал в Петербург, где проучился полтора года вольнослушателем в Училище технического рисования барона Штиглица. За участие в студенческих волнениях 1905 года был исключен из училища. Затем два года посещал частную студию Я.С. Гольдблата. 1906–1910 годы – время заграничных путешествий Степана Григорьевича. Он побывал в Египте, Палестине, Турции, Греции, Италии, Франции, Германии. В своих автобиографиях Писахов сообщал, что занимался у итальянских мастеров, выставлялся в Академии св. Луки в Риме, совершенствовал свое мастерство в Свободной академии в Париже. Таким образом, он был знаком с художественной жизнью Петербурга и европейских культурных центров. Но каждый год возвращался на Север, и именно Север сделал из него художника. Степану Григорьевичу удалось сказать свое слово, отметить то особое, неповторимое, что присуще только этому уголку земли[7, с. 184].

В творчестве Писахова Русский Север характернее всего отражен в беломорских пейзажах, большинство из которых было написано на Кий-острове близ Онеги, куда художник выезжал в 1910-е годы почти ежегодно на несколько месяцев. Бывал он там и позднее, в конце сороковых годов, будучи уже в преклонном возрасте. Однако особый, неповторимый образ Севера был найден в годы его молодости.

Жизнь художника была очень непростой. Поддержанный успешным выступлением на петербургских выставках, Писахов был полон творческих планов. Он участвовал в многочисленных северных экспедициях, в 1918 году организовал выставку в Архангельске. Осуществлять все эти проекты было непросто в условиях военного времени, интервенции на Севере, постоянной борьбы за выживание (Писахов работал учителем рисования в школе; постоянная нужда усугублялась недоброжелательством местного начальства, отсутствием пенсии)[1, с. 78].

3. Личность писателя

Заключение

Писахов уехал из Архангельска, и три года его носило по России. Соловки, Казань, наконец, Санкт-Петербург, где он поступил в училище барона Штиглица, то, что находится в Соляном переулке.

Список использованной литературы

  1. Не любо — не слушай /на Северной Двине: Сборник / Архангельскоеобщество краеведения. Архангельск, 1924.- С.74-80
  2. Русские советские писатели-прозаики: библиографический указатель, Т.3 - Л., 1964.-.- С.600-606
  3. Степан Григорьевич Писахов: биографический очерк/ под ред. Сахарного Н.Л. - Архангельск, 1959
  4. Буйство писаховской фантазии /под ред. Пономарева Б. С. Литературный Архангельск.- Архангельск, 1982
  5. Галимов Ш. Волшебник слова /Беломорье.- М., 1984
  6. Сказочная традиция в литературе Севера /История и культура Архангельского Севера в годы Советской власти: межвузовский сборник научного труда - Вологда, 1985
  7. Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова /под ред.Л.И. Левина - Архангельск, 2005

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: