Сочинение по развитию речи 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.


Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.


Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.


Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

2. Забота о зайчике.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

Забота о зайце.




При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.




Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

Цель: организация учебной деятельности, способствующей формированию умений по конструированию предложений.

Задачи:

  • проверить устные и письменные навыки обучающихся по данной теме;
  • развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; обогащать и пополнять словарный запас детей;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: закрепление.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Я сейчас шла к вам на урок и увидела объявление. А это объявление написал Король Предложений, он объявил конкурс на лучшее сочинение о природе. Ребята, а не поучаствовать ли нам в этом конкурсе?

– А какое время года нам лучше выбрать? – Почему?

– Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз всемогущим воеводой.

  1. Уметь видеть красоту родной природы.
  2. Быть внимательными.
  3. Любознательными.
  4. Фантазёрами.
  5. Грамотными.
  6. Обладать хорошими теоретическими знаниями.
  7. Уметь правильно составлять предложения.
  8. Уметь использовать свои знания.

– Вы обладаете всеми этими качествами?

– В чём вы не уверены? На какие умения особо обратить внимание?

Перед тем как писать сочинение нужно к нему подготовиться, значит, сегодня мы будем наблюдать, как составляются красивые предложения о зиме, и будем составлять сами.

II. Письмо по памяти.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

– Какое время года описывает Есенин? Какое время суток? Почему?

– Прочитайте еще раз, как представляете эту картину?

Д. (утро вся природа спит)

– А почему снежинки горят в золотом огне?

Д. (озаряет солнце)

Подберите синонимы к слову горят. Горят – пылают, сверкают, сияют, переливаются, светятся. – А как вы чувствуете это слово? Из словаря синонимов (на экране). (Пылать – давать очень яркий свет). Сделать фонетический разбор слова горят

I) Вставьте пропущенные буквы и объясните.

Берёза и снежинка подобрать как можно больше однокоренных слов и разобрать по составу.

– Понравились строчки из стихотворения?

– Для жителей России берёза – не случайное дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Лучше, чем С. Есенин, о берёзке никто не мог сказать.

А теперь постарайтесь запомнить их и записать по памяти.

– Кто не ошибся? (выдаю снежинки командам). Молодцы! Память у вас хорошая!

– А почему понравились вам эти строчки? (Зима волшебница она околдовывает всех, одевает природу в невиданные наряды).

III. Закрепление.

– Как вы думаете ,какие главные города в Королевстве Предложений? (города закрыты листочками бумаги).

Д. – Главные города в Королевстве Предложений называются город

Подлежащих и город Сказуемых.

– Ребята, в записанном предложении две части это сложное предложение, с такими предложениями мы будем знакомиться в 4 классе.

– Подчеркнём в первой части предложения подлежащее и сказуемое.

– Кто готов прокомментировать эту работу?

В предложении говорится о берёзе, (что?) берёза, это подлежащее подчёркиваем одной чертой. Берёза (что делает?) стоит, это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. (На экране).

– Подчеркнём во второй части подлежащее и сказуемое.

Д. И горят снежинки в золотом огне. (В предложении говорится о снежинках. (Что?) Снежинки. Это подлежащее, подчеркнём одной чертой. Снежинки что делают?) горят. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

(За правильные ответы выдаются снежинки)

– Мы уже находимся у городских ворот, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова.

Как вы думаете какие?

– У ворот города Подлежащих?

Д. Подлежащее обозначает оком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

– Открываю город Подлежащих

– У ворот города Сказуемое.

Д. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем . Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

– Открываю город сказуемое.

– Значит, подлежащие живут в городе Подлежащих, а сказуемое в городе Сказуемых. А где же живут другие слова предложения? Наверное, в волшебном Королевстве Предложений существуют ещё какие – то правила.

Д. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос – второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений.

– Значит, другие слова живут во Второстепенных посёлках.

– А как же нам попасть во Второстепенные посёлки? Кто догадался?

Д. Надо задать вопросы.

– Правильно! Надо попасть в главные города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым.

– А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к Второстепенным посёлкам. И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных посёлках?

Д. Слова в предложении связанны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопроса от слова к слову.

– Установим связь слов в первой части предложения .

(Появляется на экране)

Д. Стоит (где? в чём?) в тишине

Тишине (какой?) сонной.

– Устанавливаем связь – слов во второй части предложения.

(Появляется на экране)

Д. Горят (в чём?) в огне.

Огне (каком?) золотом.

– Городские ворота открылись!

Путешествуя от одного города до другого, на нашем пути встретился зимний лес .

(На экране картина зимнего хвойного леса).

– Что вы видите на экране?

Д. Мы видим на картине зимний лес. На картинке изображены деревья, покрытые снегом.

– А какие деревья вы видите в этом лесу?

Д. Мы видим сосны, ели, кедры.

Кто знает, как по другому можно назвать хвойный лес?

Д. Еловый лес. Сосновый лес. Сосняк. Тайга.

– Ребята, вы всё сказали правильно. А слышали ли вы слово бор.

Найдите это слово в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Хвойный лес в толковом словаре называют бором.

– Так как теперь вы можете сказать что вы видите на картинке используя слово бор?

Д. На картинке изображён зимний заснеженный бор.

– Опишите, что ещё интересного вы видите в зимнем бору?

Д. Снег на деревьях лежит, как белое покрывало. Головы сосен и елей склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт зимними шапками снега.

– А какой мех, используемый для пошива шапок, похож на снежные шапки?

Д. Песцовые шапки похожи на снежные. Да, на деревьях словно надеты песцовые шапки-ушанки.

(На экране Малахай-род старинного головного убора – большая шапка на меху с наушниками).

Д. На деревьях надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты снежными малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.

– А теперь запишите, пожалуйста, предложение которое я вам продиктую. И которое точно подходит описанию увиденного нами на картинке.

Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор.

Проверьте на экране.

Нравится ли вам это предложение?

– Какой приём используется в этом предложении? (Олицетворение).

– А теперь выделим пары слов из этого предложения.

(На экране поочерёдно)

Д. Основа предложения – бор спрятал

бор (какой?) тёмный,

спрятал (что?) кудри

спрятал (где? под чем?) под малахаем

под малахаем (каким?) песцовый.

Молодцы! Мы благополучно прошли через зимний бор. Чем мы восхитились в зимнем лесу?

Остались ли мы равнодушными к увиденному? Слова какой части речи используем, чтобы наша речь была более красивой?

Пришли на широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказумых. Погуляем по ней? (карточки со словами)

снег искрится белый
снежинки весело кружатся
зима пришла на солнце
кусты в лес пушистые
кружева белые настоящая
блестящим застыли на берёзах
опушились инеем

– А где они живут?

Д. Предложения состоят из слов, значит, слова должны жить в Королевстве предложений.

– По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом!

Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на своё место жительства, так чтобы у вас получилась основа предложения.

Что? Снег помещаю в город Подлежащих (что делает?) искрится.

(Что?) снежинки (что делают?) кружатся
(Что?) кружева (что сделали?) застыли
(Что?) кусты (что сделали?) опушились

– Можно ли сказать, что это предложения?

Д. – Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знака в конце предложения):

Д. Это основа предложения.

– А как сделать так, чтоб получились предложения?

Д. Если впереди поставить заглавную букву и в конце поставить точку, то это будут предложения.

Снег искрится.
Снежинки кружатся.
Кружева застыл;
Кусты опушились.

– Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д. Это предложения повествовательные, состоят из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

IV. Творческая работа.

А теперь задание по группам.

Распространите эти предложения используя оставшиеся слова или придумайте свои, так чтобы получилось небольшое описание о зимней природе

(Дети по группам записывают рассказ работая вместе).

Проверка текстов. (Каждая группа зачитывает свой текст)

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима.

Итог урока. Самым активным ученика Король Предложений желает дать титул почётного гостя Королевства Предложений, который даёт право свободно гулять по просторам , вверенного ему государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картинке. Учить правильному построению предложений, способствовать закреплению подготовке учащихся к написанию сочинения-повествования; создавать условия для развития художественного вкуса, воображения, творческих способностей, расширять словарный запас детей, способствовать воспитанию любви к природе.

Работа по развитию речи: составление связного текста с использованием изобразительно-выразительных средств.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

- развивать умение высказывать свое отношение к зимней природе родного края и выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа.

Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.

(Дети читают самостоятельно, затем по очереди читают выразительно, грустно, с удивлением, радостно)

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

IV. Постановка учебной задачи.

У. Молодцы! А сегодня на уроке мы с вами будем писать картину, как художники. Да, художники не рисуют картину, а пишут. А в конце мы напишем сочинение по картине.

У. Перед вами белый лист. Сейчас мы с вами напишем картину. Как вы думаете, какое время года мы будем описывать?

Д. Зиму. Сейчас зима, поэтому лист белый.

У. Какая будет погода на нашей картине?

Д. Солнечная, ясная хорошая!

У. Значит на нашей картине будет солнышко(прикрепляю солнышко).

У.А в какие игры вы любите играть зимой?

Д. В снежки, кататься на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, строить крепость.

У. Прикрепляю на лист бумаги всё, что перечисляют дети.

Хорошо! Ребята, а кто из вас знает стихи о зимних играх? (ответы детей)

У. Давайте посмотрим на нашу картину. Подумайте, где это могло происходить?

Д. В лесу, в парке, на улице.

У.А в какое время суток была эта прогулка?

Д. Днём, сразу после школы. Там мы играли.

У. А какие синонимы можно подобрать к слову игра?

Д. Развлечение, забава.

У. Ребята, у меня есть несколько заголовков. Какой из них подойдёт к нашей картине?

Зимой. Первый снег. Мороз.

Зимние забавы. Зимние развлечения.

(ответы детей)

У.Давайте ещё раз посмотрим на нашу картину. Какое настроение она создаёт? Включите мысленный экран и скажите, что вы слышите.

Д. Смех, крики, шум, скрип снега.

У. А что вы чувствуете?

(ответы детей)

У. Молодцы! Сейчас мы будем писать сочинение по нашей картине. Когда художник собирается писать картину, что ему необходимо?

Д. Краски, карандаш, фантазию.

У. А нам что нужно?

Д. Ручка, тетрадь, слова, мысли, а ещё грамотность.

У. Хорошо. Что такое сочинение?

Д. Собственные мысли

У. Сколько частей будет в нашем сочинении?

(Ответы детей)

III Рассматривание картины.


У. Рассмотрите картинку.

У. Нравится ли вам эта картинка? Чем?

У. Какое время года изображено?

У. Какой стоит день?

У. Кто изображен на картине?

У. Что делают дети? Расскажите.

У. Какое настроение у детей?

У. Как это изобразил художник?

У. А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Был ясный зимний день.

Наступили зимние каникулы.

Весь январь стояли лютые морозы.

Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

У. Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

У. Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.

У. Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

(Изображают бег на коньках.)

(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)

У. Как называется вторая часть текста повествования?

Д. Основная

У. Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

У. Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

У. Прочитайте слова, которые написаны на доске.

На доске:(карточки со словами) вышли, во, ребята, двор

У. Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

У. Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

У. Поменяйте местами слова.

(Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

У. Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

У. Найдите красную строку и запишите это предложение правильно.

У. А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

У. Составьте предложение к первой картинке.


Д. Миша и Петя играют в снежки.

У. Сколько слов в предложении?

У. Какие орфограммы встретились?

У. Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж.

Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У. Составьте предложение ко второй картинке.


Д. Катя и Таня лепят снеговика.

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

У. Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

У. А безударную гласную о нужно запомнить.

У. Составьте предложение к третьей картинке.


Д. Лена катается на коньках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

У. Составьте предложение по четвёртой картинке.


Д. Коля катается на лыжах.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Составьте предложение по пятой картинке.


Д. Настя катается с горы на санках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Шесть слов. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы в этом предложении?

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт?

Д. Коля идёт на лыжах.

У. Про кого из детей можно сказать едет?

Д. Настя едет с горы на санках.

У. Про кого можно сказать скользит по льду?

Д. Лена скользит по льду на коньках.

У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д. Перечисляют 5 предложений.

У. Сколько предложений составили?

У. Сколько будет точек?

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

У. А теперь запишите эти предложения в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Дети записывают предложения в тетрадь.

У. Как называется третья часть текста повествования?

Д. Концовка.

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

У. Прочитайте предложения на карточке 2.

Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!

Д. Читают предложения вслух.

У. Чем отличаются эти предложения?

Д. В конце предложений стоят разные знаки.

У. Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д. Читают предложения вслух.

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой!

У. Почему подходит именно это предложение?

Д. Это предложение передаёт радость детей.

У. Назовите орфограммы в этом предложении.

У. Найдите красную строку и запишите это предложение.

У. Тот, кто заканчивает, получает раскраску.

VII. Проверка

У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

У. Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)

Автор: Панфилова Надежда Павловна,учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым
Описание: предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.
В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе.
Даётся представление о составных частях текста.
Цель: дать представление о составных частях текста.
Задачи:
Образовательные:научить составлять текст сказки по опорным словам,по известным зачинам и концовкам.
Развивающие:развивать творческие способности,связную устную и письменную речь,умение фантазировать.
Воспитывать:трудолюбие,любовь к чтению.
Оборудование:раздаточные карточки"зачин","концовка",портреты писателей.



Вывод:первые звуки картинок составили слово "сказка"-тема нашего урока.
Сказка-один из жанров устно-поэтического творчества народов.Она всегда наполнена фантазией,выдумкой.
Содержание сказок отражает многие черты реальной жизни людей,их быт,повседневные заботы.
-Какие бывают сказки?(ответы детей-народные)
Игра: Узнай сказку по знакомым словам.
Прочитаем слова известной сказки, а вы угадайте её название.
коза,козлята,волк,кузнец,съел(ответы детей-"Волк и семеро козлят")





Вывод:каждую сказку можно узнать по опорным словам.
Кто написал эту сказки?
муха,денежка,базар,самовар,гости,комар(ответы детей-"Муха-Цокотуха")


Кто написал эту сказку? (ответы детей К.И.Чуковский)

Вывод: у сказки есть автор.Такие сказки называются-литературными.
-Каких писателей-сказочников вы знаете? (ответы детей:Пушкин А.С.,Толстой Л.)


2)Каждый человек-это как-бы шкатулка,которую открыв, можно найти много драгоценного,нового.
Сегодня и мы для себя откроем новое-будем писать сказку,которую сами сочиним.
3)Работа над темой.
Выбор зачина.
-Какими словами начинаются сказки?(зачитывают варианты зачинов)
(где-то когда-то жили-были.
(в некотором царстве,в некотором государстве,в том,в котором мы живём,жил да был.
(жили-были старик со старухой.
(дело было давно,но потому-то и стоит о нём рассказать.
-Какой зачин(вступление) вам больше нравится? (ответы детей)
4)Опорные слова. Словарная работа.
-По опорным словам составьте сказку.
жили-были,принцесса,в некотором государстве,королевство,волшебник.
Обратите внимание,как пишутся слова(чтение слов с доски)
5)Беседа по содержанию основной части сказки.
-Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать,чтобы с ними не случилось чего-либо плохого.
Если младшие нарушают запрет,то происходит беда.
-Вы умеете фантазировать? Давайте представим королевство,принцессу,злого волшебника.
-Что же происходило волшебного с героями вашей сказки?(ответы детей)
6)Выбор концовки.
Зачитаем варианты концовок из разных сказок:
(вот вам сказка,а мне калачей связка)
(сказка ложь да в ней намёк-добрым молодцам урок)
(после того они жили вместе и долго,и счастливо)

-Что побеждает в сказках добро или зло?
-Как закончится ваша сказка?Что победит?
7)Самостоятельная творческая работа учащихся.
-Придумайте заглавие сказки.
-Самостоятельно выберите зачин сказки,сочините основную часть и спишите понравившуюся концовку.
8)Проверка творческих работ.
9)Итог урока.
Какие бывают сказки?
Ваша сказка литературная или народная?
10)Рефлекия.
Понравилось вам быть сказочниками?

Читайте также: