Сочинение по рассказу роза парацельса

Обновлено: 05.07.2024

How much you live,the life should learn. Seneca

сочинение по литературе

  • афоризмы (65)
  • ГИА (21)
  • день за днём (70)
  • дистанционное обучение (98)
  • для 10 класса (83)
  • для 11 класса (87)
  • для 5 класса (6)
  • для 6 класса (41)
  • для 7 класса (14)
  • для 8 класса (61)
  • для 9 класса (69)
  • для родителей (33)
  • для учителей (35)
  • Достоевский Ф.М. (19)
  • ЕГЭ по литературе (32)
  • ЕГЭ по русскому языку (40)
  • интерактивная тетрадь (7)
  • к 155-летию со дня рождения А.П.Чехова (24)
  • к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова (19)
  • календарь (27)
  • Критерии оценки (4)
  • Л.Н.Толстой (13)
  • лето с книгой (23)
  • литература и живопись (10)
  • обо мне (29)
  • проекты (20)
  • Пушкин А.С. (15)
  • работы детей (67)
  • рекомендую (32)
  • русский язык (27)
  • современная русская литература (25)
  • сочинение по литературе (16)
  • списки (8)
  • стихотворения (34)
  • ФГОС (6)
  • эффективные приёмы работы (14)
  • Я помню.Я горжусь (14)

вторник, 5 ноября 2013 г.

Хорхе Луис Борхес. "Роза Парацельса".


В мастерской, занимавшей весь подвал, Парацельс молил Бога, своего неопределенного Бога, любого Бога, чтобы тот ниспослал ему ученика. Смеркалось. Слабый огонь камина ложился на пол беспорядочными бликами. Встать и зажечь железный светильник не было никаких сил. Усталость сморила Парацельса; он забыл о своем молении. Когда ночь стерла пыльные перегонные кубы и горн, в дверь постучали. Полусонный Парацельс встал, вскарабкался по короткой винтовой лестнице наверх и приоткрыл дверь. Вошел неизвестный. И он выглядел уставшим. Парацельс указал ему на скамью. Тот сел и стал ждать. Некоторое время сидели молча.

Первым заговорил учитель.

– Я помню лица Запада и лица Востока, – не без вызова произнес он, – а твоего не помню. Кто ты такой и чего тебе нужно от меня?

– Суть не в том, как меня зовут, – ответил тот. – Я шел три дня и три ночи, чтобы попасть к тебе. Возьми меня в ученики. Отдаю тебе все, что у меня есть.

С этими словами правой рукой он извлек мошну и вывернул ее на стол. Дублонов было много, и все золотые. Парацельс стал к нему спиной и зажег светильник. Когда он повернулся, в левой руке у гостя он увидел розу. Роза его смутила.

Парацельс сел и сложил кончики пальцев.

– Ты считаешь, я могу изобрести камень, превращающий все элементы в золото, и предлагаешь мне золото. Нет, не золота я ищу, и если тебе важно золото, тебе никогда не стать моим учеником.

– Не нужно мне золота, – ответил гость. – Эти монеты – знак моей жажды труда. Обучи меня Искусству. Дай пройти рядом с тобой по дороге, ведущей к Камню.

Парацельс проговорил с расстановкой:

– Камень – это и Путь, и начало Пути. Если ты этого не уразумел, то ты еще ничего не понял. Каждый твой шаг будет целью.

Гость подозрительно взглянул на него:

– А разве существует цель?

– Мои хулители, скорей ничтожные, чем многочисленные, утверждают, что нет, и называют меня лжецом. Я с ними не спорю. Однако вполне вероятно, что я – фантазер. Да, Путь существует.

Воцарилось молчание. Потом заговорил гость.

– Готов идти с тобой, даже если идти придется долгие годы. Помоги мне пересечь пустыню. Дай хоть издали взглянуть на землю обетованную, даже если ступить на нее не доведется. Но прежде чем стать на Путь, хочу доказательств.

Беседа началась на латыни; теперь перешли на немецкий. Юноша поднял розу:

– Все знают, что ты можешь сжечь розу и силой своей магии возродить ее из пепла. Дозволь мне увидеть это чудо воочию. Сотвори его, и я твой.

– Ты так доверчив, – ответил учитель. – А мне не нужна доверчивость, я требую веры.

Ученик упорствовал:

– Именно потому, что я недоверчив, хочу сам увидеть смерть и воскрешение розы.

Парацельс взял у него розу и стал говорить, вертя ее между пальцев.

– Ты так доверчив, – сказал он. – Думаешь, я могу ее уничтожить?

– Ошибаешься. Неужели нечто может быть обращено в ничто? Неужели Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок или травинку?

– Мы не в Раю, – упрямился юноша. – Здесь, под луной, все смертно.

– Так где же мы по-твоему? Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая? И разве это не грех – полагать, что мы не в Раю?

– Роза может сгореть.

– Останется огонь в очаге, – ответил Парацельс. – Если бросить розу на угли, ты решишь, что она сгорела, а пепел подлинный. Но я тебе отвечу, что роза вечна и что меняется лишь ее облик. Стоит мне сказать одно лишь слово – и ты снова увидишь ее.

– Одно слово? – удивился ученик. – Но ведь горн потух и перегонные кубы покрыты пылью. Как же ты воскресишь ее?

Парацельс печально взглянул на него:

– Горн потух, и перегонные кубы покрыты пылью. На этом участке моего долгого пути я пользуюсь другими средствами.

– Не смею спрашивать какими, – то ли трусливо, то ли смиренно сказал ученик.

– Я говорю о том, что послужило божеству для создания неба, земли, незримого Рая, где мы обитаем, сокрытого от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, которому учит нас каббала.

Ученик холодно ответил:

– Сжалься, покажи, как исчезает и вновь появляется роза. Не имеет значения, воспользуешься ты перегонным кубом или словом.

– Если б я и поступил так, ты бы сказал, что это – одна видимость, обман зрения. Чудо не даст тебе веры, которую ищешь, оставь розу в покое.

Юноша глядел все так же недоверчиво. Учитель заговорил громче.

– Кстати, кто ты такой, чтобы входить в дом к учителю и требовать чуда? Что ты совершил, дабы заслужить такой дар?

– Я знаю, что не совершил ничего. Во имя тех долгих лет, когда я буду учиться в твоей тени, молю, дозволь увидеть пепел и затем розу. Больше ни о чем не прошу. Своим глазам я поверю.

И вдруг он схватил живую розу, оставленную Парацельсом на подставке, и швырнул в огонь. Цветок обуглился; осталась одна щепоть пепла. Бесконечно долгое мгновение он ждал слов и чуда.

Парацельс лукаво произнес:

– Все медики и аптекари Базилеи твердят, что я – мошенник. Боюсь, они попали в точку. Этот пепел был розой, но розой больше не будет.

Юноше стало стыдно. Парацельс – шарлатан, убогий мечтатель, а он, наглец, ворвался к нему и требует признаться, что вся его знаменитая магия – ложь.

Он опустился на колени.

– Я вел себя непростительно. Мне недоставало веры, которой требует от верующих Господь. Пусть пепел останется пеплом. Я вернусь, когда окрепну, и стану тогда твоим учеником, и в конце Пути увижу розу.

Говорил он с чувством, но то было чувство жалости к старому учителю – такому почтенному, жалкому, знаменитому и в конечном счете такому пустому… Да кто он такой, Иоганн Гризебах, чтобы осмелиться кощунственно сорвать маску, под которой пустота?

Оставить Парацельсу деньги значило унизить его подаянием. Уходя, он сгреб их в мошну. Парацельс проводил его до лестницы и сказал, что в этом доме ему всегда будут рады. Оба знали, что больше им друг друга не увидеть.

Парацельс остался один. Но прежде чем загасить лампу и опуститься в усталое кресло, он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес какое-то слово. Роза воскресла.

Конец четверти. Оценки выставлены. Педсовет. Опять будем обсуждать успеваемость-посещаемость, результаты, проценты. Какая скучища. И что больше всего удручает, все повторяется из года в год. Закрадывается крамольная мысль: ведь это не бухгалтерский отчет в конторе, а педагогический совет, то есть общаться мы должны по поводу педагогики. И вспоминается семинар по технологии французских мастерских, на который я попала почти случайно, приехав в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства. Этот семинар, по-моему, мог бы с успехом заменить любой традиционный педсовет.

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Вопросы после семинара

– Учитель, использующий эту технологию, проводит подобным образом каждый урок или время от времени встраивает мастерскую в систему учебных занятий?
– Конечно, так проходит не каждый урок. Учитель чередует разные формы занятий, в том числе в курс входят и лекции. Но от традиционных лекций их будет отличать совсем другое восприятие детей. После мастерской у них появляется качественно иной информационный запрос к учителю.

– А что вы расцениваете сегодня как удачу?
– То, что пришли педагоги разных поколений: от совсем молодых учителей до докторов наук. Радует и то, что после продолжительной интенсивной работы на лицах были мысль и вдохновение, а не усталость. Уходя после хорошо прошедшей мастерской, человек продолжает внутреннюю работу, его мысли не обрываются вместе со звонком с урока.

– Не могли бы вы коротко сформулировать основные принципы качественного школьного образования?
– Учитель должен строить занятие так, чтобы каждый ребенок работал автономно и рефлексивно; деятельность каждого должна быть интерактивной (за счет постоянной работы в группах); и, наконец, группы должны быть не гомогенные (однородные), а гетерогенные. Осуществить эти принципы в условиях классно-урочной системы невозможно. Но так или иначе необходимо пройти путь от нашего привычного репродуктивного обучения к индивидуальной работе с ребенком. Целиком перенести зарубежный опыт в нашу школу не получается, да наверное и не нужно. Гораздо продуктивнее искать формы интеграции традиций и инноваций.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Роза Парацельса

Итак, сюжет рассказа более чем прост. В дом великого мистика Парацельса входит молодой человек, который просит Мастера принять его в ученики, а в качестве доказательства серьёзности своих намерений бросает на стол все свои сбережения. Но прежде он просит Учителя показать чудо – возродить из пепла розу. Парацельс отказывается, ученик уходит, после его ухода Мастер возрождает сожжённую розу.

Сюжет прост, но давайте обратим внимание на детали, которыми столь богат рассказ Борхеса.

В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога всё равно какого, чтобы тот послал ему ученика.

…молил своего Бога, Бога вообще, Бога всё равно какого…

Только очень сильное, на грани отчаяния, желание может заставить человека обратиться к Богу всё равно какому. И тут в дверь постучали…

В дом вошёл незнакомец. … Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.

Вы часто ведете себя так, когда приходите в гости к незнакомому человеку?

…вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.

Так могут вести себя только духовно очень близкие люди, которые уловили и почувствовали этот внутренний резонанс. Для всех прочих молчание будет доставлять дискомфорт.

Посмотрите, как мастерски рисует эту ситуацию Борхес. Ночью в дом пришёл незнакомец. Парацельс открывает дверь и указывает на скамью. Он не расспрашивает, не опасается, не задает вопросов. Внутренне он уже знает, кто пришёл. О чем тут спрашивать? Парацельс молча указывает на скамью. Это приглашение. Вошедший принимает его, садится и ждёт. Оба молчат.

Незнакомец тоже не прост. Простые люди так себя не ведут. Внимательность – каждый ли заметил бы жест, указывающий на скамью. Спокойствие – он не произносит с порога заготовленных фраз, даже не здоровается. Уважение – посетитель, получив указание сесть, подчиняется и ждёт, пока заговорит учитель.

Не могу удержаться, чтобы не сделать комплимент Борхесу. Здесь мы явно видим руку гения. Простые заурядные слова: Парацельс указал, вошедший сел, они молчали. Но как много сказано о Парацельсе и о вошедшем!

Первым заговорил Учитель. И только после этого вошедший сказал, зачем явился.

Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой всё, что у меня есть. Он снял торбу и вытряхнул её над столом. Монеты были золотые, и их было очень много.

Здесь вошедший явно ломает принятый сценарий. Он не ждёт пока учитель спросит его о том, чем он докажет свою готовность учиться или начнет её проверять. А сразу бросает на стол монеты, которых было очень много.

И вот с этого момента что-то пошло не так. Исчезает красота. Исчезает величие.

Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и, если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.

Учитель спрашивает, не ищет ли вошедший камень, превращающий в золото другие элементы. Пустой вопрос. Вопрос, на который не нужно отвечать. Ответ на который очевиден.

Эти монеты – всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.

Вошедший вынужден объяснять, что его интересует не золото, и что он не пытается купить знания или Учителя: эти монеты – всего лишь доказательство.

Обратите внимания, как быстро учится вошедший. Учитель сказал о Камне, и он тут же использует в своей речи это новое понятие, позже он столь же быстро вплетёт в ткань своей речи понятие Пути.

А далее Парацельс вовлекает вошедшего в совершенно неуместную в данной ситуации глубоко метафорическую дискуссию о пути и цели.

Путь – это и есть Камень. Место, откуда идешь, это и есть Камень. Каждый шаг является целью.

и между прочим говорит:

Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь.

Странные слова, если учесть, что они обращены к тому, кто пришёл учиться. Великий Учитель упрекает своего ещё даже не ученика, который пять минут назад зашёл в его дом после дальней дороги, в том, что тот не понимает. Странные слова.

Возможно, Парацельс был уязвлён? Уязвлён поступком ученика, который вместе с золотом бросил на стол Учителя всю свою жизнь – прошлую (монеты) и будущую (Я готов пройти её вместе с тобой; если понадобится – положить на это годы). Что это было – искренность? Позерство? Манипуляция?

Вот теперь они в равных условиях. Жизнь против Мудрости. Ставки сделаны. Баш на баш. И началась игра, следить за которой уже не столь интересно. Дальше есть умные слова, но уже нет мудрости, далее идёт обычное препирательство.

… с тревогой произнес Парацельс

… с недоверием сказал ученик.

Парацельс взглянул на него с сожалением…

… с напускным смирением спросил вошедший

Ученик сказал с полным безразличием…

Тогда учитель, повысив голос, сказал…

Вошедший, охваченный волнением, произнес…

Эмоции, эмоции, эмоции. Нет больше Учителя, нет больше Ученика. Есть охваченные азартом игроки. Спор двух людей. Философский покер.

Двое настолько увлеклись игрой, что финал легко предсказуем. И он снова красив. Актеры разгорячились и играют красиво и вдохновенно. Но это уже красота игры, а не красота подлинных отношений. Их прощание – это театр. Какой контраст с возвышенной аскезой их знакомства!

Он преклонил колени и сказал: Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия.

Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Каждый остался со своим. Ученик – со своей жизнью, Учитель – со своим словом. Игра была красива, оба сыграли с блеском. Браво!

А в чем же мораль? Вчера я написал бы по-другому, завтра, возможно – тоже. Но сегодня мне кажется, что мораль этой истории в том, что с некоторыми отношениями нельзя играть. Нельзя играть, какой бы красивой и высокой ни была игра. Это должна быть территория, свободная от игр. Когда начинается игра – побеждает только игра, а игроки проигрывают, потому что их истинные цели подменяются целями игры.

Уходя, Гризебах был доволен собой – он поступил мудро и достойно. Парацельс тоже поступил мудро и красиво. Но это бесплодная мудрость и бесплодная красота. Самолюбование, оказавшееся выше творчества.

Ученик не имеет права требовать от Учителя доказательств. В этом нет смысла. Если пришел учиться – учись. Если ты сейчас не можешь распознать, шарлатан учитель или нет – значит, тебе есть чему поучиться как у учителя, так и у шарлатана. Какая разница, у кого ты научишься?

Учитель не может требовать от ученика готовности к обучению. Если к учителю пришел ученик, который не готов, значит, учителю тоже есть еще чему поучиться. Значит, к Учителю пришел не только Ученик, но и Учитель. Кому от кого здесь требовать доказательств и готовности?

И еще один вопрос не даёт мне покоя:

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Для чего Парацельс, оставшись один, произнёс Слово? Зачем возродил розу? Пусть ученик был не прав, но этот поступок, совершённый четвертью часа ранее, мог бы навсегда изменить жизнь Иоганна Гризебаха. Пусть чудо не может быть основой веры или ученичества. Пусть Парацельс после воскрешения розы выгнал бы ученика взашей. Но в мире что-то изменилось бы.

Теперь же этот поступок не меняет ничего. Парацельс не совершил чуда для ученика, он совершил его для самого себя. Бесплодность величия. Бессмысленность мастерства.

А закончить я хочу цитатой из другого рассказа, в котором тоже есть ученик и есть Учитель, но сюжет развивается совсем по-другому:

Работа состоит из 1 файл

ЭссеБорхес.doc

1.03.2012 Лукьянчук Алины, ИК-092

Кратко поведаю о содержании притчи.

Когда я читала этот рассказ, честно говоря, особенных эмоций у меня не возникало (ну пришёл ученик к учителю, ну попросил доказать своё мастерство, ну заупрямился учитель, всякое бывает), я была согласна с учеником (пусть докажет, чего тут такого!?), на протяжении всего рассказа.

Но конец изменил всё. Мне пришлось заново перечитать этот рассказ, особенно слова учителя (по первой не сильно вдумывалась в них, считая обычным словоблудием заупрямившегося ученого), я поняла, что всё было сказано не просто так. Хотя я и до этого знала, что вера не требует доказательств, но я осознала, что на самом деле только вера способна творить настоящие чудеса.

Вначале, после первого прочтения, начинаешь не понимать Парацельса - обидел ученика, который, в сущности, прав, требуя Чуда. И только потом понимаешь, что если бы Ученик понял Учителя, то не требовал бы чуда. Ученик требовал действие, по сути своей бесполезное. А учитель задавал мудрые вопросы, к которым ученик оказался глух. И учитель не стал показывать чудо, потому что ученик сам толком не знал, зачем пришел, и обязательно бы разочаровался в учителе. И это разочарование произошло сразу, а не спустя год обучения.

Парацельс воссоздает розу — Борхес пересоздает смыслы культуры. В этом творческом акте Борхес осознает себя звеном в цепи культуры, которая существует благодаря своей бесконечности, непрерывному пересозданию своих смыслов.

Чудо является чудом только потому, что в него кто-то верит.

Людям нужно чудо. Вспомните "Легенду о Великом Инквизиторе" из Карамазовых, когда Иисусу говорят, что он отказался от Чуда, ибо хотел свободной веры, а не чудесной. К счастью, говорит инквизитор, дела он передал другим, которые знают, как сделать людей счастливыми. Вот и сделали, как могли. Людям свобода весьма тягостное бремя, многим не под силу. А так вместе, в толпе, верить и как-то проще и потом вечную жизнь обещают, если хорошеньким будешь, так что в принципе потребности удовлетворяются: справедливость там, плохим - смерть, хорошим - вечность, дважды два четыре и весь фокус!

Как по мне, то чудеса надо делать своими руками. Верить, прежде всего, в себя, а уж потом в фокусников, избавляющих с помощью чудес от страданий.

Истина? Бог?? Любовь.

И пока мы будем искренни в своих попытках отыскать это Слово, – пепел Розы будет стучать в нашем сердце, вспыхивать неугасимым огнём на нашей ладони.


Я прочитала о Парацельсе и символике розы и. случайно увидела готовый ответ (так мне показалось) на Ваш вопрос. Привожу цитату:

Увидев, что автор цитаты делает ложный вывод, я прочла "Розу Парацельса" - спасибо! :)

Суть притчи проста: вместо Ученика Парацельсу был прислан Искус.. .Парацельс выдержал испытание. Лучше космическое одиночество, чем такой ученик. Парацельс был гордым.

Есть мудрость Парацельса, но не его розы.. .Роза была лишь поводом и инструментом. )

прочитала Ваш ответ и
вновь перечитала с удовольствием !
спасибо Вам за интересную и
правильную подачу информации !

Галина Аванесова Высший разум (196442) Симфония! :-)) У меня же получилось, что Роза Парацельса - не Тайна Мудрости. Тогда - на какой вопрос я отвечаю? :-)) Есть повод ещё раз вчитаться в притчу. :)

Доброй ночи , Галина .
Спасибо Вам большое за ответ. Чудесный ответ .
Неважно, что у Вас не сошлись слова с моим вопросом,, ведь я сама , задавая вопрос, не знала ответ точный , Вы мне все рассказали)))

Галина Аванесова Высший разум (196442) Лана, и Вам - спасибо! :) Благодаря вопросу я нашла эту новеллу Борхеса (а других упоминаний РОЗЫ ПАРАЦЕЛЬСА я не встретила). и вот всё думаю: что такое Ученик в притче? То, что там названо Камнем - понятно: Философский Камень. Он же и Путь, - это мне тоже понятно. А почему Ученик так сразу поверил в немощь своего потенциального Учителя? Почему такое детское - немедленное - требование чуда? Тут мне ещё разбираться. :)

Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм) , лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) (родился в конце 1493 г. в г. Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) — знаменитый алхимик, врач и оккультист. Ему также приписывается именование цинка. Учение Парацельса

Читайте также: