Сочинение по рассказу приставкина звезды

Обновлено: 02.07.2024

Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.

На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.

ВложениеРазмер
fotografii.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… - повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)

• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

• трудовая деятельность с мальчишеских лет;

• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

• Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.

• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

3.Работа по содержанию текста.

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

1. Мальчик скучал по родным.

2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

5.Сбор материала для сочинения.

-Ответьте на вопросы:

- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

- Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

6.Работа над художественными средствами.

- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

- Ещё какие средства использует автор?

• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

• Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

7.Написание чернового варианта сочинения.

• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.

I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия

II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.

-Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ части С.

Текст А. Приставкина

Сочинение по тексту

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(9)И словно бы всѐ ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи. (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941! (23)А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)

Вступление. Проблема.

Музеи.. Это кладовые, где веками хранятся культурные ценности. В таинственной тишине музея человек погружается в другой мир, соприкасается с исторической тайной. Какое влияние оказывают исторические культурные ценности на человека? Об этой проблеме рассуждает писатель А.Приставкин.

Комментарий.

Его героя привлекла оригинальная опись 1641 года об оружии и пушкаре Первушке Федорове. Перед его глазами живо встали ожившие картины прошлого. Он явно представил пушкаря, сильного, синеглазого, в домотканой рубахе, уверенного в себе. Этот образ волнует рассказчика, человека духовно богатого, волнует, потому что пушкарь – образ собирательный, воплощение лучших качеств простого русского человека.

А еще дорог Первушка тем, что он – патриот родины, не покинул пищаль ни в 1641году, ни в 1941 году! Герой текста чувствует свое духовное родство с Первушкой, он сам- продолжатель патриотических традиций. Он понимает, что пока живы эти традиции, пока есть на земле Первушка и его преемники, будет жить земля русская.

Мужество таких людей спасало Россию от невзгод и страшных испытаний.

Позиция автора очевидна: музейное искусство помогает постичь прошлое, открыть и определить место в истории, сохранить преемственность поколений. В музее герой текста воспринимает пушкаря как родного, близкого по духу человека. Он понимает, какая лежит на нем самом ответственность за судьбу России.

Трудно не согласиться с позицией автора: музейное искусство показывает людям истину, укрепляет дух, позволяет постичь уроки прошлого. Оно помогает нам найти свое место в жизни, определить свои приоритеты. Я часто посещаю Тобольский музей, часто останавливаюсь возле кольчуги Ермака, колокола, высланного из Углича… начинаю представлять, каким был атаман…

Прочитав текст А.Приставкина, я поняла, какую важную роль играет искусство в постижении уроков истории, в самопознании человека. Стоит только заинтересоваться, каждая музейная вещь может рассказать удивительную историю. Глубинная связь с прошлым делает нас нравственно крепкими и стойкими.

Оценить 17365 0

Урок комбинированный, с использованием ИКТ.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения согласно критериям оценивания на экзамене, развитие умений и навыков анализа художественного текста, творческих способностей обучающихся.

На этапе усвоения новых знаний представлены проекты учеников о писателе и о детях, участниках войны. Даётся структура сочинения- рассуждения, варианты вступлений, сбор материала к написанию аргументов основной части и заключения

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части 15.2 в рамках ОГЭ в 9 классе)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели и задачи урока:

Обучающие:

- Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 6 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть 15.2 (русский язык, ОГЭ 2015, автор Г.Т. Егораева)

Развивающие:
– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции. Развивать умения и навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение выделять главное, составлять суждения оценочного характера.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методические материалы по работе с сочинением- рассуждением 15.2, контрольные листы

I . Организационный этап. Вступительное слово учителя

Каковы наши задачи? Что мы должны успеть сделать на уроке?

- Проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов. Итогом будет сочинение 15.2 по цитате из текста, которое должно соответствовать критериям в формате ОГЭ.

II. Этап всесторонней проверки знаний:

Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним, что нам необходимо знать, чтобы написать сочинение- рассуждение на высший балл?

- Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)


2. Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.

3. Чтобы получить высший балл по части 15.2, надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. (Работа с критериями)

Анатолий Игнатьевич Приставкин:

современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

трудовая деятельность с мальчишеских лет;

служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.


IV . Этап усвоения новых знаний:

1.Чтение текста учителем

2. Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

Какие книги о детях войны вам известны? Что вы читали?

Актуальна ли эта тема сейчас? (Да, идут военные действия на Украине, погибают и получают увечья мирные жители, в том числе и дети, некоторые остаются без родителей. Это очень страшно)

Что мы можем сделать для детей- сирот? (Согреть их заботой и своим участием, чтобы они чувствовали, что не одиноки. По возможности оказать гуманитарную помощь)

4. Комплексный анализ текста.

Прочтите про себя текст и определите тему, идею, проблемы текста и позицию автора.

Определите его тип и стиль.

Стиль и тип текста.

- Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

- Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

Определить стиль речи и тип текста помогает задание А-1

А1. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

- Стиль художественный. - Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного). Есть художественные тропы и синтаксические фигуры.

Тип речи- повествование,потому что события чередуются во времени)

- Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?

Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,)

Тема текста: судьба детей военного времени. Тема сиротства. Дети войны.

Идея: показать доброго, ответственного человека, человеческое милосердие.

- Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание:

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

Мальчик скучал по родным.

Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

Позиция автора:

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Я предлагаю вам свой вариант .

Сбор материала.

Ответьте на вопросы:

- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый. мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

- Что противопоставлено этому миру? (Любовь, вера в людей, память. Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеемю почтальонша принесла маленький листок.

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеемпередает состояние зимнего холода)

- Ещё какие средства использует автор?

Градация( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.


С чего начать?
ВСТУПЛЕНИЕ.

Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

Дать толкование слова Что такоечеловечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.

I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия

II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.

Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Заключительное слово учителя.

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

V . Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана, данного в памятке. Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Внимательно изучи задание 15.2.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

2. Соблюдай композицию сочинения-рассуждения:

2. Первый аргумент.

3. Второй аргумент.

I . ТЕЗИС - это повествовательное или вопросительное предложение.

Подсказка: ТЕЗИС – это и есть ТЕМА твоего сочинения! Это та фраза, смысл которой нужно будет объяснить в сочинении (см. задание 15.2.)

Почему рассказчик в финале текста произносит:«Смотри: и здесь Людочка.

II . АРГУМЕНТЫ.

Аргументов должно быть не меньше двух!Каждый необходимо записать с абзаца!

Аргументы приводятся из прочитанного текста и подтверждаются цитатами.

Подсказка: чётко вырази свою позицию, присоединяясь к позиции автора текста.

Используй вводные конструкции и клише:

Я полностью согласен с автором текста … в том, что…

Я полностью согласен с этим утверждением.

Во-первых, потому что …

Во-вторых, потому что…

Смысл этих слов (этой фразы) легко объяснить, если обратиться к содержанию текста.


Оголённая душа

Тем не менее, читатель в основном знает Анатолия Приставкина по его пронзительным книгам о военном детстве, которые добавляют много нового к восприятию и пониманию войны, да и сегодняшнего дня - тоже.

В пути на недолгих стоянках ребята привычно промышляют на привокзальных рынках, рискуя попасться и быть битыми, но голод – не тётка! И вот, когда поезд мчит по благодатным чернозёмным землям Кубани, машинист делает остановку в поле: «Замедлил эшелон движение, зашипел и замер. Машинист, молчаливый старик с короткой шевелюрой, буркнул, обращаясь к кочегару:

Одного из Кузьмёнышей – Сашку – врач настойчиво оставляла в больнице, он отравился сильнее многих, ослабел, его лихорадило. Брат Колька практически выкрал его из лазарета. Совсем, совсем по-иному могла сложиться судьба братьев, если б Сашка остался на том полустанке. Может, не была бы участь их столь трагичной.

Но - вернёмся к остановке в поле. Добр ли тот машинист, что дал детям наесться вволю овощей и фруктов с чужих огородов? С одной стороны, безусловно, добр, но такая доброта - от слабости. Машинист, вероятно, не мог есть свой скудный обед, зная, что его поезд воет от голода. Включи он разум, неужели не понял бы, чем обернётся этот его поступок?

Мало того, что у Приставкина нет времени писать другие книги, что отложены в долгий ящик начатые рукописи. Мало того, что в голове психически здорового человека не укладываются бытовые, ужасные в своей простоте, убийства - из-за бутылки водки, например, - и систематические истязания собственных детей. Так ещё и усиливается до самой высокой ноты, до навязчивой идеи страх за собственного ребёнка. Этот страх живёт в каждой маме и в каждом папе с той самой минуты, как ребёнок рождается и, вероятно, до самого конца. А у Приставкина-папы, месяцами, годами работающего с уголовными делами, прибавляется животный, утробный страх за свою дочь.

Приставкин знает, как доверчивы дети, и, главное, как преступники пользуются этой их доверчивостью. И как быть? Вырастить человека, никому не верящего, а значит, никому не способного помочь, или верить, безо всяких оснований, что именно с твоим чадом такой беды никогда не случится?

На этот вопрос, как и на многие другие, поднятые творчеством и общественной деятельностью писателя Анатолия Приставкина, никак нельзя ответить однозначно. Великое множество трудных вопросов – и из прошлого, и по поводу современной жизни. Множество недетских вопросов – и о детях, и о взрослых.

Неудивительно, что скончался Приставкин от инфаркта. Какое сердце выдержит такую чудовищную тяжесть?!


Читайте также: