Сочинение по рассказу евгения носова трудный хлеб

Обновлено: 02.07.2024

Цель : учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.

Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.

1. Организационный момент

2. Поэтическая стран ичка. Чтение учащимися стихотворений о животных (Стихи С.Есенина, С.Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.

Слово учителя: — Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.

— Что вы узнали о писателе?

— Эпиграфом урока послужит пословица:

Не богатство – друг, а друг – богатство . (пословица)

Основной вопрос урока:

(Записано на доске)

— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:

«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.

— Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

4. Дискуссия

— Как вы относитесь к поступку охотника?

(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).

1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.

2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:

— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.

— И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.

— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…

3) Исследование текста:

— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.

— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?

6. Физминутка. Упражнения для глаз.

— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?

/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./

Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

а) Собака тосковала бы дома без хозяина.

б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.

в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!

г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)

Выдержки из работ:

— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…

— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…

— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.

— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?

— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./

8. Итог урока .

Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.

9. Заключительное слово учителя .

— Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное — это земля, люди.

Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.

В любой ситуации оставайтесь людьми.

Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:

— Интересно ли вам было на уроке?

— Хотелось ли вам работать на уроке?

— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?

10. Домашнее задание : Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова

Программа “Вокруг тебя – Мир”, разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определенного возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном

Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключенной в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий “пейзаж”, “описание животного”, “диалог”, “олицетворение”; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса

Стадия вызова. Отгадываем шарады.

Это слово не для смеха.
Первый слог – движенье танца.
Слог второй есть у гороха
Иль гусаров красит лица.
Третий слог – местоименье,
В среднем роде указанье.
Слог последний –
Слог обширный:
Начинаем мы с предлога,
Очень нужного для входа;
Дальше суффикс очень русский,
Он и в слове есть “французский”.
Окончанье не проблема –
В признаках мужского рода.
В целом вышло – Па-ус-то-в-ск-ий.
В классе все умны и ловки.
Если хочешь возражать,
Будешь тот союз искать.
А потом предлог-приставку,
К единению подсказку:
Он в Со Дружестве Со Всеми,
Нынче и в спортивной теме.
А конец – опять предлог,
Знанья в вас вложить готов.
Но-со-в – автор знаменит,
С ним знакомство предстоит.

Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)

– Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе – о Паустовском?

(У них есть произведения, похожие по названию.)

Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.

(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “теплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и теплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспеченный хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)

А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чем, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приема – пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”.

(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, Профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)

А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” – так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)

– А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий особых усилий?

(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезет с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)

– Но ведь в рассказе Носова речь идет о собаке. Какие профессии собак вам известны?

– Какая профессия у Чанга?

(Это охотничья собака.)

– Какие к ней предъявляются профессиональные требования?

(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутье, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)

– Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?

(Нет, это слепая собака.)

– Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?

(Это инвалиды, обреченные на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)

– А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?

(В “Методических рекомендациях” к учебному пособию “Вокруг тебя – Мир” помещен очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)

В одной из газет было напечатано следующее.

В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны

Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый.

Это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела.

Пришлось мужу ее пристрелить.

А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя – Мир. Методические рекомендации.

Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя ее итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.

Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имен меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно.

Простить. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пес, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу?

Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? – нахмурился охотник. – Пристрелить? Сдать на воротник?

Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.

В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост.

А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК “Наука”, 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.

– какую-то пользу принесет;

– не так скучно охотнику в лесу;

– собака не будет скучать дома;

– собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.

Если брать слепую собаку на охоту:

– собака может ошибаться;

– нечетко выполнять команды;

– добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.

– Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.

– Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?

(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит ее, она не ощущает своего несовершенства.)

– А ведь это очень важно и для животных, и для людей – умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.

Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали?

Как чувствовали себя при этом?

А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами.

Итак, “белая подкладка”, “черный сюртук”, “белая рубашка”, “зелено-черная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный прием преимущественно использован здесь автором?

Как вы думаете, почему?

(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у нее все равно невкусное.)

А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. (“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом”).

Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?

(Да, он удивлен и восхищен ею, ее “трудным хлебом”).

– Вернемся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?

Ребята, а как вы думаете, трудным или легким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой “Светофорчик”? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.

(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика… С. 24-25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)

– Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чем тогда?

(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия “Вокруг тебя – Мир” и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, – думает Светик, – и чуть было не погубил всех”.)

– Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить “да”, и все-таки иногда “нет” лучше, чем “да”, – делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чем-то.)

На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием “Вокруг тебя – Мир”, на выбор: написать письмо – отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.

Смысл рассказа Евгения Носова

Смысл книги

Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.

За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.

Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.

Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.

Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него. Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса. В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.

Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.

Чему учит рассказ "Трудный хлеб"
Рассказ учит любить природу, животных и птиц. Учит верности, дружбе, ответственности перед своими питомцами. Учит заботиться о больных. Учит тому, что каждый сам должен добывать свой хлеб.

Отзыв на рассказ "Трудный хлеб"
Мне понравился этот рассказ-наблюдение. Собаку Чанга конечно жалко, но сам пес не чувствует себя несчастным. Он занимается любимым делом, делает это хорошо, и он счастлив. Тем более, что у него есть верный друг.

Пословицы к рассказу "Трудный хлеб"
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Собака - друг человека.
Без труда не вытащишь и птичку из пруда.
Труд все побеждает.
По заслугам и почет.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Трудный хлеб"
Настала осень, улетели иволги и ласточки, а на озеро сели утки-крохали, гости с севера. Они не боялись человека и автор любовался красивыми белыми птицами.
Вдруг раздался выстрел, один крохаль улетел, а второй поник головой в воду. Из кустов показалась голова спаниеля. Пес бросился в воду и быстро поплыл. Убитую птицу сносило течением, но пес не замечал этого, пока с берега не раздался ласковый окрик.
Тогда пес повел носом и припустил за уплывающей птицей. Ухватив крохаля, пес вытащил его на берег, возле удочек автора. Вскоре появился и хозяин собаки. Он сказал, что добыча редкая, но крохалей он не уважает, их мясо отдает рыбой.
А автор предположил, что собака новичок и еще только обучается охоте на птицу. Но хозяин пса рассмеялся и сказал, что Чанг уже пятый год охотится, и без него он потерял бы половину добычи.
Автор спросил, почему тогда Чанг сразу не взял крохаля, и охотник сказал, что Чанг слеп. Автор посмотрел на собаку и не заметил в глазах Чанга ничего особенного. Его хозяин, видя недоверие автора, кинул Чангу кусок хлеба. Собака терпеливо дождалась, пока корочка упадет и только тогда ее подобрала.
Охотник сказал, что Чанг родился слепым, и он сам долго об этом не подозревал, ведь вела себя собака совершенно обычно, не спотыкалась, и бегала. Но потом сам убедился в слепоте своего друга.
Автор спросил, почему охотник не возьмет себе другую собаку, а тот сказал, что не отдаст своего пса, ведь он честно зарабатывает свой трудный хлеб.
Автор поймал плотвичку, а охотник с собакой удалились. Но теперь уже автор не жалел убитую птицу.

Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.

Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.

Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.

Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе

• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.

— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.

— Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.

2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.

3.Подготовка к восприятию текста.

— Найдите способ прочитать название рассказа.

4. Словарная работа

А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.

Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?

В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.

— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?

-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.

4. Физминутка для глаз

5. Чтение текста сильными обучающимися

6.Работа по тексту.

I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гусиВ) рябчики 3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) ЧангВ) Манч 4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё 6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гуси3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)

9.Итог урока. Рефлексия.

— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(ответы)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

10. Домашнее задание.

Популярные сегодня пересказы

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.

Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.

Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

— Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.

— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.

— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?

— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака.— Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля.— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.

Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.

— Сошла,— сочувственно прищелкнул языком охотник.— Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.

— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

— Слепой. — Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть.

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.

— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

— Ну как же он ослеп?

— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:

— А не лучше ли вам завести другую собаку?

— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Читайте также: