Сочинение по рассказу дурачок

Обновлено: 04.07.2024

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального.

Идеал человека в ранних рассказах Горького

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения — отводить душу, заливая горе вином.

Лесков, Николай Семёнович

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова — это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Понравилось сочинение , тогда жми кнопку

Примеры похожих учебных работ

Образ и характеристика Катерины Измайловой в повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова

Образ и характеристика Платова в повести Левша Лескова

. бьёт Левшу, подозревая его в . в 1793 году получил чин генерал-майора. В 1796 году Матвей Иванович принял участие в персидском походе, который, впрочем, вскоре был отменен. Сочинение . в данном вопросе, и действительно убежден в том, что роль Платова в .

Анализ пьесы свои люди — сочтемся островского

. что думает не так, как Татьяна. В конце романа Татьяна не отказывается от своих чувств, но говорит Онегину: Я . ней открывалось нечто большее. Татьяна Ларина видела, что родители ее любят друг . ответ на звучащие в ее адрес пошлые комплименты. Татьяна же .

РОЛЬ ГЕРОЕВ ЛЕГЕНД ДМИТРИЯ НАРКИСОВИЧА МАМИНА – СИБИРЯКА

. потом возникли захватывающие по силе художественного мастерства удивительные произведения – легенды Мамина - Сибиряка. О Дмитрии Наркисовиче Мамине – Сибиряке Взгляните на карту нашей Родины. Далеко протянулся Уральский хребет - от .

Проблема материнской любви преступление и наказание



Рассказ Н. Лескова своей неспешностью напоминает жития святых. Рассказчик подробно описывает все поступки героя, оценку других людей, реакцию самого Паньки. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как и подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучат убедительно и убежденно, потому что сам он верит в то, о чем говорит.

Жития составляли для прославления какого-либо святого, в назидание всем верующим, да и неверующим тоже. Пример святого должен был стать положительным, вызвать желание прожить такую же праведную жизнь, чтобы оставить о себе славу или отклики современников.

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Николай Лесков — Дурачок

Лесков Николай Семенович

Спросишь его, бывало:

— Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?

А он шутя отвечает:

— А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!

А Паня головой мотнет и отвечает:

— Ну, вот еще чего. Я и так наелся, — слава те Господи!

Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилась, потому что все его заставляли помогать себе. Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех до света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:

— Ему ведь ничего, — он дурачок.

— А чем же он дурачок?

— Да что за пример! — вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему… и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!

Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, — однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.

Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке — сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:

— Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь — я тебе вечером при себе велю вдвое дать.

Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.

Вот раз. летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают…

Управитель и расшумелся.

Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:

— Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.

А Петруша так и залился слезами. Весь трясется, потому что никогда его еще розгами не наказывали, и говорит он Паньке:

— Брат милый, Панюшка, очень страшно мне… скажи, как мне быть?

А Панька его по головке погладил и говорит:

— И мне тоже страшно было… Что с этим делать-то… Христа били…

А Петруша еще горче плачет и говорит:

— Боюсь я идти и боюсь не идти… Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:

— Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, — авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.

— А как же ты, Панюшка, постараешься?

— Да уж я штуку выдумал — постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.

— Не робей, — говорит, — Петька, все сделано; и не ходи никуда — с тебя наказанье избавлено.

— Что, пастушонок утром приходил сечься?

— Как же, — говорит, — приходил, ваша милость.

— Да, — говорит, — взбрызнули.

Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.

Что же, — говорили, — уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.

Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?

И так он все и дальше жил.

Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются — всякой своего сына жалко.

А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:

— Велите, — говорит, — меня отвести в город — в солдаты отдать.

— Что же тебе за охота?

— Да так, — отвечает, — очень мне вдруг охота пришла.

— Да отчего? Ты обдумайся.

— Нет, — говорит, — некогда думать-то.

— Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, — обо мне плакать некому, — я и хочу идти.

— Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся. А он отвечает:

— То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:

— Утешай-ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.

— Нет, мне, — говорит, — это будет утешнее.

Его и утешили, — отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, — с любопытством их стали расспрашивать:

— Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?

— Как же, — говорят, — видели.

— Небось, смеются все над ним, — какой увалень?

— Да, — говорят, — на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл… Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:

— Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:

— Какой, мол, ты ласковый!

— Не дурак, а… малость с роду так.

Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, около безводных Рын-Песков, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел — казнил, кого хотел — того миловал.

За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и своевольничал. Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать. Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Рассказ Лескова “Дурачок” входит в цикл рассказов о праведниках, он находится в одном ряду с произведениями “Очарованный странник”, “Левша” и многими другими. Тему праведников Лесков активно разрабатывает на протяжении всего своего творчества, являясь едва ли не единственным на этом поприще.

Главный герой рассказа “Дурачок” — действительно праведный человек, по-настоящему преданный богу. Его душа — это одинокий остров в море других душ, и на этом острове может обрести спасение каждый, кто потерпел крушение в этом большом и бурном мире. Примером может служить спасение Пашки от наказания розгами. Причем Паныса совершенно искренен в своих благородных деяниях, они идут действительно от чистого сердца. Панька не думает о себе, все его мысли направлены на то, чтобы окружающим людям стало хоть немного лучше. Такая любовь к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо только лишь с любовью Иисуса Христа, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с радостью и смирением. И в этих страданиях “развивается” его душа, она излучает волны светлой любви к людям. Окружающим становится лучше, хотя они и не понимают смысла деяний Паньки.

Мне кажется, что главная мысль рассказа заключается в том, что праведники остаются непонятыми при жизни, так же как оказался непонятым и Иисус Христос многими своими современниками и соотечественниками. Недаром рассказ Лескова называется “дурачок”. Люди назвали Паньку дурачком, потому что не понимали его деяний, считали их ненормальными, выходящими за рамки обыденных представлений. Проблема непонимания существовала всегда, она остается необыкновенно актуальной и в наши дни. Характер и поступки Паньки говорят о том, что он — “идеальный праведник”. И эта личность может служить примером для подражания другим людям. И если все хоть немного приблизятся к этому идеалу, то солнце станет светить ярче, окружающий мир покажется намного прекраснее, и людям будет лучше жить на свете.

Список литературы

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

Интересная статья: ДипломБест

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Николай Лесков

Основные события

  • приводил хлев в порядок;
  • чистил конюшни;
  • следил за овцами и лошадьми, сопровождая их на водопой;
  • кормил скот;
  • плел лапти практически всему двору.

Крестьянский мальчишка Панька

Однако все прочие крестьяне не сочувствовали несчастному мальчику, не выражали ему благодарность. Скорее, напротив, подсмеивались и называли за глаза дураком.

Никто не мог понять, зачем Панька стремится помочь каждому, ведь никто не просил его об услуге. Добровольная помощь совершенно не воспринималась этими людьми.

Первый подвиг

Молодой пастушок Петька

Петька расплакался от жалости к себе. Панька стал утешать пастушка и попросил не ходить в избу. О наказании как-то позабыли, однако спустя некоторое время оказалось, что доброта Паньки заставила его вынести серьезные побои вместо провинившегося пастушка. Однако и этот самоотверженный благородный поступок героя не вызвал в окружающих людях ничего кроме смеха. Над Панькой продолжали потешаться, решив, что он не в себе.

Далее характер этого удивительного человека продолжает раскрываться.

Началась крымская война, стали собираться добровольцы-рекруты, однако никто не хотел идти на явную смерть. И лишь повзрослевший Панька без страха и сомнений записался в ряды добровольцев. Главный герой прошел всю войну, подробно этот период его жизни Лесков не описывает.

Дальнейшие происшествия

Служба закончена, Панька решает заняться тем делом, которое хорошо знал — пастушество. Он стал пасти табуны коней у степных татар. Работая у Хан-Джангара, Панька стал главным героем еще одного события. Вор Хабибул длительное время не давал богачам спокойно спать, похищая лучших коней из табунов.

Панька стал пасти лошадей

Хан-Джангару удалось поймать грабителя, ранить его. Однако богач был вынужден уехать, из-за чего оставил Панкрата сторожить плененного конокрада. Герой поступает удивительным образом, он отпускает преступника, прося, чтобы впредь он не совершал дурных дел. Вернувшийся Хан-Джангар пришел в ярость. Как восточный человек, он был готов казнить своего ослушавшегося слугу. Однако когда Панька пояснил свой поступок, этот суровый безжалостный человек передумал. Оказалось, что герой пояснил, что он не может видеть страдания других. Он не стал отрицать свою вину, сказал, что готов понести заслуженное наказание от рук богача.

Уроки произведения

При написании сочинения по тексту произведения следует раскрыть характер персонажа. Главным героем рассказа является Панька, образ которого продолжает лучшие традиции русского фольклора. В нем оживают черты Ивана-дурака, главного героя сказок. Иванушка всегда честен и бескорыстен, поступает так, как велит ему сердце, при этом всегда оказывается в победителях. Лесков продолжает традиции сказок, делая своего ключевого персонажа немного странным в глазах прочих людей, но чистым и высоконравственным.

Ученики пишут сочинение

Сам Панька — это образец праведника, целостный и органичный образ добродушного и светлого человека. Особенности образа таковы:

  1. Готовность помогать всем, выполнять самую тяжелую работу.
  2. Постоянно хорошее настроение, жизнерадостность.
  3. Безропотность.

Николай Лесков

Основные события

  • приводил хлев в порядок;
  • чистил конюшни;
  • следил за овцами и лошадьми, сопровождая их на водопой;
  • кормил скот;
  • плел лапти практически всему двору.

Крестьянский мальчишка Панька

Однако все прочие крестьяне не сочувствовали несчастному мальчику, не выражали ему благодарность. Скорее, напротив, подсмеивались и называли за глаза дураком.

Никто не мог понять, зачем Панька стремится помочь каждому, ведь никто не просил его об услуге. Добровольная помощь совершенно не воспринималась этими людьми.

Первый подвиг

Молодой пастушок Петька

Петька расплакался от жалости к себе. Панька стал утешать пастушка и попросил не ходить в избу. О наказании как-то позабыли, однако спустя некоторое время оказалось, что доброта Паньки заставила его вынести серьезные побои вместо провинившегося пастушка. Однако и этот самоотверженный благородный поступок героя не вызвал в окружающих людях ничего кроме смеха. Над Панькой продолжали потешаться, решив, что он не в себе.

Далее характер этого удивительного человека продолжает раскрываться.

Началась крымская война, стали собираться добровольцы-рекруты, однако никто не хотел идти на явную смерть. И лишь повзрослевший Панька без страха и сомнений записался в ряды добровольцев. Главный герой прошел всю войну, подробно этот период его жизни Лесков не описывает.

Дальнейшие происшествия

Служба закончена, Панька решает заняться тем делом, которое хорошо знал — пастушество. Он стал пасти табуны коней у степных татар. Работая у Хан-Джангара, Панька стал главным героем еще одного события. Вор Хабибул длительное время не давал богачам спокойно спать, похищая лучших коней из табунов.

Панька стал пасти лошадей

Хан-Джангару удалось поймать грабителя, ранить его. Однако богач был вынужден уехать, из-за чего оставил Панкрата сторожить плененного конокрада. Герой поступает удивительным образом, он отпускает преступника, прося, чтобы впредь он не совершал дурных дел. Вернувшийся Хан-Джангар пришел в ярость. Как восточный человек, он был готов казнить своего ослушавшегося слугу. Однако когда Панька пояснил свой поступок, этот суровый безжалостный человек передумал. Оказалось, что герой пояснил, что он не может видеть страдания других. Он не стал отрицать свою вину, сказал, что готов понести заслуженное наказание от рук богача.

Уроки произведения

При написании сочинения по тексту произведения следует раскрыть характер персонажа. Главным героем рассказа является Панька, образ которого продолжает лучшие традиции русского фольклора. В нем оживают черты Ивана-дурака, главного героя сказок. Иванушка всегда честен и бескорыстен, поступает так, как велит ему сердце, при этом всегда оказывается в победителях. Лесков продолжает традиции сказок, делая своего ключевого персонажа немного странным в глазах прочих людей, но чистым и высоконравственным.

Ученики пишут сочинение

Сам Панька — это образец праведника, целостный и органичный образ добродушного и светлого человека. Особенности образа таковы:

  1. Готовность помогать всем, выполнять самую тяжелую работу.
  2. Постоянно хорошее настроение, жизнерадостность.
  3. Безропотность.

Читайте также: