Сочинение по рассказам зощенко для детей

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Михаил Зощенко.

Число страниц: 24.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Андрюша Рыженький, мама мальчика.

Второстепенные герои: Сенька Палочкин.

Характеристика главных героев:

Андрюша Рыженький — маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Глупый и наивный.

Мама — умная и добрая. Хитрая.

Характеристика второстепенных героев:

Сенька Палочкин — такой же трусливый мальчик.

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребёнком.

Он боялся всего на свете.

Мама не хотела, чтобы её сын рос таким трусом, и Андрюша решил стать храбрым.

Он вышел во двор и сказал ребятам, что больше их не боится.

Мальчишки только посмеялись и побили его.

Мама сказала, что надо быть не только храбрым, но и сильным.

Тогда Андрюша взял палку.

Но вместо ребят встретил собаку, которая порвала ему брюки.

Мама сказала, что надо ещё быть смекалистым.

Андрюша пошёл на речку, а там Сенька стал тонуть.

Мальчик влез в лодку, но не умел грести.

Его самого пришлось спасать.

Мама сказала, что надо всему научиться.

И тогда его будут уважать, а он станет храбрым.

План рассказа:

  1. Трусливый мальчик.
  2. Важное решение.
  3. Андрюшка и ребята.
  4. Палка и собака.
  5. На лодке.
  6. Надо учиться.

Главная мысль рассказа в том, что человек должен учиться.

Чему учит произведение

Рассказ учит пользе знаний и умений.

Учит тому, что каждый человек должен учиться в школе, стать умным и знающим.

Учит ничего не бояться и проявлять смекалку.

Учит слушаться мудрых советов.

Прочитав рассказ, я поняла, что главная ошибка героя была в том, что он хотел стать смелым, ничего не делая для этого.

Он не понимал, что смелый человек не просто сильный и смекалистый, но многое знает и умеет.

Рассказ получился очень интересным и поучительным.

В то же время он вызывает улыбку.

Автору удалось показать, как менялось мировоззрение мальчика, когда он понимал, что чего-то одного ему не хватить, чтобы побороть собственные недостатки.

Мне понравился главный герой рассказа не потому, что он всего боялся.

А потому что стремился стать лучше, побороть собственный страх.

И он слушал советов мамы, которая знала много больше его.

Поэтому я уверена, что мальчик действительно станет смелым и умным, как только окончит школу.

Я всем советую прочитать этот рассказ и больше времени уделять образованию.

Ведь без знаний действительно никуда не уедешь.

Пословицы к произведению:

  • Знание — половина ума.
  • Больше узнаешь — сильнее станешь.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Кто без храбрости, тот без радости.

Словарь неизвестных слов:

  • Потешаются — издеваться, глумиться.
  • Буксир — тянуть другую лодку.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Мама, как же это так?

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Детство для Зощенко — это своего рода выбор пути: куда и как пойдёт человек? Кто и что будет его ориентиром в этом кратком и вечном, ранимом и впечатлительном состоянии?

Детство неповторимо в каждой судьбе. Как сохранить эту неповторимость? Не погубить насилием среды, соблазнами жизни, её принуждением?!

Вот, собственно, о чём детские рассказы Зощенко. Не обо всех из них здесь пойдёт речь, но наиболее значительные, разумеется, мы не забудем.

По случайности семилетний первоклассник в гимназии не выучил заданное на дом стихотворение. А тут, как назло, учитель вызвал его. И он — по чужим подсказкам, умышленно путаным, — стал говорить нелепости. Учитель поставил ему единицу — первую в его жизни. С этого всё и началось. Эту единицу, по совету девятилетней Лёли, ему захотелось скрыть. И он это делает и раз, и другой, и третий: то забывая дневник на уличной скамейке, то забрасывая его за шкаф, то заклеивая страницу. Но всё, конечно, становится явным. Да и сам он, не вытерпев неправды, говорит отцу, как всё было на самом деле.

А далее — вдумайтесь! — великий финал этого первого рассказа о трудной правде детства, о правде победившей: «Я дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно. так всегда и делаю.

Неплохо сказано, не так ли?!

И тут опять вспоминаются слова автора из первого рассказа о том, что трудно говорить правду, но поступать надо только так.

. Вот тебе и детские рассказы! Оказывается, по Зощенко, начиная жизнь, уже нужно знать, на что ты идёшь. И пока весь путь не будет пройден, не говори, был он счастливым или нет.

Видимо, эти рассказы нужно перечитывать во всех возрастах — от пятилетнего, Минькиного, до пожилого, бабушкиного.

. Перед нами ещё несколько зощенковских рассказов о детстве. Но уже о другом детстве, не о своём. И тут обнаруживается, что самые глубокие истины детства не меняются.

Перечитаем эти рассказы.

Жалко Васю? Да. Но не потому, что его самого больно хлещет попавшая в колесо ветка. А потому жалко, что он не привык думать ни о лошади, ни о том, что растёт на лесной дороге. Думает он только о своём удовольствии. Интуитивно Вася понимает, что он несправедлив к лошади, что он её обижает. И вот ему наказание. А как иначе объяснить, что он так терпеливо переносит своего рода порку, которая устраивает невидимая ему, попавшая в колесо ветка?

О чём же он? О том, что обидно, когда враг ходит по твоей земле, о том, что, возвращаясь в родную деревню, ты невольно переживаешь её страдания. И это волнение не сразу даёт Коле сообразить, сколько шагов нужно сделать до закопанного им ящика. Читая рассказ, мы смутно чувствуем это волнение; трудно представить, что пережила родная земля без Коли, без его отца-фронтовика, односельчан.

Но всё кончилось хорошо. И вещи нашлись. И Колин отец вернулся с войны, с медалью за храбрость. И Колю он похвалил. А мы думаем (и сам Зощенко конечно же): да, повезло им. А как другим, как всему народу, как тем, чьи дома разрушены, чьи отцы не вернулись с войны.

Детский дом. Сирота Федя в десять лет не умеет читать. Война отняла у него родное слово. Отняла дом. Он одинок, печален. Повели к врачу. Но тут медицина бессильна. Феде нужно другое лечение.

У Зощенко свой взгляд на возвращение Феди в повседневную жизнь. Федя должен в конце концов хотя бы улыбнуться. Кстати, и врач говорит о том же.

Вот в чём было спасение Феди от самой страшной болезни, ставшей в те годы массовой, — человеческой бездомности, одиночества.

Но в общем тональность рассказа, несмотря на счастливый конец, не очень-то веселая. И понять это можно. Но не Зощенко в этом повинен.

И пусть не покажется странным, что обезьяна по-своему оценивает мир и происходящее в нём. И доброе, и злое.

Убегая от ловившей её толпы, от злой зубастой собаки, она перепрыгивает через забор, за которым колол дрова подросток Алёша Попов.

Встретившись с ним, обезьяна словно попала — нет, не в клетку зоопарка, а в родной дом: защитили, накормили, полюбили.

Когда-то Ги де Мопассан, классик французской литературы, назвал самыми счастливыми писателями тех, кого читают дети.

"Маленькие трагедии" "маленького человека" (по творчеству М. М. Зощенко)

Я хочу начать свое сочинение известными словами из " Золотого теленка" И. Ильфа и Е. Петрова: "Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода".

"Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя" (А. П. Чехов) (по рассказам М. Зощенко)

Михаил Зощенко, сатирик и юморист, писатель ни на кого не похожий, с особым взглядом на мир, систему общественных и человеческих отношений, культуру, мораль и, наконец, со своим особым зощенковским языком, разительно отличающимся от языка всех до него и после него работавших в жанре сатиры писателей. Но главное открытие прозы Зощенко — его герои, люди самые обыкновенные, неприметные, не играющие, по грустно-ироническому замечанию писателя, "роли в сложном механизме наших дней".

"Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…" (В. Г. Белинский) (по рассказам М. Зощенко)

Михаил Зощенко, старик и юморист, вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную и драматическую, полную социальных перемен и нововведений.

Грустное и смешное в рассказах М. Зощенко

Объекты сатиры в рассказах М. М. Зощенко

Михаил Зощенко, автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев, был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в самых различных журналах и газетах — в "Литературной неделе", "Известиях", "Огоньке", "Крокодиле" и многих других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги.

Речевая характеристика персонажей в рассказах М. М. Зощенко

Каждый раз, когда я читаю рассказы Зощенко, меня охватывает странное чувство: вроде бы никто из тех, кого я знаю, не говорит на том языке, на котором изъясняются его герои, но почему-то создается впечатление, что так говорят очень многие. Причем все выражения и обороты кажутся такими точными, что просто дух захватывает. Возникает мысль: "Где-то я это слышала".
Что же на эту тему говорит сам писатель?

Сатира в литературе 20—30-х годов XX века (По творчеству М. М. Зощенко) (1)

О чем поет соловей?
М. Зощенко
Русские писатели-сатирики в 20-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они являлись наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Зощенко стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, М. Булгаков, А. Платонов.
Популярности М. Зощенко в 20-е годы мог позавидовать любой маститый писатель в России.

Сатира в литературе 20—30-х годов ХХ века (по творчеству М. М. Зощенко)

Михаил Зощенко — создатель бесчисленных повестей, пьес, киносценариев, невообразимо обожаем читателями. Однако истинную популярность ему дали небольшие юмористические повествования, опубликованные в самых разнообразных журналах и газетах — в "Литературной неделе", "Известиях", "Огоньке", "Крокодиле" и некоторых других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги.

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Гайфуллина Зилия Рагибовна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: проследить, как М.М.Зощенко через свои рассказы учит детей правилам морали.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чему научились герои М.М.Зощенко Лёля и Минька.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа для начальных классов 29.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение ………………………………………………………………….2
  2. Что такое мораль? ……………………………………………………….2
  3. Кто он – М.Зощенко? .…………………………………………………. 3
  4. Мораль в рассказах М.Зощенко………………………. 3
  5. Заключение……………………………………………………………….6
  6. Литература………………………………………………. 7

В нашей школе начальные классы объединены, 1 класс с 3 классом, 2 класс с четвёртым. И у нас сложилась такая традиция - старшие ребята помогают первоклассникам адаптироваться в школе, чтобы они быстрее освоились, привыкли к новым правилам и новым условиям.

Мы помогаем первоклассникам подготовиться к урокам, играем с ними на переменах, рассказываем, какие правила нужно соблюдать и чего делать нельзя. Но им не всегда интересно и они не понимают для чего это нужно.

ГИПОТЕЗА Мы предположили, что писатели писали поучительные детские рассказы, чтобы на них училось младшее поколение, и что эти рассказы могут влиять на моральное воспитание. Помочь понять первоклассникам, к чему может привести непослушание или необдуманные действия.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: проследить, как М.М.Зощенко через свои рассказы учит детей правилам морали.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чему научились герои М.М.Зощенко Лёля и Минька.

Что такое мораль?

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к толковому словарю.

По С.Ожегову мораль - это нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль: так поступать не годится. 3. Нравоучение, наставление (разг.).

По В.Далю мораль – это франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.

Итак, мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Кто он – М.М.Зощенко?

И он сел за стол. Сначала он писал для взрослых, а в конце 30-х годов он начал писать для детей. В своих рассказах Зощенко со всей откровенностью говорит о морали.

Мораль в рассказах М.Зощенко.

- Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости.

Этими строками автор хотел объяснить, что всегда надо действовать по обстановке.

Этим своим рассказом автор говорит, что врать и брать чужие вещи без спроса плохо.

Этим рассказом Зощенко учит детей, что плохо быть завистливыми, злыми, жадными и хвастливыми.

В этом рассказе говорится о том, что тайное всегда становится явным и что нужно всегда стремиться говорить правду.

В результате исследования выяснили, что в рассказах М.М.Зощенко дети попадают в разные житейские ситуации, из которых можно извлечь урок и научиться правилам морали. В прочитанных рассказах неумение вести себя за столом приводит к не красивой ситуации. Также плохо, когда берёшь чужие вещи без спроса, не умеешь вести себя за столом, в обществе. Как некрасиво, когда человек завистливый, жадный или хвастливый. Ни к чему хорошему не приводит и ложь.

Наше предположение подтвердилось: читая поучительные детские рассказы, дети учатся вести себя в обществе и соблюдать правила морали. Отличать хорошее от плохого. Эти рассказы лучше воздействуют на сознание малышей, чем простые слова.

Читайте также: