Сочинение по произведению знак беды

Обновлено: 02.07.2024

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности - тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава". В центре повести "Знак беды" - человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, - не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать - вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степаниада - сильный характер. Человеческое достоинство - вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом", - так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, - он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести - "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды. " То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз - недаром называют ее сельской активисткой.

Жанровая принадлежность этого произведения - повесть

Сюжет и тема

Василь Быков обратился к теме, как жила родная Белоруссия под немцем, как восприняли его земляки новые порядки и законы, как героически и мужественно они боролись с фашистами. Место действия – Западная Белоруссия, которая недавно вошла в состав Союза. Поэтому органично воспринимаются события, связанные с недавней коллективизацией. В центре повествования судьба Степаниды и Петрока Богатьков. Войну они встретили на своем хуторе. Несколько недель их жизни, и перед читателем картина, чем и как жил народ в годы войны.

Главные герои

Степанида Богатька –крестьянка пятидесяти лет, Петрок Богатька- муж Степаниды, ему шестьдесят лет. Кроме них жители местечка Выселки, полицаи, немецкие солдаты и офицеры

Композиция

Повесть состоит из вступления и двадцати семи глав. Степанида пасет корову и думает о том, что происходит в этом мире. Колхоз в местечке разогнали, она смотрит на свой пригорок, вспоминает, как трудно доставался им урожай. По другую сторону пас коров Янко, он вдруг всполошился. Степанида прислушалась и поняла, что ремонтируют мост. Ничего хорошего для хутора это не давало. Вернувшись домой, она решила спрятать от немцев корову и поросенка.

Утро принесло плохие вести, в хутор нагрянули полицаи, Степанида встретила их неприветливо, Гуж пригрозил ей, а от Петрока потребовал самогонки. Ей не понравилась покладистость мужа, а полицаи, местные жители, вызывали у нее только отвращение.

Несчастья продолжились. На хутор прибыла команда немцев, а хозяевам приказали освободить дом для немецкого офицера. Степанида злилась на мужа. Ей важно было сохранить свою живность, она схитрила, когда доила корову, но немцы быстро разгадали и отстегали ее цепочкой. Беды продолжились, немцы стряхнули все яблоки и потребовали молока, но хозяйка хутора корову уже подоила в траву. Корову немцы застрелили. Ночью она спрятала поросенка, и, увидев забытую винтовку, сбросила ее в колодец.

Утром немцы устроили шум, а Степанида вспомнила, как трудно в выселках создавался колхоз. А вообще-то они с Петроком всю жизнь батрачили на пана, а они потом стали хозяевами хутора. Советская власть выделила им землю на горе. Когда они пришли на свое поле, то увидели замерзшего жаворонка, это был знак беды. Колхоз создали, но в газете появилась заметка, что в местечке потворствуют кулакам. Степанида решила идти в Минск, чтобы рассказать правду. Раскулачивания в местечке продолжились, не обошлось без жертв.

Петрока немцы забрали на работы, но он понял, что не выдержит и решил гнать самогон. Жена узнает, что кто-то забрал от моста неразорвавшуюся бомбу. Самогона полицаям не хватало, и мужа забрали в местечко. Степанида пошла узнать его судьбу, но, проходя через мост, поняла, что его можно взорвать. Догадалась она, что бомба у Корнила. Мужа она не нашла, зато договорилась обменять бомбу на поросенка. Днем она увидела, что Корнила арестовали и что теперь придут искать к ней.

Так оно и случилось. Степанида закрылась в истопке и не открыла дверь. Взяла бутыль с керосином, все облила, зажгла и заживо сгорела, но сдалась. Близко полицаи, боясь взрыва, не подходили, но бомба дождалась своего часа.

2 вариант

Василь Владимирович Быков известный общественный деятель и участник Великой Отечественной войны, чувства боли и сожаления о которой он отразил в своих произведениях. Ведь тема войны является одной из главных и востребованных тем в русской литературе. Именно война побудила написать такое количество произведений, в которых показана нравственность человека в трудных жизненных ситуациях.

В произведении Знак беды, которое было написано в 1982 году, автор рассказывает о не простой судьбе людей, переживавших тягостные минуты войны. Быков показывает героизм народа и его сильный характер во всех поступках и действиях в лице простой женщины. Это повесть народная трагедия и одна из немногих которая смогла сказать правду о том тяжелом времени, постигшее каждого человека в стране.

Вначале произведения мы встречаем женщину Степаниду, которая на лугу пасет корову Бобовку. Она сельская активистка с трезвым взглядом на жизнь. Чувства милосердия и сострадания в характере Степаниды очень ярко показывается в ситуации с глухонемым деревенским парнем Янком. Он замерз и она отправила его домой за теплыми вещами, что бы тот не заболел.

Позже Василь Владимирович рассказывает, что хутор, в котором живет Степанида, проникают фашисты. Они становятся полноправными хозяевами каждой души и травинки. В дом каждого жителя этого хутора приходит беда, ведь они просто заселяются как хозяева и живут в своё удовольствие, унижая и оскорбляя стариков, детей и женщин. В их понимании люди этого хутора лишь рабочие, которые не имеют ни права голоса, ни права слова. Фашистов очень сильно удивляет поведение Степаниды, которая не подчиняется им и дает понять, что она не рабыня и пользоваться собой она не даст. Ее сильный характер, который был сформирован за пару лет до начала войны, и непоколебимость дает уверенность в завтрашнем дне, ведь такие люди со стержнем всегда побеждают и выходят из любой ситуации победителем. В отличие от Степаниды один из героев Петрок является некоторой её противоположностью, у которого характер смирный и готовый к унижениям со стороны фашистов.

Степанида во всем произведении пытается противостоять той несправедливости, которая творится на хуторе. Но жизнь трудна и несправедлива, поэтому Быков очень тяжело показывает ее смерть, которая мучительна и невыносима. Но мораль такова, что человек не скотина, которую можно унижать и оскорблять. Только лишь объединившись и собравшись со всеми силами можно одолеть любого врага, стоящего на нашем пути.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Быкова Знак беды

Популярные сегодня темы

Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

Несмотря на то, что произведение Пушкина названо в честь главного героя, Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной также занимает в нем центральное место.

Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ГОУ СПО Самарский Колледж

Строительства и Предпринимательства

Экзаменационный реферат

Тема: “Проблематика и герои Повести

Выполнил: студентка группы 211к-1спс

Теленкова Ирина Юрьевна

Проверил: преподаватель русского

языка и литературы

Бросова Наталья Михайловна

Биография Василя Быкова. 3

Кратко о некоторых произведениях Василя Быкова. 5

У истоков народного мужества. 9

Борьба простых крестьян против фашистов. 27

Список использованной литературы 28

Биография Василя Быкова.

Быков Василий (Василь) Владимирович, прозаик, публицист, сценарист, родился 19 августа 1924 года в деревне Череновщина Ушанского района Витебской области. Писал на белорусском и русском языках. Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое призвание. Прекрасно рисовал. Перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища – одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году отменяют стипендии, и, бросив учебу Быков, ищет заработка – семья жила трудно. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова, многие из произведений которого посвящены действиям Великой Отечественной войны. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

19 августа 2003 года Василю Быкову исполнилось 79 лет. В этот день в райцентре Старые Дороги, на территории частного музея изобразительного искусства прошло открытие памятного знака в его честь. При жизни памятник ставят только лучшим из лучших… Гранитный камень с бронзовым барельефом Василя Быкова стоит сейчас в музеи рядом с другими памятными знаками в честь известных белорусов. Здесь уже увековечены имена, например, государственного деятеля Великого Княжества Литовского Льва Сапеги, поэта Максима Богдановича, поэтессы Ларисы Гениюш.

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.

Кратко о некоторых произведениях Василя Быкова.

У истоков народного мужества.

«Время и люди не много оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Лишь кое-где останки ее выглядывали на поверхность угловым камнем фундамента, осевшим бугром кирпича да двумя каменными ступеньками возле бывшего входа в сени. Припорожные эти камни покоились на том самом месте, что и много лет назад, и мелкие рыжие муравьи, где-то поблизости облюбовавшие себе жилище, деловито сновали по нижней, вросшей в землю ступеньке. Овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил вплотную ко двору; на месте истопки царственно разросся густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов, крапивы, малинника. От колодца ничего не осталось, его разорили люди, вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла вглубь земли. На месте стоявшей здесь хаты тянулась из сорняков к свету колючая груша–дичка – может, непотребный отпрыск некогда росших здесь груш-спасовок, а может, случайная самосейка, занесенная из леса птицами.

В свете этих описаний – простых или неясных, где неумолимые вопросы все настойчивее заявляют о себе и где абсолютная обнаженность останков усадьбы, пробуждающих в читателе острое чувство жалости, выставлена на всеобщее обозрение, не таким уж преувеличением кажется давнее поверье: каждый дом хранит какую-нибудь свою тайну. Каждая вещь. Каждый камень. И человек. Если бы все это могло заговорить.

Но перегибы в коллективизации внесли в ее душу большое смятение и внутренний протест: Степанида больше не хочет принимать на себя совершаемые другими ошибки и просто глупости, стыдится за них. Она не может скрывать своих пристрастий и антипатий. Она больше не в состоянии переламывать себя. В тот момент Степанида больше доверяет самой себе, следует тому, что подсказывает ей сердце, и делает то, что приносит ей душевное облегчение. Героиня В. Быкова поступает так не из охранительного эгоизма, а из любви к правде. Она, знающая несколько простых и благородных жизненных правил, должна быть самой собой. Душа ее просит правды. Ей необходима правда, какой бы трудной и горькой она не была. Внутреннее зрение, иначе и не скажешь, помогает ей жить в истине с другими, как иона, простыми людьми и в согласии с собой. Быть в согласии с собой – для нее не имитация чувства, а внутренняя необходимость.

Никому не известно наперед, как распорядится судьба человеком, пока обстоятельства жизни не будут с жестокой последовательностью подвергать его силе своего воздействия. Когда арестовали Левона, дух правды и укор совести тревожно всколыхнули сознание Степаниды. Впрочем, можно утверждать смело, что дух правды, стремление к справедливости никогда не покидали эту мужественную женщину. Ее глубоко национальный характер с интуитивно-непосредственным восприятием истины словно бы возрос и окреп на основе этих нравственных принципов. Однако какой поучительный урок преподал Степаниде неожиданный арест Левона Богатьки! Он вынудил ее покинуть дом, детей, пренебречь всем своим и, пока еще оставалась маленькая надежда, - действовать! Слово у нее никогда не расходилось с делом, и легко представить себе смелость ее поступка, когда она намеренно берет на себя всю тяжесть выбора, отправляя Петрока в далекий Минск. Наверное, именно тогда чувство гражданственности заговорило в ней в полный голос, хотя ей было и трудно разобраться с теми немногими фактами, о которых знала и которые важны для нее. Но, допустив се это, следует признать, что сама изображаемая картина указывает, каков тот долг, исполнения которого жизнь с каждым днем требовала от нее все настоятельней.

Не знаю, что здесь смутило критика, который не увидел или оставил без внимания следующий абзац:

В какой-то определенный момент – я говорю о событиях в настоящем – в повести происходит резкое ускорение нравственного процесса, существующие в героях надежды распадаются, давая импульс новым силам. Речь не о том, что герои повести вместо старой совести обретают новую совесть, и даже не о том, что с приходом немцев на хутор человеческая жизнь вся как-то съежилась, обесценилась – писатель это отчетливо показал в сцене гибели Янки. В дни полного произвола на яхимовском хуторе, когда для Степаниды и Петрока словно бы исчезает последовательность времени, свертывается пространство, когда их измученные души не могут найти покоя, потому что само происходящее отказывает им в этом, - сила внутреннего сопротивления в героях возрастает в той же степени, в какой уменьшается преграда их собственной защищенности.

Это может показаться неправдоподобным, но это так. И это ведет героев не только к одинаковой участи – смерти, но и обеспечивает им ту неповторимость и индивидуальное напряжение, которое проистекает из ситуации и попыток преодолеть ее.

Моральные заповеди, которые получила от общества и вынесла из собственного опыта жизни, она должна была теперь, в дни немецкой оккупации, или запрятать в самые дальние душевные схроны, или - спеша перейти от прежней, хотя и трудной, но родной и привычной для нее жизни к другой, обезличивающей человека, - провести отпущенные ей судьбой дни и часы в молчаливых страдания – их могло вскоре набраться предостаточно, и Степанида инстинктивно чувствовала это. Если бы такое и случилось, наверное, и тогда наше сочувствие Степаниде в ее с Петроком отчаянно бедственном положении вряд ли было бы меньшим. Но эту пожилую и, казалось бы, во всем беззащитную женщину почти с самого начала появления немцев на хуторе увлекает сила, о существовании которой она поначалу и не подозревает, в направлении, конечную цель которого ей не надо видеть.

Что это за сила? Что это за сила толкнула Степаниду на такой страшный поступок, а до того заставила ее непримиримо относиться к любому враждебному действию? Внутренняя независимость? Всякое отсутствие подобострастия? Конечно. Оскорбленное достоинство? Безусловно. Открытая ненависть к полицаям? Или просто отчаяние, беспросветная мучительность положения. Разумеется, твердая решимость этой женщины, ее самопожертвование не могут быть поняты без учета сложного сплава, всей совокупности реалий, что воздействуют на нее и требуют от героини большого внутреннего напряжения. Но есть еще один побудительный мотив в ряду других, определяющих поступки Степаниды, - кстати, он проясняет степень и характер обратного влияния выпавших ей страданий – влияния, отраженного в ощущениях героини на трагическом уровне.

То, что скажу, может быть, спорно, но чем больше вглядываешься в характер Степаниды, тем настойчивее этот мотив заявляет о себе – и не только в Степаниде, но и в Петроке тоже: на себя они здорово разозлились, вот в чем дело. Что на немцев были злы, презирали отъявленных мерзавцев – полицаев, - это понятно. А когда они против себя свою злость обратили, - она и придала им силы.

Это верно, что герои повести физически наиболее уязвимы. В их полной невзгод жизни, которую со всех сторон теснят и распоряжаются ею по своему усмотрению немцы и полицаи, Петрок и Степанида подвергаются насилию, поношениям и насмешкам, испытывают чувства, которые и могут только испытывать беззащитные люди, застигнутые на месте трагическим ураганом войны. Но среди множества возможных переживаний в душах героев суждено развиться чувству протеста. Душевно изломанные, истерзанные, они обращаются с молитвой не к богу, прося его дать им силу перенести то, что сами не в состоянии изменить, - эту силу рождает в них дух непокорности фашизму, который разложил нравы, освободил нестойких и алчных от всяческих моральных запретов и усилил до неимоверных размеров их страсть к вседозволенности и произволу.

Неуступчивость Петрока полицаям, граничащая в нем с исступлением и требующая от него последних душевных усилий, как и непокорный жест героя – сжатые в кулаки руки, - настолько сам по себе наглядный, чтобы не вдаваться в подробности, - далеко превосходят наше знание некоторых сторон поведения этого человека в прошлом и настоящем и не могут не заставить взглянуть на все это как на единое целое. Вызывающие к себе полное доверие – ведь они создаются реальными условиями, чувства героя, самые разнообразные, меняющиеся в нем переживания накладывают сильнейший отпечаток и на его скрытое внутреннее сопротивление, и на тот явный отпор, который ими вызывается. Надругательства и побои не в силах вынудить шестидесятилетнего Петрока морально капитулировать. Напротив, его нравственное сознание – уже без всяких уловок – не допускает тех, кто постыдно связал себя с силами зла, на единственную территорию, которую они очень бы хотели разбить на куски и которую Петрок решил уберечь в неприкосновенности. Эта территория. Может быть, и не всякому сразу видна, но она есть у Петрока – территория его достоинства. Не рискуя ошибиться, можно сказать, что Петрок, бредущий на ощупь, охваченный бесконечной паутиной сомнений и одновременно испытывающий ужас от того, что он видит и слышит за день, резким толчком был выведен из состояния призрачных надежд, когда иллюзии рассеялись и очевидный мучительный факт неизбежности выбора остался. Должно быть, потому все-таки взрыв морального негодования в герое нашел наконец выход, как и та боль, что таилась в его груди.

Читатель знает, чем все это кончилось.

Полицаи привязали Петрока к лошади. «Гуж снова огрел его прутом по голове, острая боль пронзила ее насквозь. Чтобы не упасть от натяжения веревки, Петрок вынужден был побежать за Колонденком, который ногами пинал в бока лошадь, а Гуж, размахивая прутом, погонял его сзади.

-Быстро! Быстро! Ах ты, большевистский пень!

Дорогой ценой заплатил герой В. Быкова за свое человеческое достоинство. Но его выбор стоил затраченных усилий. Петрок может не стыдиться себя – всех своих прежних заблуждений, всей потерянности, через которую прошел в проклятой для него неопределенности, отчаянных и таких же жалких попыток задобрить судьбу и тех, кто убил Янку, кто перевернул все вверх дном на хуторе, кто изгалялся над ним и Степанидой.

И все же, перефразируя знаменитые слова, будем помнить: чем выше Петрок Степаниды в художественном отношении, тем выше Степанида Петрока по идее.

И какие из этого следуют выводы?

Вот один из мотивов, позволяющий сформулировать общий смысл отношения к людям простого труда – к их переживаниям, надеждам, тревогам, ко всему, что вбирает в себя и отражает духовная жизнь человека. Современный читатель потому близко к сердцу принимает судьбы тех, кто не подвержен бесу тщеславия, что надеется извлечь из их опыта ту суть, которую человеку так или иначе пришлось извлечь, ибо без нее он потерян. Эти старики и старухи, отчужденные от всех ослепляющих нас предметов, - тем удачнее умеют странствовать в себе.

Как бы не оказался читатель далек от их существования, любая крупица их эмоционального опыта, любая мысль будет небесполезна для него. Его влечет нравственная опора в жизни, которую они в себе сохранили, а мы сами, приобретя многое из того, чем эти люди не обладают, здорово подрастеряли в погоне за поклонением сиюминутному, смотря на вещи через покрывало честолюбия и сует, забывая при этом, что они часто уводят в сторону от истины.

Степанида в своем выборе идет дальше. Тяжкое бремя нравственного чувства и ответственности – того, что она получила в наследство от прожитого и пережитого в годы, когда рождалась новая власть и новое сознание, заставляет ее жертвовать собой. Пытаясь найти свой путь в борьбе с захватчиками, она приходит к убеждению, что должна обладать большей самоотверженностью, чем по сей день обладала. И если бы, как в своем месте Ефросинье Дерюгиной, Степаниде довелось сжечь хутор с немцами, уверен, она ни на минуту не сожалела бы об участи тихого Карла, хотя Карл, как и Менцклер с Ефросиньей, вел себя терпимо по отношению к Петроку и к ней самой. Ибо душа этой женщины за дни страданий выжжена дотла огнем ненависти к тем, кто принес беду в ее дом и кто хотел лишить ее достоинства – естественного права каждого человека.

Автор почести взял на себя нелегкую обязанность и столкнулся с огромной ответственностью: раскрыть истоки народного мужества в суровых испытаниях первого года войны. Народная трагедия, воссозданная им без всяких прикрас, чуть заметного искажения истины и умолчаний в трагических судьбах его героев – рядовых тружеников, память о которых, как видно, в самом писателе пережила многих знаменитых, вся страшная повседневность войны и человеческое проклятье ей, проклятье и непокорство злу и насилию, свидетельствуют о том, что В. Быков – художник очень современный; за индивидуальной драмой своих героев он видит драму сегодняшнего мира в один из ответственнейших периодов го истории.

это и есть самое главное, когда художник стремится к пробуждению достоинства в человеке, говоря ему правду. Чтобы человек, слыша слова правды, ощущал в себе ответственность за собственное достоинство и не мирился с несправедливостью.

Борьба простых крестьян против фашистов.

В начале повести автор показывает небольшой хутор Яхимовщина. Неподалеку начинают строить мост немцы. Они быстро подступают к хутору.

Вскоре после прихода немцев местные полицаи требуют у Петрока и Степаниды водки. Петрок готов им подчиниться, Степанида же их не боится.

Степанида и Петрок надеются, что немцы пройдут мимо. Но мало того, что не прошли мимо, они еще и поселяются на хуторе: устанавливают свою походную кухню, разворачивают палатку, выгоняют хозяев из избы в истопку.

Оккупанты не считают за людей хозяев Яхимовщины, безжалостно избивают из-за пустяка Степаниду. Петрок же безропотно выполняет их приказания. А в Степаниде зреют сразу два чувства: внутренний протест и предчувствие большой беды. Женщина не боится нанести врагам непосредственный урон. После избиений и унижений Степанида решается на безумный поступок: она тайком бросает в колодец немецкую винтовку.

Степанида не покоряется немцам, у нее твердый, мужественный характер. Даже Петрок, тихий и миролюбивый, поднимается до мысли, что немцы – звери.

Степанида своими руками поджигает собственный хутор, спасаясь от врагов. Вся ее устоявшаяся жизнь, привычный мир и она сама гибнет в огне.

В повести показан героизм простых деревенских людей во время Великой Отечественной войны. До бунта поднимается не только Степанида, но и миролюбивый, мягкохарактерный Петрок.

Их подвиг – это подвиг всех людей, одержавших нелегкую Победу. Эта Победа досталась стране очень дорогой ценой.

Список использованной литературы:

Русские писатели, XX век, Биобиблиографический словарь в двух частях. Часть 1, под редакцией Н. Н. Скатова, 1998г.

Шагалов Александр Александрович - Василь Быков. Повести о войне. 1989г.

1 Бакланов Г. Когда сюжет не придуман… - Известия, 1983, 11 июля

2 Литературная газета, 1982г., 7 апреля

3 Бакланов Г. Когда сюжет не придуман…

4 Козлов И. Характера народного черты. – Литературная газета, 1983, 1 июня.

6 29 сентября 1986г.

7 Бакланов Г. Когда сюжет не придуман…

8 Бакланов Г. Когда сюжет не придуман…

9 Григорьев Е., Никитич О. …А зачем? Заметки об экранизации. – Искусство кино, 1986, №7, с.80.

10 Козлов И. Характера народного черты.

11 Цит. По ст.: Карпов А. Перечитывая войну.- Вопросы литературы, 1986, №5, с. 207.

12 Бакланов Г. Когда сюжет не придуман…

13 Потапов Н. Непокоренные. О новой повести Василя Быкова.- Правда, 1983, 24 октября.

14 Теракопян Л. Активно утверждать социалистические нормы бытия.- Вопросы литературы, 1985, №10, с.28.

15 Потапов Н. Непокоренные. О новой повести Василя Быкова.

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как "Знак беды", "Сотников", "Альпийская баллада", "Обелиск", "Волчья стая", "Пойти и не вернуться", мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести "Знак беды" внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. "Знак беды" — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле "Сотников", учителя Мороза в "Обелиске ". Герои повести "Знак беды" Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа "Знак беды"? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: "Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!".

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то "безумство храбрых", перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести "Карьер". Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Читайте также: