Сочинение по пословице план

Обновлено: 05.07.2024

I семестр

(4 часа)

УРОК № 4

Тема. Сочинение по пословице. Развитие свяВНОй речи

Цель: учить учащихся понимать прямое и переносное значение пословиц и поговорок, уместно использовать их в собственной речи; связывать с жизненными ситуациями; развивать устная и письменная речь, творческое воображение; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к художественному слову, способствовать получению эстетического наслаждения от него.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к малых фольклорных жанров, сборник произведений за пословицами.

Теория литературы: ученический произведение, пословицы, поговорки, прямой и скрытый смысл произведения.

- Кому из нас не хочется быть хорошим собеседником, с которым интересно общаться? Кто не хотел бы иметь много друзей? Кто не мечтал достичь успеха в каких-то переговорах? А это в значительной степени зависит от того, насколько хорошо мы владеем языком, средствами выразительности, приемами убеждения. Среди популярных художественных средств - пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Научиться уместно, тактично и правильно употреблять малые фольклорные формы и является нашей задачей на сегодняшнем уроке и в дальнейшем.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

• Определите недостатки этого высказывания.

• Выясните, что неправильное в этом высказывании.

IV. Формирование умений и навыков учащихся, развитие свяВНОй речи

1) Выбери пословицу, которая тебе больше нравится и содержание которого ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и заключение.

4) Напиши сочинение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши аккуратно сочинение в тетрадь, соблюдая орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Объем произведения - примерно 2/3 страницы.

7) Заголовком произведения будет избран пословица. Оно должно прозвучать во вступлении или в заключении.

2. Пословицы для произведения

Правда - как дерево: всегда из воды вытекает (румынское). Доброе слово мало стоит, а слышится далеко (португальское).

Не смотри на шапку, а смотри под шапку (болгарское).

Ржа железо ест, зависть - людей (китайское).

Лучшее, что есть у человека,- это верный друг (арабское).

Тот не человек, кто добра не делал (азербайджанское).

Как устелиш, так и выспишься (английское).

Каждая лиска свой хвост хвалит (польское).

(Можно выбрать и другие пословицы.)

3. Образец сочинения по пословицам

НЕ СМОТРИ НА ШАПКУ,

А СМОТРИ ПОД ШАПКУ

Мне очень нравятся пословицы и поговорки народов мира. Они интересные, остроумные, познавательные, их можно применять как аргумент (доказательство) в различных жизненных ситуациях. Пословица подмечает самое существенное в жизни, учат мудрости, честности и порядочности. В этом я убедился, когда к нам в гости во время каникул приехал мой двоюродной брат. Он был в очень модном джинсовом костюме и бейсболке. Рассказывал, что дома имеет компьютер последнего поколения, скоростной Интернет. А игр у него сколько! И во всех он достигает наивысшего уровня! Мне немного аж завидно стало. Пошел разгадывать кроссворд. Как на зло, на два вопроса никак не мог найти ответа. Пришлось обратиться к брата Николая, он же старший на год. Но тот не знал ничего ни о самое большое озеро в мире, ни о спутниках планет, ни о косатках. И самое простое задание по математике выполнить не смог.

Итак, как гласит народная мудрость, человека надо оценивать не только по внешнему виду, материальным состоянием, но и за умом и добрыми поступками.

4. Составление сочинений на черновиках

5. Зачитывание сочинений. Комментарии, замечания учителя

6. Оформление работ в тетрадях

V. Домашнее задание

Дооформить сочинение по пословице в чистовой варианте.

• По моему мнению, лучшее произведение был в. (лучше всего работал(ла). )

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

III. Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

IV. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

VII. Определение пословиц по рисунку .

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

VIII. Работа в группах.

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

Что стало с вороной?

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

Сел Иван в чужие сани,

Сани полетели сами-

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

- Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.

Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.

- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что "ложкой кормит, стеблем глаз колет".

- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

- О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

XII. Чтение готовых сочинений и оценка.

XIII.Рефлексия (15 слайд)

XIV. Домашнее задание

1уровень - Худо тому, кто добра не делает никому.

- Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу

2 уровень - Вместе тесно, а врозь скучно.

Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.

3 уровень - Что посеешь, то и пожнешь.

Объяснить смысл пословицы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.

сочинение по пословице в стихах

небольшая творческая работа ученицы 4 класса по выбранной пословице : Мал золотник, да дорог.

Презентация к сочинению-рассуждению по пословице "Без ученья нет уменья".

Презентация по русскому языку к сочинению - рассуждению по пословице "Без ученья нет уменья". Развивающая программа Л.В.Занкова 3 класс.

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сочинение по пословице"

Русский язык. Урок по развитию рече.


Сочинение учащегося по пословице "Под лежащий камень вода не течет".

Образец сочинения по пословице учащегося 4 класса. Для отработки умения на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для интерпретац.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План сочинения по пословице.

Одной из самых сложных работ на уроках развития речи было и остается сочинение. Часто ребенок не знает с чего начать работу, как правильно её выстроить, чем закончить. В помощь ему учителем предлагается план работы над сочинением.

Пословица как жанр УНТ.

Роль (значение) пословицы в жизни человека.

Тематика пословиц. Их многообразие. (пословицы о дружбе, о труде, о любви к родине, о героизме, о трусости и т.д.)

Комментарий пословицы. (Как ее понимаешь?)

Пример, ситуация, отражающие уместность применения данной пословицы.

Что это объясняет?

Вывод. ( правильнее использовать кольцевую композицию).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 803 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2015 10779
  • DOCX 25.5 кбайт
  • 36 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Боголюбова Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рассказы по пословицам о труде на школьную тему наиболее близки ученикам 2 — 5 классов. Наши тексты помогут ребятам придумать свой маленький и назидательный рассказ о трудолюбии.

Образец сочинения на школьную тему по пословице

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Весной в школе нас попросили сделать скворечники для птиц. Мы с папой решили выполнить задание, не откладывая на завтра. Папа начертил план, мы вместе купили доски и гвозди. стали мастерить. Я с радость помогал папе забивать гвозди, разукрашивал домик для скворцов.

Когда мы повесили скворечник на большую яблоню, птицы сразу облюбовали новую квартирку, наносили туда травинок, пёрышек и свили гнездо. А вечером скворец запел, словно благодарил нас за уютный дом. Так было радостно. Не даром говорят, где труд, там и радость.

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Пример сочинения на школьную тему по пословице

Мама напомнила дочке народную мудрость, что сначала надо подумать, а потом говорить, и предложила ей испечь яблочный пирог вместе. Наташа с радостью согласилась. Когда угощение было готово, все подружки собрались за одним большим столом. Весело разговаривали и шутили.

Наташа запомнила мамины слова на всю жизнь. Она теперь всегда сначала подумает, а потом говорит.

Оценить 2506 0

Тема: Сочинение по пословице.

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

I. Орг. момент

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

I II . Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица-мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

I V. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

VI I . Определение пословиц по рисунку.

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

VIII . Работа в группах.

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

Что стало с вороной?

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

Сел Иван в чужие сани,

Сани полетели сами-

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

I X. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

- Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.

Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.

- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что "ложкой кормит, стеблем глаз колет".

- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

- О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

План. (14 слайд)

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

Читайте также: