Сочинение по поэзии второй половины 19 века тютчев

Обновлено: 02.07.2024

Каждый из нас хотя бы раз прочитал в своей жизни стихотворение Тютчева. И вряд ли к произведению поэта останется равнодушным. Все поэтические работы пронизаны свежестью и чистотой мыслей. Тютчев умело отражает в своих трудах самое простое необычным и красивым слогом, и оно представлено нам в другом мире. Именно Федор Иванович может дать в сравнение кроткую улыбку увяданья со стыдливостью страдания разумного существа, капли дождя со слезами человека.

Не может оставить равнодушным читателя в лирике Тютчева любовная тема. Ведь только в любви человек может полностью открыть свое сердце и обнажить душу. Сам поэт был счастлив. Он любил с самой ранней юности и до конца своих дней. Немало строк он посвятил Амалии Лерхенфельд. Но особенно нежно он выразил свои чувства в стихотворении, посвященном Е.А.Денисьевой. Его любовная лирика душевна и порой загадочна. Интересен тот момент, что Тютчев в своих произведениях пишет от имени женщины, от ее имени. И поэтому получаются очень трогательные работы.

Поэзия Федора Ивановича выражает сильное стремление к правде, показывая свое душевное состояние. Его стихи будут вечно в сердцах читателей.

Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям — Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны — князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.
Подробнее…

Анализ стихотворения Пастернака “Вакханалия”

О том, что мир деградирует и катится под откос, написано много всевозможных произведений, Однако Борису пастернаку удалось обрисовать эту проблему особенно живо и ярко в своем стихотворении “Вакханалия”, написанном в 1957 году. В разгар хрущевской “оттепели”, когда были развенчаны коммунистические идеалы, многие люди совсем по-другому взглянули на жизнь и попытались получить от нее максимум удовольствий. Постепенно страну охватила одна всеобщая вакханалия, движущей силой которой стала вседозволенность.

Сочинение Природа в “Мцыри”

Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного очерка в произведении.

Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.

Тютчев — мой любимый поэт

Тютчев никогда не стремился к собиранию своих стихов в книги, к изданию этих книг. Два небольших сборника его стихов, вышедших при жизни поэта, были изданы, в сущности, без участия Тютчева, а по выходе оставили его равнодушным к известности или неизвестности…

Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…

Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный конец.

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Следует заметить, что природа для Тютчева – не предмет холодных умозаключений, но драматическая смена живых состояний, которые едины с душевной жизнью человека. Поэт наделен неутомимой потребностью любить, поклоняться, верить, и атмосфера любви, любовной страсти, воспоминаний о пережитой любви овевает всю поэзию Тютчева.

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь.

О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!

Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье, — Ты – лучших, будущих времен Глагол, и жизнь, и просвещенье!

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Материал создан: 26.07.2016

Любовь к Родине в творчестве Есенина

Произведения входящие в программу по русской литературе

Любовь в лирике Пушкина

Стихи Тютчева о любви сочинение

Так мило благодатна, Воздушна и светла Душе моей стократно Любовь твоя была…

О любви в произведениях Куприна и Бунина

Мое прочтение поэзии Тютчева (сочинение)

Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.

Основные темы в лирике Тютчева — человек и природа. Особенности изображения природы связаны с основной чертой творчества этого поэта в целом — философичностью.

Пейзажная лирика Тютчева проникнута чувством умиротворения, наслаждения красотой окружающего мира, гармонии с природой. Однако большую часть его стихотворений о природе следует отнести не к пейзажной, а к философской лирике. В ней изображение природы тесно связано с вопросами бытия (жизни и смерти), с размышлением о том, что такое судьба, Вселенная, каковы взаимоотношения между природой и человеком, родственна или враждебна она его душе. К осмыслению этих вопросов лирический герой подходит через познание того, что есть сама природа, разумна ли она или слепа и бессмысленна.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа в этом стихотворении предстаёт перед нами как живое, мыслящее существо: она чувствует, радуется и грустит.

Ущерб, изнеможенье — и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Для меня Ф.И. Тютчев — один из самых интересных и талантливых поэтов. В своём творчестве он размышляет над волнующими меня вопросами. Читая Тютчева, я погружаюсь вместе с лирическим героем в мир, полный раздумий, временами нахожу искомые ответы. Мне очень близко тютчевское восприятие природы, отношение поэта к ней и к миру в целом.


Русский поэт, переводчик и дипломат Ф.И. Тютчев был почти ровесником Пушкина, однако его творчество относят ко второй половине 19 века. Связано это с тем, что публикация стихотворений и широкая известность пришли к Тютчеву лишь в начале 1850-х годов. Соответственно, и участником литературного процесса Тютчев-поэт стал лишь во второй половине 19 столетия. Его назвали впоследствии гением, которого "прозевали" современники.

Но и такой бы запоздалой славы не было бы, если бы не старания Н.А. Некрасова как редактора авторитетнейшего литературного журнала "Современник".. Именно Некрасов обратил внимание на поэтический талант Тютчева в условиях, когда поэзии почти не стало: со смертью Пушкина и Лермонтова щедрый на стихи период в истории русской литературы резко прервался.

В творчестве Тютчева, родившегося 5 декабря 1803 года в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, знаменитый литературовед Юрий Лотман выделил три периода .

I. 1812-начало 1820-х гг. - начальный период, когда юный Тютчев создавал в основном архаичные по стилю стихи - подражание поэтам 18 века. К этому периоду относится его учёба в Московском университете, который он закончил в 1821 году (в неполные 18 лет) в звании кандидата словесных наук.

II. Начало 1820-х - начало 1840-х гг. - период создания зрелых стихов, сплав одической поэзии и европейского романтизма. К этому периоду относится служба Тютчева с 1822 по 1844 годы в Мюнхене (Германия) в качестве атташе российского посольства и публикация в двух номерах пушкинского "Современника" двадцати четырёх стихотворений под инициалами Ф.Т.

Формально первым выступлением в печати можно считать публикацию четырёх стихотворений Тютчева ("Летний вечер", "Бессонница", "Сны", "Видение") в журнале Семёна Егоровича Раича "Галерея". Однако публикация прошла совершенно незаметной. Настоящую популярность стихи Тютчева (без указаня его имени) приобрели благодаря публикации 1836 года. Пушкин напечатал в "Современнике" стихотворения "Фонтан", "Полдень", "Я помню время золотое… ", "Душа хотела быть звездой… ", "Как над горячею золой. ", "Яркий снег сиял в долине… ", "О чем ты воешь, ветр ночной. ", "Поток сгустился и тускнеет… ", "Сон на море" , "Не то, что мните вы, природа… ", "Что ты клонишь над водами… " , "И гроб опущен уж в могилу… ", "Душа моя — Элизиум теней… ", "Два демона. "

Славянофил Юрий Самарин вспоминал, что Пушкин, прочитав эти стихотворения, "носился с ними целую неделю". Однако публикация 1836 года не повляла на творческую судьбу Тютчева. К своей поэзии, а тем более к связанной с ней славе он относился равнодушно.


Элеонора Петерсон

В 1826 году Тютчев женится на Элеоноре Петерсон-Ботмер (1800-1838). В этом браке, первом для поэта и втором для Элеоноры, родилось трое детей: Анна, Дарья, Екатерина. В 1838 году Элеонора вместе с детьми пережила страшный пожар на судне около города Любека. Физически не пострадав, она испытала сильнейшее психологическое потрясение, что и привело к преждевременной смерти. Примечательно то, что в первой семье великого русского поэта не говорили по-русски, то есть русский был для Тютчева только языком его творчества.


Эрнестина Дёрнберг-Пфеффель

В 1839 году женится на Эрнестине Дёрнберг-Пфеффель (1810-1894). В этом браке родилось трое детей: Мария, Дмитрий, Иван. Семейная жизнь с Эрнестиной была непростой, так как, встретив Елену Александровну Денисьеву (см. далее), поэт фактически создал параллельную семью. Однако после смерти Денисьевой примирился с женой и умер на её руках.

С начала 40-х до начала 50-х наступает длится десятилетие молчания: Тютчев ничего из стихов не пишет.

В 1843 году Тютчев встречается с графом Бенкендорфом, начальником Третьего отделения Канцелярии Его Величества. Цель встречи - разработать комплекс мер по созданию и поддержке позитивного образа России на Западе. Выражаясь современным языком, Тютчев должен был заняться контрпропагандой в европейских странах.

"Не могу довольно нарадоваться, что приобрёл знакомство такого славного человека, каков хозяин здешнего места. Это, конечно, одна из лучших человеческих натур, когда-либо мной встреченных. ", - писал Тютчев жене о своей встрече с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, которого впоследствии советские учебники изображали едва ли не как свирепого и безжалостного палача.

Поэт был назначен чиновником по особым поручениям при государственном канцлере, а затем - председателем иностранного цензурного комитета, стал другом Александра Горчакова. Своими статьями 1840-1850-х годов Тютчев отвечал на потоки лжи и клеветы в адрес России со стороны Запада: "Письмо к г-ну доктору Кольбу", "Записка царю", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос", "О цензуре в России".

"Единственная естественная политика России по отношению к западным державам - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными - по бессилию", - писал Тютчев.

Впоследствии материалы статей лягут в основу трактата "Россия и Запад". Эти статьи получают одобрение Николая I. Служа с 1844 года в Министерстве иностранных дел, получает должность старшего цензора и лично запрещает распространение в России "Манифеста Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Этот Манифест прогремел на всю Европу, однако перевод на русский язык Тютчев запрещает, полагая, что "кому нужно, тот прочтёт и на немецком".

III. Начало 1850-х - начало 1870-х гг. - самый продуктивный период творчества Тютчева. Лучшие его социально-политические, философские и любовные стихи создаются именно в этот период, в том числе знаменитый сборник потрясающей любовной лирики "Денисьевский цикл", посвящённый Елене Александровне Денисьевой (1826-1864), с которой поэта связывали 14 лет совместной жизни и трое детей: Елена, Фёдор, Николай. Любовь в "Денисьевском цикле" описывается как фатальная сила, ведущая к опустошению души и к гибели. При этом следует учитывать условность названия цикла: сам поэт не принимал участия в формировании "Денисьевского цикла" и не обозначал адресата своих любовных произведений этого периода. Поэтому до конца не ясно, кому именно посвящены эти стихотворения.


Елена Денисьева

По свидетельству современников, Денисьева, несмотря на неофициальный брак, считала себя "даже больше женой Тютчева, чем предыдущие жёны". В возрасте 38 лет она умерла от туберкулёза, что стало тяжёлым потрясением для поэта. В память о ней и был написан "Денисьевский цикл". Самое реалистичное стихотворение цикла - "Весь день она лежала в забытьи. ", описывающем смерть возлюбленной.

Особенности лирики Тютчева. В отличие от своих предшественников (Пушкина и Лермонтова, например) и современников, Тютчев - только лирический поэт . Он не пытался писать прозу и драматургию, не писал поэм. Поэтическое наследие Тютчева за шесть (!) десятилетий творческого пути составляет около 350 стихотворений. Из них на русском языке - 250, причём большая часть из них - эпиграммы, посвящения, поздравления, то есть так называемые "стихи на случай". У Тютчева нет никаких намёков на факты биографии, из его стихов мы не сможем узнать имён его друзей, и в этом отношении его поэзия существенно отличается от пушкинской или лермонтовской.

Тютчев - самый сложный русский поэт 19 века, во многом опередивший своё время . Испытав влияние философии Шеллинга, он явился первым поэтом подсознательного, первым поэтом-философом. Космизм и мифологизм - отличительные черты тютчевской лирики. Пейзажные картины - это лишь части грандиозной панорамы мироздания. Все его стихи, о чём бы он ни писал, укладываются в философскую схему борьбы Хаоса (неупорядоченного, первичного бытия) и Космоса (бытия упорядоченного, гармоничного). хаос и Космос - две стихии, ареной борьбы которых становится природа, социальная жизнь, душа человека. Бунтарское разрушение и гармоничное созидание - два состояния, постоянно сменяющих друг друга.

Персонажи его стихотворений условны, так как смысловым центром его лирики является не лирический герой, а картина мира в целом. Причём задача поэта - не нарисовать картину, а осмыслить её. "Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто каждое его стихотворение", - писал Иван Аксаков, первый биограф Тютчева и муж одной из дочерей поэта, Анны.

Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева - "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая. "), написанное в 1829 году. В "детском" варианте оно состоит из трёх строф, хотя в действительности их четыре, и последняя, четвёртая строфа чрезвычайно важна для понимания характера тютчевской поэзии. В первых трёх строфах - традиционная, казалось бы, картина: гроза, гром, солнце, дождь, птичий гам; звукопись стихотворения строится на аллитерации (гроза, гром, играя, грохочет, гремят). Но последняя строфа, по словам известного литературоведа Игоря Сухих, резко меняет изобразительную перспективу: конкретный пейзаж превращается в вечное космическое явление, в картину-миф, и долгожданный дождь, как бы вписанный в мифологический контекст, оказывается следствием того, что "ветреная Геба" (древнегреческая богиня юности, в чьи обязанности входило разливать вино для богов) пролила на землю "громокипящий кубок". По аналогичной схеме выстроены и другие стихотворения Тютчева.

Самобытность поэта особенным образом выразилась в написании поэтических философских миниатюр ("Умом Россию не понять. ", "Нам не дано предугадать. ", "Не то, что мните вы, природа. ", "Природа - сфинкс. И тем она верней. "). Таких лаконичных и ёмких по смысловому наполнению стихов до Тютчева никто не писал. В социально-политической лирике поэт отстаивает духовную мощь России, которая, несмотря на экономическую бедность, превосходит Европу ("Эти бедные селенья. ", "Наш век").

В любовной лирике Тютчев впервые в русской поэзии показывает любовь как чувство стихийное, роковое и потому непредсказуемое, зачастую несущее в себе разрушительное начало ("О, как убийственно мы любим. ", "В разлуке есть высокое значенье. ", "Она сидела на полу. ").

В пушкинском стиле написано одно из самых известных стихотворений Тютчева "Я встретил Вас. ", посвящённое баронессе Амалии Крюденер, жившей в Мюнхене по соседству с Тютчевым. Баронесса отличалась особенной красотой - Гейне называл её "божественной Амалией". В восемнадцатилетнем возрасте Тютчев был влюблён в неё, но Амалия не ответила на его чувства. В 50-е годы она вышла замуж за военного губернатора Таврической губернии (Крыма) и жила в Симферополе, а затем - в российской Финляндии. На склоне лет поэт и его юношеская любовь снова встретились, и тогда, уже в возрасте 67 лет, Тютчев написал это стихотворение, ставшее романсом на музыку Леонида Малашкина.

В 50-60-е гг. Тютчев делает успешную карьеру, возглавляя Комитет иностранной цензуры. Его производят в тайные советники, что в армейской иерархии равносильно генеральскому званию. В конце 1872 года у Тютчева парализовало левую руку, а в январе 1873 и всю левую часть тела. Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском Селе.

Отражение душевных переживаний человека в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета. Соединение пейзажного и психологического планов природы. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Философский романтизм в поэзии Тютчева.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2013
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тютчев Ф. и Фет А. в русской поэзии

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной?" (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога.

У Тютчева нет "мертвой природы" - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи

Это время суток переживается поэтом как "час тоски невыразимой". Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: "Все во мне и я во всем". Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении "Шепот, робкое дыханье…" (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, "ряд волшебных изменений", а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено, прежде всего, различием поэтических темпераментов этих авторов. лирика тютчев фет романтизм

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении "Весенние воды" ручьи "бегут и блещут и гласят".

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, "слиться с запредельным" ("О чем вы воешь, ветр ночной?").

В более позднем стихотворении "Тени сизые смесились…" это желание проступает еще более явно

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится "подняться" над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении "Сияла ночь, луной был полон сад…" (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!" это реализуется в словесных повторах ("страстной ночи", "страсти глубина"). Для Тютчева минуты любви - "чудные мгновенья", которые превносят в жизнь смысл ("В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…").

У этого поэта жизнь сравнивается с "временем золотым", когда "жизнь заговорила вновь" ("К. В.", 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!" важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями ("Шепот, робкое дыханье…").

В стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад…" пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: "Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной".

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: "ты одна -вся жизнь", "ты одна- любовь". Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени ("Я очи знал, - о, эти очи!", "Я встретил вас- и все былое…"). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении "К. Б." трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение "О, как убийственно мы любим!" (1851), вошедшее в "Денисьевский цикл". Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести "поединок роковой двух сердец":

Трагизм наполняет и стихотворение "Последняя любовь" (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: "Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!". И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: "Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…" В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: "Ты и блаженство, и безнадежность".

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение "На заре ты ее не буди" все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: "И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон".

Появление эпитетов, таких, как "утомительный сон", указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: "Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней". Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: "Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит". Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество.

В стихотворении философского характера "Два голоса" (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И "хоть бой и неравен, борьба безнадежна", важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: "Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!". Тем же настроением проникнуто стихотворение "Цицерон" (1830).

В стихотворении "ЗПегШит" (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?". Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: "Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей".

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении "Одним толчком согнать ладью живую" (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим". Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон "неведомым, родным"). "Цветущие берега" и "жизнь иная" - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение.

Рационально этот мир непознаваем, потому что он "неведом"; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с "неведомым". Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении "Кот поет, глаза прищуря" (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического "я", сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Подобные документы

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Развитие образа ночи в русской поэзии. Особенности восприятия темы ночи в творчестве Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились…": его композиция, изображаемое время суток. Отображение в поэзии промежуточных моментов жизни природы.

реферат [31,2 K], добавлен 15.03.2016

Осмысление русскими философами тютчевской поэзии. Истоки представлений Тютчева о Хаосе и Космосе, амбивалентность мифологемы в его поэзии. Проведение параллелей с мифологическими пластами других культур от библейского представления до русских космистов.

творческая работа [62,3 K], добавлен 17.01.2010

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 29.01.2016

Понятие "философская лирика" как оксюморон. Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева. Философский характер мотивного комплекса лирики поэта: человек и Вселенная, Бог, природа, слово, история, любовь. Роль поэзии Ф.И. Тютчева в истории литературы.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека.

Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении “Наш век” верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека.

Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении “Два единства” призывает он русский народ сплотиться,

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление.

Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами.

Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении “Весна” , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам.

Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно.

Читайте также: