Сочинение по поэме мертвые души презентация

Обновлено: 07.07.2024

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы для характеристики образа персонажа;
  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;
  • предполагается, что к окончанию урока воспитанники будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах, приводить примеры, доказывающие ту или иную точку зрения;
  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;
  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;
  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;
  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
  • сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;
  • учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • технология развития “критического мышления”;
  • технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
  • интерактивные методы,
  • межпредметные связи (живопись, обществознание).
  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;
  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;
  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; они приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии кадеты учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;
  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями, являющимися базовыми понятиями блок-темы;
  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам и иллюстрациям к нему известных художников.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Ход урока

Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что. следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши.
Н.В. Гоголь

1. Оргмомент.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

- Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)

Итак, чем, по вашему мнению, нам предстоит заняться на уроке? (Ответы кадет, попытки сформулировать задачи урока)

3. Беседа по проблемным вопросам с опорой на прочитанный текст.

Манилов. (Слайд 13)

(Слайд 14)

- А может быть нам всем сто'ит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?

- Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

(Слайд 15)

Коробочка. (Слайд 16)

(Слайд 17)

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)

Ноздрёв. (Слайд 19)

(Слайд 20)

- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)

- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко? (Слайд 21) Какое место вы отвели бы этому персонажу на этой лестнице пороков?

Собакевич. (Слайд 22)

(Слайд 23)

- Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)

- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой? (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)

- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.) (Слайд 24) Почему всё-таки имеет смысл его оставить на предпоследней ступеньки этой иерархии?

Плюшкин. (Слайд 25)

(Слайд 26)

- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

4. Подведение итогов урока. (Слайд 28)

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право

5. Рефлексия. (Слайд 29)

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 228 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.04.2016 1178
  • PPTX 916.9 кбайт
  • 196 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соловьева Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Анализ поэмы Гоголя "Мертвые души"

№ слайда 1

Анализ поэмы Гоголя "Мертвые души"

Оглавление Мёртвые души Анализ поэмы Характеристики героев Чиновничество в поэме

№ слайда 2

Оглавление Мёртвые души Анализ поэмы Характеристики героев Чиновничество в поэме Чичиков и чиновники

Мертвые души "Мертвые души" - великое творение Гоголя, вошедшее в золо

№ слайда 3

Мертвые души "Мертвые души" - великое творение Гоголя, вошедшее в золотой фонд русской и мировой литературы. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, сохранились только отдельные главы в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались отдельные сведения. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным.

Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя расска

№ слайда 4

О характере, прошлой жизни Чичикова и о его дальнейших намерениях на счёт «мёртв

№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 7

Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Т

№ слайда 8

Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божья. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (c) Н.В.Гоголь- Мертвые души Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божья. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (c) Н.В.Гоголь- Мертвые души

Анализ поэмы "…Дальнейшее продолжение выясняется в голове все чище, величес

№ слайда 9

Николай Васильевич Гоголь задумал роман, состоящий из трех частей. Встречались л

№ слайда 10

Но зачем? Что отличает Н.В. Гоголя от других писателей? Прежде всего то, что Гог

№ слайда 11

Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать ч

№ слайда 12

Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Но на какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считают ли его герои, что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Но на какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считают ли его герои, что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума.

Кажется, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живут правильно. Какое з

№ слайда 13

Зло – всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествует сегодня, оно

№ слайда 15

Зло – всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествует сегодня, оно постепенно убивает живую душу. И в этом Н.В. Гоголь действительно пророк. Ведь зло – страшная и огромная сила. Когда читаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царят бездорожье и непролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, не может найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу. И вообще здесь нет пути. Создается впечатление, что он едет по кругу. Только в финале он вырывается на прямую дорогу бесконечности. Зло – всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествует сегодня, оно постепенно убивает живую душу. И в этом Н.В. Гоголь действительно пророк. Ведь зло – страшная и огромная сила. Когда читаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царят бездорожье и непролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, не может найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу. И вообще здесь нет пути. Создается впечатление, что он едет по кругу. Только в финале он вырывается на прямую дорогу бесконечности.

А как живет каждый персонаж, отдельно взятый? Каждый персонаж живет как бы в сво

№ слайда 16

А главный герой? Его мы видим как путешественника, он все время пересекает грани

№ слайда 17

Значит, герои поэмы живут, приспособив себе время. Герои статичны, они не изменя

№ слайда 18

Во время бала Чичиков увидел губернаторскую дочку и долго смотрел на нее, ничего

№ слайда 19

Анализ поэмы А может ничего этого не было? Ведь выехал Чичиков из города, огляну

№ слайда 20

Анализ поэмы Да, человеческий разум заблуждается, живя лишь только куплей-продаж

№ слайда 21

Анализ поэмы Да, человеческий разум заблуждается, живя лишь только куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно и оттого, что мы наблюдаем это сегодня. Все факты жизни, по Гоголю не есть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов. Вот за этот предел и завет нас Гоголь. Его тройка вырывается из замкнутого круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное. И тогда все вокруг приходит в движение…

Анализ поэмы Совсем по-другому мы теперь видим Н.В. Гоголя. Он помог увидеть зло

№ слайда 22

Характеристики героев Чичиков Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин

№ слайда 23

Характеристики героев Чичиков Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин

Павел Иванович Чичиков Чичиков – главный герой поэмы. Именно ему принадлежит иде

№ слайда 24

Манилов Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными

№ слайда 27

Коробочка Настасья Петровна У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с

№ слайда 29

Ноздрёв Третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это мол

№ слайда 30

Ноздрёв Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричи

№ слайда 31

Собакевич Михайло Семеныч В доме С. на стенах висят картины, изображающие

№ слайда 33

Плюшкин Степан П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробну

№ слайда 35

Чиновничество в поэме Чиновники города NN в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души

№ слайда 36

Чиновничество в поэме Итак, чиновники в поэме показаны сатирически. Они для авто

№ слайда 38

Чиновничество в поэме Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имен

№ слайда 39

Чиновничество в поэме Такой же прием несоответствия Гоголь использует, описывая

№ слайда 40

Чиновничество в поэме Посещая вместе с Чичиковым важных лиц города, читатель убе

№ слайда 41

Чиновничество в поэме С иронией, доходящей до сарказма, автор показывает уровень

№ слайда 42

Чичиков и чиновники Главный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков – ещё

№ слайда 44

Чичиков и чиновники Поэма начинается с описания губернского города, в который Чи

№ слайда 45

Чичиков и чиновники Поэма начинается с описания губернского города, в который Чичиков приезжает с очередным планом обогащения. Авантюра героя связана с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника Чичикова потому, что считает его богатым и влиятельным человеком. У Павла Ивановича и чиновников есть одна важная общая черта – меркантильность. Для государственных служащих должность - только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чичиков и чиновники Николай Васильевич высмеивает пошлость, лицемерие и ограниче

№ слайда 46

Чичиков и чиновники Очень выразительные и хлёсткие характеристики представителям

№ слайда 47

Чичиков и чиновники Рисуя чиновников, Гоголь обычно использует всего несколько в

№ слайда 48


№ слайда 49

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда вес.

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие де.

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полиц.

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Губернское общество Как соотносятся в поэме Гоголя злободневное и вечное, ист.

Губернское общество Как соотносятся в поэме Гоголя злободневное и вечное, история и современность?

Дамы города NN В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его .

Дамы города NN В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая пос.

Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. …Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят. Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений. Н.А.Некрасов

Читайте также: