Прочитайте сочинение младшего школьника усильте выразительность текста

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе – сочинении по демонстрационной картине.

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Аннотация.В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе –сочинении по демонстрационной картине. Ключевые слова:сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

План рассмотрения картиныРабочий материалПлан сочинения1. Сведения об автореЗамечательный русский художник1. Автор картины2. Зимняя ночьЗимняя ночьЛесная полянаТишинаЛунный свет2. Зимняя ночь3. Одежда девочкиДлинное пальтоУкрашено узорамиТеплые варежкиШапка3. Одежда снегурочки4. Фигура СнегурочкиСтройная фигураРазведены в стороныПовернута вправо4. Фигура девочки5. Путь девочкиСледы на снегуЧудесныеВыразительные глаза5. Дорога в будущее6. Чувства и ощущения от картиныВстретили с радостью чудесный сказочный мир6. Мои впечатления от картины

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, KirovEssay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildrenAbstract.In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school –essay on the demo picture. Keywords:writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture.

Рекомендовано к публикации:

ВложениеРазмер
uchitelskaya_statya.sidorova_k.a.doc 197 КБ
statya.ppt 467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Сидорова К.А.

учитель начальных классов.

На сегодняшний день проблема развития речи является, актуально, т. к. в последнее время на низком уровне находится мышление и речевая деятельность учащихся. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение в человеческом сознании. Это происходит из-за того, что наше поколение, да и не только наше, очень мало читает и не способно передавать свои мысли ни в устной, ни в письменной форме. Дети не видят в этом большой необходимости. А важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является - речь.

Школьное сочинение, есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя. В этом определении подчеркивается важная для методики мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны, учителя. От правильно организованной работы на уроках зависит не только написание самого сочинения и отражения темы, но и развития мышления, речи ребенка и грамотности. 60% детей не умеют правильно излагать свои мысли. Впрочем, и без цифр личный опыт учителей свидетельствует, что сочинение является одним из видов работы по развитию речи в школе и одной из наиболее сложных форм деятельности ученика.

И именно поэтому, особую роль в языковом развитии младших школьников играют сочинения. Сочинения это упражнения для обучения разному языку и, конечно же, это естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных. Развитие речи через написание сочинений должно занимать одно из важных мест в процессе обучения, поскольку в настоящее время резко снизилось качество правильной речи, употребляемой школьниками; снижено языковое развитие младших школьников, утрачен интерес к родному языку, понизился уровень грамотности.

Проблемой в данной статье является, написание сочинений для развития речи младших школьников.

На мой взгляд, если использовать современные методы и приемы, способствующие языковому развитию речи через сочинения, то качественно повышается уровень общего развития школьников, уменьшается количество речевых ошибок и повышается уровень грамотности.

Для решения проблемы предлагаю использовать следующие методы:

- анализ и синтез полученных сведений,

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Устные и письменные сочинения, замыкают собой перечень видов работ, направленных на обучение сознанию высказываний. Этот вид упражнения подводит ученика вплотную к осуществлению собственно речевой деятельности.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать виденное, пережитое, т. е. при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Выше сказанное можно реализовать и получить отличные результаты, выполнив предложенные методы.

Предлагаю рассмотреть, следующие, методические рекомендации по развитию речи младших школьников, посредством написания сочинений разных жанров.

  1. ежеурочно приучать детей к осознанию роли русского языка с помощью написания сочинения как средство развития речи у младших школьников;
  2. приучивание к последовательному изложению текста и полному раскрытию темы;

Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые отражены в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

  1. наблюдать за употреблением средств языка в речи;
  2. развивать грамматический строй речи, стилевое единство и выразительность речи;
  3. активно использовать различные виды аналитико - синтетической работы по:

- выявлению определенной связи в образовании частей речи;

- проведение лексико - словообразовательного анализа текста;

(При проведении такого анализа в детских сочинениях будит отслеживаться: правильность употребления лексики, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов.)

- объяснение лексического значения слов на основе понимания их смыслов;

- составление предложений по наблюдению;

- проведение нестандартных типов уроков;

- достигать стилевого единства и выразительности текста.

6. использовать на уроках упражнения по развитию орфографических навыков.

Работа над сочинением в начальной школе.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, жанру и по языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

- О пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

- По книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

- По различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т. п.)

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные.

По жанрам связные тексты делятся на повествование, описание, рассуждение и сочинения смешанного типа (повествование с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Сочинения можно классифицировать группами: о природе, о труде. Об истории и т. д.

Сочинения в младших классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за сочинение ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведений сочинений:

- Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

- Письменные сочинения проводят чаще, чем изложения;

- В течение года проводятся 12 – 15 письменных сочинений;

- Помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Для проведения сочинения в первом классе не требуется специальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений , основанная на принципе наращивания трудностей:

1) Составление предложений, объединяемых темой;

2) Восстановление деформированного текста;

3) Устные ответы на вопросы, объединяемые темой;

4) Составление предложений по сюжетным картинкам;

5) Устные рассказы по получившемуся плану.

Во втором классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над ошибками темами все меньше занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умения говорить связано, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные упражнения расценивают как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану.

В третьем классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и чистота сочинения.

Наследует предлагать учащимся слишком широкую тему. В начальных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой – это ее суждение и отбор материала: выбор того, что относится, к теме, отбрасывание того, к ней не относится. Помогает раскрыть школьникам тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в первом классе отводится обычно один урок, во втором – до полутора уроков, в третьем классе до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками. В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель – формирование потребности рассказать, описать что –то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

1. Накопление материала: наблюдения, походы, экскурсии, походы,

прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов,

спектаклей, чтение литературы;

2. Отбор материала в соответствии с текстом и замыслом ее раскрытия, систематизация материалов, ее расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление планов, отдельные записи, подготовка лексики и т. д.;

3. Словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии проходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение – итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены основные черты уроков письма сочинений:

Сочинения – это упражнения, заключающиеся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. По сравнению с изложением сочинение более сложный вид работы. Если при изложении учащийся передает готовый материал, следуя замыслам произведения, используется авторскими языковыми средствами, то в сочинении все вопросы, связанные с раскрытием содержания темы и оформлением, решаются учащимися самостоятельно.

Работа над сочинением имеет большое образовательное и воспитательное значение. Готовясь к сочинению, учащиеся мобилизуют свои знания и навыки, обобщают наблюдения за окружающим, приводят в систему впечатления от прочитанного, виденного или слышанного ими и, таким образом, пополняют свой умственный багаж. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления. Логически последовательная, грамматически правильная передача на письме мыслей требует от учащихся знаний и умений в области грамматики и лексики русского языка, тщательного отбора слов и синтаксических конструкций, восстановления пройденного в курсе русского языка и пополнения знаний по ряду вопросов, что, несомненно, обеспечивает повышение общего кругозора и развитие речи и мышления учащихся.

Особенно большое воспитательное значение имеет процесс подготовки и создания сочинений на темы, связанные с жизнью, требующие аналитического отношения к действительности, позволяющие раскрыть духовное богатство человека нашего времени, его высокие нормативные качества.

Обучение сочинению осуществляется систематически во всех классах школы, начиная с первого.

В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные. Основное место в системе развития речи занимают обучающие сочинения.

По месту выполнения сочинения бывают классные и домашние, причем предполагается, что подготовка к обучающим домашним сочинениям проводится в классе.

Для раскрытия темы сочинения нужен материал. Источниками получения материала для сочинений учащихся служат личный опыт и наблюдения; знания получаемые из книг, периодической печати; слышанное по радио, на лекциях, в беседах; деятельность воображения.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:

  1. Сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся.
  2. Сочинения по картине.
  3. Сочинения, проводимые в курсе чтения.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Проведению каждого из сочинений предшествует подготовка, начинающаяся с организации наблюдений. Заранее объявляя учащимся тему предстоящего сочинения, преподаватель направляет их внимание, на определенный предмет наблюдения разъясняет, как собирать материал. Хорошей подготовкой к сбору материала для сочинения служат упражнения учебника, которые выполняются постепенно, приучает школьников к самостоятельной подготовки материала и показывает, как пользоваться им как основой для развития мысли по теме сочинения. Как и при изложении, решающим в обучении сочинению является продуманная система вопрос – заданий. Учащиеся записывают вопросы и, пользуясь ими, проводят наблюдения.

Собирание материала тесно связанно с его систематизацией. Систематизировать материал – значит отобрать то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения; привести материал в определенный порядок: сгруппировать по отдельным вопросам, установить связь частей, определить последовательность их пользования, т. е. составить план сочинения.

Работа над языком, сочинения ведется в процессе беседы, так как не грамматические формы должны пождать эти языковые формы. Пока элементарные навыки сочинения не приобретены учащимися, целесообразно практиковать перед письменным устное сочинение с однородным анализом формы изложения содержания.

Таким образом, изучение системы работы по развитию речи младших школьников с помощью написания сочинений даёт положительные результаты и является основой для усвоения имеющихся знаний и развития речи, для привития любви к родному языку.

И хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемая программа не будет реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы доверия на уроке, теплоты и ценности человеческого общения. Учитель среди детей – равно заинтересованный в таком общении участник общего диалога, просто имеющий больший, чем у детей, культурный опыт.

В своей статье я пыталась доказать, что использование современных методов и приемов помогает ученику овладеть умением не только совершенствовать написанное, но и развивает речь и мышление, ставит на более качественный уровень общее развитие детей, повышает их грамотность. Любое ученическое сочинение-своеобразное литературное произведение, эта работа, требующая от автора максимального напряжения творческих способностей, настойчивости, терпения. Только в том случае, когда учителю удается преодолеть безразличное отношение ученика к результатам работы, только при условии воспитания взыскательного, и требовательного отношения юного автора к словесному выражению мысли, только при стремлении ученика многократно и неустанно совершенствовать написанное, находить в нем все новые и новые недостатки и исправлять их учитель может рассчитывать на успех в обучении сочинению. Приступая к сочинению, юный автор должен ясно осознавать, что его ждет тяжелый, но в тоже время необычайно интересный и увлекательный труд, во многом подобный труду писателя, что чем строже он будет подходить к написанному, чем больше труда он вложит в свою работу, тем лучших результатов добьется. О бучение совершенствованию, написанного должно основываться на активной мыслительной деятельности учащихся и на максимально вложенной самостоятельности их работы. Но самостоятельность, как и всякое другое умение не происходит сразу, самостоятельность воспитывается в процессе практической работы под руководством учителя. Для того, чтобы сочинение стало формой личностного продукта ученика, учитель должен пробудить интерес к этой работе, воспитать убежденность в ее необходимости, дать ученикам нужные практические умения, научить определенной последовательности в этой работе и обеспечить максимально возможный уровень самостоятельности учащихся в совершенствовании написанного. Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а учиться у мастеров слова ярко, громко и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным и письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи. В своей работе мы перечислили далеко не все приемы языкового развития младших школьников, однако неоспоримым является тот факт, что именно развитие речи через сочинение - один из важнейших моментов в работе с учащимися начальных классов.

4 1. Литература как вид искусства 1. Черты, объединяющие литературу с другими видами искусства: 1) образность; 2) коммуникативность; 3) индивидуальность; 4) эмоциональность; 5) идейность. 2. В отличие от музыки и изобразительного искусства, литература искусство: 1) тенденциозное; 2) формальное; 3) художественное; 4) синтетическое. 3. Художественная литература, как и другие виды искусства, отражает жизнь посредством. 4. Художественный образ представляет собой единство индивидуально-конкретного и. 5. Наличие вымысла обязательная черта: 1) художественного образа; 2) научного текста; 3) литературоведческого анализа; 4) критической статьи. 2. Литературоведение как наука 1. К литературоведческим дисциплинам относятся: 1) искусствознание: 2) литературная критика; 3) текстология; 4) теория литературы; 5) история литературы. 4

5 2. Литературный критик анализирует и оценивает: 1) произведения прошлого; 2) только зарубежную литературу; 3) современную литературу; 4) только отечественную литературу. 3. Соотнесите литературоведческую дисциплину с её задачей: 1) теория литературы а) изучение творческой истории текста 2) история литературы b) изучение творческой эволюции писателей 3) текстология c) выяснение законов литературного творчества 4) литературная критика d) анализ и оценка художественного произведения 4. Расставьте фамилии исследователей литературы в хронологическом порядке: 1) Аристотель; 2) Хализев В.Е.; 3) Лихачев Д.С.; 4) Белинский В.Г. 3. Чтение как предмет в начальной школе 1. Представление о том, может ли читатель выполнить ряд операций в соответствии с поставленной перед ним целью, лежит в основе термина. 2. Освоение идеи художественного произведения требует: 1) высокой техники чтения; 2) умения устанавливать причинно-следственные связи; 3) всех читательских умений в совокупности; 4) умения воссоздавать в воображении словесные образы. 5

6 3. Установите соответствие: 1) ценностный компонент ЛО (литературного образования) 2) коммуникативный компонент ЛО 6 а) формирование основ теоретико-литературных знаний b) формирование системы нравственных и эстетических взглядов 3) познавательный компонент ЛО с) совершенствование читательской деятельности 4) деятельностный компонент ЛО d) умение вести беседу о прочитанном 4. Распределите в хронологической последовательности (по времени возникновения) методики чтения: 1) литературно-художественное чтение; 2) сознательное чтение; 3) механическое чтение; 4) творческое чтение; 5) объяснительное чтение; 6) воспитательное чтение. 5. Установите соответствие между методикой чтения и ее автором: 1) сознательное чтение а) Остроградский А.Я. 2) объяснительное чтение b) Ушинский К.Д. 3) воспитательное чтение c) Шереметьевский В.П. 4) литературно-художественное d) Балталон Ц.П. чтение 6. Установил и обосновал, что и как нужно читать в начальных классах: 1) Буслаев Ф.И; 2) Ушинский К.Д.; 3) Корф Н.А. ; 4) Толстой Л.Н.

8 2) соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками; 3) усложнения аналитической и художественной деятельности школьников при изучении; 4) возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. 3. Установите соответствие между этапами урока и принципами изучения литературного произведения: 1) этап подготовки к восприятию произведения 2) этап самостоятельного восприятия произведения 3) этап выявления особенностей восприятия 4) этап постановки учебной задачи a) Принцип учета потребностей ребенка b) Принципы опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного и внимательное отношение к тексту произведения c) Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного d) Принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия, учета потребностей ребенка 4. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям: 1) Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу. 2) Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности школьников при изучении произведений. 3) Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. 4) Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. 8

9 5. Установите соответствие между принципами и их содержанием: 1) принцип изучения произведения в единстве формы и содержания a) анализ текста завершается его общей интерпретацией 2) принцип синтеза b) произведение должно рассматриваться как система, все элементы которой взаимосвязаны 3) принцип целостности c) анализу подлежит не жизненная ситуация, а ее изображение в произведении 5. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности 1. Вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие зафиксированного текста, называется. 2. Расставьте в нужном порядке этапы восприятия художественного произведения: 1) Включение психических процессов (репродуктивного воображения). 2) Собственно чтение (декодировка букв). 3) Осмысление содержания и художественной формы. 4) Включение эмоциональных реакций и более сложных психических процессов. 3. Уровень смысла в восприятии художественного произведения это: 1) понимание позиции автора; 2) формирование личностной позиции читателя; 3) анализ стиля; 4) оценка героев. 9

12 3. Соотнесите позиции, установив соответствие: Вид упражнения Методическая цель 1) предварительное чтение про себя a) работа над правильностью 2) послоговое чтение b) работа над сознательностью 3) слушание чтения c) работа над беглостью 4) объяснение значения слов d) работа над выразительностью 4. Выберите из перечисленных упражнений те, которые направлены на развитие правильности чтения: 1) многократное чтение; 2) послоговое прочтение; 3) предварительное чтение про себя; 4) своевременное исправление ошибок. 5. Качество полноценного навыка чтения, которое характеризуется количеством слов, прочитанных за единицу времени: 1) правильность; 2) беглость; 3) выразительность; 4) сознательность. 6. К смысловым ошибкам при чтении относятся: 1) повторы слова; 2) замена частей слова; 3) пропуск слова; 4) замена окончаний. 7. Укажите только интонационные ошибки при чтении: 1) отсутствие пауз; 2) монотонность; 3) нарушение акцентологических норм; 4) нарушение тона чтения. 12

13 8. Литературные роды, жанры и виды 1. Отметьте произведения фольклора: 1) былина; 2) рассказ; 3) потешка; 4) сказка. 2. Отметьте лишнее слово: 1) басня; 2) сонет; 3) романс; 4) баллада. 3. Отметьте лишнее слово: 1) песня; 2) ода; 3) трагедия; 4) элегия. 4. Отметь лишнее слово: 1) комедия; 2) легенда; 3) басня; 4) былина. 5. Определите лироэпические жанры: 1) притча; 2) послание; 3) поэма; 4) элегия. 6. Нравоучительное повествование со скрытым смыслом, имеющее иносказательный характер, это 13

14 7. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности, это. 8. Литературный род, охватывающий бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности, называется. 9. Установите соответствие между литературным родом и его характеристиками: 1) эпос а) предельная субъективность, выражение чувств, переживаний, впечатлений, бессюжетность 2) лирика b) повествовательность, сюжетность, наличие временной дистанции между событием и рассказом о событии 3) драма c) отсутствие речи повествователя, наглядность действия, острота конфликта 9. Особенности работы с текстами разных жанров 1. Ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся: 1) рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, выразительное чтение наизусть; 2) составление плана, выборочный пересказ, инсценирование; 3) подробный пересказ, составление диафильма, чтение по ролям; 4) характеристика действующих лиц, анализ композиции, творческий пересказ. 14

15 2. Методисты рекомендуют использовать пословицы только: 1) при подготовке к восприятию произведения; 2) на этапе первичного восприятия; 3) на завершающем этапе урока; 4) на основном этапе урока (при анализе художественного текста). 3. Установите соответствие между типом сказки и приемом работы с ней: 1) волшебная сказка a) пересказ со сменой рассказчика 2) кумулятивная сказка b) создание схемы путешествия героя c) в иной мир и обратно 3) бытовая сказка d) обозначение цепочки героев и связи событий 10. Художественная и познавательная литература 1. Особенности очерка: 1) образный язык; 2) широкая тематика; 3) отчетливо выраженное отношение автора; 4) точное раскрытие фактов, терминов; 5) научно-достоверные факты; 6) достоверные факты. 2. Особенности научно-популярной статьи: 1) научно достоверные факты; 2) точное раскрытие фактов, терминов; 3) достоверные факты; 4) широкая тематика; 5) отношение автора не выражено; 6) художественный, образный язык. 15

16 3. Уровень смысла в научной статье потребует от читателя умений: 1) интерпретировать; 2) формулировать суждения; 3) оценивать героев; 4) оценивать факты. 4. Специальную методику чтения научно-познавательных текстов разработал: 1) Ушинский К.Д.; 2) Буслаев Ф.И.; 3) Толстой Л.Н.; 4) Львов М.Р. 11. Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Литературно-творческая деятельность младших школьников 1. Трансформация текста с целью его переосмысления это задача: 1) подробного пересказа; 2) творческого пересказа; 3) краткого пересказа; 4) выборочного пересказа. 2. Наиболее трудный для освоения младшими школьниками тип пересказа: 1) выборочный; 2) подробный; 3) творческий; 4) краткий. 16

17 3. Помогает учить логике рассуждений пересказ: 1) выборочный; 2) подробный; 3) творческий; 4) краткий. 4. Беседа в вопросно-ответной форме это. 5. Литературно-творческая деятельность учащихся подчиняется принципу коммуникативной направленности, который заключается в том, что: 1) ребенок должен быть уверен, что его произведение будет не только прочитано, но и оценено; 2) ребенок должен иметь опыт написания письменных работ; 3) ребенок должен знать, кому и зачем он пишет; 4) ребенок должен общаться с кем-то во время написания; 5) ребенок должен быть уверен в том, что его произведение его произведение важно для адресата. 6. Факторами, сдерживающими литературно-творческую деятельность младших школьников, являются: 1) ограниченность жизненного опыта; 2) непосредственность восприятия; 3) отсутствие потребности в совершенствовании собственного высказывания; 4) эмоциональность; 5) трудность в письменном выражении мыслей и чувств; 6) прерывность литературного творчества. 17

22 4. Чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения, относятся к сфере читательских. 5. Способность к конкретизации словесных образов и мысленному достраиванию на их основе целостной картины жизни называется. 6. На уровне осмысления особенностей композиции ученикчитатель: 1) выделяет смысловые части текста; 2) улавливает эмоции персонажей и присоединяется к ним; 3) обращает внимание на звуковые особенности текста; 4) объясняет роль названия (подзаголовка); 5) определяет элементы сюжета. 15. Формирование правильного типа читательской деятельности 1. Работа с текстом до чтения включает: 1) рассматривание иллюстрации; 2) рассказ учителя о писателе; 3) чтение ключевых слов; 4) словарную работу. 2. Работа с текстом после чтения включает: 1) рассказ учителя о писателе; 2) озаглавливание части текста; 3) повторное обращение к заглавию; 4) словарную работу. 22

27 19. Соотнесите формулировку вопроса: Что случилось с Аней? Куда Она попала? с видом анализа: 1) проблемный анализ; 2) анализ художественного образа; 3) анализ развития ситуации; 4) анализ образа природы. 20. Соотнесите формулировку вопроса: Как поэт называет березку? с видом анализа: 1) проблемный; 2) стилистический; 3) анализ композиции; 4) анализ художественных образов. 21. Увлекательность, наличие противоречия, емкость характерные черты: 1) стилистического анализа; 2) анализа художественных образов; 3) анализа развития действия; 4) проблемного анализа; 5) анализа образа персонажа. 17. Характеристика героев на уроках литературного чтения 1. Для отбора материала, характеризующего образ героя, используется тип пересказа: 1) выборочный пересказ; 2) подробный пересказ; 3) творческий пересказ; 4) краткий пересказ. 27

30 3) Чтение учителем художественного произведения вслух. 4) Решение задач по ориентировке в книгах. 5) Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать. 6) Беседа-рассуждение о прочитанном. 7) Чтение учащимися про себя названного учителем произведения. 20. Современный урок литературного чтения. Общая типология уроков 1. Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называются: 2. Соотнесите тип урока с его определением: 1) урок-игра a) урок, на котором ученик ставится в позицию автора 2) урок-исследование b) урок, на котором ученик ставится в позицию ученого 3) урок-урок литературного творчества c) урок, на котором ученик ставится в позицию героя 3. Главным фактором при определении методов и приемов работы с художественным произведением на уроке, является: 1) личность учителя; 2) интересы учеников; 3) возраст учеников; 4) особенности произведения. 4. Подготовка к восприятию тематического раздела, пробуждение интереса к теме и повторение уже изученных сведений цели урока. 30

32 9. Самым большим по времени этапом урока литературного чтения является этап: 1) проверки домашнего здания; 2) обобщения; 3) первичного восприятия; 4) перечитывания и анализа. 21. Становление опыта самостоятельной работы с книгой 1. Автор современной теории самостоятельной читательской деятельности: 1) Т.С. Пиче-Оол; 2) В.Г. Горецкий; 3) Н.Н. Светловская; 4) О.В. Джежелей. 2. Совокупность книг, адресованных начинающим читателям, называется: 1) кругом чтения младшего школьника; 2) научно-познавательной литературой для младшего школьника; 3) художественной литературой для младшего школьника; 4) детской периодикой. 3. Детская периодика включается в круг чтения учащихся на этапе формирования читательской самостоятельности: 1) основном; 2) начальном; 3) заключительном; 4) подготовительном. 4. Комплекты книг одного названия и издания в количестве экземпляров по числу учащихся класса, т. е. на каждого ребенка по книге, называются. 32

34 3. По З.И. Романовской, личностное отношение к героям, восприятие причинно-следственных связей, то есть сюжета, характеризуют: 1) репродуктивный уровень восприятия; 2) эмоционально-сюжетный уровень восприятия; 3) целостно-аналитический уровень восприятия; 4) интуитивно-художественный уровень восприятия. 4. По М.П. Воюшиной, эмоциональная реакция не только на событийную сторону, но и на художественную форму произведения характеризует: 1) аналитический уровень восприятия; 2) концептуальный уровень восприятия; 3) констатирующий уровень восприятия; 4) фрагментарный уровень восприятия. 5. По М.П. Воюшиной, внимание к элементам художественной формы, невнимание к композиции и обобщение в рамках конкретного художественного образа характеризуют: 1) аналитический уровень восприятия; 2) концептуальный уровень восприятия; 3) констатирующий уровень восприятия; 4) фрагментарный уровень восприятия. 6. Подмена художественного воплощения образа перечислением отдельных деталей, игнорирование художественной формы ребенком, по М.П. Воюшиной, свидетельствуют об: 1) аналитическом уровне восприятия; 2) концептуальном уровне восприятия; 3) констатирующем уровне восприятия; 4) фрагментарном уровне восприятия. 34

39 Ответы 1. Литература как вид искусства 1. 1, 2, 4, художественного образа 4. обобщенного типического / типичного универсального Литературоведение как наука 1. 2, 3, 4, c, 2-b, 3-a, 4-d. 4. 1, 4, 3, Чтение как предмет в начальной школе 1. читательское умение b, 2-d, 3-а, 4-с. 4. 3, 5, 2, 6, 1, c,2-b,3-d,4-a Принципы изучения литературного произведения в школе с, 2-b, 3-d, 4-a с, 2-а, 3-b. 5. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности 1. чтение 2. 2, 1, 4, , 2, 4. 39

40 6. Содержание школьного литературного образования и его воспитательный потенциал. Вариативные программы по литературному чтению b, 2-d, 3-a, 4-c , , 3, Навык чтения: определение, этапы формирования, качества 1. 1-b, 2-a, 3-d, 4-c. 2. 1, 2, с, 2-a, 3-d, 4-b. 4. 2, , 2, , 2, Литературные роды, жанры и виды 1. 1, 3, басня 7. очерк 8. эпос 9. 1-b, 2-a, 3-c. 9. Особенности работы с текстами разных жанров b,2-c,3-a. 10. Художественная и познавательная литература 1. 1, 2, 3, , 2, 4, , 2,

41 11. Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Литературно-творческая деятельность младших школьников катехизическая беседа 5. 1, 3, , 3, 5, , 2, b, 2-c, 3-a. 9. 1, 4, , 6, 3, 1, 4, Возникновение детской литературы в России 1. 1-c, 2-a, 3-d, 4-b Русская и зарубежная детская литература с, 2-a, 3-d, 4-b Методические условия и этапы развития личности в процессе литературного образования. Сферы читательского восприятия , 2, , эмоций 5. творческим воображением 6. 1, 4, 5. 41

42 15. Формирование правильного типа читательской деятельности 1. 1, , , Методы и приемы изучения литературного произведения 1. Анализ/ анализ текста / анализ произведения 2. 1-b, 2-c, 3-d, 4-a Стилистический / языковой , 2, , 2, , 2, Литературоведческий / филологический 11. Проблемный 12. 2, 3, , b, 2-d, 3-c, 4-a Характеристика героев на уроках литературного чтения , 3, Выразительное чтение и объяснительное чтение в начальной школе 1. 4, 6, 2, 3, 5, 1. 42

43 19. Характер учебного процесса на подготовительном, начальном и основном этапах , 1, 5, 2, , 3, 6, 5, 7, 2, Современный урок литературного чтения. Общая типология уроков. 1. диагностическими 2. 1-c, 2-b, 3-a вводного d,2-b,3-a,4-с. 7. проверка домашнего задания 8. 7, 4, 3, 5, 6, 2, Становление опыта самостоятельной работы с книгой коллективки. 5. читательская самостоятельность. 6. начальном. 22. Особенности восприятия литературных текстов младшими школьниками. Уровни восприятия , 2, 4. 43

Автор: Гриднева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №246
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: начальное образование

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из главных задач современной школы является подготовка ученика , который умел

бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, поэтому необходимо развивать

связную речь учащихся , что повышает их речевую культуру. Именно в школе дети

начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся

использовать языковые средства в разных условиях общения . На этом этапе учитель

должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при

формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием,

В настоящее время проблема развития речи младших школьников находится в центре

внимания, так как речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. К

сожалению, речь не только младших школьников и даже многих дипломированных

специалистов не отвечает этим качествам, в связи с этим языковое образование и

речевое усовершенствование школьников – одна из центральных проблем в современной

методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед начальной

школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях.

Сочинение может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи

младших школьников, в результате у детей будет формироваться художественный вкус,

расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и

говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для

общения, для выражения своих мыслей. Сочинение занимает важное место в системе

развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих

способностей каждого ученика. Данный вид работы позволяет определить уровень

развития речи ребенка. Но для ученика, особенно на начальной стадии обучения, данная

работа является сложной, так как ребенок пытается создать свой оригинальный текст,

упорядочить свои мысли .

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает,

какое большое значение придает школа развитию речи обучающихся. ФГОС НОО

предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге

на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и

поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом

жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение

сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают

существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме.

Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются

бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют

многочисленными речевыми ошибками и погрешностями.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее

– ПООП НОО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре

основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые

результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении

начального общего образования.

В ФГОС НОО указывается, что необходимой задачей предмета русский язык является

«развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного

общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:

описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,

находить в тексте смысловые пропуски;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями

и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом [23].

Работа над развитием речи младших школьников является одним из ведущих

направлений деятельности учителя начальных классов.

Над изучением специфики организации работы по развитию речи младших школьников

трудились такие современные исследователи, как О.С. Клокова, М.Е. Зорина, А.В.

Соколова, О.О. Айвазян, З.М. Юсупова, Л.С. Вырыпаева, Т.А. Зорина.

Работа по развитию речи обучающихся в школе многогранна. Одно из ее направлений –

написание сочинений разных видов. Сочинение по картине является сложным видом

работы, так как требует большей самостоятельности и творческого потенциала, в тоже

время – это значимый вид речевых упражнений.

Сочинение по картине во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия,

во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников, поэтому

сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений.

Обучение младших школьников написанию сочинения по картине и формирование у них

речевых умений являются одними из ведущих задач в развитии речи и мышления

Вывод: речь обучающихся начальных классов при работе над сочинением развивается

на лексическом уровне, грамматическом уровне и на уровне текста. Именно в сочинении

обучающиеся реализуют все свои способности работы с текстом, применяют все

коммуникативные умения. Во всех УМК работа над развитием речевых умений и работа с

картинами ведется с первого класса, но с каждым классом работа усложняется и

дополняется. Не смотря на схожесть развития курса на протяжении всех четырех лет, у

каждого УМК есть своя особенность. Так, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

опирается на теоретические знания обучающихся, придает большое значение

коллективной и самостоятельной работе, уделяется внимание анализу уже написанного

компонентов текста, созданием рассказов и письменных мыслительных высказываний.

УМК ориентирован на формирование у детей умения высказывать и защищать свою точку

схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям

способствуют системному формированию у младших школьников универсальных

в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так

как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания

сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися.

В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок,

то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов.

Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии

картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный

анализ картин, знакомство с авторами полотен.

Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание

картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных

слов, написание сочинения, анализ работ обучающихся.

Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается

Улучшение умений анализировать картину, увидеть основную идею автора.

Предпочтительней использовать не просто иллюстрации, а картины известных

художников, для того, чтобы учащиеся в дальнейшем могли соотносить словесный и

К подбору полотен следует подходить обдуманно, необходимо, чтобы ученики смогли

разобраться в содержании картины, представить героев, изображенных на ней,

проникнуться эмоциями и переживаниями. Для этого класса подошли бы такие

рекомендуемыми репродукциями для изучения и рассмотрения.

В начале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения

поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерный план будущих

сочинений, понять логичность изложения.

В конце недели в дневники детей вставлять вкладыши с небольшими репродукциями

картин, дома детям предлагается вместе с родителями найти информацию о картине и

подготовить небольшой рассказ для одноклассников. В начале недели на пятиминутках

вид работы позволит повысить уровень эстетического воспитания у детей и их родителей,

увеличит интерес к искусству, расширит кругозор.

По-прежнему возможно использование сюжетных картин, но в этом случае учащимся

предоставляется больше самостоятельности, так как они наблюдают только одну или две

картины и сами должны придумать продолжение, изображенной истории.

Для большего понимания полотна, учащимся сначала предлагается попытаться составить

устный рассказ, высказать свое личное мнение, задать вопросы, если в чем-то

Как и в других видах сочинения всем классом составляется план сочинения, подбираются

предложения и опорные слова. Составляется подробный план, так как это облегчит

учащимся написание сочинения. По мере освоения учениками данного вида работы,

можно будет использовать простой или краткий план сочинения.

Мы считаем, что работа над сочинением по картине, использование предложенных

заданий и методических рекомендаций будет способствовать в работе по развитию речи

Список литературы и источников

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и

дополнениями от 31.12.2015 № 373 «Об утверждении Федерального государственного

Антонова Е.С. Методика обучения русскому языку: учеб. для вузов / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.

Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи

младших школьников / Г.А. Бакулина // Концепт. – 2014.– № 32.– С. 45-47.

Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для вузов / М.Т Баранова. –

Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки - один из приемов формирования у младших школьников

Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – М.:

Читайте также: