Сочинение по песчаной учительнице

Обновлено: 06.07.2024

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Художественное своеобразие

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

1) Автор произведения — Платонов Андрей Платонович

3) Данное произведение рекомендуется к прочтению в 6 классе

4) Жанр произведения — рассказ

6) Действие в рассказе происходит в 1920-х годах в далеком селе Хошутово.

7) Основные герои:

Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница.

С детства увлекалась географией, повзрослев, успешно окончила педагогические курсы. Любовь и забота отца позволили девушке обойти стороной ужасы Великой Отечественной войны. Безусловно, хочется быть похожей на данную героиню, потому что сквозь строки, в которых автор описывает особенности поступков Марии, можно ощутить, насколько силен и напорист ее характер, каково ее желание быть полезной обществу, бескорыстно помогать нуждающимся. Эти качества заслуживают внимания и уважения.

8)

История начинается с того, что молодая учительница Мария Нарышкина была направлена в село Хошутово, которое было занесено песками. Жители не могли совладать со стихией, которая превратила их жизнь в отчаянную и безуспешную борьбу с песком. На занятия приходило всё меньше и меньше учеников в связи с бедностью и голодом. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Полезный материал по теме:

Герои и образы

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Появление кочевников

На третий год появились кочевники. Они истребили посевы и вычерпали воду. Молодая учительница отправилась к вождю племени и попросила его перестать грабить степь. Тот выслушал Марию, но сказал, что выгонять их несправедливо. Тогда Нарышкина договорилась с ним разумно расходовать ресурсы местности.


Учительница отправилась с докладом в отдел народного образования. Ей предложили перевестись в Сафуту. Там жили оседлые кочевники, которые нуждались в обучении. Тогда Нарышкина согласилась на смену места жительства.

Учительнице было жалко проводить молодость в глуши, но судьбы двух народов беспокоили ее. Поэтому она решила посвятить жизнь спасенью людей. На прощание Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге. Заведующий был поражен самоотверженностью девушки. Он сказал, что она может управлять народом. Ему было жаль ее, но если в пустыне вырастет дерево, то все люди будут благодарны.

В читательский дневник можно внести личные впечатления от прочитанного. Для пересказа нужно составить опорный план с основными событиями сюжета.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Прообраз платоновской учительницы

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Личность Платонова

Платонов рассуждает о жизни людей на планете. Автор размышляет о непригодных местах для проживания человека. Таких мест на Земле хватает. Тогда Платонов обращает внимание на Россию, на свою родину. Писатель изображает тундру, болота, сухие степи, пустыни – все места, в которых людям трудно выживать. Автор делает вывод, что жить можно и в таком пространстве, но его нужно изменить, адаптировать под свои нужды. В этой адаптации людям поможет наука, революция, достижения энергетики.

Из истории написания произведения

Писатель основал сюжетный костяк произведения на реальных фактах из биографии женщины по имени Мария Кашинцева.

Прототип учительницы

История с выбором прототипа для произведения настолько интригует, что на этом моменте следует остановиться детальнее. Девичья фамилия женщины – Кашинцева. Мария Александровна в период написания текста была невестой автора, позже стала женой Платонова. Об этом, в частности, пишет историк литературы Алексей Варламов.

Автор произведения обращает свой взор к 1921-му году. В это время Мария занималась ликвидацией безграмотности в воронежских селах. Кашинцева уезжает за шестьдесят километров от города. Причина кроется не только в благородных побуждениях женщины. Марию волновали отношения с Платоновым, сложности во взаимодействии с писателем. Отъезд был бегством от этих отношений.

Жизнь Марии Кашинцевой

В 1921-м девушка училась в университете. Мария решает принять участие в программе, нацеленной на ликвидацию безграмотности.

В этой книге Мария писала, что желала убежать от чувств, поэтому и решилась на участие в программе. Девушка переживала, что писатель слишком прочно вошел в ее жизнь, заняв там слишком большое пространство. Чувства беспокоили Марию, и Кашинцева страшно хотела заглушить свою любовь. В результате девушка отправляется подальше от Воронежа и от Платонова.

Андрей Платонов и Мария

Особенности литературного направления текста

Литературное направление, в рамки которого вмещается платоновское произведение, – это реализм. Текст пережил несколько редакций. В частности, вторая редакция содержала реалистическое объяснение появления в деревне русских. Автор уведомляет, что эти жители – переселенцы. Писатель предполагает, что переселенцы оказались в этих землях из-за реформы Столыпина. Реализм обусловил изменение интервала появления в крае переселенцев: автор смещает акцент с пяти лет до пятнадцати. Специалисты, впрочем, сомневаются, что какие-либо причины могли заставить кочевников (по своей природе) остановиться и осесть.

История про укрощение песков отличается бо́льшим реализмом. Воронежская область славится наступающими песками. Эта особенность края часто заставляла переселенцев мигрировать с места на место. Деревни, станицы периодически меняли свою дислокацию.

О жанре произведения

Тематика прозы

В центре повествования – эволюция личности. Писатель детально останавливается на проблеме выбора. Автор доносит до аудитории ключевую мысль: чтобы достичь цели, необходимо совместить решимость с мудростью. Этот рецепт также требует смирения перед трудностями жизни. Платонов обращается к философским вопросам:

  • жертва и воздаяние;
  • благодарность;
  • вдохновение и воодушевление;
  • мудрость;
  • ответственность и недальновидность.

Пятая часть произведения посвящается решению философского вопроса о двух образах жизни. Первый – оседлый, второй – кочевой. Мария вникает в суть замысла советского работника. Героиня радостно и добровольно соглашается быть песчаной учительницей всю жизнь.

Проблемы произведения

Автор поднимает важные проблемы социальной жизни:

  • пренебрежение, которое власти выказывают по отношению к людям (в этом контексте важен эпизод, когда героиню слушают, жмут руку, завершая разговор; но результат разговора – обычный совет, без действия);
  • невыносимо высокие требования к людям, принуждение к самопожертвованию (власть пренебрегает людьми, не стесняясь просить человека отдать жизнь на служение обществу).

Композиция текста

Формальная структура произведения – пять частей. Первая часть – это вступление, экспозиция. Здесь автор дает информацию о героях, об обстоятельствах, в которых оказываются персонажи. Во второй части повествуется о переезде героини в деревню.

В третьей части рассказывается о попытках девушки бороться с безграмотностью. События четвертой части посвящаются изменениям, которые произошли в селении за последние два года. Наконец, кульминация – пятая часть – драматический конец, демонстрирующий бесполезность тяжелой работы героини.

Сюжет рассказа

События первой главы

События второй главы

Мария проводит в деревне три дня. Девушка наблюдает бессмысленный и тяжелый крестьянский труд. Жители села расчищают дворы, которые постоянно заносит песком – так чувствуется близость пустыни.

События третьей главы

Эта часть посвящается попытке героини обучить жителей грамоте. Девушка особенно беспокоится о детях. Вокруг Мария видит ошеломляющую бедность, нехватку ресурсов первой необходимости (вещей, еды, обуви…). Приходят холода. Зима уносит жизнь двоих ребятишек. Мария – благородная девушка, умная и мудрая. Нарышкина понимает: крестьяне не нуждаются в науке. Только одно учение имеет смысл в этих краях – наука о борьбе с песком, о противостоянии пустынной стихии.

Существуют ли учителя, способные в песчаной науке? На этот вопрос власти отвечают девушке так: следует научить крестьян песчаному делу самостоятельно. Тогда учительница обращается к книгам.

События четвертой главы

В этой части рассказывается о трансформациях деревни в последующие два года. Проходит шесть месяцев. Учительница находит способ бороться с песками – это массовое озеленение региона.

Песчаная учительница

Крестьяне медленно принимают нововведения. Потребовалось полгода, чтобы жители деревни принялись высаживать растения. Каждые полгода в деревне отводился месяц на озеленительные работы. Эффективный метод – это высадка шелюги (кустарника). Растение хорошо защищало огороды, сады, колодцы. Деревня начала обрастать соснами.

События пятой главы

Это кульминация произведения. Проходит три года. В этот период случается непоправимое – пески принудили кочевников среднеазиатских пустынь пройти через деревню. Нашествие переселенцев уничтожило результаты труда Марии и крестьян. Растения были вытоптаны, вода из колодца – выпита. Учительница обратилась к главарю переселенцев. Оказалось, что каждое пятнадцатилетие кочевники совершают такую миграцию. Мария также обратилась к властям. Власти предложили учительнице посетить Сафуту – отдаленное селение. В этих краях жили кочевники-переселенцы, которые когда-то осели здесь. Цель учительницы – донести до жителей Сафуты песчаную науку. Мария грустила, но смиренно поехала в село.

Итоги рассказа

Композиция произведения включает этапы процесса развития личности:

  • героиня учится, мечтает о будущем, о применении своих знаний, умений;
  • Мария начинает работать – реальность не имеет ничего общего с радужными мечтами первого периода;
  • усилия дают свои плоды;
  • надежды рушатся, героиня разочаровывается в своей деятельности;
  • Мария осознает свое настоящее предназначение, смиряется, приносит себя в жертву, молчаливо принимает судьбу.

Герои и образы

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Сюжетная линия рассказа

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя — покорителя природы

Главная героиня рассказа - двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром. А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

10. Проблема роли учителя в жизни людей.

11. Проблема долга и ответственности.

12. Проблема личного счастья.

13. Проблема самопожертвования.

14. Проблема нравственного выбора.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по рассказу — Песчаная учительница. Используйте этот материал для написания сочинений на урок литературы и подготовки к ЕГЭ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Так, в рассказе Платонова “Песчаная учительница” главная героиня не опустила руки, когда на её пути встретилась “яма”. Нарышкина за два года своего проживания в пустынном селе смогла превратить его в зеленеющее место. Люди сажали злаки, кое-где была трава, жизнь вернулась к ним. Но на третий год произошло несчастье, которое могло бы остановить Марию, заставить отступить. Кочевники, проезжавшие мимо, накормили своих лошадей всем тем, что так долго и упорно выращивали люди, ничего не осталось. Именно в этот момент главная героиня, согласившись переехать в другое село, не думает о том, что всё это было зря, она знает, что если сейчас она поедет к кочевникам, то сможет предотвратить следующие разорения сёл. “Ямы” встречаются на пути, но если не отступать от своей цели, то никакие препятствия не страшны.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (аргумент)

Книга про меня — аргумент

Рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила дух крестьян – Платонов говорит об этом прямо. Они не способны ничего вырастить ничего.

Тема ценности труда раскрывается перед читателями в произведении. Мария организовывает в селе посадку зеленых насаждений, систему орошения. Я прекрасно понимаю, почему голодное население Хошутово с большим уважением после этого стало относиться к учительнице: ведь она помогла им одолеть пески. Люди, как и думала Мария, теперь пошли за ней, как за лидером. Ранее пустовавшая школа заполнилась местными жителями: как детьми, так и взрослыми. Они с большим вниманием слушали юного педагога и впитывали знания. Говорят, Андрей Платонов написал образ героини “Песчаной учительницы” со своей собственной жены.

Будучи еще невестой, она надолго уезжала в деревню, боролась там с безграмотностью. Ее труд, как и труд литературной героини Платонова, принес много пользы. Однозначно эта книга находит отклик в моей душе, а также среди других читателей.

Что такое верность профессии? — аргумент

На мой взгляд, одним из главных положительных качеств человека является преданность своему делу, профессиональному долгу. Верность профессии — это самоотдача, самопожертвование и бескорыстное исполнение своих обязанностей. Если человек по-настоящему предан своему делу, то он исполняет работу не ради собственной выгоды, а во благо людей, старается нести в мир добро, свою помощь, быть полезным обществу.

Мечта и реальность — аргумент

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

Надежда и отчаяние — аргумент

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание? Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю. Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром. А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей заработка.

Читайте также: