Сочинение по максиму горькому болесь

Обновлено: 02.07.2024

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году и вскоре принесла автору мировую известность. В этом произведении были затронуты самые злободневные проблемы современности, поэтому пьеса сразу привлекла к себе внимание русской общественности.

Этой пьесой Горький завершил цикл произведений о “босяках”. Наблюдение за миром “бывших людей”, оказывало влияние на формирование социального сознания самого автора.

В сравнении с рассказами, написанными в 90-х годах XIX века, в пьесе представлены более глубокие социально-психологические

Когда Горький писал образы обитателей ночлежки, он стремился представить их наиболее обобщенно с социально-философской точки зрения. Практически у всех героев имелись свои “двойники” из реальной жизни. У каждого “босяка” своя жизненная история, сложная и неоднозначная.

В начале XX века в России разразился острый промышленный и экономический кризис. Суровая картина действительности нашла свое отражение в пьесе, и она стала своеобразным приговором существующему общественному строю, который выбросил на “дно жизни”

Пьеса “На дне” обладает колоссальной силой обличения. Горький утверждал, что общество, уничтожившее в человеке человеческое, не может существовать. Поэтому в конце каждого действия пьесы происходит смерть одного из обитателей ночлежки. Цепь из разнообразных (от естественной до убийства) смертей символизирует трагедию жизни такого общества.

Поэтому и жанр пьесы определяется как трагедия, отличительной особенностью которой является максимальная правдивость и реалистичность.

На примере жизни Клеща раскрывается проблема “дна” и “хозяев”, которая приобретает политическое звучание. Горький выступал против всяческих проявлений утешительства, считая их одной из форм примирения с действительностью.

Проблема утешающих иллюзий становится темой многих произведений Горького (“Проходимец”, “Болесь”, “Читатель”), но наиболее полно она раскрывается в пьесе “На дне”. Писатель разоблачает эту проблему в различных ее проявлениях и осуждает тех, кто слепо поддается иллюзиям утешителей.

Главным вопросом пьесы является вопрос о том, что лучше, сострадание или истина? Стоит ли до того доводить сострадание, чтобы пользоваться, как Лука, ложью? Вокруг этой проблемы в пьесе разворачиваются горячие споры о смысле жизни человека, о будущем.

Собственное неприятие автором философии утешительства выражается через высказывания Сатина, который называет ложь религией рабов и хозяев (одних она поддерживает, а другие ею прикрываются).

Этой лживой философии покорности писатель противопоставил правду о человеке свободном, который отвергает унижающую его жалость. Человек сам создает свое будущее, он имеет огромные возможности и потенциал. Человека не надо унижать жалостью, его нужно уважать и ценить.

Проблема “дна” ярко представлена на примере судьбы Наташи. Этот образ разительно отличается от прочих обитателей ночлежки. В девушке ясно видны чистота, достоинство и гордость, именно эти качества пленили Пепла. Но сумеет ли Наташа сохранить их?

Скорее всего, нет. Доказательством этому может служить пример ее сестры Василисы. Они с Наташей имеют много общего.

Василиса обладает такой же волей и прямотой. Очевидно, раньше она была такой же, как Наташа, но жизненные обстоятельства сделали ее “гадиной”. Сама Василиса признается, что жалеет Наташу, но ничего не может поделать с собой, и поэтому мучает сестру.

Возможно, в будущем Наташа станет такой же.

Пьеса “На дне” носит социально-философский характер. В ней нет положительных героев, но их здесь и не должно быть. Главной идеей пьесы является идея о том, что абсолютно каждый человек имеет право быть счастливым.

Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу — о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему — общий. Поэтому сочинение по творчеству Горького можно писать с разнообразных сторон. В данной статье приведены примеры и темы для сочинений.

Сочинение по творчеству Горького − 11 класс

Вариант 1

Я очень люблю творчество Максима Горького. В своих произведениях писатель поднимает достаточно важные проблемы, которые актуальны и в современном мире.

Каждое произведение уникальное и особенное, заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе. Главным заданием творчества писателя я считаю изучение человека, исследование внутреннего мира в разных жизненных ситуациях.

В первом из них писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. Достаточно интересно показана проблема любви. Несмотря на всю красоту и нежность этого чувства, именно оно может отобрать свободу. В рассказе показана борьба между любовью и желанием быть вольным. Как бы странно это не звучало, трагедия гибели героев воспринимается как победа воли и жизни.

Именно из-за таких интересных исследований человеческой души мне больше по душе раннее творчество Горького: романтические произведения, в которых главные герои ищут себя, свое место в жизни, в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.

Вариант 2

Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.

Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,

который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.

Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “Старуха Изергиль”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи

Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.

На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.

Другая история, с которой нас знакомит старуха Изергиль, описывает поступки негативного персонажа. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы. Образ орла выбран М. Горьким не случайно, ведь именно эта птица ведет самостоятельный образ жизни высоко в горах, вдали от людей. Всю жизнь орла сопровождает одиночество, и смерть настигает его одного. Ларра был настоящим эгоистом. С помощью этого персонажа писатель осуждает тех, кто отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Ларра так высоко задрал голову, что не видел никого кроме себя и не замечал своих проступков. Однако такой образ жизни рано или поздно вызывает невыносимую тоску и приносит одни страдания.

Мотив любви к свободе прослеживается в истории Радды и Лойко – вольных цыган, которые предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая никогда не была рабыней сложившейся ситуации, потому что смело выбирала свободу.

М. Горький сумел в своих рассказах передать энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценили свободу. Писатель восхищается созданными характерами, побуждая людей творить, создавать, приносить радость окружающим, используя все существующие возможности.

“Человек в творчестве Горького” — сочинение

Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую непременно нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. Именно поэтому в центре практически каждого его произведения стоит человек, со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.

М. Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы? Ответ легко можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать иx, жертвовать собой благих целей.

Я полностью согласна с М. Горьким в его высказывании, что человек – это звучит гордо. Но только человек настоящий, свободолюбивый, тот, который имеет чувство собственного достоинства, ставит перед собой высокие цели и талантливо достигает их.

Сочинения по творчеству Горького М.

М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Все потому, что уже в первых своих произведениях он выступил новатором. Горьковеды уже в 20–30‑е годы заговорили о горьковском этапе в русской литературе XX века. Во многом они оказались правы.

Главный мотив в этих произведений — это жажда подвига, стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.

Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество, невозможность счастья. Они становятся рабами этого чувства, готовы отдать за свободу жизнь, но утрачивают способность жертвовать чем-то ради любимого человека.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы. ” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”.

Главная заслуга писателя заключается в том, что хилым персонажам с несчастными душонками, пытающимся разобраться в собственных болячках, он противопоставил героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигу во имя высокой идеи. Данко отдает свою жизнь ради спасения других людей. Ведущие образы написаны ярко, колоритно. Это герои не типические, как в литературе критического реализма, они просты, статичны, без развернутой предыстории и психологических характеристик.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений. В своих произведениях писатель отразил эпоху, в которую жил. Особенно это проявляется в его ранних рассказах. Молодой Горький ощущает в себе призвание литератора и пишет несколько романтических произведений, где выступает как автор и оригинальный рассказчик.

Он занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого направления значимость его очень велика.

Автобиографический герой-выходец из низов, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его необыкновенное восприятие природы вносит в рассказы романтическое начало, радость, необычность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него “ходить…”, “учиться и учить”.

Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.

Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.

Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.

Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.

Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.

Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.

В высказываниях Толстого, что весьма примечательно, мало мест; занимают суждения о литературе. Горький замечает по этому поводу:

Первая русская революция, несмотря на её поражение, нанесла непоправимый удар по самодержавию, посеяла страх и растерянность во всем буржуазно-помещичьем лагере не только в России, но и в странах Запада. В то же время революция 1905 года вселила в сознание широчайших масс, трудящихся веру в неизбежность победы над царизмом, над всем буржуазно-помещичьим строем. Когда в период наступления реакции значительная часть буржуазно-дворянской интеллигенции, в том числе писателей, резко повернула вправо, Горький снова возвысил свой голос в защиту революции, в защиту прогрессивной, подлинно народной литературы.

— Бывайте здоровы, пане студент! — и глупо хохотала, увеличивая моё отвращение к себе. Я бы съехал с квартиры, чтоб избавиться от таких встреч и приветствий, но у меня была такая миленькая комнатка, с широким видом из окна, и так тихо было в этой улице… Я терпел.

И вдруг, однажды утром лежу я на койке, стараясь найти какие-либо основания для того, чтоб не идти на лекции, — отворяется дверь, и эта отвратительная Тереза возглашает с порога басом:

— Бывайте здоровы, пане студент!

— Что вам угодно? — говорю. Вижу — лицо у неё смущённое, просительное… Необычное для неё лицо.

— Видите ли, пане, буду я вас просить об одном деле… уж вы сделайте мне его!

Я лежу, молчу и думаю:

— Нужно бы мне, видите, письмо послать на родину, — говорит она, и так умоляюще, тихо, робко.

Встал, сел к столу, взял бумагу и говорю:

— Проходите сюда, садитесь и диктуйте…

Она проходит, осторожно садится на стул и виновато смотрит на меня.

— Ну-с, кому письмо?

— По Варшавской дороге, в город Свенцяны, Болеславу Кашпуту…

Что писать. Говорите…

— Милый мой Болесь… сердце моё… Мой верный возлюбленный… Да сохранит тебя матерь божия! Золотое моё сердце… почему ты так давно не писал своей тоскующей голубке Терезе…

— Он — кто, этот Болесть?

— Болесь, пане студент, — как будто обиделась она на меня за то, что я исковеркал имя. — Он жених мой…

— А чего же пан так удивился? Разве ж у меня, у девушки, не может быть жениха?

У нее, у девушки?!

— О, почему же! Всё бывает… А давно он ваш жених.

— Вот, спасибо вам, пане, за услугу! — говорит мне Тереза, кланяясь. — Может, и я могу вам чем послужить?

— Нет, покорно благодарю!

— А может, у пана рубаха или штаны в дырках?

Чувствую, что этот мастодонт в юбке вогнал меня в краску, и довольно резко заявляю, что не нуждаюсь в её услугах.

Прошло недели две… Вечер. Сижу под окном и свищу, думая, чем бы мне отвлечь себя от себя? Скучно, а погода скверная, идти никуда не хочется, и от скуки я занимался самоанализом, помню. Это тоже довольно-таки скучно, но больше ничего делать не хотелось. Отворяется дверь — слава богу! — кто-то пришёл…

— А что, пан студент не займуется никаким спешным делом?

— Хотела бы попросить пана ещё письмо написать…

— Извольте… К Болесю.

— Нет, теперь уж от него…

— О, глупая женщина! Не так я, пане, сказала, простите! Теперь уж, видите ли, нужно не мне, а одной подруге… то есть, не подруге, а… одному знакомому… Он сам не пишет… а у него есть невеста, как я же вот… Тереза… Так вот, может быть, пан напишет письмо к той Терезе?

Смотрю я на неё — рожа у неё смущённая, пальцы дрожат, путается чего-то — и… догадываюсь!

— Вот что, сударыня, — говорю, — никаких Болесей и Терез у вас нет, и всё это вы врёте. А около меня вам не обрыбиться, и в знакомство вступать я с вами не хочу… Поняли?

Она вдруг как-то странно испугалась, растерялась, начала топтаться на одном месте и стала смешно шлёпать губами, желая что-то сказать и ничего не говоря. Я жду, что из всего этого воспоследует, и вижу, и чувствую, что, кажется, немного ошибся, заподозрив её в желании совратить меня с путей благочестия. Тут как будто бы что-то другое.

— Пан студент, — начала она, и вдруг, махнув рукой, круто повернулась к двери и ушла. Я остался с очень скверным чувством на душе, слышу — у неё хлопнула дверь, громко так — рассердилась, видно, бабища… Подумал и решил — пойду к ней и, позвав её сюда, напишу ей всё, что там надо.

Вхожу в её комнату — вижу, она сидит у стола, облокотилась на него и голову сжала руками.

…Всегда вот, когда я рассказываю эту историю и дойду до этого места, ужасно нелепо чувствую себя… такая глупость! Да-а…

Она вскакивает с места, идёт на меня, сверкая глазами, и начинает, положив мне руки на плечи, шептать — вернее, гудеть своим басом…

— Ну, что ж? Ну? Так! Нет никакого Болеся, нет… И Терезы тоже нет! А вам что? Вам трудно поводить пером по бумаге, да?. Эх, вы! А ещё такой… беленький! Никого нет, ни Болеся, ни Терезы, только я одна есть! Ну, что ж! ну?

— Позвольте, — говорю я, ошеломлённый этим приёмом, — в чем дело? Болеся нет?

— Да, нет! Так что ж?

— А Терезы — тоже нет?

— И Терезы — нет! Я — Тереза!

Ничего не понимаю! Таращу на неё глаза, пытаясь определить, кто из нас сошёл с ума? А она ушла опять к столу, порылась там, идёт ко мне и обиженно говорит:

— Если вам уж так трудно было написать Болесю, то вот оно, ваше писанье, возьмите! А мне и другие напишут…

Вижу — в руке у меня письмо к Болесю. Ф-фу!

— Слушайте, Тереза! Что всё это значит? Зачем вам нужно, чтобы писали другие, если я вот написал, а вы его не послали?

— А к этому… к Болесю?

Решительно ничего не понимаю! Оставалось только плюнуть и уйти. Но она объяснилась.

— Что же? — обиженно заговорила она. — Нет его, так и нет! — И развела руками, как бы не понимая — почему же это его нет? — А мне хочется, чтоб он был… Разве ж я не человек, как все? Конечно, я… я знаю… …Но ведь никому нет вреда от того, что я пишу ему…

— Да ведь его нет?

Ах, Иезус-Мария! Ну что же, что нет, — ну? Нет, а будто бы есть. Я пишу к нему, ну, и выходит, как бы он есть… А Тереза — это я, и он мне отвечает, а я опять ему…

Я понял… Мне стало так больно, так скверно, так стыдно чего-то. Рядом со мной, в Трёх шагах от меня живёт человек, у которого нет на земле никого, кто бы мог отнестись к нему любовно, сердечно, и этот человек выдумывает себе друга!

— Вот вы мне написали письмо к Болесю, а я его дала другому прочитать, и когда мне читают, я слушаю и думаю, что Болесь есть! И прошу написать письмо от Болеся к Терезе… ко мне. Когда такое письмо мне напишут да читают, я уж совсем думаю, что Болесь есть. А от этого мне легче живётся…

…Мой знакомый сдунул пепел с папиросы, задумчиво посмотрел в небо и закончил:

«Н-да-с… Чем больше человек вкусил горького, тем свирепее жаждет он сладкого. А мы этого не понимаем, облечённые в наши ветхие добродетели и глядя друг на друга сквозь дымку самомнения и убеждения в нашей всяческой непогрешимости.

Место человека в обществе – одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек – неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

сочинение по творчеству горького

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

сочинение человек в творчестве горького

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

жизнь и творчество горького

Сочинение по творчеству Горького − 11 класс

Вариант 1

Я очень люблю творчество Максима Горького. В своих произведениях писатель поднимает достаточно важные проблемы, которые актуальны и в современном мире.

Каждое произведение уникальное и особенное, заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе. Главным заданием творчества писателя я считаю изучение человека, исследование внутреннего мира в разных жизненных ситуациях.

В первом из них писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. Достаточно интересно показана проблема любви. Несмотря на всю красоту и нежность этого чувства, именно оно может отобрать свободу. В рассказе показана борьба между любовью и желанием быть вольным. Как бы странно это не звучало, трагедия гибели героев воспринимается как победа воли и жизни.

Именно из-за таких интересных исследований человеческой души мне больше по душе раннее творчество Горького: романтические произведения, в которых главные герои ищут себя, свое место в жизни, в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.

Вариант 2

Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.

Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,

который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.

Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “Старуха Изергиль”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи

Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.

На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.

Другая история, с которой нас знакомит старуха Изергиль, описывает поступки негативного персонажа. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы. Образ орла выбран М. Горьким не случайно, ведь именно эта птица ведет самостоятельный образ жизни высоко в горах, вдали от людей. Всю жизнь орла сопровождает одиночество, и смерть настигает его одного. Ларра был настоящим эгоистом. С помощью этого персонажа писатель осуждает тех, кто отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Ларра так высоко задрал голову, что не видел никого кроме себя и не замечал своих проступков. Однако такой образ жизни рано или поздно вызывает невыносимую тоску и приносит одни страдания.

Мотив любви к свободе прослеживается в истории Радды и Лойко – вольных цыган, которые предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая никогда не была рабыней сложившейся ситуации, потому что смело выбирала свободу.

М. Горький сумел в своих рассказах передать энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценили свободу. Писатель восхищается созданными характерами, побуждая людей творить, создавать, приносить радость окружающим, используя все существующие возможности.

Тема свободы

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

творчество максима горького

“Человек в творчестве Горького” — сочинение

Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую непременно нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. Именно поэтому в центре практически каждого его произведения стоит человек, со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.

М. Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы? Ответ легко можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать иx, жертвовать собой благих целей.

Я полностью согласна с М. Горьким в его высказывании, что человек – это звучит гордо. Но только человек настоящий, свободолюбивый, тот, который имеет чувство собственного достоинства, ставит перед собой высокие цели и талантливо достигает их.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.


Сочинения по творчеству Горького М.

М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Все потому, что уже в первых своих произведениях он выступил новатором. Горьковеды уже в 20–30‑е годы заговорили о горьковском этапе в русской литературе XX века. Во многом они оказались правы.

Главный мотив в этих произведений — это жажда подвига, стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.

Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество, невозможность счастья. Они становятся рабами этого чувства, готовы отдать за свободу жизнь, но утрачивают способность жертвовать чем-то ради любимого человека.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы. ” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”.

Главная заслуга писателя заключается в том, что хилым персонажам с несчастными душонками, пытающимся разобраться в собственных болячках, он противопоставил героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигу во имя высокой идеи. Данко отдает свою жизнь ради спасения других людей. Ведущие образы написаны ярко, колоритно. Это герои не типические, как в литературе критического реализма, они просты, статичны, без развернутой предыстории и психологических характеристик.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений. В своих произведениях писатель отразил эпоху, в которую жил. Особенно это проявляется в его ранних рассказах. Молодой Горький ощущает в себе призвание литератора и пишет несколько романтических произведений, где выступает как автор и оригинальный рассказчик.

Он занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого направления значимость его очень велика.

Автобиографический герой-выходец из низов, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его необыкновенное восприятие природы вносит в рассказы романтическое начало, радость, необычность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него “ходить…”, “учиться и учить”.

Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.

Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.

Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.

Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.

Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.

Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.

В высказываниях Толстого, что весьма примечательно, мало мест; занимают суждения о литературе. Горький замечает по этому поводу:

Образ человека в позднем творчестве

романтическое творчество горького

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Читайте также: